г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2014 г. |
Дело N А56-58557/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца: Хомченко М.В. по доверенности от 26.11.2013 г.,
от ответчика: Тинтунена Е.Г. по доверенности от 22.10.2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25321/2014) Индивидуального предпринимателя Дмитриева Дмитрия Рэмовича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2014 г. по делу N А56-58557/2013 (судья Балакир М.В.), принятое
по заявлению Индивидуального предпринимателя Дмитриева Дмитрия Рэмовича
заинтересованное лицо: Администрация Гатчинского муниципального района
о признании незаконным отказа,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Дмитриев Дмитрий Рэмович (ОГНИП 306784733800676, далее - Дмитриев Д.Р.) обратился в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Гатчинского муниципального района (местонахождение: Гатчина, Ленинградская область, Карла Маркса, 44, ОГРН: 1054701273351, далее - Администрация) в предоставлении земельных участков, с кадастровыми номерами 47:23:1104001:161 и 47:23:1104001:162, площадью 15200 кв.м. и 32300 кв.м., расположенных по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, вблизи д.Озерешно в собственность за плату, обязании принять соответствующее решение, о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 60000 руб.
Решением суда от 01.09.2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
Дмитриев Д.В. обратился с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, суд применил нормы, не подлежащие применению.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как установлено судом, постановлением Главы Администрации Гатчинского муниципального района N 1218/1 от 14.12.1995 года крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Дмитриев и сыновья" был предоставлен в аренду сроком на 25 лет для ведения крестьянского хозяйства земельный участок, состоящий из двух участков, общей площадью 4.75 га вблизи д.Озерешно Гатчинского района Ленинградской области.
21.12.1995 г. между Администрацией Гатчинского района (арендодателем) и КФХ "Дмитриев и сыновья" (арендатор) был заключен договор 116 аренды земель сельскохозяйственного назначения площадью 4.75 га для ведения крестьянского хозяйства с правом последующего выкупа сроком на 25 лет.
После смерти Дмитриева Р.А. главой крестьянского хозяйства стал Дмитриев Д.Р.
21.05.2007 между Администрацией и Дмитриевым Д.Р. заключено дополнительное соглашение к вышеуказанному договору аренды, которым права и обязанности арендатора по договору перешли к заявителю.
На основании решения Гатчинского городского суда Ленинградской области от 15.05.2008 по делу N 2-1303/2008 за Дмитриевым Д.Р. признано право собственности на следующие объекты недвижимости: сооружение трансформаторной подстанции ПС-17, площадью 7.60 кв.м., инв. N 52355-И, лит И, эстакаду, общей площадью 209.10 кв.м., N 52355-Ж, лит Ж, эстакаду, общей площадью 66.70 кв.м., инв. N 52355-З, лит З, здание пилорамы, общей площадью 274.40 кв.м., инв. N 52355-Е, лит Е, здание пилорамы. Общей площадью 175.60 кв.м., N 52355-Д, лит Д, здание гостиницы, общей площадью 22.60 кв.м., инв. N 52355-В, лит В, здание гаража с мансардой, общей площадью 305, 80 кв.м., инв. N 52356-Б, лит Б, оставшуюся часть жилого дома, инв. N 52356-А, лит А, административное здание с мансардным этажом, общей площадью 47.70 кв.м., инв. N 52355-А, лит А, здание гостиницы, общей площадью 15.10 кв.м., инв. N 52355-Б, лит Б.
В 2013 году Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Дмитриев Дмитрий Рэмович обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 47:23:1104001:161 и 47:23:1104001:162, площадью 15200 кв.м. и 32300 кв.м., расположенных по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, вблизи д.Озерешно.
Письмом от 11.07.2013 Администрация отказала в предоставлении заявителю в собственность испрашиваемых земельных участков, мотивировав отказ нахождением на земельных участках объектов капитального строительства, которые не могут использоваться в сельскохозяйственных целях.
Полагая, что отказ Администрации не соответствует закону, Дмитриев Д.Р. обратился с настоящим заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Существенным условием возникновения права на приобретение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения является факт его использования по назначению в течение установленного законом срока.
Оценив представленные в деле акт осмотра от 28.10.2013, составленный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, а также Постановление зам. главного государственного инспектора по использованию и охране земель по делу N 47/23/327/10-13 от 08.11.2013, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что материалами дела не подтверждается использование Дмитриевым Д.Р. арендуемых им земельных участков в целях переработки сельскохозяйственной продукции. Как следует из материалов дела, на земельных участках, испрашиваемых заявителем, расположены объекты, которые не соответствуют виду разрешенного использования земельного участка. Следовательно, передача истребуемых земельных участков в собственность не соответствует установленному Земельным кодексом РФ принципу правового регулирования земельных отношений.
Таким образом, заявитель не доказал наличие у него исключительного права на приватизацию вышеуказанных земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения и предоставленных для ведения фермерского (крестьянского) хозяйства, а не для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив указанные выше обстоятельства, апелляционный суд полагает, что нарушение законных прав и интересов заявителя отсутствует, действия Администрации соответствуют закону, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2014 по делу N А56-58557/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-58557/2013
Истец: ИП Дмитриев Дмитрий Рэмович
Ответчик: Администрация Гатчинского муниципального района
Третье лицо: ООО "Компания независимых экспертов и оценщиков "ДАН-эксперт" (, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области