город Омск |
|
22 декабря 2014 г. |
Дело N А46-5203/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-12159/2014) департамента имущественных отношений Администрации города Омска, (регистрационный номер 08АП-12613/2014) департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска и (регистрационный номер 08АП-12159/2014) Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2014 по делу N А46-5203/2014 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КД-Стройсервис" (ИНН 5507231205, ОГРН 1125543033406) к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Администрации города Омска, обществу с ограниченной ответственностью "Фармакон", департаменту имущественных отношений Администрации города Омска,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью
"Феникс", Устяна Арарата Акоповича, о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, о признании недействительными ненормативных актов органов местного самоуправления, о признании недействительными договоров аренды и применении последствий их недействительности, об обязании организовать и провести торги,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации города Омска - Веселкова Ирина Анатольевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N Исх-АГ/24-4633 от 08.09.2014 сроком действия на один год;
от департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Лукьянова Наталья Михайловна, предъявлено удостоверение, по доверенности N Исх-ДИО/12396 от 12.08.2014 сроком действия на один год;
от департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Бусс Светлана Анатольевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 17 от 14.03.2014 сроком действия один год;
от общества с ограниченной ответственностью "КД-Стройсервис" - Будылина Татьяна Владимировна, предъявлен паспорт, по доверенности б/н от 23.04.2014 сроком действия три года;
от общества с ограниченной ответственностью "Фармакон" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "КД-Стройсервис" (далее - заявитель, общество, ООО "КД-Стройсервис") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, в котором просило:
- признать незаконным бездействие департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, выражающееся в несовершении действий, направленных на организацию и проведение торгов по продаже права заключения договора аренды земельного участка для строительства дневного стационара с диагностическим центром вблизи строения N 27 по ул. Почтовая в Центральном административном округе г. Омска;
-признать недействительным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 02.08.2013N 1871-р "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по улице Почтовая в Центральном административном округе города Омска";
-признать недействительным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 08.10.2013 N 2566-р "О предварительном согласовании места размещения дневного стационара с диагностическим центром по улице Почтовая в Центральном административном округе г. Омска";
-признать недействительным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 08.10.2013N 2567-р "О предварительном согласовании места размещения дневного стационара с диагностическим центром по улице Почтовая в Центральном административном округе г. Омска";
-признать недействительным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 08.10.2013 N 2568-р "О предварительном согласовании места размещения дневного стационара с диагностическим центром по улице Почтовая в Центральном административном округе г. Омска";
-в целях защиты нарушенных прав и законных интересов ООО "КД-Стройсервис" обязать департамент имущественных отношений Администрации города Омска в течение 40 календарных дней со дня вступления решения по делу в законную силу организовать и провести в порядке, установленном "Правилами организации проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков", утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808, торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства дневного стационара с диагностическим центром вблизи строения N 27 по ул. Почтовая в Центральном административном округе.
Определением Арбитражного суда Омской области от 05.08.2014 дело N А46-5203/2014 объединено в одно производство с делом NА46-10616/2014 по заявлению ООО "КД-Стройсервис" к Администрации города Омска о признании незаконным постановления Администрации г. Омска N 1426-п от 26.11.2013 "О предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Фармакон" земельных участков по улице Почтовая в Центральном административном округе города Омска", постановления Администрации г. Омска N 1427-п от 26.11.2013 "О предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Фармакон" земельных участков по улице Почтовая в Центральном административном округе города Омска", а также с делом А46-10617/2014 по исковому заявлению к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, обществу с ограниченной ответственностью "Фармакон" о признании недействительными (ничтожными) договоров аренды земельных участков N Д-Ц-31-10399, N Д-Ц-31-10400, N Д-Ц-31-10404, заключенных 26.12.2013, применении последствий недействительности ничтожных сделок.
В последующем, связи с объединением дел в одно производство, ООО "КД-Стройсервис" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования и просило:
1) признать незаконным бездействие департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, выражающееся в несовершении действий, направленных на организацию и проведение торгов по продаже права заключения договора аренды земельного участка для строительства дневного стационара с диагностическим центром вблизи строения N 27 по ул. Почтовая в Центральном административном округе г. Омска;
2) признать недействительным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 02.08.2013 N 1871-р "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по улице Почтовая в Центральном административном округе города Омска";
3) признать недействительным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 08.10.2013 N 2566-р "О предварительном согласовании места размещения дневного стационара с диагностическим центром по улице Почтовая в Центральном административном округе г. Омска";
4) признать недействительным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 08.10.2013 N 2567-р "О предварительном согласовании места размещения дневного стационара с диагностическим центром по улице Почтовая в Центральном административном округе г. Омска";
5) признать недействительным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 08.10.2013 N 2568-р "О предварительном согласовании места размещения дневного стационара с диагностическим центром по улице Почтовая в Центральном административном округе г. Омска";
6) Признать недействительными:
-постановление Администрации г. Омска N 1426-п от 26.11.2013 "О предоставлении в аренду ООО "Фармакон" земельных участков по ул. Почтовая в ЦАО г. Омска";
-постановление Администрации г. Омска N 1427-п от 26.11.2013 "О предоставлении в аренду ООО "Фармакон" земельных участков по ул. Почтовая в ЦАО г. Омска".
7) Признать недействительными (ничтожными):
-договор N Д-Ц-31-10404 аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090107:6746, заключенный 26.12.2013 между Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска и ООО "Фармакон";
-договор N Д-Ц-31-10400 аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090107:6747, заключенный 26.12.2013 между Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска и ООО "Фармакон";
-договор N Д-Ц-31-10399 аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090107:6748, заключенный 26.12.2013 между Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска и ООО "Фармакон".
8) Применить последствия недействительности ничтожных сделок, обязав ООО "Фармакон" в пятидневный срок со дня вступления решения по делу в законную силу возвратить земельные участки кадастровыми номерами 55:36:090107:6746, 55:36:090107:6747, 55:36:090107:6748 в собственность муниципального образования городской округ г. Омск, передав их Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска.
9) в целях защиты нарушенных прав и законных интересов ООО "КД-Стройсервис" обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Омскав течение 40 календарных дней со дня вступления решения по делу в законную силу организовать и провести в порядке, установленном "Правилами организации проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808, торги по продаже права на заключение договора аренды земельных участков для строительства дневного стационара с диагностическим центром:
-площадью 204 кв.м, местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 20 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, ЦАО, ул. Почтовая, д. 27, кадастровый номер земельного участка 55:36:090107:6746;
-площадью 427 кв.м, местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 25 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, ЦАО, ул. Почтовая, д. 27, кадастровый номер земельного участка 55:36:090107:6747;
-площадью 366 кв.м, местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 30 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, ЦАО, ул. Почтовая, д. 27, кадастровый номер земельного участка 55:36:090107:6748.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.09.2014 по делу N А46-5203/2014 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление спорных земельных участков в аренду возможно только после проведения торгов.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2014 по делу N А46-5203/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества, ссылаясь на то, что заявитель не является лицом, права и законные интересы которого нарушены фактом предоставления спорных земельных участков ООО "Фармакон". Также Администрация указывает на то, что заявление Общества поступило в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска 15.08.2013, то есть после начала процедуры выбора земельного участка по заявлению ООО "Фармакон".
Также с апелляционной жалобой в апелляционный суд обратился департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, который просит решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2014 по делу N А46-5203/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества, ссылаясь на то, что заявление Общества поступило в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска 15.08.2013, то есть после начала процедуры выбора земельного участка по заявлению ООО "Фармакон".
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в апелляционной жалобе также просит решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2014 по делу N А46-5203/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества, ссылаясь на то, что заявление Общества поступило в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска 15.08.2013, то есть после начала процедуры выбора земельного участка по заявлению ООО "Фармакон".
Представители Администрации города Омска, департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска и департамента имущественных отношений Администрации города Омска в судебном заседании поддержали требования, изложенные в апелляционных жалобах.
Представитель ООО "КД-Стройсервис" в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционные жалобы, просила оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ООО "Фармакон" и Устян Арарат Акопович, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания и письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционные жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, отзыв, установил следующие обстоятельства.
16.05.2013 ООО "Фармакон" обратилось в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков в кадастровом квартале 55:36:090107 под номерами :1538, :1539, :1541, :1544, общей площадью 1953 кв.м, под строительство "дневного стационара с диагностическим центром".
28.05.2013 ООО "Фармакон" обратилось в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о выборе земельных участков в кадастровом квартале 55:36:090107 под номерами :1539, :1541, :1544 для строительства дневного стационара с диагностическим центром по улице Почтовая в городе Омске. Указанную заявку ООО "Фармакон" просило рассматривать взамен заявки от 16.05.2013.
07.06.2013 Комиссией по градостроительству и землепользованию на территории города Омска рассмотрен вопрос о возможности предоставления указанного земельного участка для строительства.
25.07.2013 в газете "Третья столица" N 36 была опубликована информация департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о предоставлении земельного участка для строительства дневного стационара с диагностическим центром вблизи строения N 27 по ул. Почтовая в Центральном административном округе г. Омска.
02.08.2013 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска издано распоряжение N 1871-р "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по улице Почтовая в Центральном административном округе города Омска", которым была утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории для строительства дневного стационара с диагностическим центром в 20-30 м по направлению на север и северо-запад относительно здания N 27 по улице Почтовая в Центральном административном округе г. Омска:
-ориентировочной площадью 204 кв.м из земель, государственная собственность на которые не разграничена;
-ориентировочной площадью 366 кв.м из земельного участка муниципального образования город Омск;
-ориентировочной площадью 427 кв.м из земельного участка муниципального образования город Омск.
08.08.2013 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска изданы распоряжения N N 2566-р, 2567-р и 2568-р "О предварительном согласовании места размещения дневного стационара с диагностическим центром по улице Почтовая в Центральном административном округе г. Омска", которыми:
-утверждены акты о выборе земельных участков для строительства дневного стационара с диагностическим центром в 20-30 м по направлению на север и северо-запад относительно здания N 27 по улице Почтовая в Центральном административном округе г. Омска;
-предварительно согласовано место размещения дневного стационара с диагностическим центром в 20-30 м по направлению на север и северо-запад относительно здания N 27 по улице Почтовая в Центральном административном округе г. Омска согласно схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории (участки 1, 2 и 3), утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 02.08.2013N 1871-р "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по улице Почтовая в Центральном административном округе города Омска".
15.08.2013 ООО "КД-Стройсервис" направило в адрес департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска заявление (N 32 от 14.08.2013) о предоставлении указанного участка в аренду. При наличии аналогичных обращений со стороны других юридических лиц ООО "КД-Стройсервис" просило подготовить соответствующие документы и организовать проведение аукциона.
12.09.2013 Департаментом в адрес заявителя был направлен ответ (исх. N 09/10609 от 12.09.2013), в котором было указано на принятие заявления к сведению и разъяснен порядок размещения информации о проведении аукционов.
07.11.2013 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области осуществлен государственный кадастровый учет вновь образуемого земельного участка площадью 366 кв.м, для строительства дневного стационара с диагностическим центром с присвоением кадастрового номера 55:36:090107:1648 (предыдущий номер 55:36:090107:1541).
08.11.2013 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области осуществлен государственный кадастровый учет вновь образуемых земельных участков площадью 427 кв.м, 204 кв.м для строительства дневного стационара с диагностическим центром с присвоением кадастровых номеров 55:36:090107:1647, 55:36:090107:6746 соответственно (предыдущие номера 55:36:090107:1541, 55:36:090107:1539).
26.11.2013 Администрацией города Омска вынесено постановление N 1426-п "О предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Фармакон" земельных участков по улице Почтовая в Центральном административном округе города Омска", которым ООО "Фармакон" в аренду сроком на три года предоставлены земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов:
-с кадастровым номером 55:36:090107:6747, площадью 427 кв. м, для строительства дневного стационара с диагностическим центром; местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 25 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица Почтовая, дом 27;
-с кадастровым номером 55:36:090107:6748, площадью 366 кв. м, для строительства дневного стационара с диагностическим центром; местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 30 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица Почтовая, дом 27.
26.11.2013 Администрацией города Омска вынесено постановление N 1427-п "О предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Фармакон" земельного участка по улице Почтовая в Центральном административном округе города Омска", которым ООО "Фармакон" в аренду сроком на три года земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:090107:6746, площадью 204 кв.м, для строительства дневного стационара с диагностическим центром; местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 20 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица Почтовая, дом 27.
09.12.2013 департамент имущественных отношений Администрации города Омска (Арендодатель) заключил с ООО "Фармакон" (Арендатор) договоры аренды земельных участков:
-N Д-Ц-31-10404, по условиям которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду сроком на 3 года, земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, расположенный в городе Омске, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 204 кв. м, границы участка обозначены в кадастровом паспорте, прилагаемом к настоящему договору и являющемуся его неотъемлемой частью, кадастровый номер участка: 55:36:090107:6746, местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, участок находится примерно в 20 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, ЦАО, ул. Почтовая, д. 27, цель использования участка: для строительства дневного стационара с диагностическим центром, разрешенное использование участка: для строительства дневного стационара с диагностическим центром;
-N Д-Ц-31-10400, по условиям которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду сроком на 3 года, земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, расположенный в городе Омске, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 427 кв. м, именуемый в дальнейшем участок, границы участка обозначены в кадастровом паспорте, прилагаемом к настоящему договору и являющемуся его неотъемлемой частью, кадастровый номер участка: 55:36:090107:6747, местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Участок находится примерно в 25 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, ЦАО, ул. Почтовая, д. 27, цель использования участка: для строительства дневного стационара с диагностическим центром, разрешенное использование участка: для строительства дневного стационара с диагностическим центром;
-N Д-Ц-31-10399, по условиям которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду сроком на 3 года, земельный участок, находящегося в муниципальной собственности, расположенный в городе Омске, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 366 кв. м, границы участка обозначены в кадастровом паспорте, прилагаемом к настоящему договору и являющемуся его неотъемлемой частью, кадастровый номер участка: 55:36:090107:6748, местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Участок находится примерно в 30 м от ориентира по направлению на север, почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, ЦАО, ул. Почтовая д. 27, цель использования участка: для строительства дневного стационара с диагностическим центром, разрешенное использование участка: для строительства дневного стационара с диагностическим центром.
Указанные договоры аренды 26.12.2013 зарегистрированы в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
13.02.2014, в связи с длительным отсутствием информации о проведении аукционов, ООО "КД-Стройсервис" направило в адрес прокурора г. Омска заявление о наличии нарушений земельного законодательства при предоставлении вышеуказанных земельных участков в аренду.
18.02.2014 первый заместитель прокурора г. Омска в ответе на обращение ООО "КД-Стройсервис" указал на наличие выявленных при проведении проверки в департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска нарушений земельного законодательства при рассмотрении заявок о предоставлении земельного участка для строительства.
Ознакомившись 26.03.2014 с материалами надзорного производства N 103ж 2014, ООО "КД-Стройсервис" установило, что по результатам вышеуказанной публикации в газете "Третья столица" N 36 от 25.07.2013 заинтересованному лицу поступило несколько заявлений (от заявителя и третьих лиц: ООО "Фармакон", ООО "Феникс" и Устян А.А).
Полагая, что органом местного самоуправления нарушен порядок предоставления земельных участков, ООО "КД-Стройсервис" обратилось в Арбитражный суд Омской области с указанными выше требованиями.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.09.2014 по делу N А46-5203/2014 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Означенное решение обжалуется в суд апелляционной инстанции Администрацией города Омска, департаментом имущественных отношений Администрации города Омска, департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов (на торгах);
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (без проведения торгов).
Порядок выбора земельных участков для строительства регламентирован положениями статьи 31 ЗК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка, не находящегося на государственном кадастровом учете, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося на государственном кадастровом учете, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом, т.е. путем:
- проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
- подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
По смыслу пунктов 4, 6 статьи 30 ЗК РФ в их совокупном толковании с пунктом 1 статьи 38 ЗК РФ в случаях, когда земельный участок сформирован, прошел кадастровый учет и свободен от прав третьих лиц, его предоставление для целей строительства допускается исключительно путем проведения торгов.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.05.2013 ООО "Фармакон" обратилось в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков в кадастровом квартале 55:36:090107 под номерами :1538, :1539, :1541, :1544, общей площадью 1953 кв.м, под строительство "дневного стационара с диагностическим центром".
28.05.2013 ООО "Фармакон" обратилось в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о выборе земельных участков в кадастровом квартале 55:36:090107 под номерами :1539, :1541, :1544 для строительства дневного стационара с диагностическим центром по улице Почтовая в городе Омске. Указанную заявку ООО "Фармакон" просило рассматривать взамен заявки от 16.05.2013.
Следовательно, в данном случае ООО "Фармакон" просило обеспечить выбор земельных участков, которые уже были сформированы и стояли на кадастровом учете, что в силу положений пункта 6 статьи 30 ЗК РФ влечет невозможность предоставления земельных участков в порядке статьи 31 ЗК РФ, то есть без проведения торгов.
В соответствии с подпунктами 6, 7 пункта 20 раздела III Положения "О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска", утвержденного Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452, департамент имущественных отношений Администрации города Омска:
- является организатором торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена;
- выполняет функции продавца земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, а также прав на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена.
Кроме того, в рассматриваемом случае ООО "КД-Стройсервис" обратилось в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду после опубликования информации о возможном предоставлении участка для целей строительства.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса, предусматривающего обязательное публичное информирование населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
В любом случае, вне зависимости от процедуры предоставления земельного участка (с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов) при наличии нескольких заявок предоставление его в аренду возможно только посредством проведения торгов.
Как верно указал суд первой инстанции, аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 4224/10 от 14.09.2010, согласно которой Земельный кодекс РФ не ограничивает существование права на обращение с заявлением о выборе земельного участка во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов. В ситуации, когда на предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта претендуют нескольких лиц, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что действующим законодательством не предусмотрен срок, в течение которого орган местного самоуправления должен объявить аукцион на земельный участок с момента получения заявок и, соответственно, провести его.
В данном случае Общество 15.08.2013 направило в адрес департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска заявление (N 32 от 14.08.2013) о предоставлении указанного участка в аренду. На указанное обращение 12.09.2013 Департаментом в адрес заявителя был направлен ответ (исх. N 09/10609 от 12.09.2013), в котором было указано на принятие заявления к сведению и разъяснен порядок размещения информации о проведении аукционов.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, вместе с тем, с момента поступления вышеуказанной заявки до даты вынесения решения арбитражным судом, прошло более одного года, тогда как органом местного самоуправления, в нарушений требований земельного законодательства, не принято решение об организации и проведения торгов на право заключения договора аренды.
Более того, вышеуказанными распорядительными актами спорные земельные участки предоставлены в аренду без торгов ООО "Фармакон"
Таким образом, учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что бездействие Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, выражающееся в несовершении действий, направленных на организацию и проведение торгов по продаже права заключения договора аренды земельного участка для строительства дневного стационара с диагностическим центром вблизи строения N 27 по ул. Почтовая в Центральном административном округе г. Омска, и ненормативные правовые акты органа местного самоуправления, не соответствуют положениям пункта 6 статьи 30 ЗК РФ и нарушают права ООО "КД-Стройсервис" в сфере предпринимательской деятельности, требования истца в данной части являются обоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу статьи 166 ГК РФ сделка, являющаяся ничтожной, недействительна независимо от признания ее таковой судом.
Как разъяснено в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", споры по требованиям о признании недействительной ничтожной сделки подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица, поскольку Кодекс не исключает возможность предъявления таких исков. Лицо, не участвовавшее в договоре, но заявившее иск о признании договора недействительным, должно доказать, что у него имеется свой материально-правовой интерес в удовлетворении иска, указать, какие его права или охраняемые законом интересы нарушены или оспариваются лицами, к которым предъявлен иск, а также каким образом эти права и интересы будут восстановлены в случае реализации выбранного способа судебной защиты.
В данном случае, исходя из оснований недействительности спорных договоров, а именно нарушение порядка предоставления спорного земельного участка в аренду, призванного обеспечить в том числе, возможность участия иных лиц, желающих приобрести права на спорный земельный участок, ООО "КД-Стройсервис" правомерно признано судом первой инстанции заинтересованным лицом.
При таких обстоятельствах, довод апелляционных жалоб о том, что в данном случае факт предоставления ООО "Фармакон" спорных земельных участков не нарушает права и законные интересы Общества, является необоснованным.
Как правильно указал суд первой инстанции, нарушение порядка предоставления земельного участка в аренду для строительства влечет недействительность (ничтожность) договоров, заключенных между департаментом имущественных отношений Администрации города Омска и ООО "Фармакон".
Учитывая, что основанием для заключения оспариваемых договоров аренды явились решения органа местного самоуправления, принятые с нарушением требований земельного законодательства, суд первой инстанции правомерно признал недействительными (ничтожными) договоры аренды земельных участков, заключенные 09.12.2013 между департаментом имущественных отношений Администрации города Омска (Арендодатель) и ООО "Фармакон" (Арендатор).
В соответствии с частью 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Учитывая недействительность (ничтожность) договоров аренды от 09.12.2013 N Д-Ц-31-10404, N Д-Ц-31-10400, N Д-Ц-31-10399 суд первой инстанции правомерно обязал ООО "Фармакон" в пятидневный срок со дня вступления решения по делу N А46-5203/2014 в законную силу возвратить земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090107:6746, 55:36:090107:6747, 55:36:090107:6748 в собственность муниципального образования городской округ город Омск, передав их департаменту имущественных отношений Администрации города Омска.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателями жалоб не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своих позиции, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Доводы подателей жалоб не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как органы местного самоуправления, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционные жалобы оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2014 по делу N А46-5203/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5203/2014
Истец: ООО "КД-Стройсервис"
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, ООО "Фармакон", ООО "Феникс", Устян Арарат Акопович