г. Москва |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А41-33638/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Левобережное": Морозова М.И. по доверенности б/н от 20.10.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Левобережное" на решение Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2014 года по делу N А41-33638/14, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Левобережное" к администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Левобережное" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о понуждении администрации городского округа Химки Московской области заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:10:010213:4 площадью 14 976 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, микрорайон Левобережный, вблизи улицы Белинского, для строительства и эксплуатации многофункционального административно-делового комплекса, сроком на 49 лет (т. 1, л.д. 2-6).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, ООО "Левобережное" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования, просило:
- принудить администрацию городского округа Химки Московской области заключить с ООО "Левобережное" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:10:010213:4, площадью 14 976 кв.м., расположенного по адресу: Московская обл., г. Химки, микрорайон Левобережный, вблизи ул. Белинского, для строительства и эксплуатации многофункционального административно-делового комплекса, сроком на 49 лет;
- возложить на администрацию городского округа Химки Московской области обязанность в двухнедельный срок принять решение о предоставлении вышеназванного земельного участка в аренду сроком на 49 лет и направить ООО "Левобережное" проект договора (т. 1. л.д. 117-118).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 1, л.д. 155-157).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Левобережное" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на то, что срок на обжалование бездействия органа местного самоуправления пропущен не был (т. 2, л.д. 2-5).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Левобережное" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя администрации городского округа Химки Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ООО "Левобережное", участвующего в судебном заседании, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации городского округа Химки N 1328 от 13.08.12 ООО "Левобережное" было предварительно согласовано место размещения многофункционального административно-делового комплекса на земельном участке площадью 14 976 кв.м., расположенном по адресу: Московская обл., г. Химки, микрорайон Левобережный, вблизи ул. Белинского, а также утверждена схема расположения этого земельного участка (т. 1, л.д. 33-38, 46-47).
05.12.12 земельный участок площадью 14 976 кв.м. был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:10:0010213:4 (т. 1, л.д. 19-22).
После постановки земельного участка на кадастровый учет ООО "Левобережное" неоднократно обращалось в администрацию городского округа Химки с заявлением о принятии решения о предоставлении указанного земельного участка в аренду и заключении договора аренды.
Так, 11.12.13 ООО "Левобережное" повторно обратилось в администрацию городского округа Химки с заявлением N 8568/2-вх., в котором просило заключить договор аренды в отношении испрашиваемого земельного участка (т. 1, л.д. 7, 8).
Письмом от 26.12.13 администрация городского округа Химки сообщила, что для рассмотрения заявления ООО "Левобережный" в управление строительства, управление обеспечения градостроительной политики и территориальное управление микрорайона Левобережный были направлены соответствующие запросы о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду (т. 1, л.д. 10).
Полагая, что бездействие администрации городского поселения Химки по непринятию решения о предоставлении спорного земельного участка в аренду нарушает его права и законные интересы, ООО "Левобережное" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что заявителем был пропущен установленный срок на обжалование бездействия органа местного самоуправления.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ООО "Левобережное" указало, что администрация городского округа Химки Московской области незаконно не принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду обществу и обязано заключить соответствующий договор аренды.
Фактически ООО "Левобережное" оспаривает бездействие заинтересованного лица, в связи с чем настоящий спор правомерно был рассмотрен судом первой инстанции по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10.02.09 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Как указывалось выше, постановлением администрации городского округа Химки N 1328 от 13.08.12 ООО "Левобережное" было предварительно согласовано место размещения многофункционального административно-делового комплекса на земельном участке площадью 14 976 кв.м., расположенном по адресу: Московская обл., г. Химки, микрорайон Левобережный, вблизи ул. Белинского, а также утверждена схема расположения этого земельного участка (т. 1, л.д. 33-38, 46-47).
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5 ст. 34 ЗК РФ).
05.12.12 земельный участок площадью 14 976 кв.м. был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:10:0010213:4 (т. 1, л.д. 19-22).
Таким образом, заявитель в силу статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации имеет право аренды вышеназванного земельного участка.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из пунктов 2 статей 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), субъекты Российской Федерации - земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а органы местного самоуправления - земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, распоряжение каждым видом собственности осуществляется соответствующим органом власти, не допускается распоряжение собственностью, относящейся к иному уровню, чем уровень орган власти.
Доказательств отнесения спорного земельного участка к какому-либо уровню собственности не имеется, в связи с чем апелляционный суд приходит к выводу о том, что участок находится в государственной собственности, которая не была разграничена на собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, которая не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Таким образом, администрация городского округа Химки Московской области является компетентным органом, осуществляющим функции собственника по распоряжению спорным земельным участком.
После постановки земельного участка на кадастровый учет ООО "Левобережное" неоднократно обращалось в администрацию городского округа Химки с заявлениями о принятии решения о предоставлении указанного земельного участка в аренду и заключении договора аренды.
Однако, в нарушение пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации такое решение принято не было.
При этом, администрация городского округа Химки фактически не отказывала в предоставлении спорного земельного участка в аренду, а ссылалась на необходимость получения дополнительных документов и проведения межведомственных согласований.
Учитывая длительность бездействия заинтересованного лица, наличие переписки сторон, из которой следует, что администрация городского округа Химки Московской области сообщала о необходимости дополнительного времени для рассмотрения обращения заявителя без указания конкретного срока, апелляционный суд не может признать обоснованным вывод суда первой инстанции о пропуске ООО "Левобережное" срока на обжалование бездействия администрации городского округа Химки Московской области.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанной нормы права администрацией городского округа Химки Московской области не представлено доказательств рассмотрения заявления ООО "Левобережный" и представления испрашиваемого земельного участка в аренду обществу.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что со стороны заинтересованного лица было допущено бездействие, повлекшее нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
Поскольку препятствий в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду ООО "Левобережный" не установлено, апелляционный суд полагает возможным с целью восстановления нарушенных прав и интересов заявителя обязать администрацию городского округа Химки Московской области принять решение о предоставлении земельного участка с к.н. 50:10:010213:6 площадью 14 976 кв.м. в аренду ООО "Левобережное" и направить обществу соответствующий договор аренды.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2014 года по делу N А41-33638/14 отменить.
Признать незаконным бездействие администрации г.о. Химки по непредставлению земельного участка с к.н. 50:10:010213:6 площадью 14 976 кв.м. в аренду сроком на 49 лет ООО "Левобережное".
Обязать администрацию г.о. Химки принять решение о предоставлении земельного участка с к.н. 50:10:010213:6 площадью 14 976 кв.м. в аренду ООО "Левобережное", направив договор аренды.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-33638/2014
Истец: ООО "Левобережное"
Ответчик: Администрация городского округа Химки Московской области