г. Вологда |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А05-16396/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 декабря 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Берая Т.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" Киселевой И.А. по доверенности от 20.01.2014 N 97, от общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Медицина" Борисова Д.В. по доверенности от 11.09.2014 N 56/14, от территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области Попова С.В. по доверенности от 10.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 июля 2014 года по делу N А05-16396/2012 (судья Крылов В.А.),
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" (163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 115; ОГРН 102290051502, ИНН 2901108405; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Архангельской области (163000, г. Архангельск, пр. Чумбарова-Лучинского, д. 39, корп. 1; ОГРН 10229005204224, ИНН 2901010086; далее - Фонд) о взыскании 104 597 руб. 06 коп., к открытому акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (117997, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16; ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427; далее - Страховая компания), обществу с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Медицина" (121059, г. Москва, ул. Киевская, д. 7; ОГРН 1027806865481, ИНН 7813171100; далее - Общество) о взыскании 23 887 446 руб. 58 коп. в рамках исполнения обязательств по договорам от 01.01.2011 N 04-01/11-57, от 20.01.2011 N 2901/ЛПУ-34.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Архангельской области.
Решением суда от 18.07.2014 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме. Учреждению из федерального бюджета возвращено 37 039 руб. 79 коп. государственной пошлины.
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, нарушение сложившейся судебной практики по аналогичным делам, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к следующему. Вывод суда о том, что договоры от 01.01.2011 N 04-01/11-57, от 20.01.2011 N 2901/ЛПУ-34, заключенные заявителем со Страховой компанией и Обществом не возлагают на ответчиков обязанности производить финансирование мероприятий, проводимых в рамках Программы модернизации системы здравоохранения Архангельской области не подтверждается материалами дела. Оказанные истцом медицинские услуги в установленном объеме, оформленные в виде надлежащих документов (за 2011 год), представленные страховым организациям для оплаты, являются страховыми случаями и подлежат оплате в заявленном размере. Не ясно, по какой причине Страховая компания за весь период действия дополнительного соглашения от 13.05.2011 не предприняла попыток его отзыва. Не подтвержден какими-либо доказательствами и вывод суда о том, что денежные средства Фондом не выделялись, соответственно, у страховых организаций не возникло обязанности по дополнительному финансированию Учреждения. Также ни законом, ни договором не предусмотрена возможность медицинской страховой организации отказаться от оплаты оказанных застрахованным гражданам медицинских услуг в случае предоставления Учреждением подтверждающих документов по истечении отчетного периода.
Ответчики в отзывах на апелляционную жалобу и представители в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Истец и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, заслушав представителей ответчиков, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основанием для получения Учреждением от ответчиков денежных средств является участие в Программе модернизации здравоохранения Архангельской области. Отсутствие финансирования в спорный период (январь 2011 года - сентябрь 2012 года) произошло в связи с включением истца в перечень медицинских учреждений, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи в соответствии с распоряжением Министерства здравоохранения Архангельской области только с 01.10.2012 (распоряжение от 01.11.2012 N 847-рд).
В обоснование заявленного требования заявитель указал, что он является государственным бюджетным учреждением здравоохранения, оказывает бесплатную медицинскую помощь в рамках территориальной Программы обязательного медицинского страхования Архангельской области, имеет соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности, им заключены договоры со страховыми медицинскими организациями, полагает, что соответствует всем требованиям для участия в Программе модернизации здравоохранения Архангельской области в 2011-2013 годах и получения соответствующих выплат.
Вышеизложенное послужило основанием для обращения Учреждения с настоящим иском в Арбитражный суд Архангельской области.
Не согласившись с заявленным требованием, ответчики ссылались на то, что истец, не являясь участником Программы до октября 2012 года, не может претендовать на получение денежных средств в рамках реализации мероприятий Программы до указанной даты. Только после того, как заявитель был включен в число участников Программы, между заявителем и страховыми медицинскими организациями возникли правоотношения, и соответственно у заявителя появилось право на получение денежных средств в рамках Программы.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать полностью.
Апелляционная инстанция считает данный вывод обоснованным и соответствующим материалам дела.
Как следует из содержания распоряжения от 01.11.2012 N 847-рд, в целях реализации постановления Правительства Архангельской области от 02.10.2012 N 419-пп "О внесении изменений в программу модернизации здравоохранения Архангельской области на 2011-2012 годы" в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, дополнительно включены: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Архангельский клинический кожно-венерологический диспансер" (абзац 2 пункт 1), федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" (абзац 3 пункт 1), федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 58 Федерального медико-биологического агентства" (абзац 4 пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 распоряжения от 01.11.2012 N 847-рд оно вступает в силу со дня его подписания и распространяет свое действие с 01.01.2012 (абзац 2 пункт 1), с 01.10.2012 (абзац 3, 4 пункт 1).
Учреждение, полагая, что ограничение срока действия данного распоряжения нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, так как лишает его возможности получить причитающиеся денежные средства за предыдущий период (январь 2011 года - сентябрь 2012 года), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 распоряжения от 01.11.2012 N 847-рд "О внесении изменений в распоряжение министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области от 13 мая 2011 года N 587-рд" в части установления дискриминационного ограничения срока участия Учреждения в реализации Программы модернизации здравоохранения в Архангельской области на 2011-2013 годы, и обязании Министерства здравоохранения Архангельской области устранить допущенные нарушения и внести в распоряжение N 847-рд положения о распространении действия распоряжения в отношении истца с 01.01.2011.
В соответствии с решением Арбитражного суда Архангельской области от 06.02.2014 по делу N А05-937/2013 Учреждению отказано в удовлетворении заявленного требования.
Законность и обоснованность включения истца в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи с 01.10.2012, соответственно, участия в Программе модернизации здравоохранения Архангельской области в 2011-2013 годах и получения соответствующих выплат только с 01.10.2012 установлены вступившими в законную силу судебными актами по ранее рассмотренным Арбитражным судом Архангельской области делам N А05-937/2013, N А05-2870/2013 и в силу статьи 69 АПК РФ не подлежат повторному доказыванию.
Договоры от 01.01.2011 N 04-01/11-57, от 20.01.2011 N 2901/ЛПУ-34, заключенные истцом со Страховой компанией и с Обществом не возлагают на ответчиков обязанности производить финансирование мероприятий, проводимых в рамках Программы модернизации системы здравоохранения Архангельской области.
Ссылка истца на дополнительное соглашение от 13.05.2011 к договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 20.01.2011 N 290/ЛПУ-34 на финансирование мероприятий, проводимых в рамках Программы модернизации системы здравоохранения Архангельской области, заключенное с Обществом была предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонена на том основании, что предметом дополнительного соглашения было финансирование из средств, поступивших от Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования в рамках программы модернизации, участником которого истец не являлся.
Доводы подателя жалобы были предметом подробного изучения в суде первой инстанции, им дана мотивированная оценка, оснований не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, выводы, изложенные в решении, им соответствуют, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт является законным, а жалоба - необоснованной.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Определением от 06.10.2014 апелляционный суд запрашивал у подателя жалобы оригинал платежного поручения от 15.09.2014 N 632310 об уплате государственной пошлины, однако Учреждение не исполнило требований суда, в связи с этим, с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 июля 2014 года по делу N А05-16396/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" (ОГРН 102290051502) в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-16396/2012
Истец: ФГБУ здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н. А. Семашко Федерального медико-биологического агентства"
Ответчик: ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед, ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Архангельского филиала, ООО "Росгосстрах-Медицина", ООО "Росгосстрах-Медицина" в лице Архангельского филиала, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Архангельской области