г. Томск |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А27-11734/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: Л.А. Колупаевой, А.Л. Полосина
при ведении протокола судебного заседания по перерыва секретарем Мавлюкеевой А.М., после перерыва помощником судьи Карташовой Н.В.
с использованием средств аудиозаписи
с участием в заседании
от заявителя: Долганов Е.В. по доверенности от 25.09.2014 г., от 26.09.2014 г., паспорт,
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
от прокуратуры КО: Калугина О.В., удостоверение от 21.02.2013 г., Фейтлихер М.Г., удостоверение от 09.09.2014 г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента лесного комплекса Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 06 октября 2014 г. по делу N А27-11734/2014 (судья Мишина И.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "КузбассАрм", г. Кемерово (ОГРН 1104205009831, ИНН 4205201604, 650000, г. Кемерово, пр. Советский, 6)
к Департаменту лесного комплекса Кемеровской области (650036, г. Кемерово, ул. Мирная, 5)
о признании незаконными приказов и отрицательных заключений, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КузбассАрм" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Департаменту лесного комплекса Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконными:
- приказа Департамента от 06.06.2014 N 01-06/932 об утверждении отрицательного заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном обществу в аренду, для использования в целях выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в лесном фонде Кемеровской области, Кемеровского лесничества, Елыкаевского участкового лесничества, урочища "Рудниковское", в кварталах N 18 (выделы 9, 32, 35), N 26 (выделы 12, 29, 32, 33) площадью 7, 4871 га и отрицательного заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов на лесные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду от 06.06.2014 N 109-ОЭ;
- приказа Департамента от 06.06.2014 N 01-06/933 об утверждении отрицательного заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном обществу в аренду, для использования в целях выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в лесном фонде Кемеровской области, Кемеровского лесничества, Елыкаевского участкового лесничества, урочища "Рудниковское", в кварталах N 9 (выделы 3, 8, 9, 35), N 10 (выделы 14, 16, 24, 26, 27, 28, 29) площадью 7, 8507 га и отрицательного заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов на лесные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду от 06.06.2014 N 110-ОЭ;
об обязании Департамента в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда провести повторную государственную экспертизу проектов освоения лесов на лесных участках, предоставленных в аренду ООО "КузбассАрм", для использования в целях выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в лесном фонде Кемеровской области, Кемеровского лесничества, Елыкаевского участкового лесничества, урочища "Рудниковское", в кварталах N 18 (выделы 9, 32, 35), N 26 (выделы 12, 29, 32, 33) площадью 7, 4871 га и в кварталах N 9 (выделы 3, 8, 9, 35), N 10 (выделы 14, 16, 24, 26, 27, 28, 29) площадью 7, 8507 га, представленных ООО "КузбассАрм" в Департамент лесного комплекса Кемеровской области 08.05.2014 и 12.05.2014 с сопроводительными письмами от 08.05.2014 вход. N 01-29/2117 и вход. N 01-29/2120, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
Решением решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06 октября 2014 г. заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе ООО "КузбассАрм" в удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы Департамент ссылается на неправильное применение судом норм материального права (неправильное истолкование закона), несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Подробно доводы Департамента изложены в апелляционной жалобе.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило.
В порядке части 5 статьи 52 АПК РФ в дело вступил прокурор Кемеровской области.
Прокурор представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение Арбитражного суда Кемеровской области по заявлению ООО "КузбассАрм" о признании незаконными приказа Департамента Лесного комплекса Кемеровской области от 06.06.2014 N 01-06/932 и от 06.06.2014 N 01-06/933 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители Прокуратуры Кемеровской области поддержали доводы апелляционной жалобы Департамента и своего отзыва на апелляционную жалобу, настаивали на отмене решения суда.
В свою очередь, представители Общества возражали против удовлетворения требований Департамента и Прокуратуры, просили решение суда оставить без изменения.
Департамент о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечил.
На основании частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя Департамента.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей Общества и Прокуратуры, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Департаментом лесного комплекса Кемеровской области (арендодатель) и ООО "КузбассАрм" (арендатор) заключены договоры аренды лесных участков от 11.04.2014 N 36/14-Н и от 30.04.2014 N 40/14-Н, в соответствии с которыми арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью 7, 4871 га с номером учетной записи в государственном лесном реестре 358-2014-04/32:207:04:0358, имеющий местоположение: Кемеровская область, Кемеровское лесничество, Елыкаевское участковое лесничество, урочище "Рудниковское", кварталы N 18 (выделы 9, 32, 35), N 26 (выделы 12, 29, 32, 33) и площадью 7, 8507 га с номером учетной записи в государственном лесном реестре 357-2014-04/32:207:04:0357, имеющий местоположение: Кемеровская область, Кемеровское лесничество, Елыкаевское участковое лесничество, урочище "Рудниковское", кварталы N 9 (выделы 3, 8, 9, 35), N 10 (выделы 14, 16, 24, 26, 27, 28, 29) (пункты 1, 2 договора) для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых (пункт 4 договора).
Срок действия договора N 36/14-Н - с момента подписания до 10.04.2015 включительно, договора N 40/14-Н - с момента подписания до 21.03.2015 (пункт 24 договоров).
Согласно условиям указанных договоров аренды ООО "КузбассАрм" имеет право приступить к использованию лесных участков, в том числе, после предоставления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы (абзац 2 пункта 11.1 договоров).
08.05.2014 и 12.05.2014 Общество обратилось в Департамент с заявлением о проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов по договорам аренды лесных участков от 11.04.2014 N 36/14-Н и от 30.04.2014 N 40/14-Н (вход. N 01-29/2117 и N 01-29/2120).
06.06.2014 экспертной комиссией выданы отрицательные заключения N 109-ОЭ и N 110-ОЭ на проекты освоения лесов на лесных участках, предоставленных ООО "КузбассАрм" в аренду, со ссылкой на то, что проекты противоречат пункту 3 Положения о государственных природных заказниках Кемеровской области, утвержденному постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.10.2009 N 412, в части запрета разработки месторождений полезных ископаемых.
Приказами от 06.06.2014 N 01-06/933 и N 01-06/932 Департамент лесного Комплекса Кемеровской области утвердил данные отрицательные заключения.
Полагая, что названные приказы Департамента от 06.06.2014 N 01-06/933, N 01-06/932 и отрицательные экспертные заключения от 06.06.2014 N 109-ОЭ, N 110-ОЭ не основаны на законе и нарушают его права и охраняемые законом интересы, ООО "КузбассАрм" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что ограничения, установленные постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.10.2009 N 412 "О государственных природных заказниках Кемеровской области" не могут быть распространены на права ООО "КузбассАрм", установленные лицензией на пользование недрами серии КЕМ N01547 БР (прежняя лицензия серии КЕМ 00698 БР), в течение всего срока действия лицензии, т.е. до 01.01.2025, поскольку данное постановление не содержит указания на то, что его действие распространяется на правоотношения, возникшее ранее издания указанного постановления, следовательно, Общество вправе в пределах срока действия лицензии осуществлять работы по геологическому изучению и добыче россыпного золота на месторождении р. Нижняя Суета на лицензионном участке, расположенном на территории Кемеровского района и Кемеровской области, оформленном в виде горного отвода и предоставленном в соответствии с лицензией.
Седьмой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с данными выводами суда, находит их ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными при одновременном его несоответствии закону и нарушением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно материалам дела, предметом заявленных ООО "КузбассАрм" требований является признание незаконными ненормативных правовых актов Департамента об утверждении заключений экспертизы по проектам освоения лесов и сами отрицательные заключения экспертизы.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земельного фонда находятся в федеральной собственности. Право предоставления земельных участков в пределах земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в силу статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (пункты 1 и 2 Лесного кодекса РФ).
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (пункт 4 ЛК РФ).
При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (пункт 5 ЛК РФ).
Согласно статье 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, в соответствии с п.п. 3, 9 которого целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
В свою очередь, отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (п. 11).
Лесохозяйственным регламентом Кемеровского лесничества Кемеровской области предусмотрено местоположение государственного природного заказника "Барзасский" в границах Кемеровского лесничества. Кварталы N N 1, 9 урочища "Рудниковское" Елыкаевского участкового лесничества Кемеровского лесничества Кемеровской области полностью размещаются в государственном природном заказнике "Барзасский".
Пунктом 1.1.7 Лесного плана Кемеровской области, утвержденного постановлением Губернатора Кемеровской области от 28.01.2009 N 6-пг и Лесохозяйственным регламентом Кемеровского лесничества Кемеровской области (п. 1.1.7) предусмотрен режим особой охраны государственного природного заказника "Барзасский", запрещающий на его территории разработку месторождений полезных ископаемых.
При изложенных обстоятельствах положения представленных на государственную экспертизу проектов освоения лесов не соответствуют лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, в связи с чем комиссией в соответствии с действующим федеральным законодательством совершенно обоснованно приняты рассматриваемые отрицательные заключения, в последующем утверждённые приказами Департамента.
Арбитражным судом Кемеровской области при рассмотрении дела не приняты во внимание специальные нормы федерального законодательства, которые регулируют имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, Земельным кодексом РФ, а также особенности предоставления лесных участков, относящихся к природным объектам, установлены Земельным кодексом Российской Федерации и Лесным кодексом Российской Федерации.
Правовая природа лесных участков и участков недр не идентична.
В силу ст. 1 ЛК РФ лесные участки являются самостоятельными природными объектами, имеющими специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Из норм статьи 7 Закона о недрах следует, что в соответствии с лицензией недра передаются в пользование в виде участков, представляющих собой геометризированные блоки недр; участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет право непосредственно в границах этого отвода осуществлять пользование недрами, а не земельным участком, под которым они расположены, и тем более участком лесного фонда.
Материалами дела установлено, ООО "КузбассАрм" 25.02.2011 предоставлено право пользования недрами в порядке переоформления лицензии КЕМ 00698 БР в результате приобретения имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) ООО "АрмКузбасс" (ст. 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах"). Вид пользования недрами - геологическое изучение и добыча россыпного золота.
Согласно преамбуле к Закону о недрах, недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения.
В соответствии с вновь выданной лицензией (КЕМ 01547 БР) участок недр имеет статус горного отвода. При этом ни в лицензии, ни в лицензионном соглашении не говориться о том, каким способом будет осуществляться разработка полезных ископаемых: подземным или открытым, для которого необходимо предоставление земель.
С учетом изложенного, лицензия на пользование недрами КЕМ 01547 БР, выданная Обществу в 2011 г. регулирует исключительно отношения недропользования, определяет условия пользования участком недр, который индивидуализирован в виде горного отвода - геометризованного блока недр, то есть геометрически определенного пространства, расположенного ниже почвенного покрова (ст. 7 Закона о недрах). Границы горного отвода, указанные в лицензии, являются предварительными (п. 2.2 лицензионного соглашения).
В силу статьи 1 Закона о недрах, отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, то есть не лицензией на пользование недрами.
В соответствии с п. 6 ст. 11, ст. 25.1 Закона о недрах предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ. Земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
В случае невозможности использования земельных участков определенной категории для осуществления предусмотренного лицензией на пользование недрами определенного вида пользования недрами, данные земельные участки в целях обеспечения их использования по целевому назначению переводятся в земли иных категорий (ст. 8 ЗК РФ)
На основании ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 43 ЛК РФ для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду. При этом имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Поскольку договоры аренды лесных участков от 11.04.2014 N 36/14-Н и от 30.04.2014 N 40/14-Н заключены после утверждения Положения о государственном природном заказнике "Барзасский" (постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.10.2009 N 412 "О государственных природных заказниках Кемеровской области"), соответственно на правоотношения, связанные с использованием участков лесного фонда, распространяются запреты, установленные федеральным законодательством, действующим в момент заключения данных гражданско-правовых договоров.
В соответствии со ст. 8 Закона о недрах пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.
При переоформлении ранее выданной лицензии в порядке ст. 17.1 Закона о недрах выдается новая лицензия. В течение трех месяцев пользователь недр должен переоформить документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода.
При уточнении данных границ необходимо учитывать, что границы горного отвода устанавливаются в целях обеспечения рационального использования и охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых, охраны окружающей среды от вредного влияния горных работ при добыче полезных ископаемых, обеспечения безопасности при ведении горных работ, защиты интересов недропользователя и государства. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезного ископаемого, зоны сдвижения горных пород, проектные контуры карьера (разреза), границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны округов горно-санитарной охраны, зоны охраны от вредного влияния горных разработок и другие факторы, влияющие на состояние недр, земной поверхности и окружающей среды в связи с процессом геологического изучения и использования недр. При несоответствии границ горного отвода границам безопасного ведения горных работ, создающем угрозу безопасности людей, рациональному использованию запасов, окружающей природной среде, зданиям и сооружениям, границы горного отвода могут быть изменены, (п.п. 3, 14, 34, 35 Инструкция по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной МПР РФ 07.02.1998 N 56, Госгортехнадзором РФ 31.12.1997 N 58).
Из изложенного следует, что законодательством РФ установлены императивные правила, в соответствии с которыми при уточнении границ горного отвода в результате переоформления лицензии на право пользования недрами должны в обязательном порядке учитываться требования в области охраны окружающей среды, обеспечиваться соблюдение режима особой охраны особо охраняемых природных территорий.
При таких обстоятельствах являются ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что ООО "КузбассАрм" осуществляет деятельность на основании переоформленной в 2011 году лицензии на право пользования недрами, и поэтому не должны учитываться ограничения пользования недрами, введенные в 2009 году в результате утверждения Положения о государственном природном заказнике "Барзасский".
В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ), под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В состав особо охраняемых природных территорий, в том числе включены и государственные природные заказники (п. 1 ст. 2 Федеральном законе N 33-ФЗ).
В силу ст. 8 Закона о недрах пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.
На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 33-ФЗ).
Режим особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории определяется Положением об особо охраняемой природной территории регионального значения, утвержденным Коллегией Администрации Кемеровской области (ст. 1 Закона Кемеровской области от 04.01.2001 N 1-03 "Об особо охраняемых природных территориях в Кемеровской области").
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.10.2009 N 412 "О государственных природных заказниках Кемеровской области" продлен срок действия существующего государственного природного заказника Кемеровской области "Барзасский", площадью 62,5 тыс. гектаров.
Кроме того, данным постановлением утверждено положение о государственном природном заказнике "Барзасский" (далее - Положение) и описаны его границы.
В соответствии с п. 1.1 Положения государственный природный заказник Кемеровской области "Барзасский" является особо охраняемой природной территорией регионального значения.
Пунктом 3 названного Положения предусмотрен режим особой охраны на территории заказника, который включает в себя, в том числе, запрет разработки месторождений полезных ископаемых на территории заказника (п. 3.1.4).
Статьей 95 ЗК РФ установлен запрет на осуществление деятельности на особо охраняемых природных территориях, не связанной с сохранением и изучением природных комплексов и объектов.
Более того, на основании п. 6 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденного приказом Рослесхоза от 27.12.2010 N 515, для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду.
Использование лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка).
Статьей 25 ЛК РФ предусмотрена возможность использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению, недр, разработке месторождений полезных ископаемых, но применяться они могут в неразрывной связи с запретами, установленными ЗК РФ Федеральным законом N 33-ФЗ.
Как указывалось выше, пунктом 1.1.7 Лесного плана Кемеровской области, утвержденного постановлением Губернатора Кемеровской области от 28.01.2009 N 6-пг, и п. 1.1.7 Лесохозяйственным регламентом Кемеровского лесничества Кемеровской области также предусмотрен режим особой охраны государственного природного заказника "Барзасский", запрещающий на его территории разработку месторождений полезных ископаемых, в связи с чем, Департаментом лесного комплекса Кемеровской области должно было осуществляться предоставление лесного участка в аренду.
Таким образом, несоответствие заявленной цели использования лесного участка Лесному плану Кемеровской области или лесохозяйственному регламенту лесничества согласно п. 2.8.2 Административного регламента Департамента лесного комплекса Кемеровской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление лесных участков в аренду", утвержденного постановлением Губернатора Кемеровской области от 07.04.2010 N 21-пг, является одним из оснований отказа в предоставлении данной государственной услуги.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции полагает, что при рассмотрении вопроса о предоставлении в аренду лесного участка в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, должен в обязательном порядке соблюдаться режим особой охраны особо охраняемых природных территорий, в пределах которой расположен данный лесной участок.
Более того, в силу п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Поскольку лицензия в соответствии со статьей 11 Закона о недрах является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий, отношения по предоставлению, переоформлению рассматриваемой лицензии являются самостоятельным видом правоотношения, по своей правовой природе относящиеся к публичным правоотношениям, которые не регулируются гражданским законодательством.
Из статьи 153 ГК РФ следует, что условия пользования недрами не являются гражданско-правовым договором, а представляют собой лишь конкретизацию условий лицензии; являются неотъемлемой ее частью. Рассматриваемые условия не устанавливают, не изменяют и не прекращают гражданских прав и обязанностей недропользователей.
При изложенных обстоятельствах заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "КузбассАрм" требования о признании незаконными приказа Департамента от 06.06.2014 N 01-06/932 об утверждении отрицательного заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном Обществу в аренду, для использования в целях выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в лесном фонде Кемеровской области, Кемеровского лесничества, Елыкаевского участкового лесничества, урочища "Рудниковское", в кварталах N 18 (выделы 9, 32, 35), N 26 (выделы 12, 29, 32, 33) площадью 7, 4871 га и отрицательного заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов на лесные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду от 06.06.2014 N 109-ОЭ, приказа Департамента от 06.06.2014 N 01-06/933 об утверждении отрицательного заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном Обществу в аренду, для использования в целях выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в лесном фонде Кемеровской области, Кемеровского лесничества, Елыкаевского участкового лесничества, урочища "Рудниковское", в кварталах N 9 (выделы 3, 8, 9, 35), N 10 (выделы 14, 16, 24, 26, 27, 28, 29) площадью 7, 8507 га и отрицательного заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов на лесные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду от 06.06.2014 N 110-ОЭ; об обязании Департамента в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда провести повторную государственную экспертизу проектов освоения лесов на лесных участках, предоставленных в аренду ООО "КузбассАрм", для использования в целях выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в лесном фонде Кемеровской области, Кемеровского лесничества, Елыкаевского участкового лесничества, урочища "Рудниковское", в кварталах N 18 (выделы 9, 32, 35), N 26 (выделы 12, 29, 32, 33) площадью 7, 4871 га и в кварталах N 9 (выделы 3, 8, 9, 35), N 10 (выделы 14, 16, 24, 26, 27, 28, 29) площадью 7, 8507 га, представленных ООО "КузбассАрм" в Департамент лесного комплекса Кемеровской области 08.05.2014 и 12.05.2014 с сопроводительными письмами от 08.05.2014 вход. N 01-29/2117 и вход. N 01-29/2120, не подлежат удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, решение Арбитражного суда Кемеровской области по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу с ограниченной ответственностью "КузбассАрм" в удовлетворении заявленных требований.
Департамент лесного комплекса Кемеровской области в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем на основании части 3 статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина с лиц, участвующих в деле не взыскивается.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.10.2014 года по делу
А27-11734/2014 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью "КузбассАрм", г. Кемерово отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11734/2014
Истец: ООО "КузбассАрм"
Ответчик: Департамент лесного комплекса Кемеровской области
Третье лицо: Прокуратура Кемеровской области