г. Челябинск |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А76-15041/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Карпачевой М.И., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Содействие" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.10.2014 по делу N А76-15041/2014 (судья Белякович Е.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Содействие" - Чинёнов К.В. (решение от 28.10.2014);
Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска - Герасимова А.Б. (доверенность от 18.12.2013).
Общество с ограниченной ответственностью "Содействие" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Администрации города Челябинска (далее - Администрация, заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным действия Администрации по исключению строки 316 раздела "Тракторозаводский район" из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска, утверждённой постановлением Администрации от 15.10.2013 N 239-п; о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка для размещения временного нестационарного торгово-остановочного комплекса по адресу: г. Челябинск, пересечение ул. Героев Танкограда и ул. Салютной, выраженного в письме от 27.05.2014 N 011-671 (с учётом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л. д. 105, 106, 125).
Определением арбитражного суда первой инстанции от 26.06.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска, Управление по торговле и услугам Администрации города Челябинска (далее - Управление архитектуры, Управление торговли, третьи лица, л. д. 1, 2).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.10.2014 (резолютивная часть объявлена 17.10.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано (л. д. 132-137).
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Общество (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований (л. д. 140-142).
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на нарушение судом норм материального права. Так, заявитель указывает на несоответствие статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации вывода суда о том, что предоставление в аренду земельного участка для размещения временного нестационарного объекта возможно лишь при условии включения объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов. Совершение действий, предусмотренных в указанной статье, в срок, установленный пунктом 4 данной статьи, является обязанностью соответствующего органа.
Заинтересованное лицо и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители Администрации и Управления торговли не явились. С учётом мнения представителя подателя жалобы и Управления архитектуры и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Администрации и Управления торговли.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Управления архитектуры возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, указал на законность и обоснованность обжалуемого решения. Отметил, что возможность формирования испрашиваемого заявителем земельного участка отсутствует.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.06.2013 и 29.07.2013 Общество обратилось к главе Администрации с заявлениями N N 11/6 и 22, соответственно, о предоставлении земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта, площадью 40 кв. м, по адресу: г. Челябинск, пересечение ул. Салютной и ул. Героев Танкограда, для размещения торгово-остановочного комплекса (л. д. 15, 91).
В ответном письме от 20.06.2013 N 024-5/1275 Управление торговли сообщило, что указанное в обращении место размещения временного нестационарного объекта - торгово-остановочного комплекса на пересечении ул. Салютная и ул. Героев Танкограда предусмотрено утверждённой схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска, утверждённой постановлением Администрации от 13.01.2012 N 2-п (строка 316 раздела "Тракторозаводский район") (л. д. 16).
01 августа 2013 года Управление торговли направило заявление Общества в Управление архитектуры для формирования исходных данных и принятия решения о проведении торгов на право аренды земельного участка для размещения и эксплуатации торгово-остановочного комплекса на пересечении ул. Салютная и ул. Героев Танкограда в Тракторозаводском р-не г. Челябинска (л. д. 18).
24 сентября 2013 года письмом N 40-10529/6-т Управление архитектуры сообщило Администрации о том, что формирование исходных данных для проведения торгов на приобретение права аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта торгово-остановочного комплекса на пересечении ул. Салютная и ул. Героев Танкограда в Тракторозаводском р-не г. Челябинска не представляется возможным по следующим причинам.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", утверждёнными решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13, вышеуказанный земельный участок расположен в зоне К 3.1. - зона инженерной и транспортной инфраструктур (магистрали городского и районного назначение). Размещение торгово-остановочного комплекса не относится к разрешённым видам использования земельных участков на территории указанной зоны. В письме обращено внимание, что указанный временный нестационарный объект предлагается разместить в охранной зоне высоковольтной ЛЭП. Также в случае размещения объекта на указанном земельном участке при соблюдении требований по расстоянию от бордюра проезжей части (3 м), объект будет размещён на тротуаре и будет препятствовать движению пешеходов и загораживать вход в универсам "Бессарабский" (л. д. 43, 44, 67).
Согласно протоколу заседания от 08.05.2014 N 75 Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска рассматривался вопрос об исключении из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска места размещения торгово-остановочного комплекса по ул. Героев Танкограда в связи с отсутствием технической возможности формирования земельного участка для проведения торгов - по обращению Управления архитектуры. Комиссией принято решение об исключении строки 316 раздела "Тракторозаводский район" из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска (л. д. 69-79).
27 мая 2014 года Администрация направила Обществу письмо N 011-671, в котором сообщила, что на заседании Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска 08.05.2014 по обращению Управления архитектуры принято решение об исключении строки 316 раздела "Тракторозаводский район" из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска в связи с отсутствием возможности формирования земельного участка для проведения торгов (л. д. 19).
06 июня 2014 года Администрацией вынесено постановление N 71-п "О внесении изменений в постановление Администрации от 15.10.2013 N 239-п", пунктом 133 которого строка 316 раздела "Тракторозаводский район" таблицы "схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска" исключена (л. д. 55, 56).
Считая, что действия Администрации по исключению строки 316 раздела "Тракторозаводский район" из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска и отказ в предоставлении в аренду земельного участка для размещения временного нестационарного торгово-остановочного комплекса по адресу: г. Челябинск, пересечение ул. Героев Танкограда и ул. Салютной являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с названными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что размещение нестационарных торговых объектов возможно только в соответствии со схемой размещения таких объектов, которая утверждается органом местного самоуправления путём принятия нормативного правового акта. Также в установленном порядке постановление Администрации от 06.06.2014 N 71-п "О внесении изменений в постановление Администрации от 15.10.2013 N 239-п", пунктом 133 которого строка 316 раздела "Тракторозаводский район" таблицы "схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска" исключена, не оспорено, недействительным не признано. Обжалование действий Администрации по исключению строки 316 раздела "Тракторозаводский район" из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска при наличии действующего нормативного правового акта, которым утверждено исключение объекта из схемы, не является надлежащим способом защиты права, поскольку не приведёт к восстановлению нарушенного права.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 198 названного Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа изложенных норм статей 198, 200 названного Кодекса следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность оспариваемых действий (решения) и нарушение данными действиями (решением) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемых действий (решения) лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, поскольку в соответствии со статьей 65 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемыми действиями (решением) прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Нормами статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) установлены отдельные особенности размещения нестационарных торговых объектов.
Так, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В пункте 2 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 N 261-П, казано, что схемы разрабатываются органами местного самоуправления Челябинской области с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках осуществляется на основании Закона N 381-ФЗ в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 5 действовавшего в июне 2013 года (на момент первого обращения Общества в Администрацию с заявлением) Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска, утверждённого решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10).
Согласно пункту 38 указанного Порядка основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта являются: 1) нарушение в случае размещения временного нестационарного объекта требований федерального законодательства, законов Челябинской области, муниципальных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц; 2) нецелесообразность размещения объекта в определенной зоне экономической ценности, а также на основных магистралях города, гостевых маршрутах; 3) перспективное строительство (реконструкция) и проведение капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры; 4) невыполнение требований настоящего Порядка.
Из текста письма Управления архитектуры от 24.09.2013 N 40-10529/6-т следует, что формирование исходных данных для проведения торгов на приобретение права аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта - торгово-остановочного комплекса на пересечении ул. Салютная и ул. Героев Танкограда в Тракторозаводском р-не г. Челябинска не представляется возможным, так как размещение торгово-остановочного комплекса не относится к разрешённым видам использования земельных участков на территории соответствующей зоны, указанный временный нестационарный объект предлагается разместить в охранной зоне высоковольтной ЛЭП, также в случае размещения объекта на указанном земельном участке при соблюдении требований по расстоянию от бордюра проезжей части (3 м), объект будет размещён на тротуаре и будет препятствовать движению пешеходов и загораживать вход в универсам "Бессарабский".
В соответствии с пунктом 1 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска, утвержденного постановлением Администрации от 12.08.2010 N 232-п, Управление архитектуры является отраслевым (функциональным) органом органа местного самоуправления - Администрации города Челябинска, осуществляющим регулирование архитектурной и градостроительной деятельности на территории города Челябинска.
Для решения основных задач Управление осуществляет следующие функции: осуществляет контроль реализации документов территориального планирования, правил землепользования и застройки; осуществляет подготовку муниципальных правовых актов города Челябинска в области градостроительства и землепользования, в том числе: о предоставлении земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов, о разработке и об утверждении документации по планировке территории города Челябинска (подпункты 3, 5 пункта 11 указанного Положения).
Таким образом, из указанного выше заключения, выданного компетентным органом - Управлением архитектуры, следует, что в силу изложенных в заключении оснований формирование земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта -торгово-остановочного комплекса на пересечении ул. Салютная и ул. Героев Танкограда в Тракторозаводском р-не г. Челябинска невозможно.
В апелляционной жалобе ее податель не приводит доводы о необоснованности указанного заключения Управления архитектуры.
Ссылку подателя жалобы на то, что в настоящем случае независимо от исключения объекта из схемы размещения нестационарных торговых объектов заинтересованное лицо должно было произвести действия, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции не принимает.
Так, из заявлений Общества о предоставлении земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта, площадью 40 кв. м, по адресу: г. Челябинск, пересечение ул. Салютной и ул. Героев Танкограда, следует, что земельный участок испрашивался заявителем исключительно для размещения торгово-остановочного комплекса. Для иных целей, не связанных со строительством, указанный земельный участок Обществом не испрашивался.
При этом следует отметить специфику указанного предполагаемого к размещению объекта - торгово-остановочного комплекса, место расположения которого может быть определено исключительно исходя из нормативов расположения остановочных комплексов. Выбор его места расположения по усмотрению заявителя в силу особого назначения объекта невозможен.
С данных позиций Администрацией в лице компетентных структурных подразделений вопрос о возможности формирования земельного участка для размещения названного объекта рассмотрен, на что указано ранее.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на Общество.
При подаче апелляционной жалобы Обществом была излишне уплачена государственная пошлина в размере 1000 руб. по платежному поручению от 17.11.2014 N 126, которая в силу статьи 333-40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.10.2014 по делу N А76-15041/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Содействие" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Содействие" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 17.11.2014 N 126 государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-15041/2014
Истец: ООО "Содействие"
Ответчик: Администрация города Челябинска
Третье лицо: ГУАИГ Администрации г. Челябинска, Управление по торговле и услугам Администрации г. Челябинска