г. Пермь |
|
23 декабря 2014 г. |
Дело N А60-25868/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Васевой Е. Е., Варакса Н. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т. В.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Святая Русь" (ОГРН 1056601071383, ИНН 6619010044): не явились;
от заинтересованного лица - Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Свердловской области (ОГРН 1036603992193, ИНН 6608005765): не явились;
от третьих лиц - Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", Лысова Александра Николаевича: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Святая Русь"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 сентября 2014 года
по делу N А60-25868/2014,
принятое судьей Гнездиловой Н. В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Святая Русь"
к Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Свердловской области,
третьи лица: Государственное казенное учреждение Свердловской области "Управление автомобильных дорог", Лысов Александр Николаевич
о признании недействительным пункта 2 предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Святая Русь" (далее - заявитель, общество, ООО "Святая Русь) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным п. 2 предписания N 74 М от 16.06.2014, вынесенного главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Свердловской области Ю. А. Деминым.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.09.2014 (резолютивная часть объявлена 23.09.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает на то, что при рассмотрении дела судом не дана оценка противоречиям о месте нахождения кафе на том или ином участке дороги. Полагает, что поскольку автодорога районного значения "д. Зобнино - д. Ольховка" является дорогой 4 категории районного значения, на нее не распространяются требования указанных в предписании нормативных актов для оборудования съездов и выездов с прилегающей территории. Отмечает, что судом не дана оценка тому факту, что 24.07.2013 комиссией в составе помощника прокурора Ачитского района Свердловской области и ведущего эксперта ФКУ "Уралуправдор" был составлен акт проверки законодательства о безопасности дорожного движения владельцем кафе "Святая Русь", в п. 4 которого указано, что въезд на территорию объекта осуществляется на расстоянии 100 м от автодороги федерального значения с автодороги районного значения, что соответствует требованиям п. 14.2.5 "ВСН 25-86 Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах". Ссылается на применение судом недействующего нормативного акта - Постановления Правительства Свердловской области от 29.12.2001 N 870-ПП. Оспариваемое в части предписание, по мнению общества, нарушает права ООО "Святая Русь" на пользование имуществом и осуществление предпринимательской деятельности.
ГКУ СО "Управление автодорог" по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, отзывов на жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч.ч. 3, 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 16.06.2014 главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Свердловской области Ю. А. Дёминым ГКУ СО "Управление автодорог", в чьем ведении на праве оперативного управления находится спорная автодорога, было выдано предписание N 74-М, в п. 2 которого указано: в целях обеспечения безопасности дорожного движения ликвидировать примыкания, не отвечающие требованию безопасности дорожного движения, в том числе а/д подъезд к д. Зобнино от автодороги "Пермь - Екатеринбург" 216 км +740 м на км 0+70 метров слева кафе "Святая Русь".
Полагая, что п. 2 указанного предписания является неправомерным, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности оспариваемого в соответствующей части предписания, отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
Основными задачами в сфере регулирования безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движении").
В соответствии со статьей 3 данного Закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 12 названного Федерального закона N196-ФЗ установлено, что содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 4 Закона).
В соответствии с п. 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (далее - Положение), Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу абз. 1, 3 подп. "а", подп. "т" п. 11 Положения на Госавтоинспекцию возлагаются: осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений; выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, и принятие мер по их устранению.
В соответствии с подп. "б" п. 12 Положения Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
В силу п. 1 Наставлений по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.09.1999 N 1892), наставление определяет порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 3 Наставлений выполнение контрольных, надзорных и разрешительных функций, возлагается на отделы, отделения, группы дорожной инспекции и организации движения (далее "служба ДИиОД"), входящие в структуру Главного управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Службы общественной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее "ГУГИБДД СОБ МВД России"), управлений (отделов, отделений) Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее "ГИБДД") МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, районов в городах или иных муниципальных образований, на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях, а также на сотрудников указанных подразделений ГИБДД, на которых возложены в установленном порядке эти обязанности.
Таким образом, органы ГИБДД уполномочены осуществлять контроль за состоянием дорог и ситуаций, препятствующих безопасности дорожного движения; давать предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что оспариваемое в части предписание направлено на устранение нарушений нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оно вынесено уполномоченным органом.
Оспариваемый п. 2 предписания содержит указание на допущенные нарушения, действия, которые лицо, которому оно выдано, должно совершить для устранения нарушений законодательства. Порядок вынесения предписания, вопреки доводам апеллятора, соответствует требованиям действующего законодательства.
Выдача предписания ГКУ СО "Управление автодорог", являющемуся лицом, ответственным за состояние спорной дороги, обязанным содержать ее в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, не противоречит требованиям действующего законодательства.
По вопросу выявленного нарушения, изложенного в оспариваемом п. 2 предписания, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности" (далее - Федеральный закон N257-ФЗ) объекты дорожного сервиса - это здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Частью 1 ст. 22 указанного Закона регламентировано, что размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
Согласно п. 5.22 СНиП 2.05.02-85 при примыкании объектов (в том числе зданий и сооружений) к автодорогам I-III категорий устройство переходно-скоростных полос обязательно. Пункт 5.23 устанавливает размеры полос.
Пунктом 5 Правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.03.1969 N 129, установлено что "устройство примыканий к автомобильным дорогам и съездов с автомобильных дорог может осуществляться только по согласованию с соответствующими дорожными органами и должно выполняться с соблюдением действующих строительных норм и правил".
На данный момент указанные требования установлены также п. 6 ст. 22 Федерального закона N257-ФЗ; пунктами 8, 11-12 Постановления Правительства Свердловской области от 10.11.2010 N 1634-ПП "Об утверждении Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального значения" (в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.11.2012 N1271-ПП "О внесении изменений в порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального значения, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 10.11.2010 N 1634-ПП").
В соответствии с п.п. 6, 7 ст. 22 Федерального закона N 257-ФЗ объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения. За оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам взимается плата на основании заключаемого с владельцами автомобильных дорог договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге.
Согласно п. 5.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" здания и сооружения обслуживания участников дорожного движения размещают на дорогах в пределах придорожных полос в соответствии с нормами проектирования и планами строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения. При размещении зданий и сооружений обслуживания движения необходимо учитывать наличие электроснабжения, водоснабжения, обслуживающего персонала, а также возможность дальнейшего развития сооружений.
Пунктом 5.5.25 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что на дороге должны быть установлены дорожные знаки на нормируемых ГОСТ Р 52289 расстояниях от сооружений обслуживания движения и у съездов к ним.
Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги регионального значения объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия, выданного в письменной форме владельцем автомобильной дороги (п. 8 Постановления Правительства Свердловской области N 1634-ПП).
В силу п. 12 указанного Постановления N 1634-ПП объекты дорожного сервиса должны быть обустроены в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми владельцем автомобильной дороги регионального значения, площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с автомобильной дороги регионального значения. При примыкании к автомобильной дороге регионального значения подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.
С 2001 года по 2012 год изложенные требования вытекали также из Постановления Правительства Свердловской области от 29.12.2001 N 870-ПП "Об утверждении Положения о размещении объектов дорожного сервиса на территориальных автомобильных дорогах", где указано, что размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов по разрешению СОГУ "Управление автодорог" и согласованию с Управлением ГИБДД ГУВД Свердловской области (п. 14).
При примыкании к автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения (п. 17).
Судом первой инстанции по материалам дела, из пояснений участвующих в деле лиц установлено, что при проведении проверки сотрудниками ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области состояния автомобильной дороги "Подъезд к д. Зобнина от км 216+740 а/д "г. Пермь - г. Екатеринбург" было установлено, что примыкание к объекту дорожного сервиса ООО "Святая Русь" не отвечает требованиям указанных выше нормативных документов - отсутствуют дорожные знаки, освещение, не обустроена система водоотведения, примыкание произведено без получения соответствующих технических условий от владельца автодороги.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения в адрес ГКУ СО "Управление автодорог", в чьем ведении на праве оперативного управления находится автомобильная дорога регионального значения, предписания от 16.06.2014 N 74 М.
Кафе "Святая Русь" находится у перекрестка дороги 217+300 метров автодороги "Пермь-Екатеринбург"-Зобнина, то есть объект располагается в придорожных полосах двух автомобильных дорог - федеральной и региональной.
При этом, заезд-выезд с объекта дорожного сервиса, расположенного на км 217+300 метров автодороги "Пермь-Екатеринбург"-Зобнина, осуществляется через автодорогу регионального значения - "Подъезд к д. Зобнина от км 216+740 а/д "г. Пермь - г. Екатеринбург", то есть владелец объекта дорожного сервиса осуществил обустройство примыкания своего объекта к дороге Свердловской области.
В нарушение вышеприведенных правовых положений, объект дорожного сервиса заявителя не имеет установленного в соответствии с законом примыкания к автодороге.
Доказательств того, что заявитель обращался к владельцу региональной дороги для получения технических условий на обустройство примыкания своего объекта к региональной автодороге, с ним был заключен договор о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге, заявителем не представлено.
Ссылки апеллятора на то, что автодорога районного значения "д. Зобнино - д. Ольховка" является дорогой 4 категории, в связи с чем на нее не распространяются требования указанных в предписании нормативных актов для оборудования съездов и выездов с прилегающей территории, апелляционным судом исследованы и отклонены.
Как следует из материалов дела, предписание и действия по его выполнению осуществлены в отношении автодороги регионального значения "Подъезд к д. Зобнина от км 216+740 а/д "г. Пермь - г. Екатеринбург", которая находится в собственности Свердловской области, и не является районной дорогой.
Более того, учитывая, что объект дорожного сервиса кафе "Святая Русь" находится также в придорожной полосе автомобильной дороги федерального значения "Пермь-Екатеринбург", соответствующие доводы заявителя не имеют какого-либо правового значения, как не свидетельствующие об отсутствии необходимости соблюдать вышеизложенные требования действующего законодательства.
Ссылки апеллятора на акт проверки законодательства о безопасности дорожного движения владельцем кафе "Святая Русь" от 24.07.2013, в п. 4 которого указано, что въезд на территорию объекта осуществляется на расстоянии 100 м от автодороги федерального значения с автодороги районного значения, что соответствует требованиям п. 14.2.5 "ВСН 25-86 Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах", правильность позиции общества не подтверждают, выводов суда при совокупности изложенного не опровергают. Более того, "ВСН 25-86 Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах" утратил силу с 1 июля 2002 года. Кроме того, в п. 5 указанного акта содержится вывод о том, что установленное отсутствие переходно-скоростных полос на съезде с дороги федерального значения "Пермь-Екатеринбург" к объекту дорожного сервиса кафе "Святая Русь", противоречит п. 6 ст. 22 Федерального закона N 257-ФЗ.
Сославшись на Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2001 N 870-ПП, суд первой инстанции не допустил применение недействующего нормативного правового акта, судом прямо указано, что требования, изложенные в действующих нормативных правовых актах, вытекали также с 2001 года по 2012 год из Постановления Правительства Свердловской области от 29.12.2001 N 870-ПП.
При установленных обстоятельствах и правовом регулировании, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обжалуемое в части п. 2 предписание, вынесенное заинтересованным лицом в пределах его полномочий, соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку при примыкании объекта дорожного сервиса должны соблюдаться условия безопасности дорожного движения, а спорное примыкание не соответствовало требованиям вышеизложенных норм и правил, что создало реальную угрозу для безопасности дорожного движения.
Совокупность оснований, указанных в ст.ст. 198, 201 АПК РФ для признания оспариваемого в части ненормативного акта недействительным, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций не установлена.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба общества не содержит.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба общества удовлетворению - не подлежат.
Поскольку обществом при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб., заявителю апелляционной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная по платежному поручению N 189 от 27.10.2014 государственная пошлина в сумме 1 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 сентября 2014 года по делу N А60-25868/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Святая Русь" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Святая Русь" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 189 от 27.10.2014.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-25868/2014
Истец: ООО "Святая Русь"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ", Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Свердловской области
Третье лицо: Лысов Александр Николаевич