г. Санкт-Петербург |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А56-20936/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: В.В.Медведевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Данилова О.С. - доверенность N 78АА7467932 от 27.11.2014
от ответчика (должника): предст. Венков О.С. - доверенность N 91/2013 от 31.12.2013; предст. Олейник Л.В. - доверенность N 30/2014 от 04.09.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25270/2014) открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2014 по делу N А56-20936/2014 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
об оспаривании постановления
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) от 21.03.2014 N 07-40-09/57 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 18.09.2014 в удовлетворении заявления Общества отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 18.09.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что отсутствие утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ не является препятствием для размещения технических систем и средств досмотра на вокзале, полагая, что ни статья 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", ни ведомственные акты прямо не предусматривают обязанность железной дороги как субъекта транспортной инфраструктуры до утверждения плана обеспечения транспортной безопасности оборудовать объект транспортной инфраструктуры - железнодорожный вокзал определенными техническими средствами. Вместе с тем, Обществом предприняты все возможные и необходимые меры для соблюдения норм и требований, обеспечивающих транспортную безопасность, разработан и направлен на утверждение План обеспечения транспортной безопасности вокзала на станции Окуловка, однако на момент проведения проверки План еще не утвержден, что является препятствием для его дальнейшей реализации.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы. Представители Управления доводы жалобы отклонили по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав мнение сторон, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с планами работы Северо-Западной транспортной прокуратуры и Новгородской транспортной прокуратуры на 1 полугодие 2014 года и в связи с поручением Генеральной прокуратуры РФ от 31.12.2013 Новгородской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, расположенных на территории Новгородской области.
23.01.2014 в результате проверки выявлены нарушения федерального законодательства по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - вокзала Окуловка:
- отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на нем какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в части их касающейся, включая запрещение прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска, что является нарушением требований пункта 15.14.1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 43 (далее - Требования N43);
- отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на нем какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в части их касающейся, включая запрещение перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам, что является нарушением требований пункта 5.14.2 Требований N 43;
- отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на нем какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в части их касающейся, включая запрещение проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности ОТИ, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения (нарушение требований пункта 5.14.3 Требований N 43;
- отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на нем какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в части их касающейся, включая запрещение совершения АНВ в отношении ОТИ, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий (нарушение требований пункта 5.14.4 Требований N 43);
- не обеспечен необходимый количественный и качественный состав, а также схема размещения технических систем и средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности у всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов (нарушение требований пункта 6.4 Требований N 43);
- не обеспечен необходимый количественный и качественный состав, а также схема размещения технических систем и средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для идентификации и распознавания предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения на критические элементы, у всех объектов досмотра, попадающих в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности, что является нарушением требований пункта 6.5 Требований N 43;
- не обеспечен необходимый количественный и качественный состав, а также схема размещения технических систем и средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для идентификации и распознавания предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в технологический сектор зоны транспортной безопасности, у всех объектов досмотра, попадающих в технологический сектор зоны транспортной безопасности (нарушение требований пункта 6.6 Требований N 43);
- не обеспечено выявление предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ путем проведения досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности всех объектов досмотра, что является нарушением требований пункта 7.3 Требований N 43;
- не обеспечено проведение дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, объектов досмотра, в отношении которых на КПП будет выявлено наличие у них (в них) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности (нарушение требований пункта 7.4 Требований N 43);
- не обеспечено проведение дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, не менее 5% от общего числа проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов (нарушение требований пункта 7.5 Требований N 43);
- на ОТИ не обеспечено выявление путем постоянного непрерывного контроля выводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности нарушителей, совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства, что является нарушением требований пункта 7.6 Требований N 43.
Постановлением Новгородского транспортного прокурора от 14.02.2014 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении.
21.03.2014 Управлением вынесено постановление N 07-40-09/57 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Закона N 16-ФЗ транспортная безопасность - это состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (статья 2 Закона N 16-ФЗ).
В Требованиях N 43 определена система мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ). Требования N 43 применяются в отношении ОТИ, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ (пункты 2,3,4).
В силу пункта 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ) под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств влечет административную ответственность по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, Общество является субъектом транспортной инфраструктуры на спорном ОТИ - вокзал Окуловка.
Данный вокзал включен в Реестр категорированных ОТИ и ТС 17.05.2011 с присвоением 1 категории и реестрового номера. Уведомление о включении вокзала Окуловка поступило в Общество 06.07.2011. Результаты оценки уязвимости утверждены компетентным органом 23.11.2012. План обеспечения транспортной безопасности ОТИ - вокзал Окуловка разработан, передан для рассмотрения в компетентный орган.
Суд первой инстанции, подробно и последовательно проанализировав материалы дела, пришел к обоснованному выводу о том, что Управлением не доказано нарушение Обществом пунктов 5.14.1, 5.14.2, 5.14.3, 5.14.4 Требований N 43, при этом суд установил, что распоряжением начальника Станции Окуловка от 15.03.2013 N 34 "Об информировании пассажиров, других физических лиц, находящихся на пассажирских обустройствах станции Окуловка" установлено, что о требованиях транспортной безопасности информирование пассажиров и всех физических лиц осуществляется с применением вокзальной громкоговорящей системы оповещения пассажиров. Данное распоряжение исполняется на железнодорожном вокзале в полном объеме, доказательств обратного административным органом не представлено.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление своих возражений и доказательств в отношении данного вывода суда не представило.
Оспариваемым постановлением Обществу также вменено нарушение пунктов 6.4, 6.5, 6.6, 7.3, 7.4, 7.5, 7.6 Требований N 43, в соответствии с которыми субъект транспортной инфраструктуры на ОТИ первой категории также обязан:
- обеспечить необходимый количественный и качественный состав, а также схему размещения технических систем и средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности у всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов (далее - объекты досмотра);
- обеспечить необходимый количественный и качественный состав, а также схему размещения технических систем и средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для идентификации и распознавания предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения на критические элементы у всех объектов досмотра, попадающих в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности;
- обеспечить необходимый количественный и качественный состав, а также схему размещения технических систем и средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для идентификации и распознавания предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в технологический сектор зоны транспортной безопасности, у всех объектов досмотра, попадающих в технологический сектор зоны транспортной безопасности;
- выявлять предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ путем проведения досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности всех объектов досмотра;
- проводить дополнительный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, объектов досмотра, в отношении которых на КПП будет выявлено наличие у них (в них) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ;
- проводить дополнительный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, не менее 5% от общего числа проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов;
- путем постоянного непрерывного контроля выводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ.
Суд первой инстанции, проанализировав данные положения и оценив доводы Общества, пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ не является препятствием для размещения технических систем и средств досмотра на вокзале, тем более, что частично требуемые системы на вокзале имелись и находились либо в нерабочем состоянии, либо были демонтированы, а следовательно, отсутствие утвержденного плана не препятствовало приведению указанных систем в рабочее состояние.
Так, проверкой установлено, что металлическое ограждение, расположенное по периметру границ станции, не создает препятствий для проникновения физических лиц на внутреннюю территорию; пункт досмотра пассажиров, расположенный в здании вокзала, не функционирует; находящиеся в пункте досмотра пассажиров инженерно-технические системы не функционируют, персоналом вокзала не используются; досмотр пассажиров, груза, багажа с использованием ИТС на вокзале не осуществляется; персонал, обученный работе с ИТС, отсутствует; рамки металлодетектора на входе/выходе демонтированы; ни одна из камер видеонаблюдения, установленных на станции и вокзале Окуловка, не функционирует.
Таким образом, факт нарушения Обществом требований пунктов 7.3, 7.4, 7.5, 7.6 Требований N 43 установлен Управлением и подтверждается материалами дела.
Объективных причин, препятствующих соблюдению Обществом вышеперечисленных требований транспортной безопасности, заявителем не приведено, соответствующих доказательств не представлено, что свидетельствует о наличии в его действиях также субъективной стороны вмененного правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено. Наказание назначено в пределах размера санкции, установленной частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Судом также не установлено оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ, учитывая объект посягательства (общественная безопасность на объектах транспортной инфраструктуры), значительное количество выявленных нарушений и пренебрежительное отношение Общества к выполнению своих публичных обязанностей.
Апелляционный суд соглашается с данным выводом суда и не находит оснований для его переоценки.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Общества, правильно оценив фактические обстоятельства дела и не допустив неправильного применения материальных и процессуальных норм.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, правовых и фактических оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 сентября 2014 года по делу N А56-20936/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-20936/2014
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением трансопртной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта