г. Вологда |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А66-10865/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 декабря 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Марии Ульяновой, 40" на решение Арбитражного суда Тверской области от 18 сентября 2014 года по делу N А66-10865/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Пугачев А.А.),
установил:
товарищество собственников жилья "Марии Ульяновой, 40" (ОГРН 1116952074040; ИНН 6950141970, место нахождения: 170016, г. Тверь, ул. Марии Ульяновой, д. 40; далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к административной комиссии при администрации города Твери (место нахождения: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 11; ОГРН 1066950062717; ИНН 6901000920; далее - административная комиссия, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29.04.2014 N 351/а о назначении административного наказания, предусмотренного частью 4 статьи 28 Закона Тверской области от 14.07.2003 N 46-ЗО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 46-ЗО), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 18 сентября 2014 года по делу N А66-10865/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Товарищество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы также ссылается на отсутствие в действиях заявителя состава вмененного ему в вину правонарушения, а при его установлении полагает возможным применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Помимо этого, товарищество указывает на нарушение административной комиссией процедуры привлечения заявителя к административной ответственности (составлении протокола об административном правонарушении с нарушением установленного срока - 16.04.2014, при том, что правонарушение выявлено 06.03.2014; копия оспариваемого постановления направлена с нарушением установленного срока - 23.07.2014).
Административная комиссия в отзыве на апелляционную жалобу доводы, изложенные в ней, отклонила, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки 06.03.2014 административным органом установлено, что на контейнерной площадке, расположенной около дома N 61 на ул. М. Ульяновой, в г. Твери, отсутствует отсек либо бункер-накопитель для сбора и временного хранения крупногабаритных отходов, контейнеры не ограждены с трех сторон сплошным барьером высотой не менее 1,5 м (ограждение разрушено).
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте обследования территории от 06.03.2014.
В ходе проверки административным органом установлено, что управление данным многоквартирным домом осуществляется товариществом собственников жилья "Марии Ульяновой, 40".
По указанному выше факту административной комиссией составлен протокол об административном правонарушении от 16.04.2014 N 29-ОБ, в котором отражено нарушение товариществом пунктов 1.4, 9.4, 9.5, 9.6, 9.20 Кодекса благоустройства города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 24.04.2001 N 56 (далее - Кодекс благоустройства).
По результатам рассмотрения данного протокола и материалов административного дела ответчиком вынесено постановление от 29.04.2014 N 351/а о привлечении товарищества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 28 Закона N 46-ЗО, в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Частью 4 статьи 28 Закона N 46-ЗО предусмотрена ответственность за нарушение установленных нормативными правовыми актами Тверской области или органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области требований к оборудованию контейнерных площадок.
Порядок содержания в городе Твери жилищного фонда, зданий и других сооружений, придомовых, дворовых и внутриквартальных территорий, улиц, мостов, путепроводов, переездов через железнодорожные и трамвайные пути, транспортных и пешеходных тоннелей, набережных, спусков к воде, павильонов на остановках городского пассажирского транспорта, парков, садов, скверов, бульваров, газонов, территорий вокруг предприятий торговли и общественного питания, производственных территорий, подъездов и территорий, прилегающих к предприятиям и организациям, строительным площадкам и закрепленных за ними открытых водостоков, пустырей определен Кодексом благоустройства.
В силу пункта 1.4 названного Кодекса его требования по вопросам благоустройства города, обеспечения чистоты и порядка на его территории распространяются на всех юридических лиц, независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы и формы собственности. Юридические лица и граждане несут ответственность за соблюдение чистоты и порядка в городе в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области, нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 9.4 Кодекса благоустройства расстояние от места установки контейнеров до жилых домов, детских, спортивных площадок, мест отдыха, окон и дверей жилых зданий должно соответствовать санитарным нормам. Контейнерные площадки для установки мусоросборников должны иметь асфальтобетонное покрытие, освещены, ограждены с трех сторон сплошным барьером высотой не менее 1,5 м, удобны для подъезда машин и производства погрузочно-разгрузочных работ, а также иметь устройства для стока воды в систему ливневой канализации. В исключительных случаях или при установке контейнеров на существующих контейнерных площадках жилого сектора, в районах сложившейся застройки, при невозможности соблюдения разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов эти расстояния устанавливаются комиссией (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, органов территориального общественного самоуправления, санитарного врача). Акт осмотра территории утверждается администрацией Заволжского района в городе Твери.
На основании пункта 9.5 указанного Кодекса контейнеры и другие мусоросборники должны быть окрашены и иметь маркировку, указывающую на тип собираемых отходов и на владельца контейнера. На контейнерных площадках должна быть информация о графике вывоза отходов и телефон предприятия, оказывающего услуги по вывозу хозяйственно-бытовых и промышленных отходов. На контейнерной площадке должно быть организовано место для сбора крупногабаритных отходов.
Крупногабаритный мусор собирается на специальных площадках в отсеках или бункерах. Не допускается складирование твердых бытовых и крупногабаритных отходов на открытом рельефе местности (пункт 9.6 Кодекса благоустройства).
В силу пункта 9.20 Кодекса благоустройства для размещения различных видов отходов должны быть организованы раздельные места складирования. Вывоз бытовых отходов может производиться также на мусороперерабатывающие предприятия. Вывоз нечистот из отстойников канализационных колодцев и выгребов производится на сливные станции.
Как отмечено выше, управление многоквартирным домом N 61 на ул. М. Ульяновой, в г. Твери осуществляется товариществом собственников жилья "Марии Ульяновой, 40".
Товарищество заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Чистая Тверь" (далее - ООО "Чистая Тверь") договор от 20.07.2012 N 10-т на предоставление услуг по вывозу твердых бытовых отходов, в соответствии с условиями которого, ООО "Чистая Тверь" обязалось осуществлять вывоз твердых бытовых отходов из 2-х контейнеров, расположенных по адресу: г. Тверь, перекресток ул. Марии Ульяновой с ул. Загородной.
В ходе проверки указанных контейнеров 06.03.2014 административным органом установлено, что на контейнерной площадке у дома N 61 на ул. М. Ульяновой, в г. Твери отсутствует отсек либо бункер-накопитель для сбора и временного хранения крупногабаритных отходов, контейнеры не ограждены с трех сторон сплошным барьером высотой не менее 1,5 м (ограждение разрушено).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются товариществом.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 указанного выше Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Податель апелляционной жалобы указывает на то, что им предпринимались все возможные меры по устранению выявленного правонарушения, в частности, товарищество в марте 2014 года обращалось в администрацию города Твери с требованием провести проверку по факту необорудования контейнерной площадки застройщиком вышеуказанного дома.
Вместе с тем товариществом 20.07.2012 заключен договор N 10-т с ООО "Чистая Тверь" на вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов и уборку со спорной контейнерной площадки, и соответственно, как правомерно указал суд первой инстанции, уже в 2012 году (то есть за 2 года до обращения в администрацию города Твери) товарищество должно было знать о ненадлежащем оборудовании вышеуказанной контейнерной площадки, однако необходимых мер в разумный срок не предприняло.
Доказательств принятия заявителем всех возможных мер (своевременных) по соблюдению норм действующего законодательства, а также невозможности соблюдения заявителем требований законодательства по причинам, не зависящим от товарищества, в материалах дела не имеется.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности товарищества отсутствуют.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях товарищества состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 28 Закона N 46-ЗО.
При этом апелляционная инстанция не может согласиться с доводом подателя жалобы о том, что допущенное им нарушение является малозначительным.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (статья 2.9 КоАП РФ).
Однако применение при рассмотрении дел об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, является правом, а не обязанностью суда.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Пунктом 18.1 названного постановления установлено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
При этом, как указано выше, в пункте 18 Постановления N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Апелляционный суд считает, что совершенное обществом правонарушение создает существенную угрозу охраняемым законом правоотношениям, так как посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере благоустройства, прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
При этом в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований законодательства.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что с момента заключения договора на вывоз твердых бытовых отходов (20.07.2012) товарищество знало о необходимости оборудования контейнерной площадки в соответствии с требованиями законодательства, однако соответствующих мер не предприняло, что свидетельствует о его пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей.
Из материалов дела не следует, что товариществом приняты все необходимые своевременные меры, направленные на соблюдение соответствующего законодательства. Таким образом, рассматриваемые нарушения не являются следствием случайного стечения обстоятельств.
В статье 71 АПК РФ определено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив имеющиеся доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного товариществом правонарушения, апелляционный суд считает, что правонарушение, совершенное заявителем, не может быть квалифицировано как малозначительное.
Таким образом, довод подателя жалобы о возможности применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ судом апелляционной инстанции отклоняется.
В данном случае наказание назначено товариществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 28 Закона N 46-ЗО (50 000 руб.).
Оснований считать наказание несправедливым или несоразмерным совершенному правонарушению у суда апелляционной инстанции в рассматриваемом случае не имеется.
Судом апелляционной инстанции не выявлены какие-либо существенные нарушения порядка привлечения товарищества к административной ответственности.
Доводы товарищества о несоблюдении административным органом срока составления протокола об административном правонарушении подлежат отклонению, поскольку само по себе нарушение требования о немедленном составлении протокола об административном правонарушении, содержащееся в части 1 статьи 28.5 КоАП РФ, не может являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности. Срок составления протокола, установленный КоАП РФ, не является пресекательным. Нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не исключает производства по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 29.11 названного Кодекса копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
В рассматриваемом случае административной комиссией нарушен установленный срок для отправления товариществу постановления об административном правонарушения, что подтверждается копией почтового конверта со штрихкодом N 03187 (лист дела 79).
Между тем, по мнению суда апелляционной инстанции, по смыслу положений, содержащихся в пункте 10 Постановления N 10, и части 6 статьи 210 АПК РФ, указанное обстоятельство не является безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления, поскольку в материалы дела не представлено доказательств того, что позднее получение данного постановления, привело к нарушению прав и законных интересов подателя жалобы.
При этом установление указанного срока направлено на соблюдение права на обжалование постановления административного органа, которым товарищество в данном случае воспользовалось.
Следовательно, процессуальные нарушения, на которые указывает заявитель, сами по себе не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления административного органа.
При таких обстоятельствах дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18 сентября 2014 года по делу N А66-10865/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Марии Ульяновой, 40" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-10865/2014
Истец: ТСЖ "Марии Ульяновой, 40"
Ответчик: Административная комиссия при Администрации города Твери