г. Санкт-Петербург |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А56-39909/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2014 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Сергеев В.Г. по доверенности от 25.06.2014 N 31
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25531/2014) Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2014 по делу N А56-39909/2014 (судья Александрова Е.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению закрытого акционерного общества "Знак Почета" "Машоптторг"
к Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
закрытое акционерное общество ордена "Знак Почета" "Машоптторг" (ОГРН 1027809187130;193231, Санкт-Петербург, ул. Латышских стрелков, д. 31; далее - ЗАО "Машоптторг", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга (191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 20, лит. В; далее - Комитет) от 29.05.2014 N 003-2014/П-407-408 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 15.09.2014, вынесенным в порядке упрощенного производства, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Административный орган не согласен с выводами суда первой инстанции об отсутствии в материалах административного дела доказательств, подтверждающих наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.15 КоАП РФ. В обоснование доводов жалобы Комитет указывает, что ЗАО "Машоптторг", являясь пользователем систем коммунальной канализации Санкт-Петербурга, нарушило установленные правила пользования водоохранными сооружениями, что свидетельствует о наличии его в действиях состава вмененного административного правонарушения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ЗАО "Машоптторг" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Комитет, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие административного органа в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 13.01.2014 в ходе контроля за соблюдением абонентом ЗАО "Машоптторг" нормативов водоотведения по составу сточных вод и положений договора на отпуск питьевой воды, технической воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" от 04.12.2007 N 15-23395/10-ОВ отобраны пробы сточных вод ЗАО "Машоптторг" в системы коммунальной канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (акт от 13.01.2014 N 282455-1001140-02). Отбор сточных вод производился в контрольном колодце (КК) 22. Указанный колодец определен как контрольный актом разграничения ответственности сторон по сетям канализации N 7.8708 от 04.12.2007, являющимся приложением N 5 к договору от 04.12.2007 N 15-23395/10-ОВ. Анализ проб сточных вод проводился ЗАО "Центр исследования и контроля воды", имеющим аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) в системе аккредитации аналитических лабораторий (центров) N РОСС RU.0001.515505, выданный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и зарегистрированный в Едином реестре 14.05.2010. Аттестат действителен до 15.05.2015.
Согласно извещению N 20 (исх.N 42-26-148/14 от 27.01.2014) выявлен сброс ЗАО "Машоптторг" сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по выпуску N 1 (Санкт-Петербург, ул. Латышских стрелков, КК 22 (ГРИИ)) по железу общему в 19,89 раза; по алюминию в 6,36 раза; по марганцу в 6,63 раза; по меди в 3, 5 раза; по нефтепродуктам в 10 раз; по СПАВ (анионным) в 2 раза; по цинку в 3,17 раза. Обществу вменено в вину нарушение требований части 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), пунктов 64, 65 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), пункта 111 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Постановлением от 04.04.2014 природоохранной прокуратурой в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.15 КоАП РФ.
Постановлением Комитета от 29.05.2014 N 003-2014/П-407-408 ЗАО "Машоптторг" привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением Комитета, ЗАО "Машоптторг" оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, установив, что ЗАО "Машоптторг" не относится к организациям водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ), а сам по себе сброс сточных вод в систему канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" с превышением установленных нормативов о неправильной эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств не свидетельствует, пришел к выводу, что административный орган не доказал наличие в действиях ЗАО "Машоптторг" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.15 КоАП РФ.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно статье 8.15 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
В силу части 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно статье 43.1 Закона N 7-ФЗ при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 1 Правил N 644 установлено, что настоящие Правила регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее соответственно - абоненты, водоотведение).
В соответствии с пунктом 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В силу пункта 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В пункте 61 Правил N 167 предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Из пункта 64 Правил N 167 следует, что абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод согласно пункту 65 Правил N 167 осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Между ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и Обществом (абонент) заключен договор от 04.12.2007 N 15-23395/10-ОВ на отпуск питьевой воды, технической воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ.
Административным органом установлена вина Общества в административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.15 КоАП РФ, выразившаяся в сбросе в систему канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по таким веществам как алюминий, железо общее, марганец, медь и т.д.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, субъектом административного правонарушения по статье 8.15 КоАП РФ является лицо, осуществляющее эксплуатацию водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств. Объективная сторона может быть выражена как в форме действия, так и бездействия (например, невыполнение требований по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, несоблюдение сроков проверки и контроля сооружений, непринятие мер по их пуску, наладке, ремонту, нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, размещение в накопителях отходов, не соответствующих регламентам и техническим условиям по количеству или по качеству, допуск на сооружение посторонних лиц и т.д.).
Приказом Госкомитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.12.1999 N 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее - Правила N 168).
Целью Правил N 168 является создание условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой, как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, предотвращения поступления во внешнюю среду недостаточно очищенных сточных вод, обеспечение охраны окружающей среды от загрязнения, повышение эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, улучшение организации управления и эксплуатации этих систем, обеспечение энергоресурсосбережения.
Пунктом 1.1.4 Правил N 168 установлено, что данные Правила обязательны для персонала организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм и действуют на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.5 Правил N 168 эксплуатация систем и сооружений ВКХ осуществляется организацией ВКХ в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (Правила N 644).
Таким образом, следует согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что Общество к числу организаций ВКХ не относится, факты нарушения предприятием Правил N 168 Комитетом не выявлены, при этом сам по себе сброс сточных вод в систему канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" с превышением установленных нормативов о неправильной эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств не свидетельствует.
На основании изложенного вывод суда первой инстанции о том, что административный орган не доказал наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.15 КоАП РФ, является правомерным.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Недоказанность в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.15 КоАП РФ, свидетельствует о незаконности постановления Комитета от 29.05.2014 N 003-2014/П-407-408.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано и правомерно удовлетворил требования Общества, признав постановление Комитета от 29.05.2014 N 003-2014/П-407-408 незаконным и подлежащим отмене.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2014 по делу N А56-39909/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-39909/2014
Истец: ЗАО ордена "Знак Почета" "Машоптторг"
Ответчик: Комитет по природопользованию,охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности