г. Владивосток |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А51-24529/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отдела градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Тернейского муниципального района,
апелляционное производство N 05АП-14520/2014
на решение от 22.10.2014
судьи Л.М. Черняк
по делу N А51-24529/2014 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Приморскому краю (ИНН 2505005607, ОГРН 1042501251814, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2004)
к Отделу градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Тернейского муниципального района (ИНН 2528886084, ОГРН 1072505000480, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.09.2007)
о взыскании штрафных санкций в размере 13 000 руб.
при участии: стороны не явились,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Приморскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Отдела градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Тернейского муниципального района (далее - учреждение, Отдел) штрафных санкций в размере 13 000 руб.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 года N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением от 22.10.2014 суд первой инстанции удовлетворил заявленное инспекцией требование, взыскал с учреждения заявленную сумму штрафных санкций. При этом суд исходил из того, что Отдел градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Тернейского муниципального района является юридическим лицом, в связи с чем обязан уплачивать соответствующие налоги и сборы, а также представлять в инспекцию отчетность. Следовательно, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговых деклараций явилось основанием для привлечения учреждения к налоговой ответственности и взыскания с него сумм штрафных санкций.
Не согласившись с указанным судебным актом, учреждение обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции со ссылкой на положения пунктов 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) Отдел указал, что не является налогоплательщиком. Учреждение распоряжается не своим имуществом, а имуществом муниципального образования, действуя в его интересах в рамках предоставленных полномочий. Денежные средства от сделок с имуществом направляются непосредственно в бюджет Тернейского муниципального района и не являются доходами самого Отдела.
Учреждение явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в материалы дела представило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Налоговый орган своего представителя в судебное заседание не направил, в материалы дела представил письменный отзыв на жалобу, в котором доводы апелляционной жалобы отклонил, считает обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Поскольку стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, суд апелляционной инстанции на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 15.12.2014 объявлялся перерыв до 18.12.2014 до 16 часов 20 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным Письмом Президиума ВАС РФ N 113 от 19.09.2006 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда в отсутствие представителей сторон.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
По факту не представления учреждением в установленный срок в налоговый орган деклараций по налогу на добавленную стоимость (НДС) за 1-4 кварталы 2011 года, 1 - 4 кварталы 2012 года, 1 - 2 кварталы 2013 года инспекцией проведены камеральные налоговые проверки и вынесены решения от 28.01.2014 N N 10542, 10543, 10544, 10545, 10546, 10547, 10548, 10549, 10550, 10551 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно указанным решениям Отдел привлечен к налоговой ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в общей сумме 10 000 руб.
В соответствии со статьями 69-70 НК РФ учреждению выставлены требования N N 6484, 6485, 6486, 6487, 6488, 6489, 6490, 6491, 6492, 6493 по состоянию на 19.03.2014 об уплате штрафа в размере 10 000 руб. В установленный в требованиях срок Отдел имеющуюся задолженность не уплатил.
Также учреждение несвоевременно исполнило свою обязанность по предоставлению деклараций по налогу на прибыль за 2010 - 2012 годы, в связи с чем решениями от 28.02.2014 N N 10589, 10590, 10591 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения учреждение привлечено к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 3 000 руб. Выставленные в адрес Отдела требования об уплате штрафа по состоянию на 22.04.2014 NN 6550, 6551, 6552 также оставлены без исполнения.
В связи с указанными обстоятельствами налоговый орган на основании пункта 2 статьи 45 НК РФ обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу следующего.
Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны, в том числе представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
По смыслу приведенных законоположений представление налоговой отчетности относится к обязанностям налогоплательщиков - лиц обязанных уплачивать соответствующие налоги и сборы.
Так, плательщиками НДС признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (статья 143 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Положением Отдела градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Тернейского муниципального района, утвержденного решением Думы Тернейского муниципального района от 18.12.2012 N 514 установлено, что Отдел является функциональным отраслевым органом администрации Тернейского муниципального района, осуществляющим в пределах своих полномочий управление и регулирование в области градостроительной деятельности, земельных отношений, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Тернейского муниципального района и подчиняется главе администрации Тернейского муниципального района (пункт 1.1).
Согласно пункту 1.3 Положения Отдел обладает правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением, имеет круглую печать со своим наименованием и изображением герба Тернейского муниципального района, штампы, лицевой счет в органе, осуществляющем казначейское исполнение бюджета Тернейского муниципального района.
Отдел в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Приморского края, Уставом и нормативными правовыми актами Тернейского муниципального района, а так же настоящим Положением осуществляет от имени Тернейского муниципального района управление и регулирование в области градостроительной деятельности и земельных отношений, управление, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Тернейского муниципального района (пункт 1.6).
Пунктом 1.7 положения установлено, что отдел может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде, в арбитражном и третейском суде в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 2.2 (подпункт 2.2.1) Положения предметом деятельности отдела является решение вопросов местного значения в сфере управления, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, организация процесса приватизации муниципальной собственности.
При этом Отдел выступает от имени Тернейского муниципального района в качестве продавца и покупателя при совершении сделок купли - продажи муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Тернейского муниципального района.
Судом апелляционной инстанции установлено, что из анализа содержания указанного Положения не следует, что учреждение, обладая правами юридического лица, является плательщиком НДС и налога на прибыль организаций.
Также из Положения не следует, что Отдел осуществляет деятельность, образующую объекты обложения указанными налогами.
Таким образом, учитывая, что деятельность учреждения не образует объектов налогообложения по спорным налогам, и сам Отдел плательщиком НДС и налога на прибыль организаций не является, что свидетельствует об отсутствии из элементов налогообложения (налогоплательщики, объект), то в силу положений статьи 17 НК РФ указанные налоги нельзя считать установленными для Отдела.
Вывод суда первой инстанции о том, что учреждение является плательщиком спорных налогов на основании сведений о его регистрации в качестве юридического лица, признается судом апелляционной инстанции ошибочным, поскольку сам факт регистрации в качестве юридического лица не свидетельствует о наличии у такого лица конкретных обязанностей по уплате НДС и налога на прибыль организаций.
Принимая во внимание, что пункт 1 статьи 119 НК РФ предусматривает ответственность налогоплательщиков за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, то ввиду установленных по настоящему делу обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что Отдел не является субъектом ответственности по указанной статье НК РФ.
На основании изложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требования инспекции и взыскания с учреждения 13 000 руб. штрафных санкций, в связи с этим суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционная жалоба Отдела градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Тернейского муниципального района подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ - отмене с принятием нового судебного акта об отказе инспекции в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку Отдел градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Тернейского муниципального района освобожден от оплаты государственной пошлины, в соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" вопрос о распределении государственной пошлины по апелляционной жалобе апелляционным судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.10.2014 по делу N А51-24529/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-24529/2014
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Приморскому краю
Ответчик: Отдел градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Тернейского муниципального района