г. Пермь |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А60-30464/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Лихачевой А. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой С. Н.
при участии:
от истца, открытого акционерного общества "Сухоложский огнеупорный завод": не явились;
от ответчика, открытого акционерного общества "Российские железные дороги": не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 сентября 2014 года
по делу N А60-30464/2013,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
принятое судьей Г. В. Марьинских
по иску открытого акционерного общества "Сухоложский огнеупорный завод" (ОГРН 1026601871207, ИНН 6633000665)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании неустойки за просрочку доставки вагонов,
установил:
Открытое акционерное общество "Сухоложский огнеупорный завод" (далее - ОАО "Сухоложский огнеупорный завод", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 109 045 руб. 62 коп. пеней за просрочку доставки вагонов на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (л.д.9-11).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 22.07.2014 года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (л.д.1-3).
До вынесения судебного акта по существу спора истец на основании статьи 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 106 420 руб. 50 коп. (л.д.119-121).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.09.2014 года (судья Г. В. Марьинских) исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 102 025 руб. 26 коп. пени, а также 4 019 руб. 46 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску. В удовлетворении остальной части иска отказано. Истцу из федерального бюджета возвращено 232 руб. 38 коп. госпошлины по иску (л.д.124-133).
Ответчик, ОАО "РЖД", не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой.
По мнению заявителя, судом первой инстанции необоснованно отклонен довод ответчика о необходимости уменьшения размера пени по железнодорожной накладной N ЭД327348 в связи с тем, что количество дней просрочки составляет 7 суток вместо заявленных истцом 8 суток. По расчету ответчика, приведенному в тексте жалобы, размер неустойки по железнодорожной накладной N ЭД327347 составит 18 844 руб. 56 коп., в связи с чем истцом необоснованно предъявлено к взысканию 2 692 руб. 08 коп.
Также судом первой инстанции необоснованно отклонен довод ответчика о необходимости снижения размера пени по железнодорожной накладной N ЭЕ190879, поскольку истец использовал неверный размер провозной платы. Истцом в материалы дела представлена копия железнодорожной накладной N ЭЕ190879, выданной в электронном виде; код электронного сообщения, подтверждающего прием; электронное сообщение о раскредитовании. В коде электронного сообщения в строке "Ю8" содержится информация о фактической проводной плате, которая составила 14 547 руб. а не 14 577 руб. 00 коп., как указано истцом. О размере провозной платы свидетельствуют счет-фактура N 0000010000000660/1200010507 от 20.12.2013 года, перечень первичных документов к акту оказанных услуг N 1000259585/2013124 от 20.12.2013 года. Ответчик полагает, что истцом необоснованно заявлено к взысканию 5 руб. 40 коп. В случае оставления решения без изменения ответчик просит снизить размер неустойки за просрочку доставки груза на основании статьи 333 ГК РФ.
С учетом изложенного ответчик просит решение отменить в части взыскания 2 697 руб. 48 коп., исковое заявление оставить без удовлетворения, применить статью 333 ГК РФ.
В обоснование указанных в жалобе обстоятельств ответчик представил совместно с жалобой копию транспортной железнодорожной накладной N ЭЕ190879, счет-фактуру N 0000010000000660/1200010507 от 20.12.2013 года, перечень первичных документов к акту оказанных услуг N1000259585/2013124 от 20.12.2013 года.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
Ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств ответчиком не заявлено.
Каких-либо уважительных причин непредставления счета-фактуры N 0000010000000660/1200010507 от 20.12.2013 года, перечня первичных документов к акту оказанных услуг N 1000259585/2013124 от 20.12.2013 года ответчиком не приведено, копия транспортной железнодорожной накладной N ЭЕ190879 имеется в материалах дела, следовательно, у апелляционного суда не имеется оснований для приобщения дополнительных доказательств в ходе апелляционного производства.
Истец, ОАО "Сухоложский огнеупорный завод", доводы жалобы отклонил по мотивам, изложенным в письменных возражениях; просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание 24.12.2014 года стороны явку представителей не обеспечили, в связи с чем апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период ноября 2013 года по март 2014 года истцом и грузоотправителями по представленным в материалы транспортным железнодорожным накладным (л.д.12-89) были направлены вагоны-цистерны, грузы. Принятые к перевозке вагоны ОАО "РЖД" на станцию назначения были доставлены с нарушением установленных сроков.
ОАО "Сухоложский огнеупорный завод", ссылаясь на нарушение сроков доставки груза, направило в адрес ОАО "РЖД" претензию от 14.03.2014 года N 21.07/324-23, содержащую требование об уплате пеней, начисленных на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта, в общей сумме 118 926 руб. 09 коп. (л.д.90-92).
Неисполнение ответчиком содержащихся в претензии требований в добровольном порядке послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
До вынесения судебного акта по существу спора ОАО "Сухоложский огнеупорный завод" уменьшило размер исковых требований, в связи с чем предметом рассмотрения суда первой инстанции явились требования истца о взыскании с ответчика 106 420 руб. 50 коп. пени.
Суд первой инстанции, установив факт просрочки доставки груза, удовлетворил исковые требования частично на сумму 102 025 руб. 26 коп., признав обоснованными возражения ответчика относительно отсутствия оснований для начисления пени по накладной N ЭЖ098714, а также возражения относительно количества дней просрочки по накладным NЭИ182764, N ЭИ135068, N ЭЗ317300.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В силу пункта 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статей 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Статьей 793 ГК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 33 УЖТ РФ грузы считаются доставленными в срок, если: до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки вагоны с грузами поданы для выгрузки владельцам железнодорожных путей не общего пользования для грузополучателей; в случае прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесена плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Согласно статье 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Статьей 97 УЖТ РФ предусмотрена возможность освобождения перевозчика от уплаты пени за просрочку доставки, если он докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных пунктом 1 статьи 29 Устава обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных, не зависящих от перевозчика обстоятельств.
В силу указанных норм основанием для применения ответственности за просрочку доставки грузов является вина перевозчика.
Перевозчик может быть освобожден от уплаты пени, если докажет, что просрочка произошла по независящим от него обстоятельствам.
Факт несвоевременного исполнения перевозчиком обязательств по доставке груза подтвержден материалами дела, ответчиком не оспаривается.
В связи с этим у ОАО "РЖД" возникла ответственность в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ, в виде уплаты пени в размере 9% платы за перевозку грузов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 29 УЖТ РФ, ответчик в материалы дела не представил.
Доводы заявителя жалобы о неверном расчете размера пеней по транспортной железнодорожной накладной N ЭД327348 (л.д. 12-13) апелляционным судом отклоняются как неподтвержденные имеющимися в материалах дела доказательствами.
Из имеющейся в материалах дела транспортной железнодорожной накладной N ЭД327347 усматривается, что груз задержан на станции Кунара в связи с технической неисправностью вагона на основании актов общей формы (л.д.12).
В пунктах 5, 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27), содержится исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых сроки доставки грузов увеличиваются.
Так, согласно пункту 6.3 Правил N 27 сроки доставки грузов увеличиваются в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
Таким образом, одного факта технической неисправности вагонов для увеличения срока доставки груза недостаточно. Выявление технической неисправности вагонов в пути следования, равно как и обоснованность задержки вагонов для необходимого ремонта, сами по себе не освобождают перевозчика от ответственности за просрочку доставки грузов.
В соответствии со статьей 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации подаваемые под погрузку вагоны должны находиться в технически исправном состоянии, техническую пригодность вагонов определяет перевозчик. Последний обязан подавать под погрузку исправные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны. Таким образом, выявление технической неисправности вагона в пути следования, а также факт ее устранения не является основанием для увеличения срока доставки груза и не освобождает перевозчика от ответственности за просрочку доставки груза.
В пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" указано, что перевозчик может быть освобожден от ответственности только тогда, когда представит доказательства, подтверждающие, что неисправность вагона произошла по вине грузоотправителя.
Следовательно, именно перевозчик отвечает за техническую неисправность вагонов и для освобождения от ответственности должен доказать, что техническая неисправность возникла по причине, от него не зависящей.
В нарушение статьи 65 АПК РФ ответчик в материалы дела не представил доказательств того, что техническая неисправность вагона, отправленного по транспортной железнодорожной накладной N ЭД327348 (л.д. 12) возникла по причинам не зависящим от него.
Согласно пункту 6 Правил N 27 о причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прилагается к перевозочным документам, а на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о причинах задержки, об увеличении срока доставки груза, о составлении акта общей формы.
Содержание представленной в материалы дела железнодорожной накладной N ЭД327348, в которой указано на задержание вагона по технической неисправности, с неизбежностью не подтверждает то обстоятельство, что техническая неисправность вагона возникла по причинам, не зависящим от перевозчика, а именно, по вине грузоотправителя.
Доказательств вины грузоотправителя в выявленной неисправности вагона материалы дела не содержат.
Акты общей формы, подтверждающие иное количество дней просрочки, чем рассчитано истцом, в нарушение статей 9, 65 АПК РФ ответчиком в материалы дела не представлены.
На основании изложенного, доводы жалобы ответчика о наличии оснований для взыскания пени по транспортной железнодорожной накладной N ЭД327348 в сумме 18 844 руб. 56 коп. состоятельными признаны быть не могут.
Также судом первой инстанции правомерно отклонен довод ОАО "РЖД" о неправильном определении истцом размера провозной платы по транспортной железнодорожной накладной N ЭЕ190879 (л.д.86) и наличии оснований для снижения размера неустойки на 5 руб. 40 коп.
Согласно имеющейся в материалах дела транспортной железнодорожной накладной N ЭЕ190879 размер провозной платы составил 14 577 руб. 00 коп. Доказательств иного размера провозной платы ответчиком не представлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно признал требования истца о взыскании пеней за просрочку доставки вагонов обоснованными в сумме 102 025 руб. 26 коп. и удовлетворил их.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно не применена статья 333 ГК РФ, и не уменьшен размер пени, апелляционным судом не принимается во внимание по следующим основаниям.
В силу статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Согласно статье 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" при обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается.
Исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ), неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 ГК РФ при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, того что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Кредитор для опровержения такого заявления вправе представить доводы, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства. Поскольку в силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, он может в опровержение заявления ответчика о снижении неустойки представить доказательства, свидетельствующие о том, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего в гражданском обороте разумно и осмотрительно при сравнимых обстоятельствах, в том числе основанные на средних показателях по рынку (изменение процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, колебания валютных курсов и т.д.).
С учетом представленных ответчиком доказательств арбитражный суд решает вопрос о наличии или отсутствии оснований для применения статьи 333 ГК РФ (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации".
В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и др.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2000 N 263-О, при применении части 1 статьи 333 ГК РФ суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Принимая во внимание приведенные выше критерии, обстоятельства дела, размер законной неустойки, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения статьи 333 ГК РФ и снижения предъявленной к взысканию неустойки.
Предусмотренный статьей 97 Устава железнодорожного транспорта РФ размер неустойки (9%), не является завышенным и не влечет с неизбежностью необходимость применения статьи 333 ГК РФ.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о явной несоразмерности предъявленной истцом неустойки, начисленной в соответствии с положениями вышеприведенной нормы Закона, ответчиком в соответствии с положениями статей 65, 67, 75 АПК РФ и соблюдением требований статей 266, 268 АПК РФ не представлено.
ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии в области железнодорожной перевозки и наряду с другими участниками гражданского оборота несет коммерческие риски при осуществлении предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли (абз. 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ).
Суд апелляционной инстанции, учитывая период просрочки исполнения ответчиком обязательства по перевозке груза, систематичность нарушения ОАО "РЖД" обязательств, принимая во внимание обстоятельства дела, а также то, что предусмотренный статьей 97 УЖТ РФ размер пени ограничен (составляющий 9% от платы за перевозку грузов), доказательства несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства ОАО "РЖД" не представлены, признает, что начисленная истцом неустойка компенсирует потери ОАО "Сухоложский огнеупорный завод" в связи с несвоевременным исполнением обязательств ответчиком, является справедливой, достаточной и соразмерной, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ.
В материалы дела ответчиком не представлены надлежащие доказательства, указывающие на наличие обстоятельств, препятствующих перевозке груза в установленный срок, а также на совершение истцом, грузополучателями виновных действий по неполучению груза от перевозчика (статьи 9, 65 АПК РФ).
ОАО "РЖД" является профессиональным участником перевозочного процесса и должно надлежащим образом выполнять принятые на себя обязательства, принять все меры к недопущению просрочки доставки груза. Вместе с тем такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Исходя из анализа всех обстоятельств дела, оценки соразмерности заявленных сумм и возможных финансовых последствий для каждой из сторон, учитывая разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81, суд апелляционной инстанции не находит оснований для применения статьи 333 ГК РФ и снижения взысканного судом размера неустойки.
С учетом изложенного решение суда от 17.09.2014 года является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266-269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 сентября 2014 года по делу N А60-30464/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
А.Н.Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30464/2014
Истец: ОАО "Сухоложский огнеупорный завод"
Ответчик: ОАО "РЖД" в лице филиала "Свердловская железная дорога"