г. Санкт-Петербург |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А56-39315/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Ладыка С.Н. по доверенности от 17.01.2014 N 02-07-04/14
от заинтересованного лица: 1) не явился, извещен;
2)Побеютлова В.Л. по доверенности от 20.01.2014 N 6
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25068/2014) ОМВД России по Тосненскому району ЛО на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2014 по делу N А56-39315/2014 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области
к 1) Государственному инспектору дорожного надзора ОГИБДД полиции ОМВД России по Тосненскому району Ленинградской области ст.лейтенанту полиции Ряузову М.А.
2) ОМВД России по Тосненскому району Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области (188643, Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Константиновская, д. 195; ОГРН 1027810355990; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 03.06.2014 N 47 АВ N 063003 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесенного старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД полиции ОМВД России по Тосненскому району Ленинградской области лейтенантом полиции Ряузовым М.А.
Определением суда от 14.08.2014 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено ОМВД России по Тосненскому району Ленинградской области.
Решением суда от 16.09.2014, заявление Комитета удовлетворено, постановление ОМВД России по Тосненскому району Ленинградской области от 03.06.2014 N 47 АВ N 063003 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением, ОМВД России по Тосненскому району Ленинградской области направило апелляционную жалобу, в которой просил решение от 16.09.2014 отменить и разрешить вопрос по существу. По мнению подателя жалобы, материалами дела доказано как событие административного правонарушения, так и вина Комитета в его совершении. Податель жалобы считает, что само по себе заключение государственных контрактов не является достаточной мерой, направленной на соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения и не свидетельствует об объективной невозможности соблюдения установленных правил. Направление претензий в связи с нарушением срока исполнения обязательства по контракту не является достаточной мерой контроля со стороны Комитета за исполнением обязательств подрядчиками.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОМВД России по Тосненскому району Ленинградской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Комитета доводы административного органа не признал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.04.2014 г. Комитет, являясь ответственным за содержание автомобильной дороги, не выполнил требования пунктов 4.2.2., 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения": на км 0 -км 16 автомобильной дороги "Ульянка - Отрадное" отсутствует горизонтальная дорожная разметка в полном объеме, не различима в светлое время суток и не восстановлена при условии, что износ площади разметки в процессе ее эксплуатации составляет более 50%.
30.04.2014 по данному факту составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
22.05.2014 в отношении Комитета составлен протокол N 47 АС 063003 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ.
Постановлением ОМВД России по Тосненскому району Ленинградской области от 03.06.2014 N 47 АВ N 063003 Комитет признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Комитет оспорил вышеназванное постановление в арбитражном суде.
Удовлетворяя требования Комитета, суд первой инстанции исходил из того, что Комитетом предприняты все возможные меры по исполнению установленных требований, а следовательно, в его действиях отсутствует вина, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно статье 14 Закона N 196-ФЗ временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание) в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N257-ФЗ).
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 утвержден и введен в действие ГОСТ Р 50597-93.
ГОСТом Р 50597-93 установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Так, пунктами 4.2.1, 4.2.2 и 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 определено, что разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами. Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
В силу статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, являются юридические, лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения.
В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 07.09.2011 N 283 (далее - Положение), Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах компетенции, установленной Правительством Ленинградской области, полномочия и функции в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, включая полномочия по координации, регулированию и контролю дорожных организаций Ленинградской области (пункт 1.1 Положения).
Согласно пунктам 2.1 и 2.3 Положения к полномочиям Комитета относится осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в порядке, предусмотренном статьей 13.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также осуществление дорожной деятельности в отношении указанных дорог в части проектирования, содержания и ремонта.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что между Комитетом и ОАО "Тосненское ДРСУ" (подрядчик) был заключен государственный контракт от 07.04.2011 N 0040 на выполнение работ по содержанию и ремонту региональных автомобильных дорог Тосненского района Ленинградской области (ЛОТ N18), в том числе работ по нанесению дорожной разметки на автодороге Ульянка - Отрадное.
Пунктами 4.16, 4.17 контракта предусмотрено, что подрядчик обязан принять от балансодержателя по акту автодороги для выполнения работ и обеспечить содержание переданного объекта на период до сдачи полностью выполненных работ по акту.
Согласно копиям имеющихся в деле документов (гарантийный паспорт, справка о стоимости выполненных работ, акт о приемке выполненных работ) в сентябре 2013 года в рамках указанного государственного контракта от 7 апреля 2011 г. N 0040 работы по нанесению дорожной разметки осуществлялись подрядчиком - ОАО "Тоснеское ДРСУ".
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции о том, что юридическим лицом - носителем конкретной обязанности по содержанию участка региональной автомобильной дороги "Ульянка - Отрадное" км 0 -км 16 является ОАО "Тосненское ДРСУ" (на период гарантийных обязательств).
Суд первой инстанции правомерно установил, что в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ Комитет принял все необходимые меры по осуществлению дорожной деятельности на региональной автомобильной дороге "Ульянка - Отрадное" в части содержания.
В частности, обеспечен надлежащий контроль за исполнением обязательств по государственному контракту от 7 апреля 2011 г. N 0040; с этой целью Комитетом в порядке, установленном гражданским законодательством, 04.06.2012 направлялась претензия (исх. N ДК- 07-513/12-0-0) ОАО "Тоснеское ДРСУ" в связи с нарушением срока исполнения обязательства по государственному контракту по выполнению предусмотренного контрактом объема работ по содержанию, в том числе по нанесению дорожной разметки, в 2013 году Комитетом 28.01.2013 г. также была направлена претензия ОАО "Тоснеское ДРСУ" (исх. N ДК- 07-953/13-0-0).
В 2014 году для проведения работ по нанесению дорожной разметки на региональной автомобильной дороге "Ульянка - Отрадное" после наступления соответствующих климатических условий Комитетом в соответствии с законодательством о контрактной системе проведены предусмотренные конкурсные процедуры на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на региональных автомобильных дорогах Ленинградской области.
07.05.2014 г. комиссией была определена подрядная организация (победитель), а 26.05.2014 г. Комитетом заключен государственный контракт с ОАО "РемСЭД" на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Тосненском районе (реестр N 0077). В соответствии с государственным контрактом предусмотрено нанесение горизонтальной дорожной разметки на региональной автомобильной дороге "Ульянка - Отрадное". Начало работ - с момента заключения контракта.
Согласно представленной Комитетом справке от 14.08.2014 работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки по государственному контракту от 26.05.2014 N 0077 выполнены ООО "РемСЭД" в объеме 80% от запланированных работ, в том числе на дороге "Ульянка - Отрадное".
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Комитетом предприняты все возможные меры по исполнению установленных требований, а следовательно, в его действиях отсутствует вина, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы исследованы судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2014 по делу N А56-39315/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела Министерства внутренних дел России по Тосненскому району Ленинградской области- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-39315/2014
Истец: Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области
Ответчик: Государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД полиции ОМВД Росии по Тосненскому району Ленинградской области ст.лейтенант полиции Ряузов М. А.
Третье лицо: ОМВД России по Тосненскому району ЛО
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25068/14