г. Самара |
|
26 декабря 2014 г. |
Дело N А49-8531/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола Матвеевой М.Н.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 декабря 2014 года в зале N 2 апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Агентство по развитию предпринимательства Каменского района"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 октября 2014 года по делу N А49-8531 (судья Павлова З.Н.),
по иску Муниципального унитарного предприятия "Агентство по развитию предпринимательства Каменского района" (ОГРН 1045800502516), Пензенская область, Каменский район, г. Каменка,
к обществу с ограниченной ответственностью "МКС Восток" (ОГРН 1112508009426), Приморский край, г. Находка,
о взыскании убытков в размере 440 206 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Агентство по развитию предпринимательства Каменского района" (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "МКС Восток" (далее - ответчик), о взыскании убытков в связи с ненадлежащим исполнением договорных обязательств по договору N ТЭО-29/14 на транспортно - экспедиционное обслуживание от 14.03.2014 в сумме 440 206 руб., включающей в себя реальный ущерб в виде стоимости поврежденного груза в сумме 387 460 руб., упущенную выгоду в сумме 38 746 руб. и расходы по проведению экспертного исследования в сумме 14 000 руб. на основании ст. 393, 401, 777 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 6, 7, 8, 12 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 16 октября 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 октября 2014 года принятое по делу N А 49-8531/2014 законным, обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.03.2014 г. между истцом (клиентом), и ответчиком (экспедитором), заключен договор N ТЭО-29/14 на транспортно - экспедиционное обслуживание (л. д. 18-21), по условиям которого ответчик принял на себя обязательство организовать выполнение транспортно - экспедиционных услуг, связанных с перевозкой контейнеров с грузом клиента - истца, а истец обязался оплатить предоставленные экспедитором услуги (п. 1.1, 3.1).
Согласно п. 1.3 договора конкретные условия перевозки, наименование, количество груза, стоимость услуг экспедитора и другие необходимые условия согласовываются в дополнительных соглашениях к договору.
14.03.2014 сторонами подписано дополнительное соглашение N 1 к договору N ТЭО-29/14 (л. д. 22), по условиям которого в стоимость оказания услуг в размере 100 000 руб. входит, в том числе крановые операции с контейнерами, предоставление вагона под отправку, пломбирование контейнера, станционные сборы, осмотр контейнера, подача вагона, ж/д тариф до станции назначения, вознаграждение экспедитора, подвоз контейнера, подготовка и крепление груза в контейнере.
На основании поручения экспедитору N 1 (л. д. 22), ответчик принял на себя обязательство по выполнению комплекса транспортно-экспедиторских услуг, связанных с приемом, перевозкой и доставкой груза - станка УПШ-1 с набором принадлежностей, в том числе пресса 4 этажного, высота этажа 188 мм, рабочей поверхностью 500*500 мм, миксера ЛЗ - 600, набора пресс-форм 7 комплектов страна происхождения груза КНР, приобретенного истцом по договору поставки N 71/12-13 от 18.12.2013, заключенного с ООО "Техносервис" (л. д. 15-17).
Ответчик произвел погрузку контейнера 0157200 со станции Находка ДВостжд на станцию Пенза-2 Кбшжд, что подтверждается транспортной железнодорожной накладной (л. д. 88).
При вскрытии контейнера 23.04.2014 обнаружено повреждение груза.
По мнению истца повреждение груза произошло в результате его падения из-за недостаточной его закрепленности.
Письмом от 24.04.2014 (л. д. 23) истец известил ответчика о данных повреждениях и направил в его адрес фотографии.
Поскольку ответчик уклонился от переговоров, истец обратился в экспертную организацию с целью зафиксировать повреждения и установления утраты товарной стоимости оборудования, в связи с чем им с АНО "Пензенская лаборатория судебной экспертиз" заключен договор возмездного оказания услуг от 25.04.2014 (л. д. 24-25).
Согласно экспертному исследованию N 294/20 от 14.05.2014 (л. д. 27-30) пресс имеет механические повреждения и его ремонт с учетом транспортных расходов экономически нецелесообразен, сумма утраты товарной стоимости пресса составляет 387 460 руб.
19 июня 2014 года истец обратился к ответчику с претензией (л.д. 31-33), согласно которой предложил возместить убытки в сумме 440 206 руб., в том числе реальный ущерб в размере 387 460 руб., упущенная выгода в сумме 38 746 руб. и расходы по проведению экспертизы в сумме 14 000 руб.
Данная претензия ответчиком отклонена (л. д. 35-37)
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Возражая против доводов истца, ответчик и в ответе на претензию и в отзыве на иск (л. д. 61-67) ссылается на то, что истцом не доказаны условия наступления ответственности экспедитора за повреждение груза, в частности, ответчик полагает, что истцом не доказано противоправность поведения ответчика, его вина и причинно-следственная связь между действиями экспедитора и возникшими у истца неблагоприятными последствиями. Ответчик указывает на то, что из экспертного заключения невозможно сделать вывод о том, в какой момент поврежден груз. По мнению ответчика, истцом при получении груза не составлен коммерческий акт, как того требуют нормы Устава железнодорожного транспорта, который бы удостоверял факт повреждения груза при перевозке. Также ответчик указывает на то, что станцией назначения груза является "Пенза-2", тогда как контейнер с грузом вывозился со станции истцом самостоятельно. Акт осмотра при вскрытии контейнера истцом не составлялся, экспедитор для осмотра груза не вызывался, поэтому в силу ст. 8 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", считается, что груз прибыл и получен истцом неповрежденным.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 4.4 договора N ТЭО-29/14 на транспортно - экспедиционное обслуживание от 14.03.2014 г. установлена ответственность экспедитора, в частности, экспедитор отвечает перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за повреждение груза после принятия его экспедитором от поставщика и передачи груза получателю в порядке, установленным ст. 803 Гражданского кодекса Российской Федерации, если данный ущерб нанесен по вине экспедитора и его вина будет доказана.
Согласно пункту 1 статьи 803 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 30.06.2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и названным законом.
На основании пункта 1 статьи 7 Закона N 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В данном случае истцом в обоснование факта нарушения ответчиком договорных обязательств, что привело к причинению ему ущерба, представлен акт экспертного исследования N 294/20 от 14.05.2014 г. (л. д. 27-30).
Между тем, перед экспертом поставлены вопросы о фиксации повреждений с заключением о пригодности оборудования к эксплуатации и об определении утраты товарной стоимости оборудования. Данный акт не содержит в себе сведений о том, когда возникли данные повреждения и вследствие какой причины.
Из материалов дела следует, что ответчик принял на себя обязательство по экспедированию груза до станции назначения, которой является ст. Пенза-2. Из сообщения ОАО "Центр перевозки грузов в контейнерах "Трансконтейнер" филиала на Куйбышевской железной дороге (л. д. 78) контейнер 0157200 на станцию назначения прибыл 21.04.2014 в 10.52. Контейнер с грузом вывезен грузополучателю 23.04.2014 в 11.20, и возвращен 23.04.2014 в 16.52, акт на контейнер не составлен.
Поскольку в договоре указана станция назначения Пенза-2, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что разгрузка контейнера должна быть произведена именно на станции назначения. Доказательств произведенной разгрузки в данном месте истец в материалы дела не представил.
Как указывает сам истец, выгрузка контейнера производилась в месте нахождения грузополучателя - г.Каменка Пензенской области 23.04.2014 в 13.00, и именно при выгрузке установлен факт повреждения груза, что и явилось основанием для предъявления ответчику претензии.
Между тем, при заключении договора стороны согласовали, что при предъявлении претензии о наличии повреждений заинтересованная сторона должна представить оформленные в соответствии с действующим законодательством документы (коммерческий акт, акт сдачи-приемки груза, акт экспертизы) (п. 6.6 договора).
В нарушение указанного условия истцом при направлении претензии не были приложены документы, указанные в п. 6.6 договора. Истцом приложен акт экспертного исследования от 14.05.2014.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанный акт не может являться доказательством, подтверждающим факт повреждения полученного истцом груза по вине экспедитора, поскольку эксперт не присутствовал при приемке груза, поэтому он не имел реальной возможности определить причины повреждения груза, и данное обстоятельство в акте им не отражалось.
Приемка груза производилась истцом в одностороннем порядке, доказательств немедленного извещения ответчика о том, что при выгрузке груза обнаружено его повреждение и оно явилось следствием ненадлежащего исполнения принятых по договору обязательств ответчиком, истец в материалы дела не представил. При этом суд считает, что выгрузка контейнера должна быть произведена истцом в месте доставки груза ст. Пенза-2. Этого истцом сделано не было, что исключило составление коммерческого акта. Не вызван истцом и представитель ответчика для составления совместного акта. Не составлен при выгрузке и акт с участием незаинтересованного лица.
Оценив в порядке предусмотренном ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, Арбитражный суд Пензенской области пришел к выводу о том, что в данном случае не исключена возможность повреждения груза как при его перевозке со станции назначения до места нахождения истца, так и во время его выгрузки самим истцом, следовательно, вина ответчика в повреждении груза не доказана, в связи с чем основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что на оборотной стороне железнодорожной накладной N ЭЙ 536037 в графе" груз размещен и закреплен в соответствии с главой 12 ТУ правильно", имеется подпись представителя ответчика. (л.д. 88).
Таким образом, правильность расположения и крепления груза в контейнере подтверждена грузоотправителем.
В приемо-сдаточном акте N 876 от 23.04.2014 г. имеется подпись грузополучателя и отсутствуют сведения о повреждении контейнера или груза (л.д. 89)
Также, согласно имеющемуся в материалах дела ответу на запрос от 07.07.2014 г. филиала ОАО "Трансконтейнер" на куйбышевской железной дороге, груз был получен истцом 23.04.2014 г. без замечаний, претензии к упаковке и внешнему состоянию груза грузополучателем заявлено не было.
Необходимо отметить, что уведомление о повреждениях оборудования было отправлено только лишь 24.04.2014 г., то есть спустя сутки после выдачи спорного груза Получателю.
МУП "Агентство по развитию предпринимательства Каменского района" в суде первой инстанции не обосновало отсутствие возможности проверки груза в контейнере по прибытию последнего на станцию Пенза - 2. как и не обосновало отсутствие возможности
немедленного уведомления Ответчика об обнаруженных повреждениях груза.
Нахождение сторон по делу в разных субъектах РФ и разница во времени, не может являться причиной, не позволившей немедленно известить Ответчика о имеющихся повреждениях груза.
Кроме того, исходя из характера повреждений, которые указывались Истцом на основании акта экспертизы, они могли быть установлены и при приемке груза обычным способом, однако каких-либо замечаний при получении оборудования на станции "Пенза - 2" у грузополучателя не имелось.
В момент выдачи груза грузополучатель каких - либо уведомлений в письменной форме о повреждении груза не направлял, следовательно, груз принят неповрежденным, поскольку иное в установленном порядке не доказано.
Истец в жалобе также указывает на то, что судом был применен закон, не подлежащий применению, а именно, ФЗ N 259-ФЗ от 08.11.2007 "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". ФЗ N 918-ФЗ от 10.03.2003 г. "Устав железнодорожного транспорта РФ", в которых говорится о необходимости составления коммерческого акта, в случае обнаружения повреждений груза.
По мнению истца, названные Законы не применимы к данным правоотношениям, поскольку Экспедитор не является субъектом вышеназванных ФЗ.
Указанные доводы отклоняются по следующим основаниям.
Согласно статье 803 ГК РФ, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 6 Федерального закона "О транспортно - экспедиционной деятельности".
Правила ответственности железнодорожного перевозчика за повреждение груза содержатся в Федеральном законе "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Согласно статье 42 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в случае, если на железнодорожной станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза или такие обстоятельства зафиксированы в составленном в пути следования коммерческом акте, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт.
В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Коммерческий акт составляется для удостоверения, в частности, повреждения (порчи) груза и возможных причин такого повреждения.
Коммерческий акт составляется: при выгрузке груза, багажа, грузобагажа в местах общего пользования - в день выгрузки груза, багажа, грузобагажа, в необходимых случаях - в день выдачи груза, багажа, грузобагажа грузополучателю, пассажиру, получателю; при выгрузке груза в местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна проводиться в процессе его выгрузки или непосредственно после выгрузки груза.
При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящей статье сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.
Как указано в статье 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в коммерческом акте должны содержаться: точное и подробное описание состояния груза, багажа, грузобагажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена не сохранность груза, багажа, грузобагажа; данные о том. правильно ли погружены, размещены и закреплены груз, багаж, грузобагаж, а также имеется ли защитная маркировка груза, перевозимого в открытом подвижном составе. В случае нарушения требований к погрузке, размещению или креплению груза, багажа, грузобагажа в коммерческом акте указывается, какое нарушение допущено.
Коммерческий акт подписывает перевозчик, а также грузополучатель, пассажир, получатель, если они участвуют в проверке грузов, багажа, грузобагажа.
По требованию грузополучателя, пассажира, получателя перевозчик обязан в течение трех дней выдать коммерческий акт.
Перевозчик обязан составить коммерческий акт, если он обнаружил указанные в настоящей статье обстоятельства или если на наличие хотя бы одного из таких обстоятельств указали грузополучатель, пассажир, получатель.
Согласно п. 6.6. Договора N ТЭО - 29/14 на транспортно экспедиционное обслуживание от 14.03.2014 г. при предъявлении претензии о наличии повреждений или утраты груза, заинтересованная сторона обязана предоставить оформленные, в соответствии с действующим РФ, документы, а именно, коммерческий акт, акт сдачи - приёмки гру: а, калькуляции на ремонт и т.д., подтверждающие причинение вреда или утрату груза.
Таким образом, составление коммерческого акта является обязательным условием, для удостоверения факта повреждения груза и возможных причин такого повреждения, а также и для установления степени ответственности перевозчика перед экспедитором, который, в случае установления причин повреждения груза, будет нести ответственность перед клиентом, в соответствии со ст. 803 ГК РФ.
Между тем, как следует из имеющихся в деле доказательств, коммерческий акт по факту повреждений груза, на железнодорожной станции "Пенза - 2" не составлялся, груз был принят истцом без претензий.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 2000 руб. за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя и уплачена им при ее подаче.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 октября 2014 года по делу N А49-8531 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-8531/2014
Истец: МУП "Агентство по развитию предпринимательства Каменского района Пензенской области", МУП "Агентство по развитию предпринимательства Каменского района"
Ответчик: ООО "МКС Восток"