Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2014 г. N 15АП-21219/14
город Ростов-на-Дону |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А32-36759/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей М.В. Соловьевой, Г.А. Сурмаляна
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Костенковым Д.Н.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 24.03.2014 г. Сергиенко С.В., паспорт;
от заинтересованного лица: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.08.2014 по делу N А32-36759/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
о признании незаконным и отмене постановления
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 17.10.2013 N 05-43-59-ЭП-3 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
После принятия заявления к производству общество со ссылкой на ст. 49 АПК РФ просило считать заявленными требованиями требования о признании недействительным и отмене оспариваемого в деле постановления управления в части вменяемых обществу административных правонарушений, выразившихся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно связанных с: размещением и хранение на иловых площадках отходов, образовавшийся при механической и биологической очистке сточных вод; осуществлением размещения и хранения отходов - осадок при механической и биологической очистке сточных вод ОСК-1, осадок при механической и биологической очистке сточных вод ОСК-2, на объектах размещения отходов - иловых картах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. В части административных правонарушений: осуществление производственной деятельности в отсутствие паспортов на отходы: мусор с защитных решеток, осадок из песколовок и отстойников, золошлаки от сжигания углей, тара из под лакокрасочных материалов, энергосберегающие компактные люминесцентные лампы; осуществление производственной деятельность в отсутствии установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на отходы энергосберегающие компактные люминесцентные лампы - руководствуясь ст. 2.9 КоАП РФ признать малозначительными и освободить общество от административной ответственности в виде штрафа 100 000 рублей, ограничившись устным замечанием.
Решением от 20.08.14г. суд отказал обществу в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводу о наличии в деянии общества предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало на него в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу с дополнением к ней, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, которым признать недействительным и отменить оспариваемое в деле постановление управления в части вменяемых обществу административных правонарушений, выразившихся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно связанных с: размещением и хранением на иловых площадках отходов, образовавшийся при механической и биологической очистке сточных вод; осуществлением размещения и хранения отходов - осадок при механической и биологической очистке сточных вод ОСК-1, осадок при механической и биологической очистке сточных вод ОСК-2, на объектах размещения отходов - иловых картах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, а в части административных правонарушений: осуществление производственной деятельности в отсутствие паспортов на отходы: мусор с защитных решеток, осадок из песколовок и отстойников, золошлаки от сжигания углей, тара из под лакокрасочных материалов, энергосберегающие компактные люминесцентные лампы; осуществление производственной деятельность в отсутствии установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на отходы энергосберегающие компактные люминесцентные лампы - руководствуясь ст. 2.9 КоАП РФ признать малозначительными и освободить общество от административной ответственности в виде штрафа 100 000 рублей, ограничившись устным замечанием.
Жалоба с дополнением к ней мотивирована отсутствием состава административного правонарушения в части нарушений, связанных с размещением и хранением на иловых площадках отходов, осуществлением размещения и хранения отходов - осадок при механической и биологической очистке сточных вод ОСК-1, осадок при механической и биологической очистке сточных вод ОСК-2, на объектах размещения отходов - иловых картах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. управлением сделан неверный вывод об идентификации иловых осадков в качестве отходов. Общество вправе самостоятельно определить, что помещаемые для обеззараживания и обезвоживания (на иловые карты) иловые осадки сточных вод лишь после завершения технологического процесса обезвоживания и изъятия с указанных сооружений могут быть классифицированы как отходы. Осадки сточных вод не являются отходами; остатки от иловых осадков после обезвоживания, обладая потребительскими свойствами, выступают сырьём для производства органических удобрений и потому не могут быть классифицированы в качестве отходов. Правильность данной позиции общества подтверждена письмом МПР России от 06.11.13г. N 05-12-44/21713. В обществе иловые площадки не являются объектами размещения отходов.
Управление отзыва на жалобу не представило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
В судебном заседании представитель общества настаивал на отмене решения суда, сославшись на приведённые в апелляционной жалобе с дополнением к ней доводы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы с дополнением к ней, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашёл достаточных оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведенной управлением плановой проверки соблюдения обществом обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования установлено, что обществом должным образом не обеспечивается соблюдение требований природоохранного законодательства.
Выявленные в ходе проверки нарушения заключаются в следующем:
- в процессе деятельности общества образуются энергосберегающие компактные люминесцентные лампы (типа КЛЛ), на которые отсутствует паспорт опасного отхода;
- в нарушение ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - закон N 89-ФЗ) общество осуществляет производственную деятельность в отсутствие паспортов на отходы: мусор с защитных решеток (отход 4 класса опасности), осадок из песколовок и отстойников (отход 4 класса опасности), золошлаки от сжигания углей (Ростовский) (отход 4 класса опасности), тара из-под лакокрасочных материалов (отход 4 класса опасности), энергосберегающие компактные люминесцентные лампы (типа КЛЛ) (отход 1 класса опасности);
- общество осуществляют производственную деятельность в отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на отходы энергосберегающие компактные люминесцентные лампы (типа КЛЛ) (отход 1 класса опасности), а также в отсутствие в лимитах на размещение следующие отходов - энергосберегающие компактные люминесцентные лампы (типа КЛЛ) (отход 1 класса опасности), что является нарушением ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - закон N 7-ФЗ), ст. 18 закона N 89-ФЗ, Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 N50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";
- общество осуществляют производственную деятельность в отсутствие в порядке производственного контроля в области обращения с отходами энергосберегающих компактных люминесцентных ламп (типа КЛЛ) (отход 1 класса опасности), что является нарушением ст. 26 закона N 89-ФЗ.
Данные нарушения отражены в акте проверки от 30.09.2013 N 05-30-05-ЭП, составленном в присутствии представителя общества по доверенности от 11.01.2013 N 13-КР Никоновой Т.Ю. и представителя общества по доверенности от 11.01.2013 N 44-КР Чаликов А.Н. Копия акта 30.09.2013 вручена представителю общества по доверенности от 11.01.2013 N 13-КР Никоновой Т.Ю. и представителю общества по доверенности от 11.01.2013 N 44-КР Чаликов А.Н., что подтверждается их подписями.
Уведомлением от 01.10.13г. общество извещалось о необходимости явиться на 11.10.13г. в 14 час. 15 мин. в управление по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, д. 19, каб. 31 для составления протокола об административном правонарушении. Данное письмо 09.10.2013 вручено представителю общества по доверенности от 11.01.2013 N 13-КР Никоновой Т.Ю., что подтверждается ее росписью.
11.10.13г. старшим государственным инспектором управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 05-43-59-ЭП-1 по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ. Копия протокола 11.10.13г. вручено представителю общества по доверенности от 11.01.2013 N 13-КР Никоновой Т.Ю., что подтверждается ее росписью.
Определением от 11.10.13 N 05-43-59-ЭП-2 общество уведомлялось о необходимости явиться на 17.10.2013 в 14 час. 15 мин. в управление по адресу: г. Краснодар, ул. Краснодар, д. 19, каб. 31 для рассмотрения дела об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ. Копия определения 11.10.2013 вручена представителю общества по доверенности от 11.01.2013 N 13-КР Никоновой Т.Ю., что подтверждается ее росписью.
17.10.13г. управлением в присутствии представителя общества по доверенности от 11.01.2013 N 13-КР Никоновой Т.Ю. и представителя общества по доверенности от 11.01.2013 N 44-КР Чаликова А.Н., вынесено постановление N 50-43-59-ЭП-3 по делу об административном правонарушении, в котором общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. Копия постановления 17.10.2013 вручена представителю общества по доверенности от 11.01.2013 N 44-КР Чаликову А.Н., что подтверждается его росписью.
Не согласившись с принятым постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Оценив доводы общества об объёме и основаниях обжалования постановления управления суд апелляционной инстанции отклоняет их как неосновательные и проверяет законность принятого управления постановления в полном объёме, поскольку нормами главы 30 КоАП РФ и параграфа 2 главы 25 АПК РФ предметом обжалования является постановление о привлечении к административной ответственности, по итогам проверки которого суд принимает решение о признании данного постановления незаконным и отмене, либо об отказе в удовлетворении заявления. Правовых оснований для признания постановления о привлечении к административной ответственности недействительным в какой-либо его части нормы по аналогии с ненормативными актами, обжалуемыми в порядке главы 24 АПК РФ, нормы главы 30 КоАП РФ и параграфа 2 главы 25 АПК РФ не содержат. Постановление о привлечении к административной ответственности подлежит признанию законным при наличии доказанным состава административного правонарушения даже по одному эпизоду из нескольких, указанных в постановлении.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашёл достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о законности принятого управлением постановления.
Так, ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно ст.1 закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из ст. 1 закона N 89-ФЗ обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Согласно ст. 11 закона N 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 закона N 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что согласно договору аренды недвижимого муниципального имущества N 14791 от 07.12.2005 Администрация Муниципального образования город Краснодар "Арендодатель" передает, а "Арендатор" - общество - принимает в аренду муниципальное недвижимое имущество, относящееся к системе коммунального водоснабжения и водоотведения МО город Краснодар, а также согласно договору аренды недвижимого имущества N 14309 от 28.09.2006 Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар "Арендодатель" передает, а "Арендатор" - общество принимает во временное владение и пользование недвижимое имущество, относящееся у системе коммунального водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар, в том числе земельные участки под объекты недвижимого имущества и объекты недвижимого имущества, включая иловые площадки, расположенные по адресу г. Краснодар, ул. Калинина, 102 ОСК-1 и иловые площадки на ОСК-2 в ст.Елизаветинской, почтовое отделение, 82.
Согласно п. 1.3 дополнительного соглашения от 09.08.2008 N 401 к договору аренды недвижимого муниципального имущества от 07.12.2005 N 14791 исключена из перечня N 1.3 "Сооружения" к договору аренды недвижимого муниципального имущества от 07.12.2005 N "14791, иловая площадка N 28, инвентарный номер 918/28, площадью 1500м2, расположенная на ОСК-1, г. Краснодара.
Общество эксплуатирует иловые площадки, которые предназначены для естественного обезвоживания осадков при механической и биологической очистке сточных вод. Иловые площадки расположены в 10-11 км от ОСК-1, г. Краснодар, ул. Калинина, 102 по трассе Краснодар-Темрюк и иловые площадки на ОСК-2 в ст.Елизаветинской, почтовое отделение, 82.
Согласно технологическим регламентам цехов ОСК-1 и ОСК-2 и экспертному заключению N 28862/06.1/2 от 26.08.2010 г. по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы утвержденным ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" "иловые площадки представляют собой заглубленные и спланированные участки земли, окруженные со всех сторон бетонными стенками. Карты имеют бетонное основание. Вдоль карт расположен дренажный коллектор. Для въезда на площадку транспорта и уборочных механизмов имеется пандус шириной 3,5 м с уклоном".
Количество иловых площадок на ОСК 1-33 шт., площадь иловых карт -49 500 м2, размеры: длина 100 м, ширина -15 м, раб. глубина - 1 м; количество иловых площадок на ОСК 2-44 шт., оборудованы горизонтальными фильтрами: в том числе 18 дополнительно оборудованы вертикальными фильтрами. Площадь иловых карт ОСК 2-118 800 м. Размеры: длина - 75 м, ширина - 36 м, глубина - 1,5 м. Так, в соответствие с технологическим регламентом цеха ОСК-1 и экспертным заключением N 28862/06.1/2 от 26.08.2010 г. по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы "по длине иловых площадок через каждые 10 м друг от друга расположены дренажные лотки шириной 1 м, глубиной 0,7 м. Бетонное основание выполнено с уклоном 0,02 в сторону дренажного лотка. Дренажные лотки засыпаны гравием размерами 4-8 см и имеют уклон 0,02 в сторону дренажного коллектора. Дренажный лоток выполнен из железобетона с толщиной стенок 100 мм, основанием служит слой уплотненного щебня толщиной 100 мм и бетонная подготовка 70 мм. Нижний внутренний канал лотка сверху перекрыт дырчатой плитой (толщиной 120 мм), поддерживающей загрузку дренажного лотка. В конце лотка имеется щитовой затвор, который используется при промывке дренажа.
Сброженный осадок, влажностью до 98 %, насосами насосной установки метантенков по напорному илопроводу (Ду=300 мм) перекачивается на иловые площадки.
На площадки осадок поступает по разводящим трубопроводам. Осадок периодически наливается на карты иловых площадок небольшим слоем (0,1 -0,3 м). По мере подсыхания осадок теряет часть влаги за счет испарения, а часть влаги фильтруется через дренирующий слой площадки. Иловая вода через дренажный лоток и трубу (Ду=200 мм) попадает в колодец дренажного коллектора, а оттуда по трубопроводу (Ду=500 мм) на очистные сооружения. Подсушенное и выдержанное в естественных условиях в течение 2-х и более лет сырье (осадок), получает структуру влажной земли 70-80 % и переходит в органическое удобрение на основе осадков сточных вод.
Таким, образом, в процессе очистки сточных вод на ОСК-1 образующиеся отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод (отход 4 класса опасности) хранятся на иловых площадках в течение 36 месяцев, обезвреживаются в естественных условиях с получением удобрения.
Особенностью эксплуатации иловых площадок является необходимость частой промывки (после 2-3 заливов иловой площадки) фильтрующего материала дренажных лотков. Промывка производится напуском на иловую площадку очищенной сточной водой слоем 30 см, исходя из нормы 2 000-3 000 м, продолжительность промывки 0,51,5 часа. Вода после промывки снова поступает на очистные сооружения.
Технологический контроль за работой иловых площадок на ОСК-1 осуществляется в обеспечении снижения влажности осадка, поступающих из метантенков.
Количество загрязняющих веществ надиловой воды при сушке сброженных
осадков: по взвешенным веществам-1 000 мг/ дм ; по БПК - 1 000 мг/дм. Анализы качества надиловой воды производятся один раз в месяц.
Осадок выгружается с иловых площадок после подсушки его до влажности 70-80 %.
Как установлено управлением в ходе проверки и судом первой инстанции в нарушение технологического регламента работы цеха на ОСК-1 и экспертного заключения N 8862/06.1/2 от 26.08.2010 г. по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, проекта нормативов - образования отходов и лимитов на их размещение обезвоженный сырой осадок при механической и биологической очистке сточных вод хранится более 36 месяцев на иловых картах ОСК-1, т.е. с нарушением сроков хранения, технологический контроль за работой иловых площадок на ОСК-1 не осуществляется в обеспечении снижения влажности осадков, поступающих из метантенков. Отсутствуют результаты анализов качества надиловой воды по взвешенным веществам и БПК, которые должны проводиться ежемесячно; сторонней организации не передаются на использование отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод поступают на иловые площадки ОСК-1, договор на передачу отхода на использование и акты приема-передачи отхода отсутствуют.
Согласно технологическому регламенту цеха ОСК-2, разработанному в 2009 году, и экспертному заключению N 8862/06.1/2 от 26.08.2010 г. по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы "по длине иловых площадок через каждые 10 м друг от друга расположены дренажные лотки шириной 0,5 м, глубиной 0,7 м. Асфальтобетонное основание выполнено с уклоном 0,02 в сторону дренажного лотка. Дренажные лотки засыпаны гравием разной крупности и имеют уклон 0,02 в сторону дренажного коллектора. Дренажный лоток выполнен из железобетона с толщиной стенок 100 мм. Дренажные лотки сверху перекрыты дырчатой плитой (толщиной 120 мм) для переезда транспорта при опорожнении площадки.
Сырой осадок из отстойников и избыточный активный ил - отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод направляются насосами на иловые площадки для дальнейшего размещения, обезвреживания и получения удобрения.
Технологическая схема обработки осадков при механической и биологической очистке сточных вод с целью их дальнейшего использования в качестве удобрения предусматривает совместное обезвоживание сырого осадка и уплотненного избыточного активного ила в естественных условиях на иловых площадках и санитарное обеззараживание осадков путем выдержки на указанных площадках и площадке временного складирования.
Обезвоживание сырого осадка влажностью порядка 93% и избыточного активного ила влажностью 98-99% осуществляется на 44 иловых картах. После выдержки в течение 2-х лет и более лет осадков с иловых карт (смесь сырого осадка и избыточного ила) вывозится на площадку временного складирования (ЦМО), где при периодическом перемешивании выдерживается в буртах до достижения требуемого санитарного обеззараживания.
Рекомендуемая частота перемешивания 1 -2 раза за период выдержки, высота бурта 1,5 - 2 м, ширина 3-4 м, длина произвольная.
Особенностью эксплуатации иловых площадок является замена верхнего дренирующего слоя после опорожнения площадки.
Технологический контроль за работой иловых площадок на ОСК-2 осуществляется в обеспечении снижения влажности осадка до 70-80 %.
Осадок выгружается с иловых площадок после подсушки его до влажности 70-80 %. Перед вывозом подсушенного осадка в качестве органического удобрения производится оценка качества его стабилизации по следующим показателям в средней пробе: влажность, %; зольность, %; содержание яиц гельминтов, шт/л.
Согласно СанПиН 2.1.7.573-96 влажность стабилизированного осадка должна быть не более 82%, жизнеспособные яйца гельминтов должны отсутствовать. Для досушки осадок выгружается на площадку при цехе механического обезвоживания.
Таким образом, в процессе очистки сточных вод на ОСК-2 от основного производства образуются отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных* вод (отход 4 класса опасности), которые хранятся на иловых площадках в течение 36 месяцев, обезвреживаются в естественных условиях с получением удобрения.
В нарушение технологического регламента работы цеха на ОСК-2 и экспертного заключения N 8862/06.1/2 от 26.08.2010 г. по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, проекта нормативов-образования отходов и лимитов на их размещение обезвоженный сырой осадок при механической и биологической очистке сточных вод хранится более 36 месяцев на иловых картах ОСК-2, осадки не вывозятся на площадку временного складировании (ЦМО) для перемешивания до выдержки в буртах с целью достижения требуемого санитарного обеззараживания, фактически процесс досушки осадка производится на иловых картах, соответственно технологический контроль за эксплуатацией иловых площадок на ОСК-2 не осуществляется, после подсушки его до влажности 70-80 %, не производится оценка качества его стабилизации по следующим показателям: влажность, зольность, содержание яиц гельминтов, документы, подтверждающие проведение оценки качества его стабилизации, отсутствуют.
В нарушение проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с низкой работоспособностью цехов механического обезвоживания осадков - отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод поступают на иловые площадки ОСК-2 и хранятся на них с нарушением сроков (более 36 месяцев) и не передаются сторонней организации на использование, договор на передачу отхода на использование и акты приема-передачи отхода отсутствуют.
Обществом предоставлено свидетельство о государственной регистрации пестицида или агрохимиката от 06.08.2012 N 2395 на органическое удобрение на основе осадков сточных вод "БИОСТ" марки "БИОСТ-1", "БИОСТ-2", получившего государственную регистрацию за N 2395-12-205-482-0-0-0-0 на срок до 05.08.2022 года.
Также предоставлен паспорт безопасности химической продукции на органическое удобрение на основе осадков сточных вод "БИОСТ" марки "БИОСТ-1", "БИОСТ-2", согласно которому малоопасное по воздействию на организм вещество раздражающего действия. При нарушении обращения может загрязнить объекты окружающей среды. Агрохимикат может применяться на почвах тяжелого гранулометрического состава осенью по зяблевую обработку почвы или весной (на всех почвах) - под предпосевную обработку почвы. При перезалужении кормовых угодий удобрение применяется под зяблевую или весеннюю вспашку почвы. Периодичность внесения на землях среднего и тяжелого механического состава - 1 раз в 5 лет; на легких песчаных и супесчаных почвах - 1 раз в 3 года.
В соответствие с п. 1, п. 2 ст. 3 закона N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается -документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью...". Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом... "
Согласно ч. 1 ст.9 закона N 99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 30 ч.1 ст. 12 закона N 99-ФЗ в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, входит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности".
Обществом получена лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности серии 23 N 00080 от 04.07.2011 сроком действия с 04.07.11г. по 04.07.16г.
Видами работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности является использование, обезвреживание отходов 4 класса опасности: шлам карбоната кальция (шлам известковый от газосварки (карбидный ил), золошлаки от сжигания углей (Ростовский), пыль и порошок от шлифования черных металлов (с содержанием металла 50% и более), отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод (песок из песколовок и отстойников), отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод (мусор защитных решеток), отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод.
Так, управлением в ходе проверки установлено, что в процессе очистки сточных вод на ОСК-1 и ОСК-2 от основного производства образуются отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод (отход 4 класса опасности), которые хранятся на иловых площадках более 36 месяцев, с нарушением сроков хранения, указанных в экспертном заключении N 8862/06.1/2 от 26.08.2010 г. по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Обществом разработаны паспорта опасных отходов (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод ОСК-1 и ОСК-2 и управлением направлены материалы в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Российской Федерации для общества с целью организации проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей природной среды: осадок при механической и биологической очистке сточных вод ОСК-1, осадок при механической и биологической очистке сточных вод ОСК-2 (письмо N 0101/16/4657 от 18.05.2011).
Согласно ст. 19 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", вступившим в законную силу 11.11.2011 г. Согласно Приказу учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом. Данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде по прилагаемому образцу (приложения 1, 2, 3, 4 к Порядку).
Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами (далее - таблицы данных учета) осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов. Один раз в месяц, но не позднее 15 числа каждого месяца, учетные листы за предыдущий месяц брошюруются, с приложением к ним титульного листа. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом и т.д.
Согласно разделу 2 "Ведение учета в области обращения с отходами" п. 16 в таблице "Данные учета в области обращения с отходами по структурному подразделению индивидуального предпринимателя и юридического лица" порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721 "в столбце 3 указывается количество отходов (по каждому виду отходов и классу опасности отходов), образованных в течение учетного периода; в столбце 15 указывается количество отходов (по каждому виду отходов и по каждому классу опасности отходов), размещенных в течение учетного периода в эксплуатируемых объектах хранения отходов.
В нарушение вышеуказанных требований, в предоставленных данных учета в области обращения с отходами обществом в 2012 году, 1,2 квартале 2013 года не ведется учет отходов - осадок при механической и биологической очистке сточных вод ОСК-1, осадок при механической и биологической очистке сточных вод ОСК-2, образованных и размещаемых на иловых площадках.
Так, в соответствии с раннее выданными обществу лимитами на размещение отходов от 05.07.2010 N 05/397 годовой норматив образования отходов (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод составляет 16134 т/год, размещение на собственных объектах размещения отходов с 2010 по 2014 года составляет 48402 т, ежегодно.
Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанному обществом в 2012 году, а также документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 14.01.2013 N О10 годовой норматив образования отходов (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод составляет 27155 т/год.
Информация, представленная обществом в данных учета в области обращения с отходами, отчетах о фактическом образовании и движении отходов, статистической отчетности по форме N 2-ТП (отходы) содержит недостоверные данные о том, что отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод ОСК-1, ОСК-2 не образуются, и размещение на иловых площадках в 2010,2011,2012 гг. составляет в количестве 43584,41т, лишь в 4 квартале 2012 года указано образование в количестве 2142,04 т, следовательно, в 1,2 квартале 2013 года размещено осадка в количестве 45726,45т на иловых площадках, тоже без дальнейшего образования.
Так, вопреки имеющейся информации об образовании и размещении отходов (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод в журналах учета отходов и в отчетах, при натурном обследовании иловых площадок на ОСК-1 и ОСК-2 ООО "Краснодар Водоканал" установлено, что по факту отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод образуются и размещаются на иловых площадках. Некоторое количество иловых площадков заполнено отходами (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод, часть иловых площадок пуста, в некоторые площадки осадки поступают, что зафиксировано при выезде и осмотре площадок как на ОСК-1, так и на ОСК-2 (см. фото-таблицу).
Согласно технологическим регламентам цехов ОСК-1, 0СК-2 существующей площади иловых площадок в настоящее время недостаточно для обезвоживания образующегося осадка в естественных условиях.
Так, в нарушение сроков хранения отходов (осадков) при механической и биологической очистке сточных вод, указанных в экспертном заключении N 8862/06.1/2 от 26.08.2010 г. по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отходы (осадки) при' механической и биологической очистке сточных вод хранятся на иловых площадках ООО "Краснодар Водоканал" более 36 месяцев, существующей площади иловых площадок в настоящее время недостаточно для обезвоживания образующегося осадка в естественных условиях. Общество не принимает никаких мер по передаче данного отхода другим организациям, имеющим лицензии на осуществление деятельности с данными отходами, а также не принимает мер по восстановлению работоспособности цехов механического обезвоживания осадков для увеличения производительности иловых площадок, данное может явиться причиной возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде в связи с превышением объемов поступающих осадков при механической и биологической очистке сточных вод на иловые площадки выше допустимых объемов, предусмотренных технологическими регламентами работы иловых площадок.
Так, согласно экспертному заключению N 8862/06.1/2 от 26.08.2010 г. по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы в процессе очистки сточных вод на-ОСК-1 и ОСК-2 от основного производства ООО "Краснодар Водоканал" образуются отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод (отход 4 класса опасности), которые размещаются на иловых площадках в течение 36 месяцев, обезвреживаются в естественных условиях с получением удобрения.
Основываясь на приведённых выше обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что на предприятии общества иловые площадки являются объектами размещения и обезвреживания отходов (осадков) при механической очистке сточных вод (отход 4 класса опасности), а также данные объекты должны отвечать требованиям, установленным законодательством к объектам размещения отходов, и обеспечивать в процессе размещения отходов защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод.
Доводы общества о неправильной идентификации иловых осадков в качестве отходов.
Согласно санитарным правилам СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения":
- п. 2.2. Подземные воды считаются загрязненными при обнаружении динамических тенденций изменения состава и свойств воды, обусловленного проникновением загрязнений с поверхности почвы, из водотоков, смежных водоносных горизонтов;
-п. 2.3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых оказывает или может оказать влияние на состояние подземных вод, принимают меры по предотвращению их загрязнения.
-п. 3.2 СП 2.1.5.1059-01 мероприятия по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности должны обеспечивать водонепроницаемость емкостей для хранения сырья, продуктов производства, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов.
С учётом изложенного, поскольку в данном случае иловые карты являются объектами размещения и обезвреживания отходов - осадков при механической и биологической очистке сточных вод ОСК-1 и ОСК-2, к ним и применяются специальные требования, снижающие уровень негативного воздействия отходов на окружающую среду, в том числе в части предотвращения загрязнения подземных вод, установленные СП 2.1.5.1059-01.
Пункт 5.2 раздела V "Требования к организации контроля за охраной подземных вод" СП 2.1.5.1059-01 также предусматривает обязательность производственного контроля со стороны юридических лиц, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на качество подземных вод.
Согласно пунктам 5.6, 5.7 указанных Санитарных правил периодичность производственного контроля должна обеспечивать достоверную информацию, позволяющую предотвратить опасность загрязнения, но не реже 1 раза в месяц, при анализе результатов производственного контроля учитывается динамика уровней контролируемых показателей относительно фоновых величин.
Основываясь на изложенном суд пришёл к правильному выводу о наличии у общества обязанности по проведению экологического мониторинга в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и экологического мониторинга, а также контроль на данном объекте в части наблюдения за состоянием загрязнения почв и грунтовых вод, поскольку общество осуществляет эксплуатацию иловых площадок, которые предназначены для естественного обезвоживания осадков при механической и биологической очистке сточных вод.
В нарушение вышеуказанных требований, общество при эксплуатации иловых площадок на ОСК-1, ОСК-2 не проводит экологический мониторинг в 2012-2013 году в зоне влияния иловых площадок за состоянием загрязнения грунтовых вод, т.к. отсутствует ежемесячный контроль подземных (грунтовых) вод в 2012 - 2013 гг.
Так же управлением в ходе проверки установлено отсутствие скважин, входящих в наблюдательную сеть мониторинга в зоне влияния иловых площадок на грунтовые воды, отсутствие фоновой скважины для сравнения значений по определяемым показателям на загрязнение грунтовых вод в зоне влияния иловых площадок, отсутствие ежемесячного контроля за состоянием грунтовых вод за 2012 - 2013 гг., отсутствие результатов анализов отбора грунтовых вод за 2012-2013 гг.
Материалами дела так же подтверждается, что обществом не ведётся мониторинг за состоянием окружающей среды, в части загрязнения почв, а также контроль за объектами размещения отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения почв в зоне влияния иловых площадок на ОСК-1, ОСК-2 в 2012 году. Так же отсутствуют точки отбора проб вместе с фоновой точкой для сравнения значений определяемых показателей на загрязнение почв за 2012 год, отсутствуют результаты анализов отбора почв за 2012 год.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции не находит достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о наличии в деянии общества предусмотренного ст. 8.2 КоАП Р состава административного правонарушения.
Общество так же не отрицает наличия части нарушений, в связи с которыми оно привлечено к административной ответственности оспариваемым в деле постановлением по ст. 8.2 КоАП РФ, выразившихся осуществлении производственной деятельности в отсутствие паспортов на отходы: мусор с защитных решеток, осадок из песколовок и отстойников, золошлаки от сжигания углей, тара из под лакокрасочных материалов, энергосберегающие компактные люминесцентные лампы; осуществление производственной деятельность в отсутствии установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на отходы энергосберегающие компактные люминесцентные лампы.
Наличие данных нарушений даже при отсутствии иных образует предусмотренный ст. 8.2 КоАП РФ состав административного правонарушения и делает оспариваемое в деле постановление управления о привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ законным.
Малозначительность может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать наличие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.
Дополнительно оценив обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции не находит достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о невозможности квалификации совершённого обществом правонарушения в качестве малозначительного, поскольку, как на то сослался суд первой инстанции, совершенного обществом правонарушения не свидетельствуют об его исключительности, позволяющий сделать вывод о возможности применения малозначительности. Так, общество не представило в материалы дела каких-либо пояснений относительно обстоятельств, препятствующих соблюдению норм природоохранного законодательства.
Процедурных нарушений при привлечении общества к административной ответственности управлением не допущено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции признаёт решение суда первой инстанции об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований не подлежащим отмене. Апелляционная жалоба общества отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2014 по делу N А32-36759/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36759/2013
Истец: ООО "Краснодар Водоканал"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю