г. Пермь |
|
22 декабря 2014 г. |
Дело N А50-12478/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
от заявителя ООО Научно-техническая фирма "ОМКС" (ОГРН 1025901607973, ИНН 5908005010) - Тиньгаева Е.В., паспорт, доверенность от 20.05.2014 года; Рябчевских В.Г., паспорт, доверенность от 20.005.2014 года;
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537) - Виноградова Н.Н., паспорт, доверенность от 16.04.2014 года;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 сентября 2014 года
по делу N А50-12478/2014,
принятое судьей Алексеевым А.Е.
заявлению ООО Научно-техническая фирма "ОМКС" (ОГРН 1025901607973, ИНН 5908005010)
к Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537)
об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью научно-техническая фирма "ОМКС" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 04.06.2014 N 2041/17л.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26 сентября 2014 года требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, отделение Фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы отделение Фонда указывает на то, что для получения права на применение пониженного тарифа в данном случае доля доходов организации от реализации продукции и (или) оказанных услуг по указанному в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ виду деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов. ООО Научно-техническая фирма "ОМКС" осуществляет два вида деятельности, при этом, по коду ОКВЭД 29 доля доходов составляет 58,9 %, по коду ОКВЭД 28 доля доходов составляет 40,4 %, соответственно, исходя из требований ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ ни один из них не является основным видом деятельности. Сумма дохода в процентном отношении, необходимая для применения пониженного тарифа по п.8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, должна быть получена по одному из видов деятельности, указанных в п. 8 4.1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Учитывать общую сумму дохода по двум различным видам деятельности, неправомерно, поскольку такой порядок не предусмотрен Законом N 212-ФЗ. Основной вид деятельности, по доле которого определяется право на пониженный тариф по п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, может быть только один. Основания для применения страхователем пониженного тарифа с размере 0% отсутствуют.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель отделения Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители заявителя возражали против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, отделением Фонда в отношении ООО Научно-техническая фирма "ОМКС" проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Результаты проверки оформлены актом от 22 апреля 2014 года N 2041/17л (л. д. 10-13).
Камеральная проверка проведена на основе уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2013 год, представленного обществом 17.03.2014, копии налоговой декларации по УСН за 2012 год с отметкой налогового органа о принятии, копии налоговой декларации по УСН за 2013 год с отметкой налогового органа о принятии, копии книги учета доходов и расходов за 2013 год.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки отделением Фонда принято решение от 04 июня 2014 года N 2041/17л о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Указанным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 10343,86 руб. за неполную уплату сумм страховых взносов в результате неправильного исчисления доли доходов от основного вида деятельности. Обществу также предложено уплатить в добровольном порядке дополнительно начисленные страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 333061,43 руб. (л. д. 17-19).
Основанием для доначисления взносов и штрафа явились выводы отделения Фонда о необоснованном применении обществом пониженного тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением отделения Фонда, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования пришел к выводу о правомерности применения обществом пониженного тарифа страховых взносов.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 настоящего Федерального закона.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, применяются следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1 процента; территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 процента (ст. 12 Закона N 212-ФЗ).
В статье 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
Подпунктом "к" п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что право на применение пониженного тарифа страховых взносов обладают организации и индивидуальные предприниматели, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются производство машин и оборудования.
В соответствии с ч. 1.4 ст. 59 Федерального закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 г. N 216н утверждены форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения Форма 4-ФСС и порядок ее заполнения.
Указанной формой расчета предусмотрено заполнение таблицы 4.3 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ".
В силу п. 18 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения указанная Таблица заполняется организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения и осуществляющими основной вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, и применяющими тариф страховых взносов, установленный частью 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ.
Согласно п. 19 Порядка заполнения формы расчета 4-ФСС при заполнении таблицы:
- по строке 1 указывается сумма доходов, определяемая в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации нарастающим итогом с начала отчетного (расчетного) периода;
- по строке 2 указывается сумма доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду экономической деятельности, определяемая в целях применения части 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ;
- по строке 3 указывается доля доходов, определяемая в целях применения части 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ. Значение показателя рассчитывается как отношение значений строк 2 и 1, умноженное на 100.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в таблице 4.3 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2013 год обществом указано, что доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, составляет 99,3 процентов (л. д. 25).
При этом суд первой инстанции указал, что по данным книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в 2013 году обществом были получены доходы от видов деятельности, которые классифицируются по кодам 28.30.9 и 29.22.9 ОКВЭД (л. д. 96-131).
Согласно подразделу DJ Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) по коду 28 классифицируется производство готовых металлических изделий, а по коду 29 (Подраздел DK) -производство машин и оборудования.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что деятельность организации по проведению экспертизы промышленной безопасности является специфичной, и при этом оба вида деятельности являются для общества основными.
Из материалов дела следует, что Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору выдана единая лицензия N ДЭ-00-008608 (КП) от 17 апреля 2008 г., где К - котельное оборудование, П - подъемные сооружения. Для выполнения работ по экспертизе промышленной безопасности оборудования по обоим ОКВЭД применяются одинаковые методы неразрушающего контроля с применением одного оборудования: визуально-измерительный, акустический, вихретоковый, капиллярный.
Для ремонта металлоконструкций оборудования по обоим ОКВЭД используется одно и то же оборудование. При выполнении работ по обоим видам деятельности используются одни и те же специалисты, аттестованные на право работы по вышеперечисленным методам неразрушающего контроля, которым выданы единые квалификационные удостоверения, в которых:
а) перечислены методы контроля - ВИК- визуально-измерительный, ПВК-проникающими веществами капиллярный, УК- ультразвуковой, ВК - вихретоковый.
б) перечислены коды оборудования, по которым можно применять данные виды контроля - 1.1, 1.2, 1.3 и т.д. - объекты котлонадзора, 3.1, 3.2, 3.7 и т.д. - подъемные сооружения.
При этом, предприятия-заказчики, имеющие грузоподъемное и емкостное, работающее под давлением, оборудование заключают на экспертизу и ремонт данного оборудования единые договоры.
Кроме того, доля объемов выполняемых работ по каждому из видов деятельности в общем объеме работ на протяжении всего периода деятельности предприятия остается примерно одинаковой и распределяется в следующих пропорциях: ОКВЭД 29 - 56-58 %, ОКВЭД 28 - 43-41%. Из этого видно, что ни один из видов деятельности не занимает в общих объемах выполняемых работ доминирующую позицию. Данное соотношение объемов складывается из объективных общих цифр соотношения всех зарегистрированных единиц техники по ОКВЭД 29 и ОКВЭД 28 в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что разделение деятельности, осуществляемой обществом в рамках единой лицензии, носит технический, формальный характер, и не может лишать общество права на применение установленной законом льготы.
Основанием для привлечения общества к ответственности послужили выводы отделения Фонда о неправомерном применении обществом пониженного тарифа при исчислении страховых взносов при отсутствии права на его применение.
Согласно п. 1 ст. 40 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.
В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов: 1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; 2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; 3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; 4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности (п. 9 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем в нарушение вышеупомянутых норм закона, ни акт камеральной проверки от 22 апреля 2014 года N 2041/17л, ни решение от 04 июня 2014 года N2041/17л не содержат конкретных обстоятельств правонарушения, сведений о суммах уплаченных страховых взносов, о документах, на основании которых фонд пришел к выводу о неправомерности применения обществом пониженного тарифа.
В указанных документах содержатся лишь ссылки на неправомерное применение обществом пониженного тарифа, без указания на то, в результате каких действий общества применялся пониженный тариф, отсутствуют ссылки на неправильное указание данных в таблице 4.3 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2013 год, а также на документы, из которых следовало бы, что обществом неверно указаны виды деятельности, либо неверно определены доходы от них.
На основании каких данных и документов Фондом сделан вывод о неправомерном применении Обществом пониженного тарифа из материалов дела не усматривается.
Таким образом, из представленных фондом доказательств (в том числе Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, на 2013 год) не представляется возможным сделать вывод о неправомерности применения Обществом пониженного тарифа страховых взносов.
Поскольку основания для доначисления страховых взносов заинтересованным лицом не доказаны, суд правомерно признал недействительным решение отделения Фонда о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 04.06.2014 N 2041/17л.
Доводы Фонда, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и представленных доказательств, оснований для переоценки которых, апелляционный суд не усматривает.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 сентября 2014 года по делу N А50-12478/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12478/2014
Истец: ООО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ФИРМА "ОМКС"
Ответчик: ГУ - ПЕРМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2015 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1663/15
15.04.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1663/15
10.04.2015 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15133/14
10.03.2015 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1663/15
22.12.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15133/14
26.09.2014 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-12478/14