г. Москва |
|
26 декабря 2014 г. |
Дело N А41-16102/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от Министерства имущественных отношений Московской области: Сапрыкин А.В., по доверенности от 24.12.2014 N ис-22061;
от ЗАО "Матвеевское": Сапожников Н.И., по доверенности от 03.02.2014 N 42;
от Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от ТУ Росимущества в Московской области: Потеряева Ю.М., по доверенности от 14.02.2014 N 91/Д;
от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области: не явились, извещены;
от ГУП МО "МОДЦ": не явились, извещены;
от Правительства Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Матвеевское" на решение Арбитражного суда Московской области от 26 сентября 2014 года по делу N А41-16102/14, принятое судьей Федуловой Л.В. по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Московской области к Закрытому акционерному обществу "Матвеевское", третьи лица: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, ГУП МО "МОДЦ", Правительство Московской области, о понуждении заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - МИО Московской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Закрытому акционерному обществу "Матвеевское" (далее - ЗАО "Матвеевское", ответчик) со следующими требованиями, с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст.49 АПК РФ (л.д.33): обязать ЗАО "Матвеевское" заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:20:0020321:186, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский р-н, с.о. Новоивановский, в районе д. Немчиново, по цене, указанной в извещении от 17.06.2013 г. вх. N 30275, а именно 213 733 000 руб. обязать ЗАО "Матвеевское" заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:20:0020202:252, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский р-н, с.о. Новоивановский, в районе д. Немчиново, по цене, указанной в извещении от 17.06.2013 г. вх. N 30271, а именно 641 298 000 руб.
К участию в деле в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация Одинцовского муниципального района Московской области Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, ГУ МО "МОДЦ", Правительство Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 сентября 2014 года по делу N А41-16102/14 требования Министерства имущественных отношений Московской области удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
Ответчик направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец и ТУ Росимущества в Московской области направили в судебное заседание своих представителей, которые возражали на доводы апелляционной жалобы, просили оставить обжалуемое решение без изменения.
Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Управления Росреестра по Московской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, ГУП МО "МОДЦ", Правительства Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Матвеевское" направило в Правительство Московской области извещения от 17.05.2013 N 258, 259 о намерении продать земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0020321:186 (76 512 кв.м), 50:20:0020202:252 (201 943 кв.м), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенные по адресу: Московская область, Одинцовский р-н, с.о. Новоивановский, в районе д. Немчиново (далее - Спорные земельные участки).
Данные извещения были сданы в Правительство Московской области 13.06.2013.
Регистрационные входящие номера зарегистрированы Правительством Московской области 17.06.2013 (вх.-30271, вх.-30275, л.д.10, 52) и 18.06.2013 г. переданы в Министерство имущественных отношений Московской области вх.N 13764, N 13765.
МИО Московской области 10.07.2013, рассмотрев обращения о намерении продать земельные участки, направило в адрес ЗАО "Матвеевское" уведомление о намерении Московской области приобрести указанные земельные участки (л.д.12). На уведомлении, представленном в материалы дела имеется расписка о получении копии письма на руки.
Постановлением Правительства Московской области N 531/30 от 16.07.2013 "О приобретении земельных участков в Одинцовском районе Московской области в собственность Московской области в порядке реализации преимущественного права на покупку земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения", на основании Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закона Московской области от 12.06.2004 г. N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области", решения Градостроительного совета Московской области от 09.07.2013 г. Правительство Московской области постановлено приобрести в собственность спорные земельные участки (л.д.13-14).
ЗАО "Матвеевское" обратилось в Правительство Московской области с письмом N 391 от 11.07.2013 (в Правительстве Московской области зарегистрировано за вх.N 35470 от 15.07.2013, в МИО Московской области зарегистрировано за вх.N 16240 от 17.07.2013 г., л.д.15), которым отзывает письма от 17.05.2013г.N 258 и N 259, так как части спорных земельных участков будут изыматься Инновационным центром Сколково. По решению Совета директоров ЗАО "Матвеевское" от 05.07.2013 в связи с изъятием продажа спорных участков не представляется возможной (л.д.15).
МИО Московской области 30.07.2013 обратилось к ЗАО "Матвеевское" с письмом N ИС-12287 о намерении реализовать преимущественное право покупки спорных земельных участков Московской областью с приложением проекта договора купли-продажи участков (л.д.16-17).
Полагая, что в нарушение норм Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закона Московской области от 12.06.2004 г. N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" и статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации ЗАО "Матвеевское" необоснованно уклоняется от заключения обязательного для сторон договора, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно статье 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.
Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
Согласно ст. 10 Закона Московской области от 12.06.2004 г. N 75/2004-ОЗ Правительство Московской области либо уполномоченный орган обязаны в течение тридцати дней со дня получения Правительством Московской области извещения принять решение и уведомить продавца о приобретении в собственность Московской области земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
В силу пп. 7 п. 13.1 и п. 13.32 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 г. N 842/27, Правительство Московской области возложило на Министерство полномочия по подготовке предложений Правительству Московской области о приобретении в собственность Московской области земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в порядке реализации преимущественного права покупки в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области, а также по осуществлению действий, необходимых для реализации решений о приобретении в собственность Московской области земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Подпунктом 7.4 Положения о Градостроительном совете Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 18.03.2013 г. N 180/9, предусмотрено, что рассмотрение вопросов приобретения земельных участков в собственность Московской области в порядке реализации Московской областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения возложено Правительством Московской области на Градостроительный совет Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, извещения ЗАО "Матвеевское" от 17.05.2013 г. N 258, 259 о продаже Спорных земельных участков было переданы Правительству Московской области 13.06.2013.
В течение установленного срока Министерство имущественных отношений сообщило продавцу о намерении приобрести спорные земельные участки, направив в адрес ЗАО "Матвеевское" уведомление N ИС-11009 от 10.07.2013.
В своей апелляционной жалобе ответчик указывает на неполучении им извещения и о пропуске истцом установленного законном срока.
Между тем, в материалы дела представлено письмо ЗАО "Матвеевское" N 391 от 11.07.2013, которое было подготовлено в связи с уведомлением МИО Московской области N ИС-11009 от 10.07.2013 о намерении приобретения спорных земельных участков.
Из материалов дела также усматривается, что данное извещение было предметом рассмотрения Градостроительного совета Московской области на заседании 16.07.2013, по результатам которого принято решение о приобретении таких земельных участков.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В своей апелляционной жалобе ответчик указывает, что Министерство имущественных отношений Московской области, равно как и Градостроительный Совет Московской области, не имеют полномочий для принятия решений в рамках реализации права на преимущественную покупку земель сельскохозяйственного назначения. Единственным органом, который уполномочен принимать такие решения, по мнению ответчика, является Правительство Московской области. Между тем, как полагает ответчик, Постановление Правительство Московской области по спорному вопросу принято за пределами установленного законодательством срока.
Апелляционный суд полагает вышеуказанные доводы апелляционной жалобы не обоснованными, ввиду следующего.
Согласно ст. 10 Закона Московской области от 12.06.2004 г. N 75/2004-ОЗ Правительство Московской области либо уполномоченный орган обязаны в течение тридцати дней со дня получения Правительством Московской области извещения принять решение и уведомить продавца о приобретении в собственность Московской области земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
В силу пп. 7 п. 13.1 и п. 13.32 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 г. N 842/27, Правительство Московской области возложило на Министерство полномочия по подготовке предложений Правительству Московской области о приобретении в собственность Московской области земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в порядке реализации преимущественного права покупки в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области, а также по осуществлению действий, необходимых для реализации решений о приобретении в собственность Московской области земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, Министерством имущественных отношений Московской области были правомерно реализованы полномочия в виде уведомления о намерении Московской области приобрести земельные участки.
Кроме того, подпунктом 7.4 "Положения о Градостроительном совете Московской области"" утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 18.03.2013 г. N 180/9, предусмотрено, что рассмотрение вопросов приобретения земельных участков в собственность Московской области в порядке реализации Московской областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения возложено Правительством Московской области на Градостроительный совет Московской области.
Исходя из изложенного, решение о реализации Московской областью преимущественного права выкупа спорного земельного участка принималось уполномоченными органами Московской области с соблюдением срока, порядка и положений действующего законодательства.
После принятия Правительством Московской области соответствующего постановления, завершающего процедуру принятия решения о реализации Московской областью преимущественного права выкупа земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, уполномоченный орган в лице Министерства имущественных отношений Московской области уведомил продавца о принятии Правительством Московской области соответствующего постановления с приложением проекта договора купли-продажи земельных участков, что является единственно возможной офертой в рамках процедуры реализации Московской областью преимущественного права выкупа.
Указанная правовая позиция также изложена в Постановлении ФАС Московского округа от 27.06.2014 по делу N А41-49700/13.
Таким образом, Министерством имущественных отношений Московской области в рамках своих полномочий было принято решение о намерении Московской области приобрести земельные участки, подготовлены предложения Правительству Московской области о намерении Московской области приобрести земельные участки, 16.07.2013 издано Постановление Правительства Московской области N 531/30 о приобретении спорных земельных участков, ЗАО "Матвеевское" направлен проект договора купли-продажи.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Из статей 432 и 433 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (статья 432 ГК РФ).
При этом договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (статья 433 ГК РФ).
Кроме того, в силу статьи 436 Гражданского кодекса Российской Федерации полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано.
В соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ уполномоченный орган и продавец обязаны заключить договор купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение шестидесяти дней со дня принятия решения о приобретении в собственность Московской области земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Соответственно, обязательность заключения договора прямо предусмотрена действующим законодательством.
Как следует из содержания извещений ЗАО "Матвеевское" от 17.05.2013 г. N 258, 259 о продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения, Правительству Московской области предложено уведомить продавца о намерении приобрести земельные участки по указанной цене и оплатить в течение десяти банковских дней с момента осуществления государственной регистрации договора купли-продажи указанных земельных участков. При этом из данного извещения не усматривается право продавца на отзыв такого извещения.
Согласно представленным суду доказательствам, Правительство Московской области в лице Министерства имущественных отношений в установленный срок известило ЗАО "Матвеевское" о намерении приобрести Спорные земельные участки.
При данных обстоятельствах, суд считает, что предложение о продаже земельного участка не содержало ссылки на возможность отзыва оферты, извещение ЗАО "Матвеевское" рассмотрено в пределах указанного срока, положительный ответ - акцепт, направлен в установленном порядке.
Таким образом, доводы ответчика о пропуске истцом срока, установленного для акцепта оферты, являются несостоятельными и противоречат вышеназванным нормам закона.
Кроме того, после принятия Правительством Московской области соответствующего постановления, завершающего процедуру принятия решения о реализации Московской областью преимущественного права выкупа земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения уполномоченный орган в лице Министерства имущественных отношений Московской области уведомил продавца о принятии Правительством Московской области соответствующего постановления с приложением проекта договора купли-продажи земельных участков, что является единственно возможной офертой в рамках процедуры реализации Московской областью преимущественного права выкупа.
При этом из материалов дела усматривается, что протокола разногласий в отношении проекта договора купли-продажи земельных участков, в том числе по цене или по сроку оплаты, ответчиком в установленном законом порядке истцу представлено не было. Доказательств обратного не представлено.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26.09.2014 по делу N А41-16102/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16102/2014
Истец: Министерство имущественных отношений Московской области
Ответчик: ЗАО "Матвеевское"
Третье лицо: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, ГУП МО "МОДЦ", Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Территориальное управление Росимущества в Московской области, Управление Росреестра по Московской области