г. Москва |
|
23 декабря 2014 г. |
Дело N А40-112187/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Сатаевым Д.Ш.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Связной Логистика" на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 сентября 2014 г. по делу N А40-112187/14 (153-918), принятое судьей Кастальской М.Н. в порядке упрощенного производства
по заявлению ЗАО "Связной Логистика" (ОГРН 1057748731336)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Связной Логистика" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (далее - Управление) от 19.06.2014 г. N 1204 о привлечении Общества к административной ответственности по ст.14.15 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.09.2014 г. вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд сделал вывод о наличии в действиях общества события и состава вмененного правонарушения, учитывая соблюдение ответчиком порядка и процедуры привлечения правонарушителя к административной ответственности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что наличие в действиях заявителя события и состава вменяемого ему правонарушения ответчиком не доказано, собранными по делу доказательствами не подтверждено, вина заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения не установлена, что указывает на незаконность вынесенного ответчиком постановления.
Отзыв на апелляционную жалобу заявителя не представлен.
Представители заявителя и ответчика в судебное заседание не явились, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч.2 ст.208 АПК РФ и ч.1 ст.30.3 КоАП РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по результатам рассмотрения обращения потребителя, поступившего в Управление Роспотребнадзора, о том, что 05.03.2014 г. в салоне ответчика по требованию потребителя отказались предоставить книгу отзывов и предложений, что является нарушением пункта 8 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства от 19.01.1998 г. N 55 (далее Правила продажи).
На момент проверки в салоне "Связной" (г.Челябинск, ул.Героев Танкограда, 57, ГДМС67) в доступном месте был размещен стенд с информацией для потребителей, где в том числе находилась книга отзывов и предложений без указания даты ее оформления.
Управлением установлено, что в книге отзывов отображено обращение потребителя датированное 20.03.2014 г. То есть по состоянию на 05.03.2014 г. потребителю книга отзывов не предоставлена, что подтверждает факт отсутствия книги отзывов и предложений по состоянию на 05.03.2014 г.
При проверке общего порядка реализации товаров в салоне установлено, что на ценниках к планшетному компьютеру Explay XL2 3G 10.1, навигатору Explay ND-55B не оформлены краткие аннотации, содержащие их основные технические характеристики, чем нарушен 48 Правил продажи.
К реализуемым комплектам связи "Единая международная SIM-карта "ЗАГРАНИЦА", "Туристическая SIM-карта SIMTRAVEL" и услугам "Домашний Интернет" и "Интерактивное ТВ" Ростелеком информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг вообще не оформлена (имеется только информация "Спроси у продавца"), чем нарушен пункт 16 Правил продажи.
По окончанию проверки ответчиком был составлен Акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 20.03.2014 г.
В результате проверки ответчик пришел к выводу о наличии в действиях заявителя признаков административного правонарушения, предусмотренного ст.14.15 КоАП РФ, в связи с чем 22.05.2014 г. был составлен протокол об административном правонарушении.
Ответчик сделал вывод о наличии достаточных доказательств, подтверждающих факт нарушения обществом требований п.48 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55.
Постановлением Управления от 19.06.2014 г. N 1204 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.14.15 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В ходе исследования материалов дела, суд первой инстанции достоверно установил, что протокол об административном правонарушении от 22.05.2014 г. составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено, и оспариваемое постановление от 19.06.2014 г. о назначении административного наказания по делу вынесено с соблюдением требований ст.ст.25.1, 25.4, 25.5, 28.2 и 29.7 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст.14.15 КоАП РФ нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, выражается в нарушении Правил продажи отдельных видов товаров.
Правила продажи разработаны в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
В силу п.1 ст.10 названного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.16 Правил продажи потребителю должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и другие формы).
Согласно п.48 Правил продажи образцы предлагаемых для продажи товаров должны быть размещены в торговом зале, иметь оформленные ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики.
Соблюдение Правил продажи и требований, установленных в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах, является обязательным для продавца, под которым понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие на ценниках к планшетному компьютеру и навигатору кратких аннотаций, содержащие их основные технические характеристики является нарушением п.48 Правил продажи.
В соответствии с нормами ч.1-2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
Факт совершения обществом правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, обращением потребителя и иными материалами дела.
В силу положений ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае, учитывая вышеизложенное, апелляционный суд считает факт совершения Общества вмененного административного правонарушения, ответственность за которые установлена ст.14.15 КоАП РФ, установленным, подтвержденным материалами дела а вину Общества в их совершении - доказанной, принимая во внимание, что заявитель имел возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, подобные действия Общества, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.14.15 КоАП РФ.
С учетом изложенного, а также положений ч.3 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание назначено административным органом в пределах санкции, предусмотренной ст.14.15 КоАП Москвы. Срок привлечения заявителя к административной ответственности не нарушен.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь ч.5N ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.09.2014 г. по делу N А40-112187/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-112187/2014
Истец: ЗАО "Связной Логистика"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области