г. Санкт-Петербург |
|
22 декабря 2014 г. |
Дело N А26-5997/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Аносовой Н.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Бебишевой А.В.
при участии:
от истца: не явился - извещен
от ответчика: Коробкова Т.С. - доверенность от 13.10.2014, Архипова М.А. - доверенность от 09.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25841/2014) ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Питкяранта Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.09.2014 по делу N А26-5997/2014 (судья Гарист С.Н.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Карьероуправление "Мосавтодор"
к Государсвтенному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Питкяранта Республики Карелия
об обязании произвести зачет суммы процентов
установил:
открытое акционерное общество "Карьероуправление "Мосавтодор", ОГРН 1035008374972, адрес: 141302, Московская область, город Сергиев Посад, улица Фестивальная, 10 (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об обязании Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Питкяранта Республики Карелия, адрес: 186810, город Питкяранта, улица Победы, дом 12 (далее - Управление) произвести зачет суммы 7 390, 04 руб., которую составляют проценты, начисленные на сумму излишне взысканных страховых взносов.
Решением от 11.09.2014 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление, считая, что решение суда первой инстанции было вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела с нарушением норм материального права, просит отменить указанное решение.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
От общества поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Общества.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 19.09.2011 по 18.10.2011 Управлением в отношении общества была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2010 по 30.06.2011.
По результатам проверки составлен акт от 16.12.2011 N 009/008/17-2011 и принято решение от 27.01.2012 N 009/008/12-2011 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно которому ОАО "Карьероуправление "Мосавтодор" привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N212-ФЗ в виде штрафа в размере 105558, 40 руб.
Также обществу было предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 527942 руб., пени в размере 64236, 24 руб.
На основании вступившего в силу решения N 009/008/12-2011 и в соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ, обществу направлено требование от 01.03.2012 N1165 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которым предложено уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов в добровольном порядке.
Требование исполнено обществом в добровольном порядке.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 23.05.2012 по делу N А26-2322/2012 и постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 были частично удовлетворены требования ОАО "Карьероуправление "Мосавтодор" о признании недействительным решения Управления в части вывода о занижении обществом базы для начисления страховых взносов на суммы, выплаченные в качестве компенсации стоимости проезда работников общества и не работающих членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, и в части вывода о занижении базы на суммы среднего заработка, сохраняемого за дни отдыха в связи с уходом за детьми-инвалидами.
По результатам разрешения дела в судебном порядке общество обратилось в Управление с заявлением от 01.03.2013 г. о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов в сумме 82144, 56 руб.
Решением от 11.03.2013 N 009 008 13 РЗ 0001491 в осуществлении возврата указанной суммы обществу было отказано, в связи с наличием задолженности по страховым взносам и пени.
Управлением принято решение о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов от 11.03.2013 N 009 008 13 РЗ 0001489, в соответствии с которым Управлением в счет имеющейся задолженности произведен зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов в размере 74 981, 33 руб.
Поскольку суммы страховых взносов зачтены ОАО "Карьероуправление "Мосавтодор" без начисленных на основании части 9 статьи 27 Закона N 212-ФЗ процентов, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен статьей 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 27 Закона N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном этой статьей.
Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности в соответствии со статьей 26 данного Федерального закона.
Решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Форма решения о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, а также форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Закона N 212-ФЗ заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.
В силу пункта 7 статьи 27 Закона N 212-ФЗ в случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 указанной статьи, процентов на эту сумму.
В силу пункта 9 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов.
Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной 1/300 действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Из пункта 14 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает, что при возврате излишне взысканных страховых взносов и пени уплачиваются проценты на сумму излишне взысканных средств со дня, следующего за днем взыскания по день фактического возврата.
Материалами дела установлено, что обязанность по уплате начисленных в ходе выездной проверки страховых взносов, пени и санкций на основании требования Управления исполнена Обществом 12.03.2012.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А26-2322/2012 решение Управления, принятое по итогам выездной проверки признано частично недействительным.
Зачет излишне взысканных сумм страховых взносов, пени и санкций произведен Управлением на основании заявления Общества 11.03.2013 без начисления процентов, предусмотренных ст. 27 Федерального закона N 212-ФЗ.
Поскольку обязанность Управления по начислению процентов на суммы излишне взысканных страховых взносов, пени и санкций исполнена не была, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества и обязал произвести начисление процентов в сумме 7390,04 рубля и произвести их зачет.
Доводы Управления о том, что денежных средства, перечисленные Обществом по требованию Управления подлежат квалификации как излишне уплаченные, в связи с чем начисление процентов по ст. 27 Федерального закона N 212-ФЗ неправомерно, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно пункту 3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Исходя из системного анализа статей 19, 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, а также с учетом положений статьи 22 названного Закона процедура принудительного взыскания задолженности по страховым взносам и пени проходит несколько взаимосвязанных этапов, начиная с выставления требования, вынесения решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и направления инкассового поручения в банк и заканчивая решением о взыскании недоимки за счет имущества плательщика страховых взносов.
Таким образом, выставление требования об уплате страховых взносов, пени является государственной мерой принудительного характера, поскольку данный ненормативный акт (требование) обязывает плательщика страховых взносов его исполнить.
Изложенная позиция подтверждается в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005 N 13592/04 по делу N А03-13136/03-3.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно принята правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.04.2012 N 16551/11.
Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности: самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет.
Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.
Установление Кодексом различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов (с момента взыскания или с момента просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, было произведено.
Анализ положений ст. 26 и 27 Федерального закона N 212-ФЗ с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.04.2012 N 16551/11, позволяет сделать вывод о том, что денежные средства, уплаченные Обществом на основании требования Управления, выставленного по результатам выездной налоговой проверки, решение по которой признано частично недействительным, подлежат квалификации как излишне взысканные.
Согласно позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О, возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании признанного впоследствии незаконным (недействительным) требования об уплате налога, с начисленными на них процентами является обязанностью налоговых органов.
Таким образом, денежные средства, уплаченные Обществом по требованию от 01.03.2012 N 1165, являются излишне взысканными и подлежат возврату с начисленными процентами.
Расчет процентов, подлежащих начислению на сумму излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафа с даты их уплаты по дату их фактического зачета Управлением (с 13.03.2012 по 11.03.2013), судом первой инстанции проверен и правомерно признан обоснованным.
Возражений относительно суммы процентов сторонами ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции заявлено не было.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку на дату подачи Обществом заявления о возврате денежных средств, у плательщика страховых взносов имелась задолженность перед соответствующим бюджетом, в связи с чем в возврате денежных средств отказано, а произведен зачет, что исключает начисление процентов, подлежит отклонению.
Из пункта 14 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает исключений при начислении процентов на сумму излишне взысканных страховых взносов, пени и санкций, при осуществлении зачета излишне взысканных денежных средств в счет имеющейся недоимки.
Кроме того следует отметить, что недоимка обеспечивается пенями, начисленными в соответствии с положениями Федерального закона N 212-ФЗ.
Податель жалобы полагает, что к спорным правоотношениям подлежит применению статья 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, регулирующая процедуру зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов. Указанный довод Управления, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в данном случае имеет место не излишняя уплата обществом сумм страховых взносов, пени и санкций, а излишне взысканные с общества указанные платежи.
Данные правоотношения обоснованно квалифицированы судом первой инстанции по статье 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
При этом не имеет значения то, что срок возврата (зачета) излишне взысканных денежных средств Управлением нарушен не был, поскольку в данном случае применяется пункт 9 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в соответствии с которым проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов подлежат начислению как в случае возврата, так и в случае зачета.
С учетом изложенного, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно посчитал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выводы суда не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.09.2014 по делу N А26-5997/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
Н.В. Аносова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5997/2014
Истец: ОАО "Карьероуправление "Мосавтодор"
Ответчик: Государсвтенное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Питкяранта Республики Карелия