г. Саратов |
|
29 декабря 2014 г. |
Дело N А12-32808/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Акимовой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Качаевой Е.А.,
при участии в судебном заседании представителя муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" Фарафонова А.В., действующего по доверенности от 15.10.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" (403114, Волгоградская область, г. Урюпинск, пер. Л. Толстого, д. 32, ОГРН 1023405764909, ИНН 3438000232)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 ноября 2014 года по делу N А12-32808/2014, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Романов С.П.)
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" (403114, Волгоградская область, г. Урюпинск, пер. Л.Толстого, д. 32, ОГРН 1023405764909, ИНН 3438000232)
к комитету тарифного регулирования Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. Рокоссовского, 62, ОГРН 1063444056048, ИНН 3444134770)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось муниципальное унитарное предприятие "Водопроводно-канализационное хозяйство" (далее - заявитель, МУП "Водоканал") с заявлением о признании незаконным и отмене постановления комитета тарифного регулирования Волгоградской области (далее - комитет, административный орган, управление) от 19.08.2014 N 03-05/14-266 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда от 05.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУП "Водоканал" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Административный орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Комитет явку представителя в судебное заседание не обеспечил. О месте и времени рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлением о вручении почтового отправления N 410031 77 90503 8. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 29 ноября 2014 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. Комитетом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Судом ходатайство удовлетворено. В соответствии счастью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что обжалованное решение подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Как видно из материалов дела, в период с 01 июля 2014 года по 28 июля 2014 года на основании приказа от 10.06.2014 N 14/110-кт (т.1 л.д.70-71) административным органом проведена плановая документарная проверка соблюдения МУП "Водоканал" требований законодательства о ценообразовании при применении тарифов на коммунальные услуги.
В ходе проверки комитетом установлено, что МУП "Водоканал" допущены нарушения Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 N 6 и Порядка опубликования информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, организациями осуществляющими водоснабжение и водоотведение, организациями коммунального комплекса, утверждённого постановлением министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 31.07.2013 N 38/7, а именно: информация, предусмотренная пунктом 36 о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере водоотведения, пунктом 44 об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, содержит сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров, оказания регулируемых услуг, в том числе договоров о подключении к централизованной системе водоотведения и пунктом 45 о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе водоотведения постановления N 6 (шаблон JKH.OPEN.INFO.PRICE.VO) раскрыта 25 июля 2014 года с нарушением установленного срока 12 января 2014 года, публикация просрочена на 195 дней.
По результатам проверки комитетом составлен акт от 28.07.2014 N 03-05/14-122 (т.1 л.д.74-82).
Административный орган квалифицировал допущенное нарушение по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как несоблюдение сроков раскрытия информации в сфере водоотведения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
07 августа 2014 года при участии представителя заявителя Белоусова Н.А., действующего по доверенности от 06.08.2014, составлен протокол N 03-05/14-266 об административном правонарушении, которым зафиксировано допущенное правонарушение (т.1 л.д.90-92).
19 августа 2014 года при участии законного представителя заявителя Денисова А.Н. административным органом вынесено постановление N 03-05/14-266 о привлечении МУП "Водоканал" к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей (т.1 л.д.10-15).
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием об его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и проанализировав нормы материального и процессуального права, пришёл к выводу об отсутствии в действиях МУП "Водоканал" состава вменённого административного правонарушения в связи с недоказанностью в его действиях вины, что является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Согласно части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм её предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьёй 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся осуществление контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно статье 34 Федерального закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение обязаны раскрывать информацию в соответствии с утверждёнными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Раскрытие информации регулируемыми организациями в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 N 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N6).
Постановлением министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 31.07.2013 N 38/7 "Об утверждении порядка опубликования информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение, организациями коммунального комплекса" установлены формы раскрытия информации в формате шаблонов федеральной государственной информационной системы Единая информационная аналитическая система "ФСТ-РЭК-субъекты регулирования" (далее - ЕИАС ФСТ), размещённые на официальном сайте комитета тарифного регулирования Волгоградской области в сети Интернет http://urt.volganet.ru в разделе "Стандарты раскрытия информации", а также утверждён Порядок опубликования информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение, организациями коммунального комплекса.
Постановлением Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 12.01.2012 N 2/2 "Об установлении тарифов на холодную воду (питьевая вода), водоотведение и очистку сточных вод для потребителей МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" городского округа город Урюпинск Волгоградской области" и постановлением комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 13.12.2013 N 60/41 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для потребителей МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" городского округа город Урюпинск Волгоградской области" установлены тарифы на холодную воду (питьевая вода), водоотведение для потребителей городского округа город Урюпинск Волгоградской области.
В соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 06.02.2014 N 32-п "Об утверждении Положения о комитете тарифного регулирования Волгоградской области", комитет является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.
В ходе проверки комитетом установлено, что МУП "Водоканал" допущены нарушения Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 N 6 и Порядка опубликования информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, организациями осуществляющими водоснабжение и водоотведение, организациями коммунального комплекса, утверждённого постановлением министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 31.07.2013 N 38/7, а именно: информация, предусмотренная пунктом 36 о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере водоотведения, пунктом 44 об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, содержит сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров, оказания регулируемых услуг, в том числе договоров о подключении к централизованной системе водоотведения и пунктом 45 о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе водоотведения постановления N 6 (шаблон JKH.OPEN.INFO.PRICE.VO) раскрыта 25 июля 2014 года с нарушением установленного срока 12 января 2014 года, публикация просрочена на 195 дней.
Согласно пункту 48 Постановления N 6 информация, указанная в пунктах 36, 44 и 45 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования.
Таким образом, с учётом даты публикации постановления комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 13.12.2013 N 60/41 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для потребителей МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" городского округа город Урюпинск Волгоградской области", информация, предусмотренная пунктами 36, 44 и 45 Постановления N 6 подлежала публикации не позднее 12 января 2014 года. Административный орган пришёл к выводу о том что, фактически вышеуказанные сведения опубликованы лишь 25 июля 2014 года.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из письма, полученного из службы сопровождения ЕИАС ФСТ, указанная информация раскрыта МУП "Водоканал" первоначально 13 января 2014 года. Всего было прислано две формы JKH.OPEN.INFO.PRICE.VO, одна форма прислана 13 января 2014 года в 11 часов 49 минут, другая 25 июля 2014 года в 12 часов 35 минут. Первоначально представленная форма от 13.01.2014 после обновления инфраструктуры обработки на сайте отправлена специалистом на повторную обработку 10 апреля 2014 года в 16 часов 35 минут. 25 июля 2014 года отправлена ещё одна форма. Портал организован так, что на нём отражается последняя принятая форма (т.1 л.д.19-20).
Поскольку постановлением комитета тарифного регулирования Волгоградской области N 60/41 для потребителей МУП "Водоканал" тарифы на водоотведение установлены 13 декабря 2013 года, срок раскрытия информации о тарифах на регулируемы товары (услуги) в сфере водоотведения истекал 12 января 2014 года, который являлся выходным днём. В силу статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, последним днём для соблюдения пункта 48 Стандартов следует рассматривать 13 января 2014, то есть когда и были направлены МУП "Водоканал" необходимые сведения посредством ЕИАС ФСТ.
Из письма, полученного из службы сопровождения ЕИАС ФСТ следует, что 13 января 2014 года файл JKH.OPEN.INFO.PRICE.VO направлен на портал ЕИАС, принят регулятором на портале, валидирован и загружен.
Таким образом, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что вина МУП "Водоканал" в совершении вменённого правонарушения административным органом не доказана.
В соответствии с требованиями статей 1.5. и 1.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании статьи 26.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях виновность лица в совершении административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 Постановления Пленума от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
В нарушение части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган не представил доказательств, подтвердивших виновность заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комитет необоснованно привлёк заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции. Апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.11.2014 по делу N А12-32808/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление комитета тарифного регулирования Волгоградской области (г. Волгоград) от 19.08.2014 по делу N 03-05/14-266 о муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" (Волгоградская область, г.Урюпинск) к административной ответственности части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Судья |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-32808/2014
Истец: МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство"
Ответчик: КОМИТЕТ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ