г. Санкт-Петербург |
|
23 декабря 2014 г. |
Дело N А56-16200/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: Бонченкова А.И. по доверенности от 24.04.2014
от заинтересованного лица: Кудряшова К.И. по доверенности от 13.05.2014 N 11/8901
от третьего лица: 1) Федоровой С.А. по доверенности от 02.06.2014, 2) Серебренниковой Ю.А. по доверенности от 10.01.2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25946/2014) ООО "Карамель-ка" на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2014 по делу N А56-16200/2014 (судья Константинова Е.В.), принятое
по заявлению Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 27 Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга
к Управлению Федеральной антимонопольной службы Санкт-Петербургу
третьи лица: 1) ООО "Карамель-ка", 2) Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга
о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа
установил:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 27 Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга (195279, Санкт-Петербург, Ириновский пр., д.17, корп.4, лит.А, далее - Учреждение, заказчик) обратилось в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д.13, лит.А, далее-антимонопольный орган) от 23.12.2013 по делу N 94-2560/13 о нарушении законодательства о размещении заказов и предписания от 23.12.2013 об устранении нарушений законодательства.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что конкурс проводился с соблюдением действующего законодательства, размещенная на сайте конкурсная документация в электронной форме соответствовала всем требованиям Закона о размещении заказов. Предметом конкурса являются одноименные услуги по организации питания, в которые входит приобретение продуктов питания для приготовления горячего питания. Конкурсная документация не содержит существенных условий договора поставки продуктов, и не предусматривает переход права собственности на продукты питания к заказчику при их приобретении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечены 1) ООО "Карамель-ка", 2) Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга.
Решением суда первой инстанции заявленные Государственным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад N 27 Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга требования удовлетворены. Признаны недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23.12.2013 по делу N 94-2560/13 и предписание от 23.12.2013.
Не согласившись с решением суда, ООО "Карамель-ка" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "Карамель-ка" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что заказчик в нарушение частей 6, 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов проводит совместные торги при закупке неодноименных товаров.
Представитель антимонопольного органа согласился с доводами апелляционной жалобы, свою позицию изложил в отзыве и просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители заявителя и Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, возражения изложили в отзыве и просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга разместил в сети Интернет на сайте www.zakupki.gov.ru разместил извещение N 0172200002513000068 о проведении совместных торгов в форме открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по организации питания в государственных образовательных учреждениях, подведомственных администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга с использованием продовольственных товаров, необходимых для оказания услуг для нужд г.Санкт-Петербурга в 2014 г. Код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности продукции и услуг (ОКДП) соответствующий предмету конкурса 5520107 - "Услуги столовых". Начальная (максимальная) цена гражданско-правовых договоров составила 364 448 386,65 рублей.
Организатором совместных торгов и одновременно заказчиком выступило Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 27 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
ООО "Карамель-ка" посчитало, что заказчик неправомерно объединил в один лот оказание услуг по организации питания и поставке продуктов питания, не являющихся одноименными в соответствии с номенклатурой, и направил жалобу в антимонопольный орган.
По результатам проведенной внеплановой проверки антимонопольным органом принято решение от 23.12.2013 по делу N 94-2560/13, которым в действиях Учреждения установлено нарушение заказчиком частей 6, 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов, выразившееся в объединении в один лот товаров, не являющихся одноименными в соответствии с номенклатурой, что ограничивает круг участников размещения заказа.
По мнению антимонопольного органа, услуги, указанные в конкурсной документации, относятся к разным группам товаров, услуг согласно номенклатуре и имеют различные коды ОКДП (услуги столовых - 5520107, поставка пищевых продуктов - 1500000).
Учреждению выдано предписание от 23.12.2013 об устранении допущенных нарушений путем отмены всех юридически значимых действий по размещению государственного заказа N 0172200002513000068.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 27 Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга не согласилось с указанным решением и предписанием антимонопольного органа по тем основаниям, что конкурс проводился с соблюдением действующего законодательства, размещенная на сайте конкурсная документация соответствовала всем требованиям Закона о размещении заказов, выводы антимонопольного органа ошибочны. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Государственным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад N 27 Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга требования, оценил обстоятельства дела и посчитал, что конкурс проведен с соблюдением действующего законодательства, конкурсная документация соответствовала всем требованиям Закона о размещении заказов, антимонопольный орган не доказал обоснованность принятого решения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
При этом в силу части 6 статьи 10 Закона о размещении заказов два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов. Права, обязанности и ответственность заказчиков, уполномоченных органов, при проведении совместных торгов и порядок проведения совместных торгов, определяются соглашением сторон в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и названным Законом.
Под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (часть 6.1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ).
Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2011 N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков".
Национальным стандартом ГОСТ Р 50647-2010 "Общественное питание. Термины и определения", утвержденным приказом Госстандарта от 30.11.2010 N 576-ст определено, что под общественным питанием понимается совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции. Для предприятий общественного питания (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, буфеты) установлены коды ОКДП - 5520100, в том числе 5520107 (услуги столовых).
В силу статьи 12 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", действовавшего в период размещения заказа, дошкольные учреждения являются разновидностью общеобразовательных учреждений и функционируют на основании типового положения, утверждаемого уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N 1204, предусматривает требования к организации питания, его режиму, качеству, кратности, соблюдению санитарно-гигиенических норм в соответствии с требованиями органов здравоохранения (п.22, 23).
Постановлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека совместно с Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 22.07.2010 N 91 (СанПин 2.4.1.2660-10), действовавшими на момент возникновения спорных отношений, от 15.05.2013 N 26 (СанПин 2.4.1.3049-13), действующими в настоящее время, установлены санитарно-эпидемиологические требования к организации питания как обособленному элементу функционирования данного учреждения, необходимому для охраны здоровья детей и их полноценного воспитания, обучения и развития.
Нормативные акты, регламентирующие деятельность учреждений дошкольного образования, используют общий термин "организация питания" и не рассматривают подготовительные действия, продукты и материалы, обеспечивающие достижение указанного результата, в качестве самостоятельных и (или) самодостаточных товаров и услуг, способных обеспечить сбалансированное и качественное питание детей.
Согласно ч.2 ст.3 Закона N 94-ФЗ под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) их потребности в товарах, работах, услугах.
Для учреждений детского дошкольного образования организация питания детей с соблюдением на протяжении этого процесса обязательных санитарно-гигиенических требований является единой услугой, все стадии которой (закупка, доставка, хранение продуктов, приготовление из них пищи, раздача еды, сбор и утилизация отходов, мытье посуды, инвентаря, обеспечение чистоты пищеблоков) неразрывно связаны между собой и охватываются понятием "организация питания".
Из материалов дела следует, что предметом совместных торгов является оказание в 2014 году услуг по организации питания в государственных образовательных учреждениях, подведомственных администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, с использованием продовольственных товаров, необходимых для оказания услуг. При этом в состав услуг, согласно проекту государственного контракта, входят закупка и поставка продовольственных продуктов, их хранение и приготовление горячего питания непосредственно на пищеблоке заказчика.
В данном случае совместные торги проводились 72 детскими дошкольными учреждениями по одноименной услуге "организация питания", обозначенной по ОКДП кодом 5520107 "услуги столовых", которые входят в услуги ресторанов, баров и столовых", имеющих по ОКДП более общий код 5520000, который соответствует порядковому номеру 179 по номенклатуре.
Названные услуги являлись одноименными не только по названию, но и по содержанию, которые для детских дошкольных учреждений определены нормативными актами и по существу сводятся к работе в столовой детского сада. Номенклатурой они отнесены к одной группе товаров, работ, услуг и объединены одним порядковым номером.
Суд первой инстанции, оценив материалы дела, правильно указал, что в данной ситуации наличие для названных услуг отдельных кодов в ОКДП не имеет правового значения, поскольку результат каждой из этих услуг не может обеспечить нужды, для удовлетворения которых проводились торги, а именно, потребность и нормативную обязанность каждого детского дошкольного учреждения в организации надлежащего детского питания.
Доводы антимонопольного органа, указанные в оспариваемом решении и поддержанные ООО "Карамель-ка", о дроблении единой услуги (организация питания) на отдельные ее элементы, необходимые заказчику и указанные в номенклатуре, могут привести к практической невозможности использовать правило части 6.1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ, допускающее проведение совместных торгов несколькими заказчиками при наличии потребности в одноименных товарах, работах, услугах. Указанное правило позволяет оптимизировать заказы, уменьшать издержки и эффективно использовать бюджетные средства, что отвечает целям Закона N 94-ФЗ.
Поскольку оспариваемое решение антимонопольного органа обоснованно признано судом недействительным, то и предписание от 23.12.2013, выданное учреждению на устранение нарушений законодательства в сфере размещения заказов, также правильно признано недействительным.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и объективно оценил обстоятельства дела, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 сентября 2014 года по делу N А56-16200/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Карамель-ка"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-16200/2014
Истец: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 27 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга, ООО "Карамель-ка"