г. Самара |
|
26 декабря 2014 г. |
Дело N А65-12410/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества "Судоходная компания "Татфлот" - до и после перерыва - Колесниковой Г.Ф. (доверенность от 31 декабря 2013 года N 08),
представитель муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 - 22 декабря 2014 года в помещении суда апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Судоходная компания "Татфлот", муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 сентября 2014 года по делу N А65-12410/2014 (судья Нафиев И.Ф.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Судоходная компания "Татфлот" (ОГРН 1041621004633, ИНН 1655063726), Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, пос. Нижнее Плато,
к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Республика Татарстан, г. Казань,
третьи лица: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, г. Казань,
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Судоходная компания "Татфлот" (далее - заявитель, общество, ОАО "СК "Татфлот") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения) к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" (далее - комитет) о признании незаконным бездействия Муниципального казенного учреждения Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, выразившееся в не подготовке и не направлении ОАО "СК "Татфлот" проекта купли-продажи земельного участка с кадастровым N 16:50:170617:1, расположенного по ул. Магистральная г. Казани, по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка (462 345 356,80 руб.), составляющей 11 558 633,92 руб.; обязать Муниципальное казенное учреждение Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "СК "Татфлот" путем составления и направления для его заключения в адрес заявителя акта установления выкупной цены и проекта договора купли-продажи земельного участка по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка (462 345 356,80 руб.), составляющей 11 558 633,92 руб. (т. 1 л.д. 3-6).
Определением суда от 29.08.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.09.2014 по делу N А65-12410/2014 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, выразившееся в не подготовке и не направлении ОАО "СК "Татфлот" проекта купли-продажи земельного участка с кадастровым N 16:50:170617:1, расположенного по ул. Магистральная г.Казани, в связи с несоответствием Земельному кодексу РФ.
Суд обязал Муниципальное казенное учреждение Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "СК "Татфлот" путем рассмотрения и принятия в месячный срок решения по заявлению ОАО "СК "Татфлот" от 17.09.2013 о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым N 16:50:170617:1, расположенного по ул. Магистральная г.Казани.
В удовлетворении остальной части заявления отказано (т. 1 л.д.193-198).
В апелляционной жалобе общество просит изменить решение суда первой инстанции, исключив из текста: - требование общества в части предоставления выкупной цены данного земельного участка в размере 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка (462 345 356,80 руб.), составляющей 11 558 633, 92 руб., является неправомерным и не основано на законе. В указанной части принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований (т. 2 л.д.3-5).
Комитет земельных и имущественных отношений в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявления отказать (т. 2 л.д. 18-21).
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционные жалобы не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы по имеющимся в деле материалам, в присутствии представителя общества, в отсутствие представителей иных участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества поддержал свою апелляционную жалобу и отклонил жалобу Комитета земельных и имущественных отношений.
В судебном заседании в соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 15.12.2014 до 14 час. 40 мин. 22.12.2014, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционных жалобах, в выступлении представителя общества и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, ОАО "СК "Татфлот" является собственником 11 объектов недвижимости расположенных по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, Приволжский район, ул. Магистральная, а именно: 1) здание управления 3-этажное (площадью 968,80 кв.м., инв. N 124/44, лит.А, условный номер 16:50:067:92212:004); 2) здание вагон-дом 1-этажное (площадью 24,2 кв.м., инв. N124/34, лит.Л, условный номер 16:50:06:92212:001); 3) здание трансформаторной подстанции 1-этажное (площадью 124,50 кв.м., инв. N 124/49, лит.Н, условный номер 16:50:02:24722:050); 4) здание центрального склада 1-этажное (площадью 392,10 кв.м., инв. N124/336, лит. М, условный номер 16:50:06:92212:008); 5) материальный склад 1-этажный (площадью 282,60 кв.м., инв. N124-36, лит. Д, условный номер 16:50:02:24722:047); 6) гараж из железобетона 1-этажный (площадью 449 кв.м., инв. N124/45, лит. И, условный номер 16:50:06:92212:006); 7) здание вагона бытовки (столовая) 1-этажное (площадью 36,20 кв.м., инв. N124/43, лит. В, условный номер 16:50:02:24722:048); 8) здание механической мастерской и котельной, 2-этажное (площадью 589,70 кв.м., инв.N124/52, литер З, З1, условный номер 16:50:06:92212:002); 9) здание насосной 1-этажное (площадью 11,80 кв.м., инв. N124/46, лит.Е, условный N16:50:06:92212:009); 10) здание профилактория, для автомашин, 1-этажное с антресолью (площадью 850,60 кв.м., инв. N124/37, литер Ж, условный номер 16:50:06:92212:003); 11) склад запчастей и помещение охраны, назначение нежилое, 2-этажный, площадь 23,30 кв.м., инв. N124/47, литер Б, условный номер 16:50:02:24722:049).
Право собственности заявителя на эти объекты недвижимости подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1 л.д.161-166).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке общей площадью 129280 кв.м., кадастровый номер 16:50:170617:1, по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, Приволжский район, ул. Магистральная.
17.09.2013 ОАО "СК "Татфлот" обратилось в Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:170617:1 (т. 1 л.д.9).
Письмом от 21.10.2013 N 18151 Комитет земельных и имущественных отношений сообщил заявителю, что подготовлен проект постановления Исполкома г.Казани "О предоставлении ОАО "СК "Татфлот" земельного участка по ул.Магистральная", для его согласования заявитель будет приглашен дополнительно (т. 1 л.д.20).
После согласования данного проекта постановления, заявитель возвратил его земельному комитету.
До апреля 2014 года никаких действий земельным комитетом по предоставлению земельного участка заявителю не было предпринято.
На обращения заявителя по этому поводу, земельный комитет сослался на пропажу документов по предоставлению земельного участка, и одновременно с этим инициировал иск в Арбитражном суде Республики Татарстан о взыскании с ОАО "СК "Татфлот" неосновательного обогащения в размере 24335193,08 руб. за использование данного земельного участка и процентов в сумме 3325902,33 руб. (т. 1 л.д.11-13).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования частично, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы земельного комитета о пропуске заявителем трехмесячного срока для оспаривания бездействия земельного комитета.
Из материалов дела видно, что заявитель обратился в арбитражный суд 28.05.2014 с настоящим заявлением о признании незаконным бездействия земельного комитета по непринятию решения по заявлению от 17.09.2013 о выкупе земельного участка (т. 1 л.д.3).
Ответы от 21.10.2013 N 18151/кзио исх., от 06.03.2014 N 604, от 19.04.2014 N 838-ТЗ земельного комитета на обращения заявителя о ходе согласований проекта постановления о предоставлении земельного участка, свидетельствуют о затягивании земельным комитетом сроков для предоставления земельного участка заявителю (л.д.10-13).
Конкретного ответа от земельного комитета до апреля 2014 года не получено заявителем по своему заявлению.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что трехмесячный срок для обращения в суд с настоящим заявлением о признании незаконным бездействия не пропущен и гарантирован арбитражным процессуальным законодательством.
Статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 17.12.2005 N 3-5 утвержден Устав муниципального образования города Казани.
Согласно части 2 статьи 40 Устава муниципального образования города Казани Исполком города Казани предоставляет и изымает, в том числе, путем выкупа, в порядке, установленном законодательством, земельные участки на территории района.
Решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 20-3 утверждено Положение о Муниципальном казенном учреждении "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", который является органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и обладает статусом юридического лица (п. 1.2).
К компетенции и полномочиям КЗИО ИКМО г. Казани, как органа Исполнительного комитета города Казани, отнесены, в том числе и полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению от имени муниципального образования муниципальным имуществом города Казани и земельными участками; участие в утверждении землеустроительной документации; подготовка проектов правовых актов Исполкома г.Казани о передаче земли в собственность и в аренду, бессрочное (постоянное), безвозмездное срочное пользование, заключение соответствующих договоров.
Таким образом, суд приходит к выводу, что именно Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования города Казани является надлежащим ответчиком по заявленному предмету требований, и правомочен принимать заявления о предоставлении земельных участков на территории муниципального образования г.Казани в собственность, подготовке и направлении проектов договора купли-продажи земельных участков.
Ссылки общества на Постановление Исполкома муниципального образования г. Казани от 29.05.2013 N 5020 (ред. от 13.08.2014) "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность собственникам здания, строения, сооружения, расположенного на земельном участке, за плату", регламентирующее последовательность действий Комитета при предоставлении земельных участков, а также на сложившуюся судебную практику (например, постановления ФАС Поволжского округа от 19.06.2014 по делу NА65-22468/2013, от 14.05.2014 по делу NА65-17583/2013) являются обоснованными.
В рассматриваемом случае, судом первой инстанции установлено неправомерное бездействие земельного комитета, выраженное в не подготовке и не направлении ОАО "СК "Татфлот" в установленный вышеприведенными нормами ЗК РФ срок проекта купли-продажи земельного участка с кадастровым N 16:50:170617:1, расположенного по ул.Магистральная г.Казани.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц, находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков, установлен пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ.
В данном случае, земельным комитетом наличие таких оснований не доказано.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в данной части.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно признал неправомерным требование общества в части предоставления выкупной цены данного земельного участка в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка (462 345 356,80 руб.), составляющей 11 558 633,92 руб.
В обоснование права на выкупную цену земельного участка в размере 2,5% его кадастровой стоимости общество указывает, что первоначально общество обратилось с заявлением о выкупе этого земельного участка к надлежащему лицу - Минземимущество РТ и до окончания установленного законом срока - 01.07.2012.
Заявитель также ссылается на свое заявление в Минземимущество РТ от 07.06.2012 о предоставлении данного земельного участка (т.1 л.д.133), на документы о предоставлении Минземимуществом РТ обществу на праве собственности другого земельного участка площадью 5,99 га, кадастровый N 16:50:170616:3 (т. 1 л.д.135-150).
Суд первой инстанции правильно указал, что обращение заявителя в 2012 году в Минземимущество РТ о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым N 16:50:170617:1, ссылки на документы по другому земельному участку, не имеют отношения к предмету спора по настоящему делу о бездействии земельного комитета.
Исполнительным комитетом муниципального образования г.Казани не было принято постановления о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым N 16:50:170617:1.
Таких доказательств сторонами не представлено суду.
Как видно из письма земельного комитета от 06.03.2014 N 604 проект постановления "О предоставлении ОАО "Судоходная компания "Татфлот" земельного участка по ул.Магистральная" в связи с утерей был восстановлен и в настоящее время проходит согласование в установленном порядке (т. 1 л.д.12).
Предметом заявленных требований по настоящему делу является бездействие земельного комитета по принятому заявлению общества от 17.09.2013 о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Действия земельного комитета по определению выкупной цены земельного участка с кадастровым N 16:50:170617:1 должны определяться в соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 25.01.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", принятыми в соответствии с этим законом правовыми актами субъекта РФ (Республика Татарстан), действовавшими на дату подачи заявителем заявления о выкупе земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
На основании положений Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования подлежит переоформлению на право аренды либо в собственность.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.07.2014 по делу N А65-10640/2014, суд отказал в удовлетворении искового заявления Комитета земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани о взыскании с ОАО "СК "Татфлот" неосновательного обогащения в размере 24 335 193,08 руб., процентов в размере 3 325 902,25 руб. за период с 01.11.2010 по 01.04.2014.
Судами по данному делу установлено, что ОАО "СК "Татфлот" по настоящее время имеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 129280 кв.м. с кадастровым N 16:50:170617:1 по ул.Магистральная г.Казани, и является плательщиком земельного налога.
Решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17.12.2005 N 3-5 утвержден Устав муниципального образования города Казани.
Согласно статье 40 Устава в сфере земельных отношений Исполнительный комитет муниципального образования города Казани обладает следующими полномочиями: осуществляет работы по формированию земельных участков; организует проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или продаже права на заключение договора аренды земельного участка в случаях, предусмотренных земельным законодательством; предоставляет в установленном порядке на основании генерального плана города Казани и проектов планировки и застройки в бессрочное (постоянное) и безвозмездное срочное пользование, аренду, собственность и изымает земельные участки в пределах города Казани, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 20-3 утверждено Положение о МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", который является органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и обладает статусом юридического лица (п.1.2).
К компетенции и полномочиям МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", как органа Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, отнесены в том числе и полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению от имени муниципального образования муниципальным имуществом города Казани и земельными участками, заключение договоров и иных сделок с юридическими и физическими лицами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (п. 3.1.1.).
Согласно п.п. 3.1.23., 3.1.24., 3.1.26. вышеуказанного Положения земельный комитет, осуществляя полномочия собственника земельных участков, подготавливает проекты правовых актов Исполнительного комитета г.Казани о передачи земли в собственность, выступает в качестве продавца земельных участков, заключает договоры купли-продажи земельных участков, определяет существенные и иные условия договоров купли-продажи земельных участков, оформляет и выдает акты установления выкупной цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Казани.
Таким образом, ответчик обязан был в силу приведенных норм статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации провести всю вышеуказанную работу в установленные законодательством сроки (2 месяца).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом к кодифицированному земельному акту, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до 01.08.2012 продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, производится по установленной субъектами Российской Федерации цене в пределах:
- 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллиона человек;
- 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания названной нормы следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением Кабинета Министров РТ от 17.01.2008 N 18 "Об установлении цены земли участков, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" установлена цена земли, применяемая для определения стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, приобретаемых собственниками расположенных на них зданий.
Таким образом, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 7 Перечня документов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370, к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются, в том числе, копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в собственность на особых условиях; на условиях, установленных земельным законодательством.
Льготные условия приобретения земельного участка в собственность предусмотрены пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участков зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку заявителя на первоначальное заявление в земельный комитет от 09.08.2012 N 21478 о предоставлении спорного земельного участка в собственность, поскольку подано после 01.07.2012 (л.д.14).
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что заявителем не доказано право на установление выкупной цены спорного земельного участка в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.
Ссылки заявителя на недобросовестные действия земельного комитета, последствием которых явился пропуск срока для реализации земельного участка по цене 2,5% от кадастровой стоимости, являются необоснованными и противоречат материалам дела.
Из материалов дела видно, что первоначальное обращение заявителя в земельный комитет с заявлением в порядке статьи 36 ЗК РФ было не ранее чем 09.08.2012, то есть уже с пропуском срока. Недобросовестность действий земельного комитета, на которую указывает заявитель, не подтверждена доказательствами по делу.
Ссылка общества, что 07.06.2012 общество обратилось в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с заявлением о приобретении земельного участка в собственность с кадастровым N 16:50:170617:1, следовательно обратилось своевременно, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Суд первой инстанции правомерно признал, что заявление подлежит частичному удовлетворению.
В силу подпункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должны содержаться, в частности, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов совершить определенные действия по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителей жалоб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 сентября 2014 года по делу N А65-12410/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Судоходная компания "Татфлот" и муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Судоходная компания "Татфлот" (ОГРН 1041621004633, ИНН 1655063726) из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 22 октября 2014 года N 4448 государственную пошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) рулей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12410/2014
Истец: ОАО "Судоходная компания "Татфлот", Верхнеуслонский район, Введенского-Слободского с/п, п. Нижнее плато 1-ая очередь
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани", г. Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14784/15
01.09.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-12410/14
14.05.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21925/13
26.12.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16716/14
26.09.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-12410/14