г. Пермь |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А50-5235/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мартемьянова В.И.,
судей Мармазовой С.И., Романова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нуретдиновой О.И.,
при участии:
от истца, Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Пермском крае: Лисовин М.Г., паспорт, (доверенность от 13.03.2014);
от ответчика, Администрации Ленинского района города Перми: Зеленков С.А., удостоверение, (доверенность от 10.01.2014);
от ответчика, Муниципального образования город Пермь в лице Администрации города Перми: Зеленков С.А., удостоверение, (доверенность от 15.01.2014);
от ответчика, ООО "Строительно-монтажное управление N 34": Потеева Г.М., паспорт, (доверенность от 30.06.2014);
от ответчика, Муниципального казенного учреждения "Благоустройство Ленинского района": не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу ответчика - Муниципального образования город Пермь в лице Администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 октября 2014 года
по делу N А50-5235/2014
принятое судьей О.В. Белокрыловой
по иску Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Пермском крае (ОГРН 1045900108891, ИНН 5902293080)
к Администрации Ленинского района города Перми (ОГРН 1025900526277, ИНН 5902290057), Муниципальному образованию город Пермь в лице Администрации города Перми (ОГРН 1025900532460, ИНН 5902290635), Муниципальному казенному учреждению "Благоустройство Ленинского района" (ОГРН 1085902009104, ИНН 5902293629), ООО "Строительно-монтажное управление N 34" (ОГРН 1065904004990, ИНН 5904137664)
о возмещении вреда,
установил:
Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Пермском крае (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление N 34" (далее - ответчик, ООО "СМУ N34") о взыскании 14 603 руб. 92 коп. в возмещение материального ущерба.
В ходе судебного заседания истец в уточненном заявлении от 27.05.2014, с учетом ходатайства об уточнении - просит взыскать с ответчика - Администрации Ленинского района г. Перми за счет средств муниципальной казны в возмещение материального ущерба 14 603 руб. 92 коп.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17 октября 2014 года (резолютивная часть от 10 октября 2014 года) требования удовлетворены, с Муниципального образования город Пермь в лице Администрации города Перми за счет средств казны Муниципального образования город Пермь в пользу Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Пермском крае взыскано 14 603 руб. 92 коп. в возмещение материального ущерба, а также 2 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
В удовлетворении требований к остальным ответчикам отказано.
Ответчик, Муниципальное образование города Пермь в лице Администрации города Перми, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт о взыскании ущерба с ООО "СМУ N 34".
Заявитель жалобы указывает, что судом первой инстанции не указано в чем непосредственно выражается противоправное бездействие Администрации города Перми по ненадлежащему исполнению обязанности по благоустройству территории, а также вина. Правовые нормы, кроме общих норм об ответственности вследствие причинения вреда, в обоснование выводов суда не приведены. Причинно-следственная связь и роль ООО "СМУ N 34", подрядной организация принявшая на себя обязательства по содержанию улично-дорожной сети за плату, не исследованы, и соответственно не получили соответствующей оценки.
Полагает, что Администрация города Перми посредством своего территориального органа (Администрации Ленинского района) надлежащим образом организовала содержание улично-дорожной сети, включающей в себя придорожный газон с зелеными насаждениями, соответственно ее вина в падении дерева исключена.
Непосредственно на Администрацию города Перми какие-либо обязанности по содержанию зеленых насаждений не возложены.
Администрацией Ленинского района организована деятельность МКУ "Благоустройство Ленинского района", которое, выполняя функции муниципального заказчика, заключила муниципальный контракт от 05.08.2013 N 63 с подрядной организацией ООО "СМУ N34" и соответственно в рамках контракта осуществляет его исполнение. В соответствии с контрактом ООО "СМУ N34" приняло на себя обязательства по обеспечению соответствия состояния элементов благоустройства улицы требованиям безопасности, в том числе по ежедневному осмотру таких элементов благоустройства как зеленые насаждения.
Анализ указанных документов позволяет сделать вывод о том, что территориальные органы организуют, через подведомственные МКУ, мероприятия по содержанию объектов озеленения общего пользования. В свою очередь, МКУ выполняя функцию муниципального заказчика заключило муниципальный контракт на содержание и ремонт городских улиц и дорог с подрядной организацией, которая обязана проводить ежедневный осмотр зеленых насаждений и, в случае обнаружения недостатков, принимать меры по обеспечению безопасности, в том числе обращаться за соответствующим комиссионным обследованием зеленого насаждения.
Муниципальное казенное учреждение "Благоустройство Ленинского района" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт о взыскании ущерба с ООО "СМУ N 34". Указывает, что в соответствии с п.п. 6.1.6. заключенного Муниципального контракта в обязанности подрядчика входит обеспечить на объекте производства работ безопасность движения транспортных средств и иных участников дорожного движения, выполнение необходимых мероприятий по технике безопасности, охране окружающей среды, сохранности зеленых насаждений, объектов городской собственности. В соответствии с контрактом ООО "СМУ-34" приняло на себя обязательства по обеспечению соответствия состояния элементов благоустройства улицы, требованиям безопасности, в том числе по ежедневному осмотру таких элементов благоустройства как зеленые насаждения.
Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Пермском крае в отзыве на жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что при предъявлении исковых требований учитывал следующие обстоятельства: Центр не является стороной по действующему муниципальному контракту от 05.08.2013 N 63; отсутствие претензий на выполняемые работы ООО "СМУ N34" со стороны заказчика по данному контракту; Центр не располагает сведениями о полномочиях МКУ "Благоустройство Ленинского района", в части осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения при реализации своих функций; представители Администрации Ленинского района еще в июле 2013 года знали о сухости деревьев по адресу Петропавловская, 22 и приняли решение о сносе (акт обследования зеленых насаждений по ул. 25 Октября, 12 / ул. Петропавловская, 22 от 26.07.2013 N 40); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 2 статьи 15 Закона об автомобильных дорогах); организует и контролирует мероприятия по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения; согласовывает, утверждает проектно-сметную документацию и техническое задание, необходимые им выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, объектов озеленения общего пользования в пределах территории района; Администрация Ленинского района г. Перми является территориальным органом Администрация г. Перми; Центр предъявил требование о возмещении вреда к территориальному органу местного самоуправления (администрации Ленинского района г. Перми), его подведомственному учреждению (МКУ "Благоустройство Ленинского района) и муниципальному образованию - Администрации г. Перми причиненного, в результате бездействия указанных органов.
ООО "СМУ N 34" в отзыве на апелляционную жалобу просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что 13.11.2013 МКУ "Благоустройство Ленинского района", уже после падения сухого дерева на ул.Петропавловкская,22 на автомобиль истца, направило письмо N 627 в котором сообщалось о необходимости проведения дополнительных работ в соответствии с приложенным графиком. В соответствии с графиком выполнения прочих работ при содержании улиц Ленинского района на 2013 год, ООО "СМУ N 34" должно ликвидировать аварийные деревья в соответствии с актом обследования по Олимпийскому маршруту в срок с 30.10.2013 по 01.12.2013. Согласно акта обследования зеленых насаждений по Олимпийскому маршруту N 54 от 18.09.2013 комиссией в составе представителей Управления по экологии и природопользования администрации г. Перми, отдела по благоустройству администрации Ленинского района, МКУ "Благоустройство Ленинского района" определен перечень улиц, на которых деревья попадают под снос. Комиссией не было установлено, что по ул. Петропавловская, 22 необходимо было произвести снос каких либо аварийных деревьев или сухостоя.
Суд обоснованно пришел к выводу, что именно Администрация г. Перми не обеспечила безопасное содержание дерева, допустив его падение, что состоит в причинно-следственной связи между виновным бездействием Администрации г. Перми, выразившимся в ненадлежащим исполнении обязанностей по благоустройству территории и причинением материального ущерба истцу.
Участвующий в судебном заседании представитель Муниципального образования город Пермь в лице Администрации города Перми и Администрации Ленинского района города Перми доводы жалобы поддержал, просит решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "СМУ N 34" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение оставить без изменения.
Ответчик, Муниципальное казенное учреждение "Благоустройство Ленинского района", надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направил, что в соответствии с п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 30.10.2013 на ул.Петропавловская,22 в результате падения сухого дерева на припаркованный для загрузки у запасного выхода автомобиль Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Пермском крае был поврежден автомобиль ГАЗ-2705, г/н Х 616 ТР/59.
Данный факт зафиксирован сотрудниками полиции, о чем составлено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 31.10.2013, а также фотографиями с места происшествия.
Согласно паспорту транспортного средства 52 МН 299667 Центру специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Пермском крае принадлежит на праве собственности автомобиль ГАЗ-2705, г/н Х 616 ТР/59.
Полагая, что ответчик - Администрация Ленинского района города Перми не выполняет принятые на себя обязательства, в частности по организации и осуществлению контроля за мероприятиями по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции признал их основанными на представленных в материалы дела доказательствах, исходил из доказанности истцом факта причинения вреда, суммы ущерба, о причинной связи между бездействием Администрации города Перми, выразившимся в ненадлежащем исполнении обязанностей по благоустройству территории и причинением материального ущерба истцу.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения в связи со следующим.
Статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Для наступления ответственности необходимо установить факт наступления вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между ними и вину причинителя вреда. Наличие указанного юридического состава обязательно для возникновения деликтного обязательства.
В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Как правильно указал суд первой инстанции, обязанность по организации благоустройства и озеленения территории городского округа возложена на Администрацию города Перми, являющуюся исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления.
Оперативное руководство и контроль за деятельностью территориального органа осуществляет глава Администрации города Перми в пределах полномочий, установленных правовыми актами города Перми. Территориальный орган организует мероприятия по уборке бесхозяйных территорий (пустоши, естественные лесополосы, лога), внутриквартальных и внутридворовых территорий, содержанию и ремонту объектов озеленения общего пользования, фонтанов в пределах административных границ. Перечень объектов озеленения общего пользования является исчерпывающим и определен постановлением Администрации г.Перми, на основании которого указанные объекты предоставлены территориальным органам Администрации города Перми в безвозмездное срочное пользование. Земельный участок, где росло упавшее дерево, находится в административной границе города Перми. Доказательств того, что этот земельный участок принадлежит на праве собственности или передан в пользование на ином праве другим лицам, в том числе и администрации Ленинского района города Перми, суду не представлено.
Согласно п. 3.1.3 Типового положения об отделе благоустройства территориального органа администрации города Перми, утвержденного постановлением администрации города Перми от 29.05.2013 N 416 (в редакции постановлений администрации города Перми от 20.11.2013 N 1054, от 04.04.2014 N 226), территориальный орган Администрации г. Перми организует мероприятия по уборке бесхозяйных территорий (пустоши, естественные лесополосы, лога), внутриквартальных территорий, содержанию и ремонту объектов озеленения общего пользования, за исключением фонтанов в пределах административных границ.
Перечень объектов озеленения общего пользования является исчерпывающим и определен Постановлением Администрации г. Перми N 188 от 29.04.2011, на основании которого указанные объекты предоставлены территориальным органам в безвозмездное срочное пользование.
27 июля 2013 г. комиссией в составе представителей администрации г. Перми и Федеральной службы безопасности РФ составлен акт обследования зеленых насаждений по адресам: ул. 25-го Октября и ул. Петропавловская, 22, которым установлено, что зеленые насаждения, произрастающие в том числе вдоль здания по адресу: ул. Петропавловская, 22, подлежат сносу.
Между тем доказательств принятия мер по исполнению мероприятий, указанных в данном акте, администрацией г. Перми не представлено. Информация о необходимости выполнения данных работ до подрядчика - ООО "СМУ-34" доведена не была.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что сумма ущерба в размере 14 603 руб. 92 коп. подтверждена документально, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в полном объеме и взыскал с Муниципального образования город Пермь в лице Администрации города Перми за счет средств казны Муниципального образования город Пермь ущерб.
Суд первой инстанции также обоснованно пришел к выводу, что ООО "СМУ N 34" является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку, помимо вышеприведенного обстоятельства, в соответствии с п.8.2. Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 года N 4, содержание зеленых насаждений - деревьев, кустарников, газонов, цветников осуществляется в соответствии с установленными требованиями: на объектах озеленения общего пользования (в парках, садах, скверах, на бульварах) и объектах ограниченного пользования (внутриквартальные, в том числе придомовые территории) территориальными органами администрации города в пределах административных границ.
При этом, наличие между "МКУ Благоустройство Ленинского района" и ООО "СМУ N 34" муниципального контракта N 63 на выполнение работ по содержанию и ремонту городских улиц и дорог города Перми от 05.08.2013, не освобождает администрацию от осуществления контроля за состоянием объектов озеленения.
В данном случае факт такого ненадлежащего контроля с учетом фактических обстоятельств дела следует признать установленным.
Учитывая, что апеллянт в жалобе не ссылается на доказательства которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к выводу о том, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения, предусмотренных статьей 270 АПК РФ не имеется. Нарушений судом первой инстанции при принятии решения от 17.10.2014 норм материального и(или) процессуального права апелляционным судом не установлено. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 октября 2014 года по делу N А50-5235/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.И. Мартемьянов |
Судьи |
С.И. Мармазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-5235/2014
Истец: ФСО РФ Центр специальной связи и информации в ПК
Ответчик: МБУ "Благоустройство Ленинского района", Муниципальное образование г. Пермь в лице администрации г. Перми, ООО "Строительно-монтажное управление N 34"
Третье лицо: Администрация Ленинского района г. Перми, МБУ "Благоустройство Ленинского района", МКУ "Благоустройство Ленинского района"