г. Воронеж |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А64-4999/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2014 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алферовой Е.Е.,
судей Афониной Н.П.
Письменного С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Зарубиной Н.Е.,
при участии:
от муниципального унитарного предприятия "Мичуринские городские электрические сети": Волкова И.В., представитель по доверенности N 3 от 10.01.2014;
от открытого акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания": Гуляев Д.Ю., представитель по доверенности б/н от 10.01.2014; Бобкова Л.Ю., представитель по доверенности N 5 от 10.01.2014;
от открытого акционерного общества "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Мичуринские городские электрические сети" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.10.2014 по делу N А64-4999/2014 (судья Егорова Т.В.) по иску открытого акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания" (ОГРН 1056882378464, ИНН 6829017247) к муниципальному унитарному предприятию "Мичуринские городские электрические сети" (ОГРН 1026801061330, ИНН 6827002220) об обязании провести сертификацию и обязании предоставить сертификаты, при участии в деле третьего лица: открытого акционерного общества "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго",
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тамбовская областная сбытовая компания" (далее - ОАО "ТОСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Мичуринские городские электрические сети" (далее - МУП "МГЭС", ответчик) об обязании провести сертификацию электрической энергии в сетях, используемых для оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям ОАО "ТОСК"; об обязании предоставить сертификаты соответствия электрической энергии в сетях, используемых для оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям ОАО "ТОСК" требованиям ГОСТ 32144-2013.
Решением от 17.10.2014 г. суд первой инстанции в полном объеме удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению ответчика, именно истец поставляет электроэнергию потребителям и несет ответственность перед ними за ее качество.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы был представлен отзыв истца по делу, в котором, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не основанными на законе, ОАО "ТОСК" просило оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве истец ссылался на то, что сетевая компания обязана сертифицировать электроэнергию, и может влиять на качество электроэнергии, имея для этого технические возможности.
Также истец указывал на то, что иные сетевые организации имеют указанные сертификаты, которые представлены ОАО "ТОСК".
В судебное заседание представители открытого акционерного общества "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго" не явились.
В материалах дела имеются доказательства извещения данного участника процесса о месте и времени рассмотрения дела.
Руководствуясь ст.ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ суд рассмотрел жалобу в отсутствии представителей не явившегося лица.
Муниципальное унитарное предприятие "Мичуринские городские электрические сети" заявило ходатайство об отложении судебного заседания для предоставления дополнительных доказательств по делу.
Суд, с учетом мнения представителя истца, руководствуясь ст.ст. 159, 184, 266, 268 АПК РФ в удовлетворении данного ходатайства отказал ввиду отсутствия правовых оснований, предусмотренных ст. 158 АПК РФ.
При этом арбитражный суд руководствуется следующим.
Статьей 158 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случаях, предусмотренных данным Кодексом, а также в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства (часть 1). Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий (часть 5).
Таким образом, отложение судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью. При рассмотрении соответствующего ходатайства суд учитывает фактические обстоятельства и исходит из необходимости разрешения спора в установленные процессуальные сроки.
Заявителем не представлено доказательств невозможности представления дополнительных доказательств и возражений по делу.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Таким образом, в деле отсутствуют доказательства наличия объективных причин, в силу которых общество не смогло заблаговременно представить суду доказательства в подтверждение своих возражений.
Представитель муниципального унитарного предприятия "Мичуринские городские электрические сети" поддерживал доводы апелляционной жалобы. Считал обжалуемое решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права. Просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители открытого акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания" возражали против доводов апелляционной жалобы. Считали обжалуемое решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве. Просили суд оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав явившихся представителей, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, 17.03.2008 между ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" (гарантирующий поставщик), МУП "Мичуринские городские электрические сети" (исполнитель) и ОАО "Тамбовэнерго" (заказчик) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 4668000432, согласно которому исполнитель обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии от точек приема и до точек доставки путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании, а заказчик обязуется оплачивать эти услуги; гарантирующий поставщик является стороной договора в части совместного с исполнителем формирования объема электроэнергии переданной потребителям и подачи заявок (их оплаты) исполнителю на ограничение, возобновление электроснабжения потребителей (п.п. 1.3, 2.1).
В соответствии с п. 3.3.9 договора установлено, что качество и иные параметры, передаваемой электрической энергии должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям, в том числе ГОСТ 13109-97.
Согласно п. 3.5.4 договора в обязанности исполнителя входит обеспечить передачу принятой в свою сеть электроэнергии от точек приема до точек поставки (передачи) в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технических характеристик энергопринимающих устройств. Качество и иные параметры передаваемой электроэнергии должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям, в том числе ГОСТ 13109-97.
В результате проводившейся 02.12.2013 г. Центральным межрегиональным территориальным управлением (Территориальный отдел (инспекция) по Тамбовской области) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от проверки, с учетом экспертного заключения от 19.11.2013 г. N 31, установлено несоответствие электрической энергии обязательным требованиям п.5.2. ГОСТ 13109-97 (действующему на момент проведения проверки), а также Постановлению Правительства РФ от 01.12.2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" в отношении электрической энергии поставляемой потребителям ОАО "ТОСК" от ТП 6/0, 4 кВ N 70, контакты одного рубильника ВР 32-100, адрес места контроля: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Филиппова, д. 76, о чем составлено предписание от 02.12.2013 г. N 38 на основании акта проверки от 02.12.2013 г. N 213-9/55С.
Подпунктом "в" пункта 7.1 договора установлено, что отклонение показателей качества электроэнергии от величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, в т.ч. нормативно-техническими актами относится к зоне ответственности исполнителя в случае непосредственной его вины.
Истец письмами от 02.07.2008 г. N 210/1325, от 10.12.2013 г. N 210/730 обращался к ответчику с просьбой представить сертификаты соответствия электрической энергии в сетях, используемых для оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям ОАО "ТОСК" требованиям ГОСТ 13109-97.
Однако указанные сертификаты соответствия электрической энергии ответчиком не представлены, письма от 02.07.2008 г. N 210/1325, от 10.12.2013 г. N 210/730 оставлены без ответа.
Считая, что качество и иные параметры передаваемой ответчиком электрической энергии не в полном объеме соответствуют обязательным требованиям и стандартам, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о том, что в обязанности ответчика, как сетевой организации, входит обеспечение качества передаваемой электроэнергии, которое подтверждается результатами обязательной сертификации.
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовав доказательства, представленные сторонами и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.
Данный вывод судебная коллегия Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда основывает на следующем.
В соответствии со ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 N 861 (далее - Правила N 861) сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Исходя из условий договора от 17.03.2008 N 4668000432 и рода деятельности, МУП "Мичуринские городские электрические сети" относится к числу сетевых организаций.
Пунктом 15 Правил N 861 на сетевую организацию возложены, в том числе, обязанности обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони; осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор).
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Правила N 442) также предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой электроэнергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Пункт 8.1 Постановления Госстандарта РФ от 16 июля 1999 г. N 36 "О Правилах проведения сертификации электрооборудования" указывает, что обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и статьей 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".
В силу ст.ст. 4, 7 и 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Согласно Постановлению Правительства РФ N 982 от 01.12.2009 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц подлежит обязательной сертификации.
В силу п. 8.2 Постановления Госстандарта РФ от 16 июля 1999 г. N 36 объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций, от которых электрическая энергия может подаваться потребителям; потребителям одновременно с гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или юридическими лицами, включая организации.
На основании Постановления Правительства РФ Правительства РФ N 982 от 01.12.2009 г. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии опубликована информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в системе сертификации ГОСТ Р, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования.
Постановлением Госстандарта РФ от 28.08.1998 г. N 338 утвержден ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
Приказом Росстандарта от 25.10.2012 N 565-ст продлено действие на территории Российской Федерации ГОСТ 13109-97 до 1 июля 2014 г.
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в 2014 г. для добровольного применения в качестве национальных стандартов Российской Федерации введен в действие с 01.07.2014 г. ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" в области электромагнитной совместимости технических средств, разработанных на основе ранее действовавших национальных стандартов (Письмо Росаккредитации от 29.04.2014 г. N 6210/03-СМ "О применении межгосударственных стандартов в области ЭМС").
Правила проведения сертификации утверждены Постановление Госстандарта РФ от 10.05.2000 г. N 26 (зарег. в Минюсте РФ 27.06.2000 г. N 2284).
Правила проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии с учетом изменений утверждены Постановлением Госстандарта РФ от 03.01.2001 г. N 1 "О внесении изменений и дополнений к Правилам проведения сертификации электрооборудования" (зарег. в Минюсте РФ 14.02.2001 г. N 2576).
Исходя из содержания договора от 17.03.2008 N 4668000432 ответчик оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям, т.е. физическим и юридическим лицам, приобретающим электрическую энергию у гарантирующего поставщика для собственных нужд и (или) в целях ее перепродажи, имеющим энергопринимающие устройства технологически присоединенные в установленном порядке к электрическим сетям исполнителя (п. 1.1 договора).
Согласно п. 3.5.4 договора в обязанности исполнителя входит обеспечить передачу принятой в свою сеть электроэнергии от точек приема до точек поставки (передачи) в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технических характеристик энергопринимающих устройств. Качество и иные параметры передаваемой электроэнергии должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям, в том числе ГОСТ 13109-97.
Экспертным заключением от 19.11.2013 г. N 31, проведенным ФБУ "ЦСМ Московской области" установлено, что электрическая энергия, поставляемая потребителям ОАО "ТОСК" от ТП 70, не соответствует обязательным требованиям ГОСТ 13109-97.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" при признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением.
В результате проверки, проводившейся 02.12.2013 г. Центральным межрегиональным территориальным управлением (Территориальный отдел (инспекция) по Тамбовской области) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии установлено несоответствие электрической энергии обязательным требованиям п. 5.2 ГОСТ 13109-97 (действующему на момент проведения проверки), а также Постановлению Правительства РФ от 01.12.2009. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" в отношении электрической энергии поставляемой потребителям ОАО "ТОСК" от ТП 6/0, 4 кВ N 70, контакты одного рубильника ВР 32-100, адрес места контроля: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Филиппова, д. 76, о чем составлено предписание от 02.12.2013 г. N 3, которым контролирующий орган возложил на ОАО "ТОСК" обязанность разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда потребителям электрической энергии.
Учитывая правовые основы экономических отношений субъектов электроэнергетики, а также общие принципы организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленные нормами Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", допускается включение в соответствующую программу мероприятий, которые могут быть исполнены каждым в отдельности из вышеназванных субъектов электроэнергетики при исполнении заключаемых между ними договоров, в том числе и в части передачи электрической энергии, с использованием принадлежащих сетевой организации электрических сетей.
Учитывая наличие договорных отношений между сторонами, исходя из содержания указанных норм, следует, что в обязанности ответчика как сетевой организации, входит обеспечение качества передаваемой электроэнергии, которое подтверждается результатами обязательной сертификации электрической энергий в электрических сетях от точек приема до точек поставки (передачи), по которым осуществляется непосредственная поставка электрической энергии.
Ответчиком нарушены договорные обязательства перед истцом по п. 3.5.4 договора от 17.03.2008 г. N 4668000432 оказания услуг по передаче электрической энергии, а именно обеспечение качества и иных параметров передаваемой электроэнергии соответствия техническим регламентам и иным обязательным требованиям, в том числе ГОСТ 13109-97.
Подпунктом "в" пункта 7.1 договора установлено, что отклонение показателей качества электроэнергии от величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, в т.ч. нормативно-техническими актами относится к зоне ответственности исполнителя в случае непосредственной его вины. Доказательств отсутствия вины ответчика в отклонение показателей качества электроэнергии от величин, установленных действующим законодательством Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Довод ответчика о том, что в его обязанности не входит сертификация электроэнергии, впоследствии повторенный и в суде апелляционной инстанции, не может быть признан состоятельным, так как противоречит нормам действующего законодательства.
Организации, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производители электроэнергии, сетевые организации обязаны обеспечить качество электроэнергии на пути от генерирующей организации до потребителя. Производство, передача и продажа электроэнергии представляет собой единый процесс. При нарушении требований стандарта качества на одном из этапов приведет к понижению качества электроэнергии, следовательно, при передаче сетевой организацией некачественной электроэнергии невозможно обеспечение поставки потребителям электроэнергии, соответствующей обязательным требованиям государственных стандартов.
В соответствии с п. 1.13 "Правил по проведению сертификации в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Госстандарта России N 26 от 10.05.2000 г., заявитель - изготовитель, продавец, исполнитель, обратившиеся с заявкой на проведение работ по подтверждению соответствия.
Согласно ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ (в ред. от 23.06.2014 г.) "О техническом регулировании" заявитель обязан обеспечивать соответствие продукции требованиям технического регламента.
Таким образом, заявка на проведение сертификации электроэнергии подается организацией, имеющей непосредственную техническую возможность регулирования качеством электрической энергии в распределительных сетях. Ввиду особенностей электрической энергии как продукции влиять на показатели качества электроэнергии в электрических сетях могут только сетевые организации, осуществляющие эксплуатацию электрических сетей, действиями собственного персонала и состоянием распределительных сетей.
Услуги по передаче электрической энергии в Федеральном законе "Об электроэнергетике" определены как комплекс организационно и технологически связанных действий. Услуги по передаче электрической энергии включают в себя две составляющие: технологическую и организационную.
Сетевая компания обязана сертифицировать электроэнергию, и может влиять на качество электроэнергии и имеет для этого все технические возможности.
Данный вывод подтверждается и п.п. 3.5.4, 7.1 договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 14.03.2008 N 4668000432.
МУП "Мичуринские городские сети" осуществляет выпуск в обращение электроэнергии, то есть обеспечивает передачу принятой в свою сеть электрической энергии от точек приема до точек поставки потребителям в пределах присоединенной мощности. Качество передаваемой электроэнергии должно соответствовать ГОСТ, подтверждением факта обеспечения передачи электрической энергии с качеством, соответствующим ГОСТ служит наличие сертификата соответствия.
В соответствии с п. 3.3.9 договора в обязанности заказчика ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра"-"Тамбовэнерго" входит обеспечение передачи электроэнергии в сети исполнителя в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик. Качество и иные параметры, передаваемой электрической энергии должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям, в том числе ГОСТ 13109-97.
Представленные ОАО "МРСК Центра" в материалы дела сертификаты, подтверждают соответствие установленным законодательством РФ требованиям передаваемой электрической энергии в сети исполнителя.
Довод ответчика о том, что Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области отказано во включении в состав необходимой выручки тарифа на услуги по передаче электрической энергии расходов по проведению сертификации также не может быть признан состоятельным, т.к. отсутствие денежных средств на осуществление процедуры сертификации не является правовым основанием для нарушения требований федерального законодательства, а также договорных обязательств перед контрагентами.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 г. N 1178 (ред. от 23.08.2014 г.) "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" истец имеет право обратиться в регулирующий орган с документами, подтверждающими экономически обоснованные расходы для их учета и компенсации в последующих периодах регулирования. Данный механизм возмещения фактических затрат регулируемой организации отвечает принципам регулируемого ценообразования.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение по существу заявленного спора.
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны состоятельными по указанным ранее основаниям, а также в силу следующего.
Ответчиком не представлено доказательств того, что ОАО "ТОСК" имеет техническую возможность и соответствующий персонал, которые требуются для проведения сертификации.
В соответствии с п. 1.13 "Правил по проведению сертификации в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Госстандарта России N 26 от 10.05.2000 г., заявка на проведение сертификации электроэнергии подается организацией, имеющей непосредственную техническую возможность регулирования качеством электрической энергии в распределительных сетях. Ввиду особенностей электрической энергии как продукции влиять на показатели качества электроэнергии в электрических сетях могут только сетевые организации, осуществляющие эксплуатацию электрических сетей, действиями собственного персонала и состоянием распределительных сетей.
Услуги по передаче электрической энергии в Федеральном законе "Об электроэнергетике" определены как комплекс организационно и технологически связанных действий. Услуги по передаче электрической энергии включают в себя две составляющие: технологическую и организационную.
Именно сетевая компания обязана сертифицировать электроэнергию, и может влиять на качество электроэнергии. Более того, ответчик имеет для этого все технические возможности.
Данный вывод подтверждается п.п. 3.5.4, 7.1 договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 4668000432, согласно которым МУП "Мичуринские городские сети" осуществляет выпуск в обращение электроэнергии, то есть обеспечивает передачу принятой в свою сеть электрической энергии от точек приема до точек поставки потребителям в пределах присоединенной мощности. Качество передаваемой электроэнергии должно соответствовать ГОСТ, подтверждением факта обеспечения передачи электрической энергии с качеством, соответствующим ГОСТ служит наличие сертификата соответствия.
В результате проводившейся Центральным межрегиональным территориальным управлением (Территориальный отдел (инспекция) по Тамбовской области) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее ЦМТУ Ростехрегулирования) от 02.12.2013 г., установлено несоответствие электрической энергии обязательным требованиям п. 5.2 ГОСТ 13109-97 (который действовал в указанный период времени) и ОАО "ТОСК" лишь предписано разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда.
Иные сетевые компании (ОАО "Тамбовские коммунальные системы", ОАО "МРСК Центра" в лице филиала - "Тамбовэнерго") имеют соответствующие сертификаты, что подтверждается решением по делу А64-6841/08-21.
Ссылка на отсутствие денежных средств на осуществление процедуры сертификации не может служить основанием для освобождения от выполнения возложенной законом обязанности.
Правоотношения между исполнителем, заказчиком и гарантирующим поставщиком регулируются пунктом 3.5.4 договора, где прямо указано, что Исполнитель по договору (ответчик) обязан обеспечить передачу электроэнергии в сети исполнителя в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик. Качество и иные параметры передаваемой электрической энергии должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям, в том числе ГОСТ 13109-97, т.е. качество электрической энергии должно соответствовать обязательным требованиям, таким образом, фактически к данным требованиям, относится и проведение сертификации электрической энергии.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 названного Кодекса, а также положений ст. 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что ответчиком не было представлено доказательств правомерности доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 2 000 руб. относятся на заявителя и возврату из федерального бюджета не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.10.2014 по делу N А64-4999/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Мичуринские городские электрические сети" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Е. Алферова |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4999/2014
Истец: ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания"
Ответчик: МУП "Мичуринские городские электрические сети"
Третье лицо: ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго"