г. Санкт-Петербург |
|
23 декабря 2014 г. |
Дело N А56-28863/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: В.В.Медведевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Копытов К.В. - доверенность N 46/10-д от 20.10.2014
от ответчика (должника): предст. Олейник Л.В. - доверенность N 30/2014 от 04.09.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25087/2014) Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2014 по делу N А56-28863/2014 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по иску (заявлению) открытого акционерного общества "НК "Роснефть"-Мурманскнефтепродукт"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы в сфере транспорта
об оспаривании постановления, решения и предписания
установил:
Открытое акционерное общество "НК "Роснефть" - Мурманскнефтепродукт" (ОГРН 1025100832448, адрес: 183010, Мурманская область, г.Мурманск, ул. Марата, д. 26; далее - ОАО "НК "Роснефть" - Мурманскнефтепродукт", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления от 05.03.2014 N 07-40-04/23 о назначении административного наказания по делу N 07-38-04/23, решения от 17.04.2014, предписания от 14.02.2014 N 07-37-04/54(П) об устранении выявленных нарушений, вынесенных Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление Ространснадзора).
Решением суда от 03.09.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Управление Ространснадзора, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а именно, пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ), просит решение от 03.09.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, к транспортным средствам в смысле, придаваемом этому понятию Законом N 16-ФЗ в старой редакции, относится весь подвижной состав автомобильного транспорта, предназначенный для перевозок пассажиров, багажа, грузов, в том числе транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов; законодатель, внося изменения в вышеназванную норму, всего лишь конкретизировал транспортные средства, подпадающие под действие Закона N 16-ФЗ. По смыслу Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" под действие Закона N 16-ФЗ подпадают все транспортные средства в Российской Федерации независимо от способа их использования и значения.
В судебном заседании представитель Управления Ространснадзора поддержал доводы жалобы. Общество доводы жалобы отклонило по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Управления Ространснадзора - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав мнение сторон, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании распоряжения от 20.01.2014 N 37-р Управлением Ространснадзора в период с 03.02.2014 по 14.02.2014 проведена плановая выездная проверка исполнения требований в сфере обеспечения транспортной безопасности в отношении ОАО "НК "Роснефть" - Мурманскнефтепродукт".
В ходе проверки выявлены и зафиксированы в акте от 14.02.2014 N 07-37-04/54(А) следующие нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности:
- не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в ОАО "НК "Роснефть" - Мурманскнефтепродукт", что является нарушением пункта 5.1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 08.02.2011 N 42 (далее - Требования N 42);
- не разработан порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, на подготовку к совершению акта незаконного вмешательства (далее - АНВ) или совершение АНВ в отношении ОТИ или ТС, что является нарушением пункта 5.6.9 Требований N 42;
- не назначено на каждом ТС лицо, занимающее должность на ТС, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС, что является нарушением пункта 5.3 Требований N 42;
- отсутствует порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС, что является нарушением пункта 5.6.10 Требований N 42, требований Приказа Минтранса РФ от 16.02.2011 N56 "О порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на ОТИ и ТС";
- не разработано положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ, расположенном по адресу: пер. Дорожный, д. 6, г. Мурманск, 183010, или ТС ОАО "НК "Роснефть" - Мурманскнефтепродукт", что является нарушением пункта 5.6.6 Требований N 42;
- не представлена в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полная и достоверная информация для проведения категорирования ОТИ, расположенного по адресу: пер. Дорожный, д. 6, г. Мурманск, 183010, и ТС автомобильного транспорта ОАО "НК "Роснефть" - Мурманскнефтепродукт", предусмотренного статьей 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ), что является нарушением пункта 4 части 2 статьи 12 Закона N 16-ФЗ;
- не представлена в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полная и достоверная информация для проведения категорирования ОТИ железнодорожного транспорта, а именно железнодорожных путей ОАО "НК "Роснефть" - Мурманскнефтепродукт", расположенных в г. Оленегорск (Оленегорская нефтебаза), г. Кандалакша (Кандалакшская нефтебаза), г. Кировск (Кировская нефтебаза), г. Мурманск (Мурманский НПК склад ГСМ ЗАО "Экспонефть), что является нарушением пункта 4 части 2 статьи 12 Закона N 16-ФЗ.
14.02.2014 Управление Ространснадзора выдало Обществу предписание N 07-37-04/54(П) об устранении выявленных нарушений.
18.02.2014 должностным лицом Управления Ространснадзора составлен протокол N 07-39-04/23 об административном правонарушении по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением Управления Ространснадзора от 05.03.2014 N 07-40-04/23 о назначении административного наказания по делу N 07-38-04/23 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением начальника Управления Ространснадзора от 17.04.2014 по жалобе Общества на постановление от 05.03.2014 N 07-40-04/23 пункты 1, 4, 6, 7 постановления отменены. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба Общества - без удовлетворения.
Считая постановление, решение и предписание Управления Ространснадзора незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закон N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Закона N 16-ФЗ транспортная безопасность - это состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (статья 2 Закона N 16-ФЗ).
Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств влечет административную ответственность по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
В Требованиях N 42 определена система мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (ОТИ) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (АНВ). Требования N 42 применяются в отношении ОТИ, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ (пункты 2,3,4).
В силу пункта 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ) под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Закона N 16-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ) транспортные средства - это устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя: транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение (подп. "а").
Управлением Ространснадзора в ходе проверки установлено, что ОАО "НК "Роснефть" - Мурманскнефтепродукт" имеет на балансе 11 единиц автотранспорта, предназначенного для перевозки опасных грузов, что подтверждается специальными разрешениями на осуществление перевозки опасных грузов. Также в соответствии с договором о предоставлении земельного участка от 27.12.1993 N 393 Обществом используется земельный участок для эксплуатации зданий и сооружений, ремонтно-механических мастерских, гаражей общей площадью 5907 кв.м. Общество осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, что подтверждается копией лицензии серия Г1РД N 5104622 от 22.05.2009.
Принимая во внимание наличие у Общества транспортных средств для перевозки опасных грузов и их использование Обществом по назначению, административный орган пришел к выводу, что Общество является субъектом транспортной инфраструктуры и, следовательно, на него распространяются требования законодательства сфере транспортной безопасности.
Вместе с тем Федеральный закон от 03.02.2014 N 15-ФЗ, изложивший пункт 11 статьи 1 Закона N 16-ФЗ в новой редакции, вступил в силу 04.02.2014.
В прежней редакции пункта 11 статьи 1 Закона N 16-ФЗ к транспортным средствам, на которые распространялись требования настоящего Федерального закона, относились воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда) или в целях судоходства (речные суда), за исключением маломерных судов, прогулочных судов, спортивных парусных судов и несамоходных судов, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного транспорта и подвижной состав городского наземного электрического транспорта в значениях, установленных транспортными кодексами и уставами".
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение, отнесены законодателем к транспортным средствам в смысле, придаваемом этому понятию Законом N 16-ФЗ, только с 04.02.2014.
Как следует из материалов дела, плановая выездная проверка в отношении общества проведена Управлением Ространснадзора на основании распоряжения от 20.01.2014 N 37-р. Проверка проводилась с целью контроля за деятельностью Общества по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Срок проведения проверки предусмотрен с 03.02.2014 по 28.02.2014. Фактически проверка проведена в период с 03.02.2014 по 14.02.2014.
В силу изожженного, на момент включения Общества в 2013 году в План проведения плановых проверок на 2014 год, а также на начало проведения проверки (03.02.2014) Общество не отвечало понятию субъекта транспортной инфраструктуры.
Апелляционный суд считает несостоятельной ссылку Управления Ространснадзора на Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ), так как данный нормативный правовой акт не содержит прямого указания на значение, в котором в нем используется понятие "транспортное средство".
В пункте 18 статьи 2 УАТ приводится определение специализированного транспортного средства, согласно которому под таковым в УАТ понимается транспортное средство, предназначенное и оборудованное для перевозки определенных видов грузов.
Согласно пункту 2 статьи 1 УАТ данный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
Наличие у Общества транспортных средств, железнодорожных путей, а также зданий и сооружений, ремонтно-механических мастерских, гаражей не означает того, что данные транспортные средства в совокупности с указанными строениями образуют технологический транспортный комплекс в смысле, который придается данному понятию в статье 1 Закона N 16-ФЗ, а следовательно, Общество до 04.02.2014 по смыслу пунктов 5, 9, 11 статьи 1 Закона N 16-ФЗ не могло быть признано субъектом транспортной инфраструктуры и на него не могла быть возложена обязанность по соблюдению требований транспортной безопасности, предусмотренных Законом N 16-ФЗ и Требованиями N 42.
В связи с отсутствием оснований для отнесения заявителя к субъектам транспортной инфраструктуры до 04.02.2014 надзорный орган неправомерно включил общество в План проведения плановых проверок и осуществил проведение такой проверки с 03.02.2014.
Доводы Управления Ространснадзора о том, что изменения, вносимые Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ, в том числе в пункт 11 статьи 1 Закона N 16-ФЗ, ограничили круг транспортных средств, подпадающих под действие указанного закона, основаны на неправильном толковании данных материальных норм. По мнению апелляционного суда, внося изменения в пункт 11 статьи 1 Закона N 16-ФЗ, законодатель не ограничил круг субъектов, а устранил пробелы и неопределенность, имевшие место в предыдущей редакции закона, позволявшие правоприменителю произвольно толковать смысл изложенного в указанной норме правила при определении субъектов транспортной инфраструктуры, подпадающих под действие названного Федерального закона, что подтверждается, в том числе, многочисленной судебной практикой (например, постановление 13 ААС от 17.07.2012 по делу N А56-2123/2012).
Как правомерно указал суд, результаты проверки, проведенной в отсутствие законных оснований (акт проверки, протокол об административном правонарушении), не могут быть положены в основу выводов о нарушении Обществом положений Закона N 16-ФЗ и Требований N 42, которые, в свою очередь, явились основанием для вынесения в отношении Общества оспариваемого постановления и выдачи предписания.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя, не допустив неправильного применения материальных и процессуальных норм.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, правовых и фактических оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 сентября 2014 года по делу N А56-28863/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28863/2014
Истец: ОАО "НК "Роснефть"-Мурманскнефтепродукт"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы в сфере транспорта