г. Санкт-Петербург |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А21-6134/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26422/2014) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.09.2014 по делу N А21-6134/2014 (судья Иванов С.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭстСтрой"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области
о назначении административного наказания от 30.06.2014 по делу N 305/2014
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭстСтрой" (ОГРН 1073917003490; место нахождения: 236000, г. Калининград, Советский пр-т, 18; далее - ООО "ЭстСтрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (ОГРН 1043902855446; место нахождения: 236040, г. Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27; далее - административный орган, Управление) от 30.06.2014 по делу N 305/2014 о привлечении к административной ответственности по части 1.1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением от 29.09.2014 арбитражный суд первой инстанции заявленное требование удовлетворил, признал незаконным и отменил постановление по делу об административном правонарушении N 305/2014 от 30.06.2014 о привлечении ООО "ЭстСтрой" к административной ответственности по части 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, делая вывод об отсутствии вины общества в совершении административного правонарушения, суд первой инстанции неправомерно принял во внимание постановление Правительства Калининградской области от 04.07.2014 N 408, которым согласован проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования "Кутузовское сельское поселение", а также решение пятьдесят первой сессии Гурьевского окружного Совета депутатов четвертого созыва от 13.08.2014 N 291 о внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Кутузовское сельское поселение", поскольку означенные нормативные правовые акта приняты после вынесения постановления по делу об административном правонарушении N 305/2014, в связи с чем пришел к ошибочному выводу о незаконности постановления Росреестра от 30.06.2014.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, по результатам проведения плановой проверки земельного законодательства 10.06.2013 Управлением выдано Обществу предписание об устранении нарушений земельного законодательства по делу N 464-1/2013, в соответствии с которым обществу в срок до 01.06.2014 следовало устранить допущенное нарушение земельного законодательства, выразившееся в том, что принадлежащий ему на праве собственности (дата регистрации в ЕГРП 14.06.2007, N регистрации 39-39-01/219/2007-126) земельный участок с кадастровым номером 39:03:040030:90, расположенный по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, ТОО "Орловское", западнее железной дороги на Зеленоградск, юго-западнее скотомогильника, площадью 148 000 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, в нарушение статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не используется по целевому назначению.
22.05.2014 управлением издано распоряжение N 1124-ГЗК о проведении внеплановой выездной проверки по контролю исполнения названного выше предписания со сроком проведения с 02.06.2014 по 16.06.2014.
10.06.2014 управлением в присутствии представителя общества составлен акт проверки N 516/2014, в котором зафиксировано следующее: земельный участок с кадастровым номером 39:03:040030:90 площадью 148 000 кв.м., категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, принадлежат обществу на праве собственности (дата регистрации в ЕГРП 14.06.2007, N регистрации 39-39-01/219/2007-126) по назначению не используется; признаки работ по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, сенокошения, выпаса скота отсутствуют; земельный участок зарос сорной травянистой и кустарной растительностью, на участке произрастают деревья; закустаренность, закочкаренность земельного участка составляет свыше 30 %, что свидетельствует о наличии признаков неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения, установленных постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 369. Состояние земельного участка свидетельствует о длительном его неиспользовании. Строения, сооружения на земельном участке отсутствуют, ограждение отсутствует. Межевые знаки визуально не обнаружены.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5, частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ, 18.06.2014 Управлением в отношении общества составлены протоколы об административном правонарушении.
30.06.2014 Управлением в присутствии представителя общества Лавриненко О.В. вынесено постановление по делу N 305/2014, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в неиспользовании земельного участка с кадастровым номером 39:03:040030:90, расположенного по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, ТОО "Орловское", предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (для сельскохозяйственного использования), оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в указанных целях в течение срока, установленного законом (более трех лет), ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Постановление Управления от 30.06.2014 по делу N 305/2014 обжаловано ООО "ЭстСтрой" в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ, так как им были приняты все зависящие от него меры направленные на недопущение совершения правонарушения. На основании изложенного, суд удовлетворил требования ООО "ЭстСтрой", признал незаконным и отменил оспариваемое постановление административного органа в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрено, что неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее двухсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Таким образом, в силу положений пункта 2 статьи 7 ЗК РФ правообладателям земельных участков предоставлено право самостоятельного выбора (без дополнительных разрешений и согласований) вида разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территорий видов.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.
Как видно из материалов дела, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 39:03:040030:90 зарегистрировано за обществом 14.06.2007 на основании свидетельства о государственной регистрации права 39-АА N 500878.
Земельный участок с кадастровым номером 39:03:040030:00:90 относился к категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования.
Оборот земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для сельскохозяйственного использования, регулируется Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (часть 1 статьи 1).
Факт неиспользования обществом земельного участка с кадастровым номером 39:03:040030:00:90, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (для сельскохозяйственного использования), оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в указанных целях в течение срока, установленного законом (более трех лет), установлен административным органом, подтверждается материалами дела (актом проверки от 10.06.2014 N 516/2014, протоколом об административном правонарушении от 18.06.2014) и не оспаривается заявителем, что в свою очередь образует в его действиях объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, в силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом, как следует из материалов дела следует, 13.08.2007 обществом (инвестор), ООО "Ар-Деко" (подрядчик) и Администрацией Гурьевского городского округа (заказчик) заключен договор N 70 на выполнение проектных работ по корректировке проекта границ пос. Дорожный Гурьевского района Калининградской области. Основная цель проекта границ поселка - выявление и оценка резервов и ограничений, связанных с территориальным развитием поселка и прилегающих земель и, как следствие, по выполнению и согласованию проектной документации, перевод прилегающих земель, включенных в границу поселка, в категорию "земли поселений", в том числе и ЗУ общества с КН 39:03:040030:90. По согласованию проектной документации выходит постановление Правительства Калининградской области "О включении в границы пос. Дорожный Гурьевского района Калининградской области отдельных земельных участков".
11.05.2010 в Правительство Калининградской области поступило ходатайство общества исх. N 26 от 07.05.20110 о переводе принадлежащих обществу земельных участков, в том числе ЗУ с КН 39:03:040030:90, из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Письмом от 24.05.2010 N 1074 ходатайство о переводе ЗУ с КН 39:03:040030:90 возвращено обществу.
27.05.2011 в Администрацию Гурьевского муниципального района поступило письмо общества исх. N 17 от 27.05.2011, в котором общество просило рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности включения в проект генерального плана Кутузовского сельского поселения МО Гурьевского муниципального района Калининградской области, в том числе ЗУ с КН 39:03:040030:90 для комплексного освоения территории в целях строительства производственного комплекса по изготовлению и выпуску мебели, с развитой инженерной инфраструктурой, дорогой и подъездными путями.
04.03.2013 Администрацией Гурьевского муниципального района принято постановление N 815 о подготовке изменений в генеральный план МО "Кутузовское сельское поселение", согласно которым в состав МО "Кутузовское сельское поселение" должны быть включены принадлежащие обществу земельные участки, согласно обращениям, направленным обществом в соответствующие органы.
Письмом от 16.06.2014 исх. N 06/7812 Администрация Гурьевского городского округа известила общество о принятии решения о подготовке внесения изменении в генеральный план МО Кутузовское сельское поселение (постановление администрации Гурьевского муниципального района от 04.03.2013 N 815). 02.12.2013 комиссией по разработке правил землепользования и застройки Гурьевского муниципального района были проведены публичные слушания по проекту внесения изменении в генеральный план МО "Кутузовское сельское поселение". В настоящее время проект внесения изменений в генеральный план МО "Кутузовское сельское поселение" проходит согласования в соответствии с требованиями действующего законодательства. Проектом изменений в генеральный план МО "Кутузовское сельское поселение" территория земельных участков, в том числе с КН 39:03:040030:90 предусмотрена для последующего перевода в категорию земель "земли промышленности, энергетики транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Постановлением Правительства Калининградской области от 04.07.2014 N 408 согласован проект внесения изменений в генеральный план МО "Кутузовское сельское поселение" с учетом положений сводного заключения о согласовании проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования "Кутузовское сельское поселение".
13.08.2014 пятьдесят первой сессией Гурьевского окружного Совета депутатов четвертого созыва принято решение N 291 о внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Кутузовское сельское поселение", утвержденный решением пятьдесят второй сессии Кутузовского сельского Совета депутатов первого созыва от 26.12.2012 N 152 "Об утверждении генерального плана Кутузовского сельского поселения".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обществом приняло все зависящих от него мер по своевременному изменению категории земельного участка и использованию его по назначению, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует об отсутствии вины заявителя во вменяемом ему административном правонарушении, а, следовательно, и об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ.
В свою очередь доводы Управления о том, что суд первой инстанции неправомерно принял во внимание постановление Правительства Калининградской области от 04.07.2014 N 408, которым согласован проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования "Кутузовское сельское поселение", а также решение пятьдесят первой сессии Гурьевского окружного Совета депутатов четвертого созыва от 13.08.2014 N 291 о внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Кутузовское сельское поселение", поскольку означенные нормативные правовые акта приняты после вынесения постановления по делу об административном правонарушении N 305/2014, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные, поскольку указанные акты (результат принятых обществом мер), учитывая длительность и сложность процедуры переоформления категории земельного участка, как раз и свидетельствует о неправильной оценки Управлением действий общества, направленных на соблюдение действующего земельного законодательства в спорный период.
Таким образом, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое постановление Управления незаконным и отменил его, так как в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 29 сентября 2014 года по делу N А21-6134/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6134/2014
Истец: ООО "ЭстСтрой"
Ответчик: Отдел государственного земельного надзора Управления Росреестра по Калининградской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по К/о