город Омск |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А46-2350/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смольниковой М.В.,
судей Зориной О.В., Семёновой Т.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ткачевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11501/2014) индивидуального предпринимателя Рукавишникова Виктора Юрьевича на определение Арбитражного суда Омской области от 19 сентября 2014 года по делу N А46-2350/2011 (судья Бодункова С.А.) вынесенное по результатам рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "Сигналкомплекс" (ОГРН 1025501384017, ИНН 5507037374) о привлечении Администрации Таврического муниципального района Омской области к субсидиарной ответственности по обязательствам муниципального унитарного предприятия "Таврическое коммунально-эксплуатационное управление" в размере 73 171 259 руб. 54 коп., в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Таврическое коммунально-эксплуатационное управление" (ОГРН 1085509000543, ИНН 5534020757),
при участии в судебном заседании:
от Администрации Таврического Муниципального района - представитель Киссер Н.М. по доверенности б/н от 01.07.2012, сроком действия два года, паспорт;
индивидуальный предприниматель Рукавишников Виктор Юрьевич - лично, паспорт;
от конкурсного управляющего МУП "Таврическое КЭУ" Назарова Александра Ивановича - представитель Назаров И.А. по доверенности N 27 от 11.12.2014, сроком действия один год, паспорт;
от Управления Федеральной налоговой службы по Омской области - представитель Калинаускас Т.А. по доверенности N 01-12/11950 от 16.09.2014, сроком действия один год, удостоверение;
установил:
решением Арбитражного суда Омской области от 11.11.2011 муниципальное унитарное предприятие "Таврическое коммунально-эксплуатационное управление" Таврического района Омской области (далее по тексту - МУП "Таврическое КЭУ", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Определением Арбитражного суда Омской области от 15.05.2013 (резолютивная часть определения оглашена 08.05.2013) по делу N А46-2350/2011 конкурсным управляющим МУП "Таврическое КЭУ" утвержден Назаров Александр Иванович.
Общество с ограниченной ответственностью "Сигналкомплекс" (далее по тексту - ООО "Сигналкомплекс", заявитель), являющееся конкурсным кредитором должника на основании определения арбитражного суда от 23.03.2012, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о привлечении Администрации Таврического муниципального района Омской области (далее - Администрация, ответчик) к субсидиарной ответственности по обязательствам МУП "Таврическое КЭУ" в размере 83 167 129 руб. 07 коп.
Определением арбитражного суда от 09.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет финансов и контроля Администрации Таврического муниципального района Омской области.
Определением Арбитражного суда Омской области от 19.09.2014 по делу N А46-2350/2011 в удовлетворении заявления ООО "Сигналкомплекс" о привлечении Администрации к субсидиарной ответственности по обязательствам МУП "Таврическое КЭУ" отказано.
Не согласившись с определением суда, индивидуальный предприниматель Рукавишников Виктор Юрьевич (далее - ИП Рукавишников В.Ю., податель жалобы) в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "Сигналкомплекс".
Апелляционная жалоба со ссылками на абзац 2 части 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) мотивирована выдержками из постановлений Европейского Суда по правам человека, которые, по мнению ИП Рукавишникова В.Ю., следует принимать во внимание при разрешении настоящего вопроса. Считает, что действиями контролирующего МУП "Таврическое КЭУ" лица причинен вред кредиторам в общей сумме более 60 млн. руб. Указывает, что ответчик не представил суду доказательств отсутствия вины и добросовестности своих действий.
Администрация в письменном отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 АПК РФ, возражает против её удовлетворения, просит оставить без изменения определение суда первой инстанции.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2014 по делу N А46-2350/2011 указанная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 18.12.2014.
ООО "Сигналкомплекс", Комитет финансов и контроля Администрации Таврического муниципального района Омской области, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции ИП Рукавишников В.Ю. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить определение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Представитель конкурсного управляющего должника Назарова А.И. считает определение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Федеральной налоговой службы рассмотрение апелляционной жалобы оставил на усмотрение суда.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения Арбитражного суда Омской области от 19.09.2014 по настоящему делу.
Вывод суда первой инстанции о наличии у ООО "Сигналкомплекс" права на обращение с заявлением о привлечении Администрации к субсидиарной ответственности по обязательствам должника не является предметом апелляционного обжалования, поэтому в силу части 5 статьи 268 АПК РФ не подлежит переоценке судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Круг лиц, на которых может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника, основания и порядок привлечения к такой ответственности установлены статьей 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), который вступил в действие с 05.06.2009, были внесены изменения в статью 10 Закона о банкротстве.
В пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 137 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено, что Положения Закона о банкротстве в редакции Закона N 73-ФЗ (в частности, статья 10) и Закона о банкротстве банков в редакции Закона N 73-ФЗ (в частности, статьи 4.2 и 14) о субсидиарной ответственности соответствующих лиц по обязательствам должника применяются, если обстоятельства, являющиеся основанием для их привлечения к такой ответственности (например, дача контролирующим лицом указаний должнику, одобрение контролирующим лицом или совершение им от имени должника сделки), имели место после дня вступления в силу Закона N 73-ФЗ.
Если же данные обстоятельства имели место до дня вступления в силу Закона N 73-ФЗ, то применению подлежат положения Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 73-ФЗ (в частности, статья 10), и Закона о банкротстве банков в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 73-ФЗ (в частности, пункт 3 статьи 9.1 и статья 14), независимо от даты возбуждения производства по делу о банкротстве.
Следовательно, применение положений статьи 10 Закона о банкротстве в соответствующей редакции определяется в зависимости от того, когда именно имели место обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения соответствующих лиц по обязательствам должника к субсидиарной ответственности.
Как следует из материалов дела, ООО "Сигналкомплекс" полагает, что Администрация, являющаяся собственником имущества МУП "Таврическое КЭУ" своими действиями допустила несостоятельность (банкротство) должника, ссылаясь в обоснование своих требований на пункт 4 статьи 10 Закона о банкротстве (как в первоначально действующей редакции, так и в редакции закона N 73-ФЗ) и пункт 3 статьи 56 ГК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 56 ГК РФ, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Изложенные положения соответствуют специальной норме - пункту 4 статьи 10 Закона о банкротстве, в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 73-ФЗ, согласно которой в случае банкротства должника по вине учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания или имеют возможность иным образом определять его действия, на учредителей (участников) должника или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
В соответствии с разъяснениями, изложенным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (часть вторая пункта 3 статьи 56), суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями.
По смыслу указанных норм права и разъяснений необходимым условием для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам должника на учредителя, участника или иных лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия, является доказанность факта, что именно действия названных лиц послужили причиной банкротства должника, то есть до финансовой неплатежеспособности (до состояния, не позволяющего ему удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (пункт 2 статьи 3 Закона о банкротстве).
Наступление самого факта банкротства недостаточно для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, так как причиной банкротства должника могут быть обстоятельства, не связанные с его конкретными действиями или указаниями.
Поэтому заявитель в силу требований пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве, статьи 65 АПК РФ и должен доказать суду с представлением соответствующего обоснования, какие конкретно указания либо действия Администрации довели должника до финансовой несостоятельности.
В обоснование заявления о привлечении ответчика к субсидиарной ответственности по пункту 4 статьи 10 Закона о банкротстве ООО "Сигналкомплекс" сослалось на то, что МУП "Таврическое КЭУ" не обладает институциональной и оперативной самостоятельностью, находясь в зависимости от учредителя -Администрации. При этом, как указывает заявитель, должник, оказывающий услуги по теплоснабжению в Таврическом муниципальном районе Омской области, создан на базе коммунальной инфраструктуры, принадлежащей муниципальному образованию. До создания МУП "Таврическое КЭУ" (постановление Главы Таврического района о создании предприятия от 17.04.2008, зарегистрировано 29.04.2008) аналогичные услуги оказывало МУП ПО ЖКХ "Таврическое" (конкурсное производство в отношении которого завершено 15.04.2008, дело N А46-430/2007).
В 2008 году МУП "Таврическое КЭУ" совершены сделки по перемене лиц в обязательстве (уступке прав требования), вследствие которых МУП "Таврическое КЭУ" приняло обязательства МУП ПО ЖКХ "Таврическое" перед субъектами естественных монополий - ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск", ОАО "Омскгазстройэксплуатация", ОАО "Омскоблводопровод" в совокупном размере более 28 млн. руб.
Указанное, по мнению заявителя, свидетельствует о том, что благодаря деятельности учредителя при создании МУП "Таврическое КЭУ" изначально находилось в ситуации, не предполагающей эффективное и рентабельное осуществление хозяйственной деятельности.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, не установившего оснований для удовлетворения требований заявителя и привлечения ответчика к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что определением арбитражного суда от 22.05.2014 по ходатайству ООО "Сигналкомплекс" в качестве свидетеля был вызван Нестеров Николай Николаевич, являвшийся директором МУП "Таврическое КЭУ" на основании постановления Главы Таврического муниципального района N 354 от 17.04.2008 (то есть с момента создания).
Суд первой инстанции отразил, что допрошенный в судебном заседании 26.06.2014 в качестве свидетеля Нестеров Н.Н., пояснил, что заключение договоров уступок с субъектами естественных монополий имело целью сохранить договорные отношения с указанными поставщиками, ибо в противном случае муниципальное образование могло остаться без услуг, товаров, поставляемых указанными лицами (газ, вода и проч.), что исключает нормальную жизнедеятельность образования. Пояснил, что каких-либо письменных указаний от главы Администрации не получал.
Таким образом, доводы заявителя об осведомленности учредителя о заключаемых МУП "Таврическое КЭУ" сделках, являются обоснованными.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, в настоящем случае заявителем не доказано наличие причинно-следственной связи между заключением договоров перемены лиц в обязательствах в 2008 году и наступлением несостоятельности (банкротства) МУП "Таврическое КЭУ". При этом суд правомерно исходил из того, что размер требований, включенных в реестр требований кредиторов должника, составляет 73 171 259 руб. 54 коп., то есть у должника накоплена задолженность в гораздо большем размере.
Оснований для вывода о том, что указанное явилось следствием заключения именно тех договоров, на которые ссылается ООО "Сигналкомплекс", у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы ООО "Сигналкомплекс" о наличии оснований для привлечения учредителя должника к субсидиарной ответственности, вследствие заключения договора N БВП 08/10 с целью ухода от имущественной ответственности должника перед кредиторами, либо изъятию имущества из хозяйственного ведения должника откланяются.
В пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" приведены следующие разъяснения. Рассмотрение дела о банкротстве (в судах всех инстанций) включает в том числе разрешение отдельных относительно обособленных споров (далее - обособленный спор), в каждом из которых непосредственно участвуют только отдельные участвующие в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве лица (далее - непосредственные участники обособленного спора).
Соответственно, лицо обратившееся в суд с заявлением о привлечении администрации Таврического муниципального района Омской области (лица, являющегося участником только обособленного спора) к субсидиарной ответственности, обязано доказать наличие оснований для привлечения к субсидиарной ответственности в рамках рассмотрения настоящего обособленного спора и представить соответствующие доказательства.
Действительно, в материалах дела имеются договор N ХВ 08/01 о передаче муниципальной собственности в хозяйственное ведение предприятия от 30.05.2008 года, договор N БВП 08/10 безвозмездного пользования объектами муниципальной собственности от 01.06.2008 года. Представлены акты передачи имущества.
При этом существование двух данных договоров автоматически не свидетельствует о наличии оснований для привлечения учредителя к субсидиарной ответственности по заявленному кредитором основанию.
В пункте 5 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В заключении по рассмотрению дела N 09-2/101 РЭК Омской области по установлению экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию на 2010 год для потребителей МУП "Таврическое КЭУ" отражено, что при рассмотрении обоснованности тарифа в 2009 году в подтверждение принадлежности имущества на праве хозяйственного ведения МУП "Таврическое КЭУ" представило договор N ХВ 08/01 от 30.05.2008.
Утверждение заявителя о сокрытии учредителем от кредиторов имущества путем заключения договора безвозмездного пользования имуществом надлежащими доказательствами при рассмотрении настоящего обособленного спора не подтверждено.
ООО "Сигналкомплекс" в заявлении о привлечении к субсидиарной ответственности не раскрывает обстоятельства, свидетельствующие об оспаривании конкурсным управляющим сделок по незаконному изъятию имущества из хозяйственного ведения должника, невозможности оформления права хозяйственного ведения на недвижимое имущество, либо невозможности истребования имущества из незаконного владения третьих лиц и включения имущества в конкурсную массу.
Между тем, основания привлечения к субсидиарной ответственности должны быть приведены кредитором в заявлении, в целях возможности заинтересованным лицом приводить соответствующие возражения.
Недоказанность причинно-следственной связи между вменяемыми действиями (нарушениями) и банкротством МУП "Таврическое КЭУ" свидетельствует об отсутствии требуемой совокупности условий для признания требования обоснованным.
Поэтому суд первой инстанции вполне правомерно не усмотрел оснований для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности на основании пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве в редакции, действующей до принятия Закона N 73-ФЗ, то есть за действия, совершенные до 05.06.2009.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве в редакции Закона N 73-ФЗ контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу. Арбитражный суд вправе уменьшить размер ответственности контролирующего должника лица, если будет установлено, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине контролирующего должника лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет контролирующего должника лица, привлеченного к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
Контролирующее должника лицо не отвечает за вред, причиненный имущественным правам кредиторов, если докажет, что действовало добросовестно и разумно в интересах должника.
Для применения пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве в названной редакции необходимо установить следующие обстоятельства:
- наличие указаний контролирующих должника лиц;
- факт причинения вреда имущественным правам кредиторов;
- размер такого вреда;
- причинную связь между наступлением этого вреда и исполнением должником указаний контролирующих должника лиц, или между наступлением вреда и исполнением текущих обязательств при недостаточности имущества, составляющего конкурсную массу.
При этом согласно статье 2 Закона о банкротстве вред, причиненный имущественным правам кредиторов, - это уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества.
Таким образом, никакое абстрактное бездействие не является основанием для привлечения к субсидиарной ответственности по пункту 4 статьи 10 Закона о банкротстве.
Единственным основанием для привлечения к субсидиарной ответственности по пункту 4 статьи 10 Закона о банкротстве является наличие конкретных указаний контролирующего лица, которые были исполнены должником в виде совершения сделок или иных юридических действий и именно вследствие этих сделок и действий у должника уменьшились стоимость или размер имущества и (или) увеличился размер имущественных требований к должнику.
Как указывает заявитель, учредителем не осуществлялся надлежащий контроль деятельности муниципального предприятия в соответствии с требованиями Закона о государственных и муниципальных предприятиях. Кроме того, учредитель допустил заключение договоров уступки прав требования ликвидной дебиторской задолженности к ООО "Таврическое ЖКХ" (договоры от 31.03.2011, признанные недействительными определением Арбитражного суда по настоящему делу от 30.01.2013).
Однако подобные действия (бездействие) по смыслу пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве не могут быть расценены как дача указаний контролирующих должника лиц.
В заключении специалиста-ревизора ОДПиР УЭБиПК УМВД России по Омской области О.Г. Буньковой отражено, что в 2011 году МУП "Таврическое КЭУ" произведена передача дебиторской задолженности путем заключения 31.03.2011 с ООО "Таврическое ЖКХ" договоров об уступке права требования на сумму 10 428 436 рублей 30 копеек.
Далее, в заключении указано, что 31.03.2011 года между ООО "Таврическое ЖКХ" (цессионарий) и МУП "Таврическое КЭУ" (цедент) заключен договор права требования в соответствии с которым МУП "Таврическое КЭУ" передает ООО "Таврическое ЖКХ" в качестве оплаты по договору цессии от 10.03.2011 (на сумму 4 725 595 рублей 58 копеек) право требования дебиторской задолженности МУП "Таврическое КЭУ" на сумму 3 096 393, 04 рубля, в счет расчета с цессионарием по договору уступки права требования от 19.03.2011 N 11.215.269.11, заключенному между цессионарием и ОАО "Омская энергосбытовая компания", а цессионарий принимает на себя обязательства по оплате долга цедента за оказанные услуги по договору купли-продажи электрической энергии, возникшего из договора N 37-0110 от 01.07.2008 и договору уступки прав требований N 11.206.987.08 от 29.08.2008.
В ходе анализа движения денежных средств по расчетным счетам ООО "Таврическое ЖКХ" за период с 10.03.2011 по 22.10.2012 и с 26.04.2012 по 25.10.2012 установлен факт оплаты новым должником ООО "Таврическое ЖКХ" в адрес кредитора ОАО "Омская энергосбытовая компания" по договору возмездной уступки права требования N 11.215.2669.11 от 10.03.2011 в сумме 4 265 595, 58 рублей.
31.03.2011 (с учетом дополнительного соглашения N 1 от 08.08.2011) между ООО "Таврическое ЖКХ" (цессионарий) и МУП "Таврическое КЭУ" (цедент) заключен договор уступки права требования, в соответствии с которым МУП "Таврическое КЭУ" передает ООО "Таврическое ЖКХ" право требования от должников на общую сумму 7 332 043, 26 рублей, в счет расчета с ООО "Таврическое ЖКХ" по договору об уступке права требования исполнения обязательств от 30.03.2011, заключенного между цессионарием и ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск", а цессионарий принимает на себя обязательства по оплате долга Цедента за поставленный природный газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги возникшего из договоров N 36-4-0258 от 01.12.2010, N 36-4-1102 от 12.12.2008, N 36-4-1102 от 15.12.2010.
В ходе анализа движения денежных средств по расчетным счетам ООО "Таврическое ЖКХ" за период с 31.03.2011 по 22.10.2012 и за период с 26.04.2012 по 25.10.2012 установлен факт оплаты новым должником ООО "Таврическое ЖКХ" в адрес кредитора ОАО "Газпром межрегионгаз Омск" по договору уступки права требования б/н от 30.03.2011 в сумме 13 455 000 рублей.
На расчетный счет ООО "Таврическое ЖКХ" в проверяемом периоде поступила неполная оплата от должников дебиторов, частично в сумме 2 832 945, 33 рублей (т. 1 л.д. 115-116).
Далее, в этом же заключении отражено, что в 2011 году МУП "Таврическое КЭУ" на ООО "Таврическое ЖКХ" переведен долг (кредиторская задолженность) МУП "Таврическое КЭУ" перед организациями на сумму 46 380 389, 51 рублей. В ходе анализа движения денежных средств по счету за период с 01.03.2011 по 22.10.2012 установлен факт оплаты новым должником кредиторам задолженности в размере 26 365 541, 92 рубля, кредиторская задолженность снизилась и составила 20 014 847, 59 рублей (т. 1л.д.117-118).
Соответственно, можно сделать лишь вывод о том, что между хозяйствующими субъектами состоялся ряд сделок, направленных на исполнение возникших обязательств. По сделкам от 31.03.2011 дебиторская задолженность передана в качестве оплаты по ранее возникшим обязательствам за осуществление расчетов с кредиторами МУП "Таврическое КЭУ".
При этом, заявителем не доказано, что указываемые им сделки совершены в результате дачи указаний контролирующего лица и причинен вред имущественным правам кредиторов.
Как правильно указал суд первой инстанции, указываемые заявителем действия носят абстрактный характер, что исключает признание заявленного требования обоснованным.
Данный вывод суда первой инстанции подателем жалобы не опровергнут.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что наличие причинной связи между действиями (бездействием) Администрации и банкротством МУП "Таврическое КЭУ" не доказано, что является основанием для отказа в привлечении контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности по пункту 4 статьи 10 Закона о банкротстве (как в прежней, так и в действующей редакции).
Ссылки подателя жалобы на правовые позиции, сформулированные Европейским Судом по правам человека, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, а выводы суда, изложенные в обжалуемом определении не противоречат сложившейся арбитражной практике по данной категории споров.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по изложенным выше основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Омской области от 19 сентября 2014 года по делу N А46-2350/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Смольникова |
Судьи |
О.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-2350/2011
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2015 г. N 08АП-2185/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Должник: МУП "Таврическое коммунально-эксплуатационное управление"
Кредитор: МУП "Таврическое коммунально-эксплуатационное управление"
Третье лицо: Временный управляющий Грабовецкий Андрей Геннадьевич, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Омской области, Министерство энергетики Российской Федерации, НП "Саморегулируемая организация "Сибирский центр экспертов антикризисного управления", ООО "Торговый дом "Инком", Управление Федеральной налоговой службы по Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2016 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-2350/11
20.04.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4081/11
21.12.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12587/15
06.08.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4081/11
06.08.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2185/15
21.04.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2185/15
15.04.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4081/11
30.01.2015 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-2350/11
24.12.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11501/14
19.08.2013 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-2350/11
30.07.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6096/13
27.06.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4012/13
15.04.2013 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-2350/11
05.03.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1245/13
11.11.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-2350/11
26.05.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3284/11
10.05.2011 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-2350/11