г. Воронеж |
|
19 декабря 2014 г. |
А14-3404/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Ушаковой И.В.,
Суховой И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лямзиной К.А.,
при участии:
от Прокуратуры Воронежской области: Руденко И.И., младшего советника юстиции,
от общества с ограниченной ответственностью "ВЛАМИАН": Петренко Г.Ю., представителя по доверенности б/н от 01.12.2014,
от Администрации городского поселения город Поворино Поворинского муниципального района Воронежской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЛАМИАН" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.09.2014 по делу N А14-3404/2014 (судья Стёганцев А.И.), по иску Прокурора Воронежской области в защиту интересов муниципального образования - городского поселения город Поворино Поворинского муниципального района Воронежской области, субъектов предпринимательской деятельности к Администрации городского поселения город Поворино Поворинского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1053657534831 ИНН 3623006623), обществу с ограниченной ответственностью "ВЛАМИАН" (ОГРН 1063667236489 ИНН 3662111244) о признании недействительными открытого аукциона и заключенного муниципального контракта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Воронежской области обратился в Арбитражный суд Воронежской области с иском в защиту интересов муниципального образования - городское поселение город Поворино Поворинского муниципального района Воронежской области, субъектов предпринимательской деятельности (истец) к Администрации городского поселения город Поворино Поворинского муниципального района Воронежской области (ответчик), обществу с ограниченной ответственностью "ВЛАМИАН" (ООО "ВЛАМИАН", ответчик) о признании недействительными открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений на территории городского поселения город Поворино Поворинского муниципального района Воронежской области для переселения граждан из аварийных жилых домов в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории городского поселения город Поворино Поворинского муниципального района Воронежской области, из аварийного жилищного фонда в 2013-2014 годах" (номер извещения 0131300038713000013), а также заключенного между Администрацией городского поселения город Поворино и ООО "ВЛАМИАН" муниципального контракта N 0131300038713000013-0157415-01 от 27.01.2014.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.09.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "ВЛАМИАН" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Администрация городского поселения город Поворино Поворинского муниципального района Воронежской области не явилась.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения вышеуказанного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривалась в отсутствие ее представителя.
В судебном заседании представитель ООО "ВЛАМИАН" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Прокуратуры Воронежской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что 07.10.2013 муниципальным заказчиком - Администрацией городского поселения город Поворино на официальном сайте в сети Интернет было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на приобретение 118 жилых помещений в качестве объекта долевого строительства на территории городского поселения город Поворино Поворинского муниципального района Воронежской области, общей площадью не менее 4 674,2 кв.м., для переселения граждан из аварийных жилых домов, расположенных по адресу: Воронежская обл., г. Поворино, в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории городского поселения город Поворино Поворинского муниципального района Воронежской области, из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2014 годах" (реестровый номер торгов 0131300038713000013). Начальная (максимальная) цена определена в размере 152 480 320 руб. Необходимые документы размещены муниципальным заказчиком на официальном сайте в сети Интернет: http:zakupki.gov.ru.
Впоследствии, муниципальным заказчиком неоднократно вносились изменения в извещение и документацию об открытом аукционе, в связи с чем, новые данные публиковались на официальном сайте http:zakupki.gov.ru.
В документации об открытом аукционе в электронной форме в окончательной редакции (от 07.11.2013) указано о приобретении муниципальным заказчиком 95 жилых помещений, при том, что начальная (максимальная) цена определена в размере 119 996 970 руб.
Вместе с тем, извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме в окончательной редакции (N 6 от 07.11.2013) предусмотрена покупка 118 жилых помещений при той же начальной (максимальной) цене.
Решением аукционной комиссии заявки ООО "ВЛАМИАН" и ООО "ДомСтрой" признаны соответствующими требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 2 от 23.12.2013 ООО "ВЛАМИАН", предложив наиболее низкую цену - 118 796 985 руб. 15 коп., стало победителем торгов.
27.01.2014 между Администрацией городского поселения город Поворино и ООО "ВЛАМИАН" был заключен муниципальный контракт N 0131300038713000013-0157415-01 на приобретение 95 квартир общей площадью 4 074,6 кв. м для переселения граждан из аварийного жилищного фонда городского поселения - город Поворино на сумму 119 996 970 руб.
Ссылаясь на то обстоятельство, что при проведении вышеуказанного аукциона, а также при заключении вышеназванного муниципального контракта с ООО "ВЛАМИАН" были допущены нарушения Федерального закона от 05.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", выразившиеся в заключении контракта по цене, превышающей предложенную победителем открытого аукциона (вместо 118 796 985,15 руб. цена контракта составила 119 996 970 руб.) и указании в извещении о проведении аукциона сведений об объемах выполняемых работ (строительство 118 жилых помещений общей площадью не менее 4 674,2 кв. м), не соответствующих сведениям, указанным в документации об аукционе в электронной форме (строительство 95 жилых помещений общей площадью не менее 3 777,1 кв. м), в связи с чем, по мнению прокурора Воронежской области, в результате заключения оспариваемого контракта исполнительным органом местного самоуправления были нарушены экономические интересы муниципального образования, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 5 Закона N 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Исходя из буквального толкования указанной статьи, на заключение муниципального контракта в полной мере распространяются нормы Закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", которыми установлен единый порядок размещения заказов.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
07.10.2013 муниципальным заказчиком - Администрацией городского поселения г. Поворино на официальном сайте в сети Интернет было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на приобретение 118 жилых помещений в качестве объекта долевого строительства на территории городского поселения город Поворино Поворинского муниципального района Воронежской области, общей площадью не менее 4 674,2 кв.м., для переселения граждан из аварийных жилых домов, расположенных по адресу: Воронежская обл., г. Поворино, в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории городского поселения город Поворино Поворинского муниципального района Воронежской области, из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2014 годах" (реестровый номер торгов 0131300038713000013). Начальная (максимальная) цена определена в размере 152 480 320 руб.
Необходимые документы размещены муниципальным заказчиком на официальном сайте в сети Интернет: http:zakupki.gov.ru.
Впоследствии, муниципальным заказчиком неоднократно вносились изменения в извещение и документацию об открытом аукционе, в связи с чем, новые данные публиковались на официальном сайте http:zakupki.gov.ru.
В документации об открытом аукционе в электронной форме в окончательной редакции (от 07.11.2013) указано о приобретении муниципальным заказчиком 95 жилых помещений, при том, что начальная (максимальная) цена определена в размере 119 996 970 руб.
Вместе с тем, извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме в окончательной редакции (N 6 от 07.11.2013) предусмотрена покупка 118 жилых помещений при той же начальной (максимальной) цене.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", действующего на момент проведения открытого аукциона, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 названного закона.
Документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (пункт 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ).
Кроме того, пунктом 3 части 4 статьи 41.5 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлено, что в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указываются, среди прочих данных, предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно части 6 статьи 34 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона.
В силу части 10 статьи 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме, либо в случае заключения контракта с иным участником открытого аукциона в электронной форме по цене, предложенной таким участником открытого аукциона.
Аналогичные положения содержаться в части 10 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решением аукционной комиссии заявки ООО "ВЛАМИАН" и ООО "ДомСтрой" признаны соответствующими требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 2 от 23.12.2013 ООО "ВЛАМИАН", которое предложило наиболее низкую цену - 118 796 985 руб. 15 коп., стало победителем торгов.
27.01.2014 Администрацией городского поселения город Поворино с ООО "ВЛАМИАН" был заключен муниципальный контракт N 0131300038713000013-0157415-01 на приобретение 95 квартир общей площадью 4 074,6 кв. м для переселения граждан из аварийного жилищного фонда городского поселения - город Поворино на сумму 119 996 970 руб.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что при проведении аукциона, а также при заключении муниципального контракта с ООО "ВЛАМИАН" были допущены нарушения вышеуказанных требований законодательства, в частности, контракт был заключен по цене, превышающей предложенную победителем открытого аукциона (вместо 118 796 985 руб. 15 коп. цена вышеназванного контракта составила 119 996 970 руб.). Кроме того, вышеуказанное несоответствие объема выполняемых работ привело к заключению муниципального контракта на условиях аукционной документации, противоречащих сведениям, изложенным в извещении.
Искажение в извещении информации о приобретении жилья по заниженной стоимости (из расчета 25,6 тыс. руб. за 1 кв.м.), которая существенно ниже средней цены, утвержденной приказом Минрегиона России от 27.12.2012 N 554 "О стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, предназначенной для определения в 2013 году размера предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемой при приобретении жилых помещений в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", привело к ущемлению прав хозяйствующих субъектов на участие в аукционе в связи с отсутствием экономической выгоды.
Также, при заключении вышеуказанного контракта были допущены и иные нарушения закона.
Так, на основании части 22 статьи 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" 17.01.2014 муниципальным заказчиком оператору электронной торговой площадки был направлен проект муниципального контракта, прилагаемый к документации об открытом аукционе, без подписи заказчика.
Пунктом 24 части 2 документации об открытом аукционе в электронной форме (информационная карта заявки на участие в аукционе в электронной форме) установлено требование об обеспечении исполнения контракта в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляло 11 999 697 руб.
В силу положений статьи 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также условий документации об открытом аукционе в электронной форме обеспечение исполнения контракта предоставляется участником аукциона, с которым предполагается заключить контракт, в виде безотзывной банковской гарантии или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), до момента фактического заключения контракта (подписания муниципальным заказчиком).
Аналогичные правовые нормы содержатся и в статье 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Во исполнение установленных требований проект контракта подписан ООО "ВЛАМИАН" электронно-цифровой подписью (далее - ЭЦП) директора, с приложением к контракту в электронном виде файла документа - банковской гарантии N IGR12/MSHD/9304 от 30.12.2013 ОАО Банк ВТБ в качестве обеспечения исполнения муниципального контракта, также подписанного ЭЦП. Данный документ содержит реквизиты ОАО Банк ВТБ, подпись Президента - Председателя правления ОАО Банк ВТБ Костина А.Л., скреплен печатью банка.
С целью подтверждения вышеуказанной банковской гарантии муниципальным заказчиком 27.01.2014 сделан запрос в ОАО Банк ВТБ по адресу электронной почты: info@vtb.ru".
29.01.2014 на электронный адрес администрации городского поселения город Поворино с электронной почты: vtbverotdel@gmail.com поступило письмо от 29.01.2014 N 237 из содержания которого следовало, что вышеуказанная банковская гарантия выдавалась ОАО Банк ВТБ.
Вместе с тем, по информации ОАО Банк ВТБ от 03.02.2014 (адресованной в управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области) письмо от 29.01.2014 N 237, подтверждающее подлинность банковской гарантии, банк в администрацию городского поселения город Поворино не направлял.
При этом на запрос Администрации от 27.01.2014 за N 245/422180 банком направлен ответ, согласно которому ОАО Банк ВТБ не выдавал ООО "ВЛАМИАН" банковскую гарантию, представленную обществом для заключения муниципального контракта.
В соответствии с частью 11 статьи 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта, в том числе в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, не направил оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, муниципальный заказчик на момент заключения контракта фактически не удостоверился в надлежащем обеспечении его исполнения ООО "ВЛАМИАН".
Между тем, 27.01.2014 посредством использования ЭЦП заказчиком с ООО "ВЛАМИАН" был заключен муниципальный контракт N 0131300038713000013-0157415-01 на приобретение квартир.
Учитывая данные обстоятельства, суд области обоснованно пришел к выводу о том, что ООО "ВЛАМИАН", как участник размещения заказа, не мог считаться добросовестно исполнившим свои обязанности.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку при заключении контракта от 27.01.2014 N 0131300038713000013-0157415-01 были допущены нарушения действующего федерального законодательства, суд первой инстанции правомерно признал данную сделку на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительной (ничтожной) и обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
Довод жалобы о том, что ООО "ВЛАМИАН" не располагало информацией о недостоверности представленной в качестве обеспечения муниципального контракта банковской гарантии, и своевременно устранило указанное нарушение не может повлиять на правильность вынесенного судебного акта, так как не опровергает наличие иных вышеуказанных нарушений действующего законодательства, регулирующего порядок проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.09.2014 по делу N А14-3404/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЛАМИАН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
И.Б. Сухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-3404/2014
Истец: Прокуратура Воронежской области
Ответчик: Администрация ГП г. Поворино Поворинского МР ВО, ООО "ВЛАМИАН"