г. Челябинск |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А47-1704/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максименковой К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2014 по делу N А47-1704/2014 (судья Карев А.Ю.).
В заседании принял участие представитель Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области Иордан Е.А. (доверенность N 54 от 15.12.2014).
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным сообщения Управления Росреестра N 01/166/2013-283 от 10.11.2013 об отказе в государственной регистрации договора аренды N 35/11 от 26.09.2011 лесного участка площадью 2 га, с местоположением: Оренбургская область, Илекский административный р-н, Илекское лесничество, Чапаевское участковое лесничество, квартал 146, часть выдела 11, заключенный между Министерством и обществом с ограниченной ответственностью "Торговый дом Буревестник" (далее - общество "ТД Буревестник"), об обязании Управления Росреестра зарегистрировать указанный договор аренды лесного участка (с учетом уточнения заявителем заявленных требований, т. 3 л.д. 26).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "ТД Буревестник", государственное казенное учреждение "Илекское лесничество".
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2014 (резолютивная часть от 07.10.2014) заявление Министерства удовлетворено.
С указанным решением суда не согласилось Управление Росреестра (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, отказать заявителю в удовлетворении заявленных ими требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Апеллянт полагает, что оспариваемый отказ в государственной регистрации договора аренды соответствует закону. Заявителем было подано заявление о государственной регистрации в отношении земельного участка площадью 302 200 000 кв.м., тогда как предметом договора является земельный участок площадью 2,0 га. Судом сделан необоснованный вывод о том, что сторонами не оспаривался тот факт, что земельный участок, являющийся предметом договора аренды, входит в состав земельного участка площадью 302 200 000 кв.м., поскольку основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды являлось среди прочего то обстоятельство, что из представленных на регистрацию документов не представлялось возможным достоверно установить, что земельный участок площадью 2,0 га является составной частью земельного участка площадью 302 200 000 кв.м., право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией.
Апеллянт считает также необоснованным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для государственной регистрации договора при отсутствии кадастрового паспорта земельного участка в силу нормы ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), поскольку действие указанной нормы не распространяется на лесные участки, предоставленные для рекреационной деятельности, тогда как земельный участок, являющийся предметом договора аренды, был предоставлен для такой цели. В силу этого, полагает, что на основании п. 2 ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации), ст. 7, п. 2 ст. 72, ст. 93 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) государственная регистрация договора аренды спорного лесного участка может быть осуществлена только при условии постановки земельного участка на кадастровый учет в установленном законом порядке.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что решение является законными обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц не явились.
С учётом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 56-00 671068 от 10.08.2004 Российской Федерации на праве собственности принадлежит участок лесного фонда леса I группы, площадью 302 500 000 кв.м, адрес (местоположение): Оренбургская область, Илекский район, Илекское, Красноярское, Чапаевское лесничество, условный номер 56-01/12-2/2004-22 (т. 1 л.д. 48).
На основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 19.09.2011 N 2 между Министерством (арендодатель) и обществом "ТД Буревестник" (арендатор) подписан договор аренды лесного участка N 35/11 от 26.09.2011, в соответствии с п.п. 1, 2 которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности Российской Федерации, площадью 2,0 га с местоположением: Оренбургская область, Илекский административный район, Илекское лесничество, Чапаевское участковое лесничество, квартал 146 часть выдела 11, номер учетной записи в государственном лесном реестре 16-2011-06, условный номер лесного участка 53:219:10:0016, для осуществления рекреационной деятельности (т. 1 л.д. 30-33).
Согласно п. 6 договора арендная плата по договору составляет 4 322 руб. 30 коп. в год.
Срок действия договора аренды составляет 10 лет с момента его государственной регистрации (п. 28 договора аренды).
В приложении N 1 к договору сторонами подписана схема расположения и границы лесного участка (т. 1 л.д. 34).
По акту приема-передачи лесного участка в аренду N 35/11 от 26.09.2011 вышеназванный лесной участок передан обществу "ТД Буревестник" (т. 1 л.д. 38).
Министерство обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации договора аренды лесного участка N 35/11 от 26.09.2011 (т. 2 л.д. 77).
Сообщением N 01/166/2013-283 от 01.11.2013 Управление Росреестра сообщило об отказе в государственной регистрации договора аренды. В качестве основания для отказа в государственной регистрации заинтересованное лицо указало, что заявление о государственной регистрации договора аренды содержит ходатайство в отношении лесного участка площадью 302 500 000 кв.м с местоположением: Оренбургская область, Илекский район, Илекское, Красноярское, Чапаевское лесничество (условный номер 56-01/12-2/2004-22), а предметом договора аренды является лесной участок, площадью 2,0 га с местоположением: Оренбургская область, Илекский административный район, Илекское лесничество, Чапаевское участковое лесничество, квартал 146 часть выдела 11. Кроме того, к договору аренды, представленному на государственную регистрацию не приложен кадастровый паспорт земельного участка с указанием его части, сдаваемой в аренду (т. 2 л.д. 18-20).
Считая указанный отказ Управления Росреестра в государственной регистрации договора аренды лесного участка незаконным, Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования Министерства, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для отказа в государственной регистрации по доводам, изложенным регистрирующим органом, не имелось, так как заявителем для государственной регистрации сделки были предоставлены все необходимые документы, договор аренды лесного участка позволяет определить предмет договора, наличие плана лесного участка свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре, в силу чего предоставление кадастрового паспорта на такой земельный участок не требуется, земельный участок, являющийся предметом договора, определен в договоре - в плане лесного участка и плане расположения земельного участка с указанием его границ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы регистрирующего органа, апелляционной суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о госрегистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 4 статьи 16 Закона о госрегистрации).
В силу пункта 1 статьи 17 Закона о госрегистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Как следует из абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о госрегистрации, в государственной регистрации может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В силу п. 1 ст. 26 Закона о госрегистрации государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
В рассматриваемым случае на государственную регистрацию в Управление Росреестра Министерством был представлен договор аренды лесного участка N 35/11 от 26.09.2011, по условиям которого третьему лицу - обществу "ТД "Буревестник" был передан в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности Российской Федерации, площадью 2,0 га с местоположением: Оренбургская область, Илекский административный район, Илекское лесничество, Чапаевское участковое лесничество, квартал 146 часть выдела 11, номер учетной записи в государственном лесном реестре 16-2011-06, условный номер лесного участка 53:219:10:0016, для осуществления рекреационной деятельности за плату в размере 4 322 руб. 30 коп. в год, на срок 10 лет с момента его государственной регистрации (т. 1 л.д. 30-33).
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован нормами статьи 71 ЛК РФ, согласно которым лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии со статьей 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 69 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно п. 2 ст. 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
В то же время частью 1 статьи 4.1 Вводного закона установлено специальное правило для распоряжения лесными участками, согласно которому до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной в постановлении от 04.02.2014 N 13123/13, вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку правила, указанного в ч. 1 ст. 4.1 Вводного закона.
Таким образом, в случае предоставления части лесного участка в аренду в качестве самостоятельного объекта аренды формирование (выделение) самостоятельного лесного участка, его государственный кадастровый учет и регистрация на него права собственности не требуются.
Спорный лесной участок, предоставленный обществу "ТД "Буревестник" по договору аренды лесного участка N 35/11 от 26.09.2011, поставлен на государственный учет по правилам, предусмотренным ЛК РФ, в государственный лесной реестр внесена учетная запись N 16-2011-06, условный номер лесного участка - 53:219:10:0016.
По акту приема-передачи лесного участка в аренду N 35/11 от 26.09.2011 вышеназванный лесной участок передан обществу "ТД "Буревестник" (т. 1 л.д. 38). Стороны договора согласовали расположение и границы лесного участка в схеме расположения и границ лесного участка (т. 1 л.д. 34) и плане лесного участка (т. 1 л.д. 41).
Следовательно, объект аренды в данном случае прошел необходимый государственный учет, индивидуализирован в соответствии с требованиями ЛК РФ.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия находит необоснованным отказ Управления Росреестра в государственной регистрации договора аренды лесного участка N 35/11 от 26.09.2011 по мотиву того, что заявителем не был приложен кадастровый паспорт земельного участка с указанием его части, сдаваемой в аренду, поскольку в данном случае предоставления указанного документа не требовалось.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды являлось среди прочего то обстоятельство, что из представленных на регистрацию документов не представлялось возможным достоверно установить, что земельный участок площадью 2,0 га является составной частью земельного участка площадью 302 200 000 кв.м., право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они опровергаются пояснениями Министерства, планами лесонасаждений Илекского, Красноярского, Чапаевского лесничеств (т. 2 л.д. 70-72), а также схемой ГБУ "Илекское лесничество" (т. 2 л.д. 73).
Доказательств обратного в соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ регистрирующим органом судам представлено не было.
Доводы апеллянта о том, что, действие нормы ч. 1 ст. 4.1 Вводного закона не распространяется на лесные участки, предоставленные для рекреационной деятельности, для осуществления которой был предоставлен спорный земельный участок, что, по мнению апеллянта, исключает возможность государственной регистрации договора без предоставления кадастрового паспорта лесного участка, отклоняются.
Положения ч. 1 ст. 4.1 Вводного закона в редакции, согласно которой до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, были введены в действие Федеральным законом от 12.12.2011 N 427-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 14.12.2011 (за исключением отдельных положений).
В редакции, действовавшей до 14.12.2011, нормы указанной статьи Вводного закона предусматривали возможность предоставления лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, то есть не содержали названных выше исключений для участков, предоставленных для рекреационной деятельности, имеющихся в актуальной редакции статьи, действовавшей в том числе и на момент совершения регистрационных действий.
По смыслу правовой позиции, сформированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, в постановлении Президиума от 04.10.2011 N 4904/11, при определении соответствия формы и содержания сделки действующему законодательству, следует определять момент, когда сторонами была выражена действительная воли на совершение сделки в такой форме и с такими условиями.
В данном случае из материалов дела следует, что договор аренды от 26.09.2011 был подписан сторонами до введения новой редакции нормы ч. 1 ст. 4.1. Вводного закона, и был оформлен по результатам проведённых публичных торгов, оформленных протоколом о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 19.09.2011 N 2 (т. 2 л.д. 40, 41-43).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 26.09.2011 (т. 1 л.д. 38).
В соответствии с п. 1 ст. 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Согласно п. 8 ст. 80 ЛК РФ в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине, указанной в пункте 1 части 7 настоящей статьи, единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор купли-продажи лесных насаждений или договор аренды лесного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, не вправе отказаться от заключения с единственным участником аукциона соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона (начальному размеру арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины).
Учитывая названные нормы, устанавливающие требования к порядку заключения договора аренды, а также наличие в материалах дела доказательств совершения сторонами фактических действий, свидетельствующих о выражении ими воли на заключение такой сделки до введения ограничений в части требований о кадастровом учете лесных участков, предоставленных для рекреационной деятельности, апелляционный суд приходит к выводу о том, что нормы ст. 4.1. Вводного закона, вступившие в силу с 14.12.2011, не подлежат применению к оценке правомерности определения предмета и содержания договора аренды.
Применительно к требованиям статей 13, 17 Закона о госрегистрации при проведении государственной регистрации осуществляется правовая экспертиза документов и законности сделки, а основанием для государственной регистрации служат договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о соответствии формы и содержания договора аренды законодательству, действовавшему в момент совершения сделки, ввиду чего основании для отказа в государственной регистрации сделки у регистрирующего органа не имелось.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2014 по делу N А47-1704/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1704/2014
Истец: Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (РОСРЕЕСТР)
Третье лицо: Государственное казенное учереждение "Илекское лесничество", ООО "Торговый дом "Буревестник"