г. Чита |
|
26 декабря 2014 г. |
Дело N А78-7802/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Басаева Д.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальское края (межрайонное) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 1 октября 2014 года по делу N А78-7802/2014 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Шилке Забайкальского края (межрайонного) (ОГРН 1097527000845, ИНН 7527008569, место нахождения: 673370, г. Шилка, ул. Богомягкова,2) к Краевому государственному специализированному объединению "Забайкальское лесохозяйственное объединение" (ОГРН 1127536006069, ИНН 7536129898, место нахождения: 672039, Забайкальский край, г. Чита, ул. Кирова,9) о взыскании 1 014 руб. 70 коп. - пени за неуплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2013 год, о взыскании судебных расходов 47 руб. 10 коп.,
с привлечением к участию в деле третьего лица - Отделения Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) по Забайкальскому краю (ОГРН: 1027501150588, ИНН: 7536008244, место нахождения: 672051, г.Чита, ул. Чкалова 160б)
(суд первой инстанции: Судакова Ю.В.),
при участии в судебном заседании:
от третьего лица - Чулкова А.М., представителя по доверенности N 118 от 07.10.2014,
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Шилке Забайкальского края (межрайонное) (далее - пенсионный фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с требованиями к Краевому государственному специализированному объединению "Забайкальское лесохозяйственное объединение" (далее - учреждение, КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение") о взыскании задолженности в размере 1 014 руб. 70 коп. - пени за неуплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2013 год, о взыскании судебных расходов 47 руб. 10 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Забайкальскому краю.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 1 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку Управление полномочиями по взысканию с КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" спорной задолженности не обладает.
Пенсионный фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Пенсионный фонд указывает, что КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" имеет обособленное подразделение, зарегистрированное 16.11.2012, расположенное по адресу: Забайкальский край, Шелопугинский район, с. Шелопугино, Зеленая,1 /а. Организация зарегистрирована в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения в территориальном органе Пенсионного фонда, что подтверждается уведомлением о регистрации. Следовательно, вывод суда первой инстанции об отсутствии у Управления полномочий по взысканию с ответчика задолженности по страховым взносам является необоснованным.
КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" и Отделение пенсионного фонда в материалы дела отзывы на апелляционную жалобу не представили.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 27.11.2014.
Пенсионный фонд и КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" своих представителей для участия в судебное заседание не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В судебном заседании представитель третьего лица доводы апелляционной жалобы полагал обоснованными, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований пенсионного фонда.
Судом апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела приобщены представленные пенсионным фондом дополнительные документы, истребованные определением апелляционного суда.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела и дополнительные доказательства, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, пенсионным фондом в адрес КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" направлялось требование N 08503340005783 от 04.02.2014 об уплате недоимки и пеней за 2013 год в срок до 26.02.2014, которое в добровольном порядке учреждением исполнено частично.
В связи с неисполнением требования в полном объеме, Управление обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании с ответчика 1014 руб. 70 коп. пени за неуплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2013 год.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно статье 6 Федерального Закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе - организации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
На основании статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ в целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.
Таким образом, полномочиями по принудительному взысканию задолженности по страховым взносам обладает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором плательщик страховых взносов поставлен на учет. То есть, с требованиями о взыскании задолженности по страховым взносам с организации в суд может обратиться территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, на учете в котором состоит организация или обособленное подразделение организации, если оно соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
На основании пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В силу пункта 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено частью 14 настоящей статьи.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ разделены понятия "организация" и "обособленное подразделение организации". Указанное разделение свидетельствует о различном правовом статусе организаций и обособленных подразделений. Организации являются плательщиками страховых взносов, обязаны производить уплату страховых взносов, как за себя, так и за образованные в их структуре обособленные подразделения. Исключением из общего правила является ситуация, когда обособленные подразделения отвечают требованиям, предусмотренным пунктом 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. То есть, если у обособленного подразделения имеется отдельный баланс, расчетный счет, и оно самостоятельно начисляет выплаты в пользу физических лиц. При соблюдении указанных условий обособленные подразделения могут исполнять обязанности организации по уплате страховых взносов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, требование Управления о взыскании задолженности в размере было предъявлено к Шелопугинскому филиалу КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение", являющемуся обособленным подразделением КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции с учетом положений пункта 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пришел к выводу о том, что обязанность по уплате спорной задолженности в размере 1 014,70 руб. возникла у КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение". Поскольку по данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц N 28 от 25.03.2014 КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" на учете в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонном) не состоит, а в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о наличии у заявителя полномочий по взысканию страховых взносов с учреждения, Управление полномочиями по взысканию с КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" спорной задолженности не обладает.
Суд апелляционной инстанции полагает, что такой вывод суда первой инстанции противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
Как следует из материалов дела, расчет по форме РСВ-1 был представлен Шелопугинским филиалом КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение", поставленным на учет в Отделе пенсионного фонда Российской Федерации в Шелопугинском районе, находящимся в юрисдикции Управления, с присвоением регистрационного номера 085-033-000589 (уведомление о регистрации от 08.02.2013) и имеющим расчетный счет, что, при непредставлении доказательств обратного, свидетельствует о том, что указанное обособленное подразделение в спорный период исполняло обязанности организации по уплате страховых взносов. Доказательств снятия страхователя с регистрационного учета по месту нахождения обособленного подразделения не представлено. Соответственно, у суда первой инстанции отсутствовали основания для вывода о том, что Управление не обладает полномочиями по взысканию с КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" спорной задолженности.
Вместе с тем, установленные апелляционным судом обстоятельства не являются основаниями для удовлетворения заявленного Управлением требования по следующим мотивам.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности заявителем предъявленного требования, поскольку вопреки распределению бремени доказывания по рассматриваемой категории дел в материалы дела не представлено соответствующих доказательств.
Представленные в материалы дела требование N 08503340005783 от 04.02.2014 об уплате недоимки и пеней и расчет пени достоверно не подтверждают обоснованность требования о взыскании 1014 руб. 70 коп. пени за неуплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2013 год.
При этом из представленного в материалы дела реестра платежей достоверно установить суммы поступлений и даты платежей не представляется возможным, реестры представлены в нечитаемом виде.
В силу пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Однако из требования N 08503340005783 от 04.02.2014 сведения о порядке расчета взыскиваемой пени не следуют. В требовании не указаны периоды начисления пени и размеры недоимок для пени. В свою очередь, подтверждения направления учреждению расчетов пени к требованию Управление в материалы дела не представило, представленный реестр почтовых отправлений сведений об отправке заинтересованному лицу расчетов пени не содержит. Следовательно, учреждение было лишено возможности установить основания начисления взыскиваемых сумм пени и проверить их расчет, что исключает возможность взыскания задолженности по пени с учреждения.
Представленный в материалы дела расчет пени содержит сведения о пени, начисленных на задолженность предыдущих периодов, без указания таких периодов, сумм недоимки, периода расчет пени, ставки и т.д. Управление, указывая в расчете пени на периоды 2013 года (октябрь, ноябрь, декабрь), доказательств в подтверждение наличия пенеобразующей недоимки в материалы дела не представило, несмотря на предложения апелляционного суда в определении от 26.11.2014. Представленный в апелляционный суд титульный лист расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2013 год, представленного учреждением в Управление, сведений о начисленных суммах страховых взносов не содержит (расчет в полном объеме не представлен), что препятствует проверке сумм начисленных страховых взносов, за неуплату которых начислены пени. Из расчета пени усматривается, что учреждением производилась частичная уплата страховых взносов, что уменьшало размер недоимки, на которую начислялись пени. Между тем, имеющиеся в материалах дела реестры поступления платежей не читаемы, что также не позволяет проверить обоснованность сумм задолженности, на которые начислены пени.
В силу пункта 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
При таких установленных обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 1 октября 2014 года по делу N А78-7802/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7802/2014
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное)
Ответчик: Краевое ГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение"
Третье лицо: Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю