г. Красноярск |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А33-5332/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" декабря 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шошина П.В.,
судей: Бутиной И.Н., Магда О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаховой А.И.,
при участии:
от закрытого акционерного общества "РН-Транс" (истца) - Голубевой Н.В. - представителя по доверенности от 03.12.2013 N РНТ-868/13;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала -Красноярская железная дорога (ответчика) - Смирновой Е.А. - представителя по доверенности от 28.06.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "РН-Транс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "18" сентября 2014 года по делу N А33-5332/2014, принятое судьёй Ишутиной О.В.,
установил:
закрытое акционерное общество "РН-Транс" (ИНН 6330017677, ОГРН 1026303117092) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), в лице филиала Красноярская железная дорога, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 2 736 162 рублей 20 копеек пени.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "18" сентября 2014 года по делу N А33-5332/2014 иск удовлетворен частично. С открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу закрытого акционерного общества "РН-Транс" взыскано 1 277 135 рублей 80 копеек пени, 17 121 рубль 20 копеек расходов на уплату государственной пошлины. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении иска, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование своих доводов заявитель в апелляционной жалобе указывает, что ответчиком в качестве обоснования своей позиции о наличии вины грузополучателя были представлены акты общей формы, имеющие отметку о несогласии грузополучателя с изложенными в них обстоятельствами; на извещения перевозчика об оставлении от движения вагонов истцом были направлены возражения. Судом при принятии решения не оценены доказательства, подтверждающие доводы истца о занятии путей станции Новая Еловка по причинам технологических и организационных затруднений самого перевозчика. Актов общей формы, предусмотренных пунктом 3.6.1 Методических рекомендаций и пунктом 6.6. Правил N 27, пунктом 4.6 Правил N 26 ответчиком не представлено.
Ответчик направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Определением от 14.11.2014 апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, назначено судебное заседание на 23.12.2014.
В судебном заседании представитель закрытого акционерного общества "РН-Транс" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить в части отказа в удовлетворении иска и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (в части отказа в удовлетворении исковых требований).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В марте-апреле 2013 года ответчиком (перевозчиком) была допущена задержка доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, что подтверждается представленными в материалы дела транспортными железнодорожными накладными N ЭЧ133680, N ЭЧ133159, N ЭЦ942474, N ЭЧ133046, N ЭЧ133705, N ЭЧ133397, N ЭЧ133524, N ЭЧ229117, N ЭЧ243557, N ЭЧ243491, N ЭЧ278382, N ЭЧ187997, N ЭЧ187906, N ЭЧ243628, N ЭЧ169741, N ЭЧ169778, N ЭЧ255451, N ЭЧ380414, N ЭЧ255511, N ЭЧ255473, N ЭЧ222989, N ЭЧ223062, N ЭЦ082793, N ЭЦ913014, N ЭЧ003744, N ЭЧ262336, N ЭЦ926973, N ЭЦ757917, N ЭЦ931401, N ЭЦ758160, N ЭЦ758546, N ЭЦ758721, N ЭЦ634177, N ЭЦ989607, N ЭЧ184031, N ЭЧ183951, N ЭЦ831961, N ЭЧ080430, N ЭЧ052588, N ЭЧ034323, N ЭЦ953502, N ЭЧ223448, N ЭЧ382992, N ЭЧ236227, N ЭЦ769564, N ЭЦ926302, N ЭЦ777090, N ЭЧ104991, N ЭЧ104896, N ЭЧ188626, N ЭЦ917102, N ЭЧ327970, N ЭЧ188428, N ЭЧ236277, N ЭЧ188532, N ЭЧ236345, N ЭЧ188569, N ЭЧ242401, N ЭЧ229869, N ЭЦ810065, N ЭЦ798738, N ЭЧ030006, N ЭЧ256028, N ЭЧ400674, N ЭЧ370821, N ЭЧ272543, N ЭЧ407512, N ЭЧ222322, N ЭЧ400648, N ЭЧ132921, N ЭЧ265368, N ЭЧ255560, N ЭЧ238210, N ЭЧ265745, N ЭЧ265445, N ЭЧ380603, N ЭЧ380932, N ЭЧ381067, N ЭЧ380694, N ЭЦ391186, N ЭЦ391643, N ЭЧ380995, N ЭЧ380868, N ЭЧ050290, N ЭЧ197698, N ЭЧ050190, N ЭЧ049931, N ЭЧ050031, N ЭЧ049878, N ЭЧ052801, N ЭЧ132472, N ЭЧ132395, N ЭЧ132327, N ЭЦ913488, N ЭЦ913611, N ЭЦ986962, N ЭЧ050846, N ЭЧ193245, N ЭЦ912770, N ЭЧ132244, N ЭЧ136900, N ЭЧ027621, N ЭЧ014513, N ЭЧ021151, N ЭЧ033880, N ЭЦ989449, N ЭЧ027546, N ЭЧ134677, N ЭЧ134583, N ЭЦ987030, N ЭЦ987056, N ЭЧ185087, N ЭЦ639889, N ЭЧ077802, N ЭЧ111714, N ЭЧ111265, N ЭЧ185873, N ЭЧ134530, N ЭЦ912921, N ЭЧ357045, N ЭЧ357072, N ЭЧ172962, N ЭЧ381492, N ЭЧ380799, N ЭЧ381779, N ЭЧ381617, N ЭЧ381194, N ЭЧ380650, N ЭЧ187705, N ЭЧ187543, N ЭЦ088761, N ЭЦ263955, N ЭЧ222995, N ЭХ787218, N ЭХ825402, N ЭХ786989, N ЭХ825806, N ЭХ825838, N ЭХ825771, N ЭХ825688, N ЭХ786853, N ЭХ787115, N ЭХ825436, N ЭХ825462, N ЭЦ354113, N ЭЦ354271, N ЭЦ127496, N ЭЦ127557, N ЭХ629164, N ЭХ723801, N ЭЧ212179, N ЭЦ583600, N ЭЦ173042, N ЭЧ173015, N ЭЦ032274, N ЭЦ317252, N ЭЦ407376, N ЭЦ407263, N ЭЦ407308, N ЭЦ317518, N ЭЧ219487, N ЭХ530036, N ЭЦ655569, N ЭЦ354389, N ЭЦ652530, N ЭЦ354358, N ЭЦ493176, N ЭЦ655757, N ЭЦ493011, N ЭЦ655640, N ЭЦ655707, N ЭЦ960856, N ЭЧ163666, N ЭЦ656015, N ЭЧ163552, N ЭЧ036023, N ЭЦ655668, N ЭЦ655733, N ЭЦ655706, N ЭЦ655756, N ЭЧ163620, N ЭЦ354416, N ЭЦ960451, N ЭЦ357232, N ЭЦ354613, N ЭЦ960205, N ЭЦ960346, N ЭЦ354579, N ЭЦ960101, N ЭЦ959981, N ЭЦ032423, N ЭЦ033073, N ЭЦ583486, N ЭЦ583422, N ЭЦ583524, N ЭЦ654992, N ЭЦ086617, N ЭЦ493418, N ЭХ235778, N ЭХ732911, N ЭХ627792, N ЭЦ031357, N ЭЦ127263, N ЭЦ127322, N ЭЧ035993, N ЭЧ310508, N ЭЦ357148, N ЭЦ357178, N ЭХ736397, N ЭЦ835892, N ЭЦ976889, N ЭЧ075352, N ЭЦ919463, N ЭЦ934796, N ЭЦ346661, N ЭЦ127617, N ЭХ254030, N ЭЦ127437, N ЭЦ127646, N ЭЦ759071, N ЭЦ758874, N ЭЦ759237, N ЭХ144827, N ЭХ144944, N ЭЦ673948, N ЭЦ673315, N ЭЦ672846, N ЭЦ672950.
Согласно актам общей формы N 3/1928, N 3/1976, N 1/4162, N 1/4160, N 1/4164, N 1/4159, N 1/4163, N 1/4161, N 2/389 вагоны в составе поезда N 3579 индекс 8902-645-8814 на основании распоряжения N 1109 отставлены от движения на станции Злобино Красноярской железной дороги в 00 час. 00 мин. 09.04.2013 в связи с завышением нормативного рабочего парка вагонов на станции Новая Еловка по причине невыполнения грузополучателем вагонов закрытого акционерного общества "РН-Транс", Ачинской ППС Красноярского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", технологического срока оборота вагонов, вызванного увеличением норм времени на погрузку (т.1, л.д. 146-164). На основании распоряжения N 1121 в 06 час. 10 мин. 10.04.2013 поезд отправлен на станцию назначения Новая Еловка с изменением номера поезда 3702. Срок доставки вагонов подлежит увеличению на 2 суток.
Из актов общей формы N 2/1225, N 2/1251, N 1/4173, N 1/4171, N 1/4174, N 1/4168, N 1/4167, N 1/4170, N 1/4165, N 1/4169, N 2/390 следует, что вагоны в составе поезда N 3515 индекс 8902-647-8814 на основании распоряжения N 1117 отставлены от движения на станции Енисей Красноярской железной дороги в 06 час. 20 мин. 10.04.2013 в связи с завышением нормативного рабочего парка вагонов на станции Новая Еловка по причине невыполнения грузополучателем вагонов закрытого акционерного общества "РН-Транс", Ачинской ППС Красноярского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", технологического срока оборота вагонов, вызванного увеличением норм времени на погрузку (т.1, л.д. 174-197). На основании распоряжения N 1130 в 14 час. 37 мин. 10.04.2013 поезд отправлен на станцию назначения Новая Еловка с изменением номера поезда 3704. Срок доставки вагонов подлежит увеличению на 1 сутки.
Согласно актам общей формы N 44, N 45, N 1/4210, N 1/4215, N 1/4203, N 1/4205, N 1/4207, N 1/4214, N 1/4211, N 2/392 вагоны в составе поезда N 3371 индекс 8902-643-8814 на основании распоряжения N 1106 отставлены от движения на станции Чернореченская Красноярской железной дороги в 14 час. 32 мин. 08.04.2013 в связи с завышением нормативного рабочего парка вагонов на станции Новая Еловка по причине невыполнения грузополучателем вагонов закрытого акционерного общества "РН-Транс", Ачинской ППС Красноярского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", технологического срока оборота вагонов, вызванного увеличением норм времени на погрузку (т.1, л.д. 207-221, т.5, л.д. 1-8). На основании распоряжения N 1135 в 08 час. 08 мин. 11.04.2013 поезд отправлен на станцию назначения Новая Еловка с изменением номера поезда 3726. Срок доставки вагонов подлежит увеличению на 4 суток.
Из актов общей формы N 3/376, N 3/345, N 1/4259, N 1/4257, N 1/4262, N 1/4261, N 1/4263, N 1/4258, N 1/4256, N 1/4241, N 1/4252, N 1/4253, N 1/4268, N 1/4266, N 1/4244, N 1/4247, N 1/4251, N 1/4264, N 1/4242, N 2/393 следует, что вагоны в составе поезда N 3545 индекс 8902-637-8814 на основании распоряжения N 1068 отставлены от движения на станции Красноярск Красноярской железной дороги в 16 час. 20 мин. 04.04.2013 в связи с завышением нормативного рабочего парка вагонов на станции Новая Еловка по причине невыполнения грузополучателем вагонов закрытого акционерного общества "РН-Транс", Ачинской ППС Красноярского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", технологического срока оборота вагонов, вызванного увеличением норм времени на погрузку (т.5, л.д. 19-49). На основании распоряжения N 1142 в 20 час. 40 мин. 11.04.2013 поезд отправлен на станцию назначения Новая Еловка с изменением номера поезда 3714. Срок доставки вагонов подлежит увеличению на 8 суток.
Согласно актам общей формы N 2/1257, N 2/1265, N 1/4290, N 1/4291, N 1/4288, N 2/395 вагоны в составе поезда N 3575 индекс 8902-648-8814 на основании распоряжения N 1122 отставлены от движения на станции Енисей Красноярской железной дороги в 00 час. 08 мин. 11.04.2013 в связи с завышением нормативного рабочего парка вагонов на станции Новая Еловка по причине невыполнения грузополучателем вагонов закрытого акционерного общества "РН-Транс", Ачинской ППС Красноярского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", технологического срока оборота вагонов, вызванного увеличением норм времени на погрузку (т.5, л.д. 59-63, 65-75). На основании распоряжения N 1145 в 23 час. 45 мин. 11.04.2013 поезд отправлен на станцию назначения Новая Еловка с изменением номера поезда 3746. Срок доставки вагонов подлежит увеличению на 1 сутки.
Из актов общей формы N 3/2926, N 3/2939, N 1/4361, N 1/4360, N 1/4362 следует, что вагоны в составе поезда N 2520 индекс 8544-075-8814 на основании распоряжения N 2520 отставлены от движения на станции Боготол Красноярской железной дороги в 12 час. 55 мин. 12.04.2013 в связи с завышением нормативного рабочего парка вагонов на станции Новая Еловка по причине невыполнения грузополучателем вагонов закрытого акционерного общества "РН-Транс", Ачинской ППС Красноярского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", технологического срока оборота вагонов, вызванного увеличением норм времени на погрузку (т.5, л.д. 85-95). На основании распоряжения N 1151 в 02 час. 46 мин. 13.04.2013 поезд отправлен на станцию назначения Новая Еловка с изменением номера поезда 3716. Срок доставки вагонов подлежит увеличению на 2 суток.
Согласно актам общей формы N 3/2649, N 3/2643, N 1/3885, N 382, N 252, N 1/677, N 1/793, N 1/4554, N 4/5600, N 1/2829-3, N 1/2830-3, N 4/4700, N 4/4440 вагоны в составе поезда N 1770 индекс 8500-466-8814 на основании распоряжения N 589 отставлены от движения на станции Анжерская Забайкальской железной дороги в 07 час. 01 мин. 16.03.2013 в связи с завышением нормативного рабочего парка вагонов на станции Новая Еловка по причине невыполнения грузополучателем вагонов закрытого акционерного общества "РН-Транс", Ачинской ППС Красноярского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", технологического срока оборота вагонов, вызванного увеличением норм времени на погрузку (т.5, л.д. 109-120, т.6 л.д. 111-112, 117-124, 131-134). На основании распоряжения N 705 в 00 час. 50 мин. 03.04.2013 поезд отправлен на станцию Боготол Красноярской железной дороги для дальнейшего бросания. На основании распоряжения N 1062 вагоны в составе поезда N 2536 индекс 8500-466-8814 отставлены от движения на станции Боготол Красноярской железной дороги в 23 час. 03 мин. 03.04.2013 в связи с завышением нормативного рабочего парка вагонов на станции Новая Еловка по причине невыполнения грузополучателем вагонов закрытого акционерного общества "РН-Транс", Ачинской ППС Красноярского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", технологического срока оборота вагонов, вызванного увеличением норм времени на погрузку. На основании распоряжения N 1071 в 12 час. 25 мин. 04.04.2013 поезд отправлен на станцию назначения Новая Еловка с изменением номера поезда 3730. Срок доставки вагонов подлежит увеличению на 2 суток.
Из актов общей формы N 2/5140, N 2/5280, N 1/4025, N 2/388 следует, что следует, что вагоны в составе поезда N 3702 индекс 8800-911-8814 на основании распоряжения N 1096 отставлены от движения на станции Ачинск-1 Красноярской железной дороги в 17 час. 35 мин. 07.04.2013 в связи с завышением нормативного рабочего парка вагонов на станции Новая Еловка по причине невыполнения грузополучателем вагонов закрытого акционерного общества "РН-Транс", Ачинской ППС Красноярского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", технологического срока оборота вагонов, вызванного увеличением норм времени на погрузку (т.5, л.д. 130-147). На основании распоряжения N 1103 в 05 час. 20 мин. 08.04.2013 поезд отправлен на станцию назначения Новая Еловка с изменением номера поезда 3718. Срок доставки вагонов подлежит увеличению на 2 суток.
Согласно актам общей формы N 1/4441, N 1/4428, N 1/4436, N 1/4435, N 1/4434, N 1/4432, N 1/4433, N 1/4427, N 1/4426, N 114, N 109, N 2/397 вагоны в составе поезда N 3952 индекс 8800-906-8814 на основании распоряжения N 1070 отставлены от движения на станции Суриково Красноярской железной дороги в 19 час. 20 мин. 04.04.2013 в связи с завышением нормативного рабочего парка вагонов на станции Новая Еловка по причине невыполнения грузополучателем вагонов закрытого акционерного общества "РН-Транс", Ачинской ППС Красноярского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", технологического срока оборота вагонов, вызванного увеличением норм времени на погрузку (т.5, л.д. 156-174). На основании распоряжения N 1163 в 07 час. 27 мин. 15.04.2013 поезд отправлен на станцию назначения Новая Еловка с изменением номера поезда 3730. Срок доставки вагонов подлежит увеличению на 12 суток.
Из актов общей формы N 2/5450, N 2/5588, N 1/4107, N 1/4108, N 1/4105, N 1/4106, N 2/387 следует, что вагоны в составе поезда N 3702 индекс 8800-913-8814 на основании распоряжения N 1108 отставлены от движения на станции Ачинск-1 Красноярской железной дороги в 23 час. 30 мин. 08.04.2013 в связи с завышением нормативного рабочего парка вагонов на станции Новая Еловка по причине невыполнения грузополучателем вагонов закрытого акционерного общества "РН-Транс", Ачинской ППС Красноярского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", технологического срока оборота вагонов, вызванного увеличением норм времени на погрузку (т.5, л.д. 184-202). На основании распоряжения N 1112 в 13 час. 40 мин. 09.04.2013 поезд отправлен на станцию назначения Новая Еловка с изменением номера поезда 3736. Срок доставки вагонов подлежит увеличению на 2 суток.
Согласно актам общей формы N 195, N 204, N 1/4564, N 1/4580, N 2/398 вагоны в составе поезда N 3386 индекс 8544-074-8814 на основании распоряжения N 1114 отставлены от движения на станции Тяжин Красноярской железной дороги в 21 час. 42 мин. 09.04.2013 в связи с завышением нормативного рабочего парка вагонов на станции Новая Еловка по причине невыполнения грузополучателем вагонов закрытого акционерного общества "РН-Транс", Ачинской ППС Красноярского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", технологического срока оборота вагонов, вызванного увеличением норм времени на погрузку. На основании распоряжения N 1175 в 01 час. 40 мин. 18.04.2013 поезд отправлен на станцию назначения Новая Еловка с изменением номера поезда 3720 (т.5, л.д. 211-224). Срок доставки вагонов подлежит увеличению на 10 суток.
Из актов общей формы N 3/2154, N 3/2136, N 1/3151, N 1/3150, N 2/337 N 2/2887, N 2/2552, N 2/2883, N 2/2549, N 2/2566, N 2/2901, N 2/2558, N 2/2893, N 2/2882, N 2/2548 следует, что вагоны в составе поезда N 3612 индекс 8544-064-8842 на основании распоряжения N 586 отставлены от движения на станции Анжерская Забайкальской железной дороги в 12 час. 55 мин. 15.03.2013 в связи с завышением нормативного рабочего парка вагонов на станции Новая Еловка по причине невыполнения грузополучателем вагонов закрытого акционерного общества "РН-Транс", Ачинской ППС Красноярского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", технологического срока оборота вагонов, вызванного увеличением норм времени на погрузку (т.6, л.д. 2-26, 95-104). На основании распоряжения N 562 в 10 час. 21 мин. 20.03.2013 поезд отправлен на станцию Боготол Красноярской железной дороги для дальнейшего бросания. На основании распоряжения N 963 вагоны в составе поезда N 2508 индекс 8544-064-8842 отставлены от движения на станции Боготол Красноярской железной дороги в 14 час. 40 мин. 21.03.2013 в связи с завышением нормативного рабочего парка вагонов на станции Новая Еловка по причине невыполнения грузополучателем вагонов закрытого акционерного общества "РН-Транс", Ачинской ППС Красноярского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", технологического срока оборота вагонов, вызванного увеличением норм времени на погрузку. На основании распоряжения N 935 в 01 час. 18 мин. 22.03.2013 поезд отправлен на станцию назначения Новая Еловка с изменением номера поезда 3712 и индекса поезда 8808-321-8814. Срок доставки вагонов подлежит увеличению на 8 суток.
Согласно актам общей формы N 2/3925, N 2/4044, N 1/3738, N 2/375 вагоны в составе поезда N 3702 индекс 8800-902-8814 на основании распоряжения N 1033 отставлены от движения на станции Ачинск-1 Красноярской железной дороги в 05 час. 58 мин. 31.03.2013 в связи с завышением нормативного рабочего парка вагонов на станции Новая Еловка по причине невыполнения грузополучателем вагонов закрытого акционерного общества "РН-Транс", Ачинской ППС Красноярского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", технологического срока оборота вагонов, вызванного увеличением норм времени на погрузку (т.6, л.д. 35-51). На основании распоряжения N 1034 в 18 час. 33 мин. 31.03.2013 поезд отправлен на станцию назначения Новая Еловка с изменением номера поезда 3742. Срок доставки вагонов подлежит увеличению на 1 сутки.
Из актов общей формы N 1/3842, N 465, N 467, N 455, N 468, N 1/3845, N 1/3841, N 457, N 459, N 456, N 1/3839, N 469, N 461, N 464, N 466, N 460, N 463, N 462, N 458 вагоны в составе поезда N 3163 индекс 8544-067-8814 на основании распоряжения N 719 отставлены от движения на станции Берикульская Западно-Сибирской железной дороги в 14 час. 06 мин. 25.02.2013 в связи с завышением нормативного рабочего парка вагонов на станции Новая Еловка по причине невыполнения грузополучателем вагонов закрытого акционерного общества "РН-Транс", Ачинской ППС Красноярского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", технологического срока оборота вагонов, вызванного увеличением норм времени на погрузку (т.6, л.д. 56-59, 63-76). Указанный поезд отправлен на станцию назначения Новая Еловка в 04 час. 53 мин. 03.04.2013. Срок доставки вагонов подлежит увеличению на 7 суток.
Согласно актам общей формы N 150, N 313, N 149, N 314, N 1/3075 вагоны в составе поезда N 3342 индекс 8544-052-8814 на основании распоряжения N 460 отставлены от движения на станции Анжерская Западно-Сибирской железной дороги в 21 час. 53 мин. 01.03.2013 в связи с завышением нормативного рабочего парка вагонов на станции Новая Еловка по причине невыполнения грузополучателем вагонов закрытого акционерного общества "РН-Транс", Ачинской ППС Красноярского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", технологического срока оборота вагонов, вызванного увеличением норм времени на погрузку (т.6, л.д. 83-87). На основании распоряжения N 564 в 12 час. 20 мин. 20.03.2013 поезд отправлен на станцию назначения Новая Еловка. Срок доставки вагонов подлежит увеличению на 21 сутки.
В составе вышеуказанных поездов находились вагоны, отправленные, в том числе, по транспортным железнодорожным накладным за номерами ЭЧ133680, ЭЯ133159, ЭЦ942474, ЭЧ133046, ЭЧ133705, ЭЧ133397, ЭЧ133524, ЭЧ229117, ЭЧ243557, ЭЧ311382, ЭЧ243491, ЭЧ278382, ЭЧ187997, ЭЧ187906, ЭЧ243628, ЭЧ169741, ЭЧ169778, ЭЧ222819, ЭЧ207635, ЭЧ255451, ЭЧ380414, ЭЧ217893, ЭЧ260170, ЭЧ255511, ЭЧ255473, ЭЧ080129, ЭЧ222989, ЭЧ223062, ЭЦ082793, ЭЧ321905, ЭЦ913014, ЭЧ003744, ЭЦ757917, ЭЦ931401, ЭЦ758160, ЭЦ758546, ЭЦ758721, ЭЦ634177, ЭЦ989607, ЭЧ184031, ЭЧ183951, ЭЦ831961, ЭЧ080430, ЭЧ052588, ЭЧ112897, ЭЧ034323, ЭЦ953502, ЭЧ400674, ЭЧ407512, ЭЧ222322, ЭЧ400648, ЭЧ265368, ЭЧ255560, ЭЧ238210, ЭЧ265745, ЭЧ272852, ЭЧ265445, ЭЧ132472, ЭЧ132395, ЭЧ132327, ЭЦ913488, ЭЦ913611, ЭЦ986962, ЭЧ193245, ЭЦ912770, ЭЧ132244, ЭЧ136900, ЭЧ027621, ЭЧ014513, ЭЧ021151, ЭЧ033880, ЭЦ989449, ЭЧ027546, ЭЧ134677, ЭЧ134583, ЭЦ987030, ЭЦ987056, ЭЧ186740, ЭЧ063133, ЭЦ492058, ЭЧ185087, ЭЦ369428, ЭЦ639889, ЭЧ077802, ЭЧ047041, ЭЧ111714, ЭЧ111265, ЭЧ111418, ЭЧ185873, ЭЧ134530, ЭЦ757073, ЭЧ172962, ЭЧ187705, ЭЧ156421, ЭЧ187543, ЭХ629104, ЭХ723801, ЭЧ212179, ЭЦ583600, ЭЧ173042, ЭЧ173015, ЭЦ655569, ЭЦ354389, ЭЦ652530, ЭЦ354358, ЭЦ493176, ЭЦ655757, ЭЦ493011, ЭЦ655640, ЭЦ655707, ЭЦ354416, ЭЦ960451, ЭЦ257232, ЭЦ354613, ЭЦ960205, ЭЦ960346, ЭЦ354579, ЭЦ960Ю1, ЭЦ959981, ЭЦ032423, ЭЦ033073, ЭЦ583486, ЭЦ583422, ЭЦ583524, ЭЦ654992, ЭЦ086617, ЭЦ493418, ЭХ235778, ЭХ732911, ЭЦ357148, ЭЦ357178, ЭХ736397, ЭЦ673948, ЭЦ673315, ЭЦ672846, ЭЦ672950, ЭЦ919463, ЭЦ934796, ЭЦ934661.
Истцом в адрес ответчика направлены претензии об уплате 4 067 516 рублей 46 копеек пени, начисленных в связи с нарушением срока доставки вагонов.
В направленных истцу уведомлениях ответчик сообщил об отклонении указанных претензий в полном объеме в связи с несоблюдением претензионного порядка.
Ссылаясь на неуплату ответчиком пени, начисленных в связи с нарушением срока доставки порожних вагонов, истец обратился в арбитражный суд иском о взыскании пени.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 сентября 2014 года по делу N А33-5332/2014 иск удовлетворен частично.
Считая решение суда незаконным и необоснованным в части отказа в удовлетворении иска, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Фактически между истцом и ответчиком сложились отношения, вытекающие из договора перевозки, отношения по которому регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329, пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться, кроме прочего, неустойкой (штрафом, пеней), под которой понимается определенная законом или договором денежная сумма, подлежащая уплате должником кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Согласно спорным железнодорожным накладным на станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой срока доставки, определенного при направлении груза.
Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом определяется Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27), разработанными в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
На основании пунктов 6.3, 6.6 Правил N 27 сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам, а также задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Факт такой задержки грузов и ее продолжительность должны быть подтверждены актом общей формы, который составляется перевозчиком и должен соответствовать требованиям пункта 6.7 Правил N 27, раздела III Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N45, и пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 года N26 (далее - Правила N 26).
В пункте 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18 июня 2003 года N 26 предусмотрено, что задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
На станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров перевозчиком составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. Если задержка вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, привела к нарушению сроков доставки грузов, на основании акта общей формы на станции назначения перевозчик определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, по факту задержки груза может быть оформлено несколько актов общей формы: на станции отправления, на промежуточных станциях и на станции назначения.
Имеющимися в материалах дела актами общей формы подтверждено, что вагоны, принадлежащие истцу, в составе поезда N 3579 индекс 8902-645-8814, поезда N 3515 индекс 8902-647-8814, поезда N 3371 индекс 8902-643-8814, поезда N 3545 индекс 8902-637-8814, поезда N 3575 индекс 8902-648-8814, поезда N 2520 индекс 8544-075-8814, поезда N 1770 индекс 8500-466-8814, поезда N 2536 индекс 8500-466-8814, поезда N 3702 индекс 8800-911-8814, поезда N 3952 индекс 8800-906-8814, поезда N 3702 индекс 8800-913-8814, поезда N 3386 индекс 8544-074-8814, поезда N 3612 индекс 8544-064-8842, поезда N 3702 индекс 8800-902-8814, поезда N 3163 индекс 8544-067-8814, поезда N 3342 индекс 8544-052-8814, отставлены от движения на промежуточных станциях в связи с завышением нормативного рабочего парка вагонов на станции Новая Еловка по причине невыполнения грузополучателем вагонов закрытого акционерного общества "РН-Транс", Ачинской ППС Красноярского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", технологического срока оборота вагонов, вызванного увеличением норм времени на погрузку.
В соответствии с пунктом 2.6 Методических рекомендаций по оформлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения, по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных распоряжением открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 22.03.2012 N 558р, уполномоченный работник станции назначения регистрирует поступившие распоряжения в книге входящих приказов (распоряжений) и на основании распоряжения и телеграммы (телефонограммы) начальника станции задержки вагонов, контейнеров передает извещение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования в письменной форме грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования согласно приложению 3 к настоящим Рекомендациям. Извещение, в котором указывается полная информация о задержанных вагонах, контейнерах, составляется в двух экземплярах и регистрируется в книге исходящей документации. Первый экземпляр извещения передается под роспись грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования, второй экземпляр с отметкой о получении остается в делах станции. При отказе грузополучателя в проставлении отметки о получении извещения, в течение одних суток с момента отстановки поезда от движения, указанное извещение направляется грузополучателю почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении.
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что ответчиком надлежащим образом была исполнена обязанность по извещению закрытого акционерного общества "РН-Транс" о задержке вагонов, направленных по накладным за номерами ЭЧ133680, ЭЯ133159, ЭЦ942474, ЭЧ133046, ЭЧ133705, ЭЧ133397, ЭЧ133524, ЭЧ229117, ЭЧ243557, ЭЧ311382, ЭЧ243491, ЭЧ278382, ЭЧ187997, ЭЧ187906, ЭЧ243628, ЭЧ169741, ЭЧ169778, ЭЧ222819, ЭЧ207635, ЭЧ255451, ЭЧ380414, ЭЧ217893, ЭЧ260170, ЭЧ255511, ЭЧ255473, ЭЧ080129, ЭЧ222989, ЭЧ223062, ЭЦ082793, ЭЧ321905, ЭЦ913014, ЭЧ003744, ЭЦ757917, ЭЦ931401, ЭЦ758160, ЭЦ758546, ЭЦ758721, ЭЦ634177, ЭЦ989607, ЭЧ184031, ЭЧ183951, ЭЦ831961, ЭЧ080430, ЭЧ052588, ЭЧ112897, ЭЧ034323, ЭЦ953502, ЭЧ400674, ЭЧ407512, ЭЧ222322, ЭЧ400648, ЭЧ265368, ЭЧ255560, ЭЧ238210, ЭЧ265745, ЭЧ272852, ЭЧ265445, ЭЧ132472, ЭЧ132395, ЭЧ132327, ЭЦ913488, ЭЦ913611, ЭЦ986962, ЭЧ193245, ЭЦ912770, ЭЧ132244, ЭЧ136900, ЭЧ027621, ЭЧ014513, ЭЧ021151, ЭЧ033880, ЭЦ989449, ЭЧ027546, ЭЧ134677, ЭЧ134583, ЭЦ987030, ЭЦ987056, ЭЧ186740, ЭЧ063133, ЭЦ492058, ЭЧ185087, ЭЦ369428, ЭЦ639889, ЭЧ077802, ЭЧ047041, ЭЧ111714, ЭЧ111265, ЭЧ111418, ЭЧ185873, ЭЧ134530, ЭЦ757073, ЭЧ172962, ЭЧ187705, ЭЧ156421, ЭЧ187543, ЭХ629104, ЭХ723801, ЭЧ212179, ЭЦ583600, ЭЧ173042, ЭЧ173015, ЭЦ655569, ЭЦ354389, ЭЦ652530, ЭЦ354358, ЭЦ493176, ЭЦ655757, ЭЦ493011, ЭЦ655640, ЭЦ655707, ЭЦ354416, ЭЦ960451, ЭЦ257232, ЭЦ354613, ЭЦ960205, ЭЦ960346, ЭЦ354579, ЭЦ960Ю1, ЭЦ959981, ЭЦ032423, ЭЦ033073, ЭЦ583486, ЭЦ583422, ЭЦ583524, ЭЦ654992, ЭЦ086617, ЭЦ493418, ЭХ235778, ЭХ732911, ЭЦ357148, ЭЦ357178, ЭХ736397, ЭЦ673948, ЭЦ673315, ЭЦ672846, ЭЦ672950, ЭЦ919463, ЭЦ934796, ЭЦ934661.
В адрес грузополучателя ответчиком направлены извещения, оперативные сообщения и телеграммы о задержке вагонов в пути следования по спорным накладным.
Таким образом, ответчик выполнил все требования Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45.
То обстоятельство, что в указанных накладных отсутствуют отметки о задержке вагонов и о составлении актов, не является основанием для признания представленных ответчиком актов общей формы недостоверными доказательствами.
Совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается факт задержки спорных вагонов на промежуточной станции в связи с неприемом их станцией назначения, в связи с чем отсутствие в транспортных накладных отметки о составлении актов не может умалять данные акты как доказательства по делу.
Ответчик оформил вышеназванные акты общей формы на основании пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, и представил извещения грузополучателя о задержке вагонов по его вине, памятки приемосдатчика, которые в совокупности подтверждают довод ответчика о вине грузополучателя.
Ссылка истца на анализ наличия вагонов в парках станции Новая Еловка за апрель 2013 года, из которого видно, что в течение всего месяца пути отправочного парка практически постоянно заняты гружеными вагонами, а также на анализ памяток приемосдатчика за спорный период на предмет своевременности уборки груженых вагонов с путей необщего пользования ответчиком, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку контролирование объема отправляемых в адрес грузополучателя вагонов с грузом, учет возможности по соблюдению сроков погрузки-выгрузки вагонов относится к хозяйственной деятельности грузополучателя.
Нарушение сроков доставки вагонов, вызванное несоблюдением грузополучателем указанных сроков, не может служить основанием для применения к перевозчику мер гражданско-правовой ответственности, в связи чем суд первой инстанции правомерно признал необоснованным начисление истцом пени на общую сумму 1 459 026 рублей 40 копеек.
При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения в обжалуемой части.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку и не допустил нарушений норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 18 сентября 2014 года по делу N А33-5332/2014 в обжалуемой части не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей возлагаются на заявителя апелляционной жалобы и уплачены им при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "18" сентября 2014 года по делу N А33-5332/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
П.В. Шошин |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-5332/2014
Истец: ЗАО "РН-Транс"
Ответчик: ОАО РЖД в лице филиала Красноярская железная дорога