город Ростов-на-Дону |
|
29 декабря 2014 г. |
дело N А32-39095/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саркисяном Д.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края: представитель по доверенности от 20.05.2014 г. Скотникова Е.А.;
от Министерства финансов Краснодарского края: представитель не явился, извещен;
от Министерства экономического развития Российской Федерации: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2014 г. по делу N А32-39095/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЧерноморСтройСервис",
заинтересованные лица: Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края; Министерство финансов Краснодарского края; Министерство экономического развития Российской Федерации,
принятое в составе судьи Куликова О.Б.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЧерноморСтройСервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным приказа Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - министерство) от 16.09.2013 г. N 116 "Об отказе в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий обществу с ограниченной ответственностью "ЧерноморСтройСервис"" и взыскании 9 999 502 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Решение мотивировано законностью и обоснованностью заявленных требований.
Не согласившись с указанным судебным актом, министерство обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В обоснование апелляционной жалобы министерство указывает, что порядок субсидирования, утвержденный Краевой целевой программой, является нормативным правовым актом, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в Краснодарском крае, определяющий условия и порядок предоставления субсидий, в том числе документы, необходимые при предоставлении субсидии. Данный документ принят в рамках полномочий, не противоречит действующему законодательству, не оспорен в порядке, предусмотренном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом при принятии решения о предоставлении или отказе в предоставлении субсидий министерство рассматривало в совокупности соблюдение обществом условий оказания поддержки и соответствие предоставленных им документов требованиям Порядка субсидирования. По мнению министерства, удовлетворяя заявленные обществом с ограниченной ответственностью "ЧерноморСтройСервис" требования, суд полностью проигнорировал то обстоятельство, что министерство действовало в соответствии Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июня 2012 года N 606 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы" (далее - Порядок субсидирования (приложение N 30, Краевая целевая программа). В связи с этим министерство просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Определением арбитражного суда апелляционной инстанции 27 октября 2014 года суд привлек к участию в деле, в качестве заинтересованного лица Министерство экономического развития Российской Федерации.
Определением председателя четвертого судебного состава судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 23.12.2014 г. в связи с нахождением судьи Филимоновой С.С. в очередном трудовом отпуске произведена замена судьи Филимоновой С.С. на судью Соловьеву М.В. в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела произведено с самого начала.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела на 23.12.2014 г., явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В судебном заседании, состоявшемся 23.12.2014 г., в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 26.12.2014 г. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда http://15aas.arbitr.ru. О возможности получения такой информации лицам, участвующим в деле, было разъяснено в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, полученном всеми участниками процесса. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя по доверенности от 20.05.2014 г. N 201-2129/14 Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края Скотниковой Е.А.
Представитель Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Заявитель, Министерство финансов Краснодарского края и Министерство экономического развития Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Через канцелярию суда поступило ходатайство от Министерства Финансов Краснодарского края о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 24 июля 2013 года общество обратилось в министерство с 24 заявлениями на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат по направлению "Возмещение (субсидирование) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" (далее - заявления).
Заявления поданы относительно договоров финансовой аренды (лизинга) от 24.08.2010 г. N 172ДМО-ЧСС/01/2010, от 24.08.2010 г. N 173ДМО-ЧСС/02/2010, от 24.08.2010 г. N 174ДМО-ЧСС/03/2010, от 24.08.2010 г. N 175ДМО-ЧСС/04/2010, от 27.08.2010 г. N 189ДМО-ЧСС/05/2010, от 27.08.2010 г. N 190ДМО-ЧСС/06/2010, от 27.08.2010 г. N 191ДМО-ЧСС/07/2010; от 27.08.2010 г. N 192ДМО-ЧСС/08/2010; от 27.08.2010 г. N 193ДМО-ЧСС/09/2010; от 27.08.2010 г. N 194ДМО-ЧСС/10/2010; от 26.10.2010 г. N 303ДМО-ЧСС/16/2010; от 26.10.2010 г. N 305ДМО-ЧСС/18/2010; от 26.10.2010 г. N 306ДМО-ЧСС/19/2010; от 26.02.2010 г. N 307ДМО-ЧСС/20/2010; от 25.11.2010 г. N 403МО-ЧСС/12/2010; от 25.11.2010 г. N 404МО-ЧСС/13/2010; от 25.11.2010 г. N 405МО-ЧСС/14/2010; от 25.11.2010 г. N 406МО-ЧСС/15/2010; от 17.12.2011 г. N 437МО-ЧСС/20/2011; от 17.12.2011 г. N 438МО-ЧСС/21/2011, от 21.01.2011 г. N 439МО-ЧСС/22/2011, от 29.04.2011 г. N 484МО-ЧСС/25/2011, от 25.01.2011 г. N МФС/014/2011, от 22.07.2011 г. N МФС/160/2011.
Копии перечисленных договоров финансовой аренды (лизинга) со всеми приложениями содержатся в материалах дела.
Приказом от 16.09.2013 г. N 116 "Об отказе в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий обществу с ограниченной ответственностью "ЧерноморСтройСервис"" обществу отказано в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий.
В своем уведомлении от 16.09.2013 г. N 201-3795/13-01-05/12, министерство обосновало причины принятия указанного акта тем, что обществом не выполнены условия оказания поддержки в связи со следующим: в представленных заявлениях копии документов (договор лизинга, договор купли-продажи, акт приема-передачи, паспорт транспортного средства) сшиты одним сшивом без указания нумерации; по договорам финансовой аренды паспорта транспортных средств не заверены в соответствии с Порядком; часть выписок представлена с нарушением пункта 2.2.14 Порядка; в некоторых выписках, где указана оплата по лизинговым платежам, отсутствует печать банка; представленные реестры платежных поручений по договорам финансовой аренды (лизинга) не сшиты, не пронумерованы.
Полагая, что приказ министерства от 16.09.2013 г. N 116 "Об отказе в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий обществу с ограниченной ответственностью "ЧерноморСтройСервис"" является недействительным общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения (действия) недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального Закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального Закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 4 и подпункту 2 пункта 5 статьи 14 Федерального Закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 названного Федерального закона, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых. В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если не выполнены условия оказания поддержки.
Региональная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, выполняемая в 2013 году, утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июня 2012 года N 606 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы".
Исполнителем мероприятий краевой целевой программы является министерство.
Названным постановлением также регламентирован Порядок возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
Порядок принят в целях реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 4 апреля 2008 года N 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае".
Таким образом, министерство является уполномоченным органом на принятие решения о предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства субсидии.
Согласно пункту 1.1 Порядка, данный Порядок определяет механизм предоставления субсидий из краевого бюджета (в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета) в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в установленном порядке на территории Краснодарского края.
В пунктах 1.2 - 1.4 Порядка установлено, что субсидии предоставляются на возмещение части затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которыми приобретаются следующие предметы лизинга:
- машины и оборудование, включая его доставку, монтаж и пусконаладочные работы;
- грузовой и специализированный транспорт для производственных целей (за исключением автотранспорта, оборудованного платформой для перевозки грузов и имеющего более трех мест для сидения, с учетом места водителя, а также легкового автотранспорта).
Под первым взносом понимается любой предварительный платеж, произведенный лизингополучателем в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) до момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга.
Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - уполномоченный орган) на цели, указанные в пункте 1.2 названного Порядка.
Субъектам малого и среднего предпринимательства субсидии предоставляются по договорам финансовой аренды (лизинга), действующим в текущем финансовом году (год выплаты субсидии), заключенным не ранее трех лет до начала текущего финансового года (года выплаты субсидий), срок действия которых не превышает четырех лет, в которых предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства (лизингополучателю) по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
В пункте 1.7 (п.п. 1.7.1 - 1.7.7) Порядка определено, что субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства:
- соответствующим условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- зарегистрированным в установленном порядке на территории Краснодарского края не менее чем за 12 месяцев до дня подачи (регистрации) заявления на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат;
- не находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства;
- не имеющим просроченной задолженности по лизинговым платежам по договору финансовой аренды (лизинга);
- не имеющим неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации;
- не имеющим задолженности по уплате в краевой бюджет арендной платы за землю и имущество, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края (при наличии у субъекта малого и среднего предпринимательства обязательств по уплате арендной платы за землю и имущество перед краевым бюджетом);
- уплачивающим в рамках применяемого режима налогообложения налог (и), зачисляемый (ые) в бюджеты бюджетной системы за предыдущий (отчетный, налоговый) период, предшествующий дню подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат.
В силу подпункта 1.8.5 пункта 1.8 Порядка установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субсидии не предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Организация и проведение отбора субъектов малого и среднего предпринимательства установлены в разделе 2 Порядка.
Согласно пункту 2.2 Порядка оформление и подача документов для участия в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются в следующем порядке.
Для получения субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства в уполномоченный орган представляются документы, указанные в подпункте 2.2.1 пункта 2.2 Порядка.
В соответствии с подпунктом 2.2.2 пункта 2.2 Порядка помимо документов, указанных в подпункте 2.2.1 пункта 2.2 названного Порядка, уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает в уполномоченных органах государственной власти следующие документы и сведения в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства:
- информацию налогового органа о состоянии расчетов по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации;
- выписку из единого государственного реестра налогоплательщиков;
- сведения об отсутствии у субъекта малого и среднего предпринимательства просроченной задолженности по уплате в краевой бюджет арендной платы за землю и имущество (при наличии у субъекта малого и среднего предпринимательства обязательств по уплате арендной платы за землю и имущество перед краевым бюджетом);
- сведения о среднесписочной численности работников за год, предшествующий году подачи заявления.
Согласно подпункту 2.2.3 пункта 2.2 Порядка субъект малого и среднего предпринимательства вправе представить документы и сведения, указанные в подпункте 2.2.2 пункта 2.2 настоящего Порядка, и иные документы по собственной инициативе.
В подпункте 2.2.4 названного пункта Порядка определено, что представляемые субъектом малого и среднего предпринимательства документы и сведения должны соответствовать следующим требованиям:
- справка налогового органа, подтверждающая отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, должна быть выдана по состоянию на дату, которая предшествует дате подачи заявления не более чем на 30 дней;
- выписка из единого государственного реестра налогоплательщиков, должна быть выдана налоговым органом не ранее 30 дней до даты подачи заявления;
- копия сведений о среднесписочной численности работников за год, предшествующий году подачи заявления (далее - копия сведений о среднесписочной численности), должна содержать отметку налогового органа о принятии и дате их получения (при представлении сведений в налоговый орган на бумажном носителе), либо к копии сведений о среднесписочной численности должна быть приложена копия квитанции налогового органа о приеме сведений в электронном виде (при представлении сведений в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи);
- сведения об отсутствии у субъекта малого и среднего предпринимательства просроченной задолженности по уплате в краевой бюджет арендной платы за землю и имущество должны быть выданы уполномоченным органом, осуществляющим администрирование поступлений в краевой бюджет арендной платы за землю и имущество, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, по состоянию на дату, которая предшествует дате подачи заявления не более чем на 30 дней (при наличии у субъекта малого и среднего предпринимательства обязательств по уплате арендной платы за землю и имущество перед краевым бюджетом);
- копия налоговой декларации субъекта малого и среднего предпринимательства за предыдущий (отчетный, налоговый) период, предшествующий дню подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления на участие в отборе, должна содержать отметку налогового органа о принятии и дате получения налоговой декларации (при представлении налоговой декларации в налоговый орган на бумажном носителе), либо должна прилагаться квитанция налогового органа о приеме налоговой декларации в электронном виде (при представлении налоговой декларации в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи);
- копия патента за предыдущий налоговый период, предшествующий дню подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления на участие в отборе (в случае применения субъектом малого и среднего предпринимательства, являющимся индивидуальным предпринимателем, патентной системы налогообложения), должна представляться с оригиналом патента. Оригинал после сверки с копией возвращается.
В подпункте 2.2.5 пункта 2.2 Порядка установлено, что заявление, включая документы (копии документов), указанные в подпунктах 2.2.1, 2.2.4 пункта 2.2 названного Порядка, должны быть закреплены в папке-скоросшивателе, пронумерованы и должны содержать опись с указанием страниц расположения документов.
Согласно подпункту 2.2.6 пункта 2.2 Порядка прием заявлений и документов от субъектов малого и среднего предпринимательства на участие в отборе прекращается с даты полного освоения лимитов бюджетных обязательств, предоставленных уполномоченному органу на финансовый год, но не позднее 20 ноября текущего финансового года.
Несвоевременное представление документов является основанием для отказа в их приеме.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка (п.п. 2.3.1 - 2.3.3) проведение отбора субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в следующем порядке.
Заявление и документы субъекта малого и среднего предпринимательства рассматриваются уполномоченным органом в порядке регистрации заявлений в журнале регистрации заявлений в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации заявления.
Уполномоченный орган проверяет полноту сведений, содержащихся в документах субъекта малого и среднего предпринимательства, и соблюдение условий оказания поддержки.
В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока отбора, предусмотренного подпунктом 2.3.1 пункта 2.3 названного Порядка, уполномоченным органом принимается решение о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий.
Уполномоченный орган в течение 5 дней со дня принятия решения направляет субъекту малого и среднего предпринимательства письменное уведомление о принятом решении о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий.
В силу пункта 2.4 Порядка участнику отбора субъектов малого и среднего предпринимательства должно быть отказано в предоставлении субсидий в случае, если:
- не представлены документы, предусмотренные подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 настоящего Порядка, или представлены недостоверные сведения и документы, а также документы, оформленные с нарушением требований, установленных законодательством и настоящим Порядком;
- не выполнены условия оказания поддержки;
- ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
- с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
В соответствии с пунктом 2.5 Порядка участник отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, которому отказано в предоставлении субсидий по основаниям, указанным в пункте 2.4 настоящего Порядка, имеет право повторно подать заявление после устранения (окончания действия) данных обстоятельств.
Таким образом, указанным Порядком определены как права и обязанности участника отбора, так и процедура приема и рассмотрения заявлений уполномоченным органом, которым является министерство.
Данный Порядок не был признан недействующим в установленном законом порядке и утратил силу 01.01.2014 г.
При этом вывод суда первой инстанции о том, что министерство не может в настоящее время рассматривать пакет документов общества по правилам, содержащимся в недействующем нормативном правовом акте, является ошибочным, поскольку законность действий министерства суд проверяет на соответствие законодательству, действовавшему в спорный период, то есть в 2013 г.
Из материалов дела следует, что основанием издания оспариваемого приказа от 16.09.2013 г. N 116 послужили выводы министерства о несоответствии заявок общества, следующим требованиям: в представленных заявлениях копии документов (договор лизинга, договор купли-продажи, акт приема-передачи, паспорт транспортного средства) сшиты одним сшивом без указания нумерации; по договорам финансовой аренды паспорта транспортных средств не заверены в соответствии с Порядком; часть выписок представлена с нарушением пункта 2.2.14 Порядка; в некоторых выписках, где указана оплата по лизинговым платежам, отсутствует печать банка; представленные реестры платежных поручений по договорам финансовой аренды (лизинга) не сшиты, не пронумерованы.
В соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального Закона N 209-ФЗ в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если не представлены документы, определенные региональными программами развития малого и среднего предпринимательства или представлены недостоверные сведения и документы
Таким образом, не соблюдение условий оказания поддержки, указанных в разделе 1 Порядка субсидирования, а также не представление документов, предусмотренных подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 настоящего Порядка, или представление недостоверных сведений и документов, а также документов, оформленных с нарушением требований, установленных законодательством и настоящим Порядком является причиной для отказа в предоставлении субсидий и в случае их не соблюдения является основанием для возврата полученной субсидии в краевой бюджет.
При этом при принятии решения о предоставлении или отказе в предоставлении субсидий министерство рассматривало в совокупности соблюдение обществом условий оказания поддержки и соответствие предоставленным им документам требованиям Порядка субсидирования.
Подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 Порядка субсидирования установлен перечень документов, предоставляемых субъектом малого и среднего предпринимательства, при обращении в Уполномоченный орган. Указанные требования являются императивными и их выполнение проверяется при проведении Уполномоченным органом проверки документов.
Указанным пунктом Порядка субсидирования четко регламентирован порядок заверения предоставляемых документов для получения субсидии. При этом, в отношении каждого документа установлены определенные требования к порядку их заверения.
24 июля 2013 года Истец обратился к Ответчику с 24 заявлениями на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком субсидирования (приложение N 3 к Краевой целевой программе).
Заявитель представил министерству пакет документов относительно договоров финансовой аренды (лизинга) от 24.08.2010 N 172ДМО-ЧСС/01/2010, от 24.08.2010 N 173ДМО-ЧСС/02/2010, от 24.08.2010 N 174ДМО-ЧСС/03/2010, от 24.08.2010 N 175ДМО-ЧСС/04/2010, от 27.08.2010 N 189ДМО-ЧСС/05/2010, от 27.08.2010 N 190ДМО-ЧСС/06/2010, от 27.08.2010 N 191ДМО-ЧСС/07/2010; от 27.08.2010 N 192ДМО-ЧСС/08/2010; от 27.08.2010 N 193ДМО-ЧСС/09/2010; от 27.08.2010 N 194ДМО-ЧСС/10/2010; от 26.10.2010 N 303ДМО-ЧСС/16/2010; от 26.10.2010 N 305ДМО-ЧСС/18/2010; от 26.10.2010 N 306ДМО-ЧСС/19/2010; от 26.02.2010 N 307ДМО-ЧСС/20/2010; от 25.11.2010 N 403МО-ЧСС/12/2010; от 25.11.2010 N 404МО-ЧСС/13/2010; от 25.11.2010 N 405МО-ЧСС/14/2010; от 25.11.2010 N 406МО-ЧСС/15/2010; от 17.12.2011 N 437МО-ЧСС/20/2011; от 17.12.2011 N 438МО-ЧСС/21/2011, от 21.01.2011 N 439МО-ЧСС/22/2011, от 29.04.2011 N 484МО-ЧСС/25/2011, от 25.01.2011 N МФС/014/2011, от 22.07.2011 N МФС/160/2011.
В соответствии с подпунктом 2.3.1 Порядка субсидирования министерством проведена проверка полноты сведений, содержащихся в представленных документах и соблюдения истцом условий оказания поддержки, в результате которой выявлены нарушения требований, установленных законодательством и Порядком субсидирования. Приказом от 16 сентября 2013 года N 116 ответчик принял решение об отказе истцу в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий.
В соответствии с подпунктом 2.3.3 Порядка субсидирования ответчик направил истцу письменное уведомление о принятом решении от 16 сентября 2013 года N 201-3795/13-01-05/12.
Подпунктом 2.2.5 Порядка субсидирования определено, что заявление, включая документы (копии документов), указанные в подпунктах 2.2.1, 2.2.4 пункта 2.2 названного Порядка (то есть документы, представляемые субъектом малого и среднего предпринимательства при обращении за получение субсидии), должны быть закреплены в папке-скоросшивателе, пронумерованы и должны содержать опись с указанием страниц расположения документов.
Однако в представленных истцом документах, то есть во всех 24 папках опись с указанием страниц расположения документов отсутствовала.
В своих отзывах истец утверждал, что описи в документах присутствовали, а в случае их отсутствия документы не были бы приняты ответчиком.
Министерством было разъяснено что, Порядком субсидирования не предусмотрена возможность не принимать документы от заявителей по каким-либо основаниям, за исключением случаев, указанных в подпункт 2.2.6 пункта 2.2 Порядка субсидирования (в случае полного освоения лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных уполномоченному органу, но не позднее 20 ноября текущего финансового года).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод министерства о допущенном обществом нарушении пункта 2.2 Порядка субсидирования (подпункта 2.2.5), при подаче документов.
Данное требование к порядку и условиям подачи документов установлено Порядком субсидирования в указанном выше разделе порядка субсидирования, определяющем порядок оформления и подачу документов участников отбора для участия в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства, что в соответствии с пунктом 2.4 Порядка является основанием отказа участнику отбора субъектов малого и среднего предпринимательства в предоставлении субсидий, поскольку документы, оформлены с нарушением требований, установленных названным Порядком.
Также в предоставленных заявлениях истца копии документов (договоры финансовой аренды (лизинга), договоры купли-продажи, акты приема-передачи, паспорта транспортных средств) сшиты одним сшивом без указания нумерации, что является также нарушением подпункта 2.2.1 пункта 2.2 Порядка субсидирования.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что указанным выше подпунктом Порядка субсидирования установлено, что заявителем предоставляются, в том числе:
копия договора финансовой аренды (лизинга) с приложением графика погашения лизинговых платежей, прошитая, пронумерованная (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенная организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке;
копия акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитая, пронумерованная (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенная организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке;
копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт), заверенные субъектом малого и среднего предпринимательства в установленном законодательством порядке;
копия договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между продавцом и лизингодателем, заверенная лизингодателем в установленном законодательством порядке.
Из изложенного следует, что копия договора финансовой аренды (лизинга) должна быть прошита и пронумерована, копия акт приема передачи транспортного средства должна быть прошита и пронумерована. Требования о том, что копия паспорта транспортного средства и копия договора купли-продажи должны быть прошиты и пронумерованы в Порядке субсидирования отсутствует. Эти документы должны быть заверены ответчиком в порядке, установленном законодательно, а именно нотариально, либо с учетом положений Указа Президиума ВС СССР от 4 августа 1983 года N 9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан".
Также, с учетом требований подпункта 2.2.1 пункта 2.2 Порядка субсидирования копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт), должны быть заверенные субъектом малого и среднего предпринимательства в установленном законодательством порядке.
В составе 24 пакетов документов истцом представлены копии паспортов транспортных средств, не заверенные в установленном законом порядке.
С учетом положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 и Указа Президиума ВС СССР от 4 августа 1983 года N 9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан" (далее - Указ Президиума ВС СССР от 04.08.1983 N 9779-Х) документы должны быть заверены либо нотариально, либо в порядке, определенном Указом Президиума ВС СССР от 04.08.1983 N 9779-Х.
Указом Президиума ВС СССР от 4 августа 1983 года N 9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан" (далее - Указ Президиума ВС СССР N 9779-Х) установлено следующее:
"Государственные и общественные предприятия, учреждения и организации выдают по заявлениям граждан копии документов, исходящих от этих предприятий, учреждений и организаций, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан.
В таком же порядке предприятия, учреждения и организации могут выдавать копии имеющихся у них документов, исходящих от других предприятий, учреждений и организаций, от которых получить непосредственно копии этих документов затруднительно или невозможно.
Верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации".
В соответствии со статьей 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из них, выданных органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, юридическими лицами, а также гражданами при условии, что эти документы не противоречат законодательным актам Российской Федерации.
Из изложенного следует, что Истец должен был предоставить в составе пакетов документов копии паспортов транспортных средств заверенные органами, выдавшими указанные документы или заверенные нотариально.
И, только в случае обоснования затруднительности или невозможности заверить копии документов выдавшими их органами, Указ Президиума ВС СССР N 9779-Х допускает возможность заверить самостоятельно подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью, на копии указать дату ее выдачи и сделать отметку о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации.
Министерство поясняло, что обществом не обоснована затруднительность или невозможность заверения копии документов органами их выдавшими или нотариально, представил копии паспортов транспортных средств, заверенные печатью Истца и подписью, но, в нарушение Указа Президиума ВС СССР N 9779-Х, без указания фамилии, имени, отчества и должности лица, заверившего документы, на копиях не указаны даты выдачи, отсутствуют отметки о том, что подлинные документы находятся в данной организации.
Таким образом, требования ответчика о необходимости заверения копии паспорта транспортного средства нотариально или с учетом требований Указа Президиума ВС СССр N 9779-Х законны и обоснованы.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 58 Устава Краснодарского края, статьями 57, 58 Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 года N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" и во исполнение полномочия ответчика на разъяснение Краевой целевой программы был подготовлен Акт - разъяснение по данному вопросу (в материалах дела имеется), размещен на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://admkrai. krasnodar.ru), раздел "Нормативные документы").
Указанный документ является официальным толкованием, имеющим ту же юридическую силу, что и разъясняемые положения нормативного правового акта и осуществляется в правоприменительных целях. Акт - разъяснение не вносит поправок, дополнений и конкретизирующих предписаний, но разъясняет смысл положений, вкладываемый в их содержание при разработке нормативного правового акта, в связи с обнаружением неясностей, неправильной, противоречивой практикой применения некоторых положений Краевой программы субъектами малого и среднего предпринимательства при обращении за предоставлением субсидий, при обжаловании действий и решений ответчика.
Однако судом, не была дана надлежащая правовая оценка указанному правовому акту ответчика.
Кроме того, судом ошибочно сделаны выводы о том, что в силу подпункта 2.2.1 порядка субсидирования истец в министерство предоставил оригиналы и копии свидетельств о регистрации транспортных средств и свидетельств о регистрации машин относительно транспортных средств приобретенных в лизинг, а так же копии договоров финансовой аренды (лизинга), договоров купли-продажи предметов лизинга, актов приема-передачи предметов лизинга.
В соответствии с данным подпунктом Порядка субсидирования такие требования установлены в отношении:
- технической документации, технического паспорта предмета лизинга;
- свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт).
Данным пунктом порядка субсидирования предусматривается, что копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт), предоставляются в уполномоченный орган субъектом малого и среднего предпринимательства заверенные им в установленном законодательством порядке.
Подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 Порядка субсидирования установлено, что заявитель предоставляет в Уполномоченный орган выписки банка или иной кредитной организации, составленные на дату каждого лизингового платежа, подтверждающие уплату лизинговых платежей за пользование лизингом за период с даты заключения договора финансовой аренды (лизинга) до даты подачи заявления на участие в отборе и погашение (частичное погашение) суммы договора финансовой аренды (лизинга), сшитые, пронумерованные (в случае представления более одного листа текста), заверенные банком или иной кредитной организацией в установленном законодательством порядке.
Только в таком порядке оформленные и заверенные выписки банков, иных кредитных организаций являются подтверждением уплаты лизинговых платежей для ответчика при принятии решения о предоставлении субсидии.
Ответчик в своих отзывах указывал, что по настоящее время случаев отказа банков и иных кредитных организаций заверить выписки указанным образом на практике ответчиком не встречались.
Однако, в нарушение указанного требования к оформлению представляемых документов, истец представил выписки банков не сшитые и не пронумерованные, а также не заверенные печатью банка.
Как следует из материалов дела, общество представило в пакете документов к заявлению по договору лизинга N 437МО-ЧСС/20/2011 от 17.01.2011 г. выписки банков, в которых имеются нарушения указанного требования к оформлению представляемых документов:
- в выписках Банка ВТБ (открытое акционерное общество) филиал ОАО Банк ВТБ в г. Краснодаре не указаны даты их выдачи, отсутствует нумерация страниц;
- в выписке Сочинского филиала ОАО "Банк Москвы" от 08.07.2013 г.
N К/0861 страницы не пронумерованы. Выписки данного банка за 20.06.2013 г. (от 20.06.2013 г.), за 19.04.2013 г. (от 19.04.2013 г.), за 25.03.2013 г. (от 25.03.2013 г.), за 20.02.2013 г. (от 20,02.2013 г.), за 20.12.2012 г. (11.02.2013 г.), за 21.06.2012 г. (от 21.06.2012 г.), за 20.07.2012 г. (от 20.07.2012 г.), за 20.08.2012 г. (от 20.08.2012 г.), за 20.09.2012 г. (от 20.09.2012 г.), за 19.04.2012 г. (от 19.04.2012 г.) отсутствуют печать данного банка. Выписка за 22.11.2012 г. (от 11.02.2013 г.) не сшита и не пронумерована.
Вместе с тем на выписках это же банка за 20.05.2013 г. (от 11.02.2013 г.), за 22.01.2013 г. (от 11.02.2013 г.), за 22.01.2013 г. (от 11.02.2013 г.), за 22.11.2012 г. (от 11.02.2013 г.) имеется печать и в соответствии с требованиями подпункта 2.2.1 Порядка субсидирования выписка банка от 08.07.2013 г. N К/0861 прошита;
выписки Краснодарского филиала ОАО "РосДорБанк" за 25.11.2011 г. (от 12.12.2012 г.), за 29.05.2012 г. (от 28.11.2012 г.), за 28.09.2011 г. (от 12.12.2012 г.), за 21:01.2011 г. (от 07.12.2011 г.), за 25.02.2011 г. (от 07.12.2012 г.), за 25.03.2011 г. (от 07.12.2012 г.), за 24.05.2011 г. (от 07.12.2012 г.) не прошиты, не пронумерованы.
выписка Банка ЗАО ЗЕНИТ Сочи не сшита и не пронумерована, отсутствует дата ее выдачи.
Кроме того, на всех выписках банков отсутствуют отметки о том, что подлинный документ находится в данной организации.
Ответчиком было пояснено в своем отзыве (исх. от 13.01.2014 г.
N 201-42/14-01-03/09), что аналогичные требования о предъявлении заверенных печатью банка выписок банка устанавливаются нормативными правовыми актами другими органами государственной власти Российской Федерации (Приказ Федеральной налоговой службы от 25 июля 2012 года N ММВ-7-2/519 "Об утверждении Порядка представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), об операциях на счетах (специальных банковских счетах), об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств по запросам налоговых органов на бумажном носителе, а также" соответствующих форм справок и выписки", Инструкция ЦБР от 2 апреля 2010 года N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций", Приказ Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 8 мая 2013 года N191 "Об утверждении Порядка оплаты стоимости проезда сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и членам их семей, а также выплаты денежной компенсации расходов, связанных с оплатой проезда, членам семей и родителям сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей", Приказ Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 23 августа 2012 года N 66 "О возмещении в Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), а также их личного имущества").
Указанным выше подпунктом 2.2.1 Порядка субсидирования установлено, что реестры платежных поручений по договору финансовой аренды (лизинга) оформляются согласно приложению N 4 к названному Порядку. В указанном приложении приводится форма реестра, которая подписывается руководителем и главным бухгалтером организации - заявителя, а также руководителем и главным бухгалтером организации - лизингодателя, и где указывается, что организация - лизингодатель подтверждает, что заявитель не имеет просроченной задолженности по договору лизинга.
Однако, представленные обществом реестры к заявлениям о предоставлении ему субсидий в целях возмещения части затрат по договорам лизинга оформлены таким образом, что все сведения, то есть перечень платежных поручений, подписи и печати руководителя и главного бухгалтера организации - заявителя идут подряд, а подписи руководителя и главного бухгалтера организации - лизингодателя, и информация где указывается, что организация - лизингодатель подтверждает, что заявитель не имеет просроченной задолженности по договору лизинга - на отдельном листе. Подобное оформление реестров, то есть, не прошитое и не пронумерованное, не позволяет определить, что организация - лизингодатель подтверждает именно ту информацию, которая изложена на предыдущих листах.
Учитывая то, что реестры оформлены подобным образом не в нескольких, а во всех 24 пакетах документов, суд апелляционной инстанции признает обоснованным довод ответчика о том, что истец, возможно, намеренно готовил реестры таким образом, чтобы впоследствии, то есть после подписания организацией - лизингодателем и до предоставления документов министерству, иметь возможность менять страницы с информацией, заполняемой обществом.
Являются необоснованными ссылки суда первой инстанции на то, что в письме ООО "РЕСО-Лизинг" от 14.01.2014 г. N И-01/79/14, с которым истцом были заключены договоры финансовой аренды (лизинга), имеются сведения об отсутствии задолженности у истца перед лизинговой компанией по договорам финансовой аренды (лизинга) по состоянию на 16.09.2014 г.
Данное письмо было получено ответчиком от лизинговой компании -ООО "РЕСО-Лизинг" 14.01.2014 г. Однако решение об отказе в предоставлении субсидии истцу было принято 16.09.2013 г.
Таким образом, на момент принятия решения ответчик не располагал сведениями об отсутствии задолженности по договорам финансовой аренды (лизинга).
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у министерства имелись основания к отказу обществу в предоставлении субсидий.
В соответствии с пунктом 2.5 Порядка субсидирования участник отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, которому отказано в предоставлении субсидий по основаниям, указанным в пункте 2.4 названного Порядка, имеет право повторно подать заявление после устранения (окончания действия) данных обстоятельств.
В судебном заседании судебная коллегия установила, что общество не воспользовалось своим правом на обращение за получением субсидии, после устранения замечаний министерства.
В связи с тем, что обществом не выполнены условия оказания поддержки, а также были представлены документы, содержащие недостоверные сведения и документы, а также документы, оформленные с нарушением требований, установленных законодательством и Порядком субсидирования, ненормативный правовой акт ответчика - приказ от 16 сентября 2013 года N 116 "Об отказе в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий обществу с ограниченной ответственностью "ЧерноморСтройСервис", является законным и обоснованным, не противоречит действующему законодательству, Порядку субсидирования.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 декабря 2014 года по делу А32-37519/2013.
Также в суде апелляционной инстанции представитель министерства дал суду пояснения относительно вопроса финансирования долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013-2017 годы", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4.06.2012 г. N 606 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013-2017 годы" за счет федерального бюджета, с разбивкой из краевого и федерального бюджетов.
В целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" между Министерством экономического развития Российской Федерации и администрацией Краснодарского края заключено соглашение N 099-МБ-13 от 25.09.2013 о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекту Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - соглашение о предоставлении субсидий).
Предметом данного соглашения является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету Краснодарского края на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 г. N 606 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013-2017 годы" долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013-2017 годы" (далее - Краевая целевая программа) в размере 576 102 800 рублей.
В рамках соглашения о предоставлении субсидий на реализацию мероприятия: субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства средства за счет федерального бюджета предусмотрены средства в размере 278 102 800,0 рублей.
Законом Краснодарского края от 11 декабря 2012 г. N 2615-КЗ "О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" на субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства в рамках Краевой целевой программы предусмотрено за счет средств краевого бюджета - 69 525 700 рублей, за счет средств федерального бюджета - 278 102 800 рублей.
В Краевой целевой программе данные средства отражены в Паспорте данной программы и Перечне программных мероприятий (раздел 3 Краевой целевой программы).
Платежным поручением N 897 от 30.09.2013 г. средства федерального бюджета в сумме 576 102 800 рублей перечислены на лицевой счет министерства в целях реализации министерством мероприятий, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий.
Министерством в рамках соглашения о предоставлении субсидий направлялось Справка-расчет на использование из федерального бюджета, представленной Краснодарскому краю на реализацию мероприятия государственной поддержки субъектом малого и среднего предпринимательства "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" (далее - Мероприятие) в соответствии с соглашением от 25 сентября 2013 г. N 099-МБ-13, по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 апреля 2011 г. N 176 "Об утверждении перечня, форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии" (далее - приказ Минэкономразвития РФ от 18.04.2011 г. N 176).
Согласно данной Справке-расчету по состоянию на 29 октября 2013 года средства краевого бюджета на финансирование Мероприятия фактически израсходованы в размере 69 525 700 рублей.
В соответствии с Законом Краснодарского края Закон Краснодарского края от 02 июля 2014 г. N 3002-К3 "Об исполнении краевого бюджета за 2013 год" объем средств освоенных за счет краевого бюджета - 69 525 700 рублей, за счет федерального бюджета - 267 459 697 рублей.
Суммарный объем принятых министерством в 2013 году приказов о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий по направлению субсидирования - возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства составляет за счет краевых средств -69525700 рублей, за счет федеральных средств - 267 459 697 рублей.
Средства федерального бюджета в размере 10 643 103 рубля не были освоены в связи с истечением срока, предусмотренного подпунктом 2.2.6 Порядка субсидирования.
Из представленных письменных пояснений министерства следует, что действие программы завершено, предоставление субсидий для поддержки малого и среднего предпринимательства по данной программе окончено. В этой связи, суд апелляционной инстанции считает необоснованным вывод суда первой инстанции о необходимости взыскания с Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края за счет средств казны краевого бюджета Краснодарского края в пользу ООО "ЧероморСтройСервис" 9999502 рубля в счет возмещения затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга) от 24.08.2010 г. N 172ДМО-ЧСС/01/2010, от 24.08.2010 г. N 173ДМО-ЧСС/02/2010, от 24.08.2010 г.
N 174ДМО-ЧСС/03/2010, от 24.08.2010 г. N 175ДМО-ЧСС/04/2010, от 27.08.2010 г.
N 189ДМО-ЧСС/05/2010, от 27.08.2010 г. N 190ДМО-ЧСС/06/2010, от 27.08.2010 г. N 191ДМО-ЧСС/07/2010; от 27.08.2010 г. N 192ДМО-ЧСС/08/2010; от 27.08.2010 г. N 193ДМО-ЧСС/09/2010; от 27.08.2010 г.
N 194ДМО-ЧСС/10/2010; от 26.10.2010 г. N 303ДМО-ЧСС/16/2010; от 26.10.2010 г.
N 305ДМО-ЧСС/18/2010; от 26.10.2010 г. N 306ДМО-ЧСС/19/2010; от 26.02.2010 г. N 307ДМО-ЧСС/20/2010; от 25.11.2010 г. N 403МО-ЧСС/12/2010; от 25.11.2010 г. N 404МО-ЧСС/13/2010; от 25.11.2010 г. N 405МО-ЧСС/14/2010; от 25.11.2010 г.
N 406МО-ЧСС/15/2010; от 17.12.2011 г. N 437МО-ЧСС/20/2011; от 17.12.2011 г.
N 438МО-ЧСС/21/2011, от 21.01.2011 г. N 439МО-ЧСС/22/2011, от 29.04.2011 г., N 484МО-ЧСС/25/2011, от 25.01.2011 г. N МФС/014/2011, от 22.07.2011 г.
N МФС/160/2011. В частности, согласно пункту 1 статьи 1, статьям 6, 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидии юридическим лицам из бюджета относится к бюджетным правоотношениям и является бюджетными ассигнованиями, под которыми понимается предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, то есть расходных обязательств, подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году.
Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, текущим финансовым годом является год, в котором осуществляется исполнение бюджета (статьи 6, 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Данные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации означают невозможность исполнения бюджета по расходам после 31 декабря в рамках бюджетных обязательств, существовавших в определенном финансовом году.
Спорные правоотношения касаются бюджетных обязательств, существовавших в 2013 году, и в настоящее время они прекратили свое действие. Источниками этих бюджетных обязательств являлись средства краевого бюджета, а также средства федерального бюджета, главным распорядителем которых являлось Минэкономразвития России, что следует из содержания паспорта и раздела 3 долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на 2013 - 2017 годы" (указаны отдельными строками "средства федерального бюджета"), а также из соглашения от 25.09.2013 г., заключенного между администрацией Краснодарского края и Минэкономразвития России.
Таким образом, суд первой инстанции возложил на казну Краснодарского края излишнее бремя расходов на выплату заявителю субсидии, бюджетными источниками формирования которой являлись средства и федерального, и краевого бюджета.
Кроме того согласно разъяснениям постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" судам при рассмотрении исков, предъявленных согласно статье 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
При удовлетворении указанных исков денежные средства взыскиваются за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ от 16 сентября 2013 года N 116 принят законно и обосновано, в соответствии с требованиями Порядка субсидирования и соответственно не противоречит Федеральному Закону N 209-ФЗ.
Доказательств невозможности обращения в министерство с заявлениями повторно, в порядке пункта 2.5 Порядка, либо объективных препятствий для этого, обществом в материалы дела не представлено.
Таким образом, общество не представило суду доказательств несоответствия оспариваемого им приказа действующему законодательству, нарушений влекущих в рассматриваемом случае нарушение прав и законных интересов в предпринимательской и иной экономической деятельности не допущено. Доказательств обратного в материалы дела также не представлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Как следует из материалов дела, обществом при подаче заявления в суде первой инстанции была уплачена государственная пошлина в размере 75031 рубль, что подтверждается платежным поручением от 19.11.2013 г. N 2408 на сумму 72031 рубль и платежным поручением от 10.12.2013 г. N 2538 на сумму 3000 рублей.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявления о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 2 000 рублей.
Первое требование является нематериальным и подлежит оплате государственной пошлиной в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 2 000 рублей.
Второе требование является материальным и подлежит оплате государственной пошлиной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 72997, 51 рублей.
На основании изложенного, государственная пошлина в размере 74997, 51 рублей по заявлению следует отнести на общество, как на сторону, не в пользу которой принят судебный акт.
При этом, общество не лишено права на возврат либо зачет излишне уплаченной государственной пошлины в размере 33,49 рублей в общем порядке по правилам статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при подаче в суд первой инстанции соответствующего заявления с нормативным и документальным обоснованием.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого приказа министерства не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2014 г. по делу N А32-39095/2013 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39095/2013
Истец: ООО "ЧЕРНОМОРСТРОЙСЕРВИС"
Ответчик: Минестерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности краснодарского края, министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края, министерство финансов Краснодарского края, Министерство экономического развития Российской Федерации
Третье лицо: Министерство финансов Краснодарского края