г. Владимир |
|
22 декабря 2014 г. |
Дело N А38-3828/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2014.
Полный текст постановления изготовлен 22.12.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл и общества с ограниченной ответственностью "Сладкая жизнь Н.Н." (ИНН 5257041777, ОГРН 1025202395525) на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.09.2014 по делу N А38-3828/2014,
судьей Лежниным В.В.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сладкая жизнь Н.Н." к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (далее - Управление, административный орган) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сладкая жизнь Н.Н." (далее - ООО "Сладкая жизнь Н.Н.", Общество) проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей в помещении магазина "Пятерочка", расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Воинов интернационалистов, д. 27. Поводом к проведению проверки послужило письменное обращение гражданина от 16.06.2014.
В проверки установлено отсутствие на этикетках с образцов фасованной скоропортящейся продукции (грудинка "Деликатесная", колбаса полукопченая "Новая", сосиски "Молочные") информации о сроке годности. Кроме того, в отношении данной продукции выявлено превышение срока реализации, в течение которого продукт может предлагаться потребителю.
Результаты проверки отражены Управлением в акте обследования от 26.06.2014 и акте от 30.06.2014 N 657, согласно которым Обществом нарушены требования пункта 5 части 4.12 статьи 4 Технического регламента ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части её маркировки", пунктов 4 и 5 статьи 5, пунктов 2 и 3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N52-ФЗ), части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), пункта 34 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N55 от 19.01.1998 (далее - Правил продажи отдельных видов товаров).
По данному факту 14.07.2014 уполномоченным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о привлечении ООО "Сладкая жизнь Н.Н." к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Решением от 22.09.2014 Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал Управлению в удовлетворении требований о привлечении Общества к административной ответственности ввиду малозначительности совершенного деяния и ограничился устным замечанием.
Общество и административный орган обратились в арбитражный суд с апелляционными жалобами.
Управление полагает, что у суда не имелось оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное деяние несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. Просит отменить судебный акт.
По мнению Общества, в рассматриваемом случае отсутствует событие правонарушения, поскольку в материалы дела административным органом представлен образец лишь одного вида продукции.
ООО "Сладкая жизнь Н.Н." обращает внимание суда на то, что фасовка продукции осуществлялась в присутствии потребителей, ввиду чего указание срока годности такой продукции не является обязательным.
Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, состоит, в том числе, в нарушении продавцом требований технических регламентов в процессе реализации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 2300-1 потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В соответствии с положениями пунктов 3, 4 статьи 7 Закона N 2300-1, если для безопасности использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.
На продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению (пункт 4 статьи 5 Закона N 2300-1). Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается (пункт 5 статьи 5 Закона N 2300-1).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 10 Закона N 2300-1 информация о товарах в обязательном порядке должна содержат срок годности товаров. Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ установлены обязанности юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. К указанным обязанностям, в том числе, отнесены обязанности по выполнению требований санитарного законодательства; обеспечению безопасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлению производственного контроля; проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Статьей 3 Закона N 29-ФЗ установлены требования к оборотоспособности пищевых продуктов, в соответствии с которыми в обороте могут находиться пищевые продукты, соответствующие требованиям нормативных документов. В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 18 указанного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие расфасовку и упаковку пищевых продуктов, обязаны соблюдать требования нормативных документов к расфасовке и упаковке пищевых продуктов, их маркировке, а также к используемым для упаковки и маркировки пищевых продуктов материалам, а этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов, кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов должна быть указана информация на русском языке о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов.
При этом конкретные требования к реализации пищевой продукции, в частности мясной продукции, установлены Техническим регламентом 022/2011.
Согласно пункту 5 части 4.12 статьи 4 указанного Технического регламента маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения.
Подпункт 1 пункта 4.1 статьи 4 Технического регламента 022/2011 закрепляет, что маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать в том числе сведения о сроке годности пищевой продукции.
Общие требования к указанию в маркировке срока годности пищевой продукции определены в пункте 4.7 статьи 4 Технического регламента 022/2011. Так, указание в маркировке пищевой продукции срока ее годности осуществляется с использованием следующих слов: 1) "годен до" с указанием часа, числа, месяца при сроке ее годности до 72 часов; 2) "годен до" с указанием числа, месяца, года при сроке ее годности от 72 часов до трех месяцев; 3) "годен до конца" с указанием месяца, года или "годен до" с указанием числа, месяца, года при сроке ее годности не менее трех месяцев.
В соответствии с пунктом 5 части 4.12 статьи 4 указанного Технического регламента при фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствии потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения. Иные сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции (в том числе путем нанесения на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу или прилагаемый к каждой упаковочной единице продукции).
Факт совершения Обществом деяния, имеющего признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, выразившегося в неуказании продавцом на этикетках фасованной скоропортящейся продукции (сосиски "Молочные") информации о сроке годности, установлен судом первой инстанции и подтвержден материалами дела (этикеткой, актом обследования от 26.06.2014, актом проверки от 30.06.2014 и протоколом об административном правонарушении от 14.07.2014).
На остальные образцы продукции этикетки не представлены.
ООО "Сладкая жизнь Н.Н." имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований, предъявляемых к продавцу продовольственных товаров.
Ссылка Общества на то, что товар расфасовывался в присутствии потребителей, не принимается судом во внимание, поскольку подпунктом 1 пункта 4.1 статьи 4 Технического регламента 022/2011 определено, что маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать, в том числе, и информацию о сроке годности продукции. В норме вышеназванного подпункта Технического регламента 022/2011 нет указания, что данные требования применяются только к продукции, которая расфасована в отсутствие потребителя. Тем самым, данные требования применяются вне зависимости от того, каким образом расфасовывается продукция.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, директор магазина "Пятерочка" в объяснениях пояснил, что после 19:00 продажа мясных и колбасных изделий осуществлялась через открытую среднетемпературную витрину в форме самообслуживания покупателя. В материалы дела представлен кассовый чек, на котором указано время покупки 20:38. Это свидетельствует о том, что покупатель приобрел продукцию в отделе мясных изделий посредством самообслуживания, то есть продукция была уже расфасована.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в бездействии Общества состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, является правильным.
Вместе с тем Арбитражный суд Республики Марий Эл счел необходимым отказать в удовлетворении требований административного органа о привлечении Общества с административной ответственности и ограничиться устным замечанием ввиду следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья, орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Следовательно, применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
В данном случае из информации, имеющейся на этикетке упаковки сосисок "Молочные", можно определить срок, в течение которого продукт пригоден для употребления.
Так, на этикетке нанесены следующие надписи: "Срок годности - см. маркировку". Срок хранения расфасованной продукции 12 часов". При этом на этикетке указаны дата и время упаковывания продукта.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства совершения правонарушения, приняв во внимание его характер и степень общественной опасности, пришёл к обоснованному выводу о возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ, а также о том, что допущенное правонарушение не создало существенной угрозы общественным отношениям, поскольку из материалов дела не усматривается пренебрежительного отношения Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей.
Исходя из этих обстоятельств, суд первой инстанции правильно отказал Управлению в удовлетворении заявления о привлечении к административном ответственности.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают законность выводов суда первой инстанции.
Апелляционные жалобы по приведенным в них доводам удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.09.2014 по делу N А38-3828/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл и общества с ограниченной ответственностью "Сладкая жизнь Н.Н." - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-3828/2014
Истец: Управление Роспотребнадзора по РМЭ
Ответчик: ООО Сладкая жизнь НН
Третье лицо: Зимин Е С