г. Томск |
|
26 декабря 2014 г. |
Дело N А03-13392/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.12.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.12.2014.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Кривошеиной С. В.
Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.
при участии:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю (07АП-11474/14)
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.10.2014
по делу N А03-13392/2014 (Судья Дружинина Н.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авалон", г. Барнаул (ОГРН 1112225005089, ИНН 2225120935)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю, г. Барнаул (ИНН 2225777777, ОГРН 1102225000019)
о признании незаконным решения от 15.07.2014, обязании устранить допущенные нарушения и о взыскании 40 000 руб. судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Авалон" (далее - ООО "Авалон", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 15.07.2014, обязании устранить допущенные нарушения и о взыскании 40 000 руб. судебных расходов.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ООО "Авалон" пояснил, что требование о взыскании судебных расходов в размере 40 000 руб. не поддерживает.
Решением суда от 10.10.2014 (резолютивная часть объявлена 06.10.2014) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Инспекции и отказ в регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией правомерен.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонило, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 30.01.2014 единственный участник общества с ограниченной ответственностью "Авалон" принял решение N 3 о ликвидации общества, назначении ликвидатора, утверждении порядка и сроков ликвидации. 23.04.2014 в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 N 16 (476) опубликовано сообщение о принятии решения о ликвидации ООО "Авалон". 30.06.2014 ликвидатором общества утвержден промежуточный ликвидационный баланс общества и 08.07.2014 утвержден ликвидационный баланс общества. В связи с завершением ликвидационной процедуры ликвидатор общества обратился с заявление о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица по решению учредителя.
Решением от 15.07.2014 Инспекция отказала обществу в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" - ликвидационный баланс, не отражает действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, поскольку решением налогового органа от 14.07.2014 общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. и штраф не уплачен.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что до вынесения решения от 14.07.2014 ООО "Авалон" о наличии у него неисполненной обязанности перед бюджетом Российской Федерации по уплате штрафа знать не могло.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В силу предписания, установленного пунктом 1 статьи 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, в том числе письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (пункт 2 статьи 63 ГК РФ). Пунктом 4 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что выплата денежных средств кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В соответствии с пунктом 5 той же статьи после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ), регулирующим отношения, возникшие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации.
Согласно статье 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы (в том числе, заявление о государственной регистрации и ликвидационный баланс) должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
При этом в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2012 N ВАС-14449/12 указано, что общий правовой подход Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенный в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, сводится к недопустимости внесения в ликвидационные балансы явно недостоверных сведений - составление балансов без учета обязательств ликвидируемого лица, о наличии которых было доподлинно известно, и которые не по вине кредиторов не были отражены в балансах.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основанием для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией, явилось представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого общества и его расчеты с кредиторами, с чем суд согласиться не может.
При опубликовании в журнале "Вестник государственной регистрации" сведений о ликвидации ООО "Авалон", ликвидатором был указан порядок и сроки заявления требований его кредиторами, однако, каких - либо требований о наличии кредиторской задолженности заявлено не было, в том числе и от Инспекции.
Факт нарушения обществом законодательства о налогах и сборах был установлен налоговым органом 15.05.2014.
Между тем, как правомерно указал суд первой инстанции, выявление нарушения и составление акта, не является основанием для предъявления налоговым органом требования о наличии задолженности, а для общества - основание для уплаты штрафа.
Как усматривается из материалов дела и обоснованно учтено судом, решение о привлечении ООО "Авалон" к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. было принято налоговым органом 14.07.2014, то есть после утверждения ликвидационного баланса (08.07.2014). Таким образом, до вынесения решения от 14.07.2014 ООО "Авалон" о наличии у него неисполненной обязанности перед бюджетом Российской Федерации по уплате штрафа знать не могло.
Доводы Инспекции о том, что отказ в регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией правомерен, подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку задолженность перед налоговым органом была установлена после проведения ликвидационных процедур и обращения общества с заявление о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Авалон" в связи с его ликвидацией. Кроме этого обязанность по уплате штрафа возникает только после рассмотрения дела о совершении налогового правонарушения и принятия решения о привлечении к ответственности.
При таких обстоятельствах, общество при утверждении ликвидационного баланса не могло знать о том, что будет привлечено к налоговой ответственности и ему будет назначен штраф.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконном принятого решения и о нарушении в данном случае прав и законных интересов являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.10.2014 по делу N А03-13392/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Кривошеина С. В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-13392/2014
Истец: ООО "Авалон"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N15 по Алтайскому краю