г. Воронеж |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А64-1183/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.12.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Протасова А.И., Миронцевой Н.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ТЭКО-Сервис":
от Управления антимонопольной службы по Тамбовской области (ОГРН 1026801156172):
от Администрации г. Тамбова (ОГРН 1056882343352):
от Жилищного кооператив "Западный"
от ООО "УК Содружество":
от ООО "ЖилТехСервис":
от ООЗПП "Голос потребителя":
от Председателя Совета Многоквартирных домов N 33 и N 35- Ковергиной Л.А.:
от ООО "Экоаудит и инновации": |
Герасимов Р.А., представитель по доверенности N б/н от 05.06.2014;
Мазаева С.В., представитель по доверенности N 13-д от 21.03.2014;
Пальгов Д.О., представитель по доверенности N 2-40-2761/13 от 19.12.2013;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Тамбова и общества с ограниченной ответственностью "ТЭКО-Сервис" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.07.2014 по делу N А64-1183/2014 (судья Малина Е.В.), по заявлению Администрации г. Тамбова (ОГРН 1056882343352) к Управлению антимонопольной службы по Тамбовской области (ОГРН 1026801156172), о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области и предписания по делу N А2-14/13 от 12.02.2014 г.,
третьи лица: Жилищный кооператив "Западный", ООО "ТЭКО-Сервис", ООО "УК Содружество", ООО "ЖилТехСервис", ООЗПП "Голос потребителя", Председатель Совета Многоквартирных домов N 33 и N 35- Ковергина Л.А., ООО "Экоаудит и инновации",
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Тамбова (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС по Тамбовской области) по делу N А2-14/13 от 12.02.2014.
Определением от 09.04.2014 дело N А64-1182/2014, в рамках которого рассматривалось требование о признании недействительным предписания УФАС по тамбовской области от 12.02.2014 N А4-14/13, принятого на основании оспариваемого в деле N А64-1183/2014 решения от 12.02.2014 по делу N А4-14/13 о нарушении антимонопольного законодательства, объединены в одно производство для совместного рассмотрения с делом N А64-1183/2014, объединенному производству присвоен номер А64-1183/2014.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жилищный кооператив "Западный", ООО "ТЭКО-Сервис", ООО "УК Содружество", ООО "ЖилТехСервис", ООЗПП "Голос потребителя", Председатель Совета Многоквартирных домов N 33 и N 35- Ковергина Л.А., ООО "Экоаудит и инновации" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт, указывая, что:
- в соответствие с СанПиН 42-128-4690-88, утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, а именно: пунктом 6.2 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что исполкомами городских (районных) советов утверждаются нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год;
- необоснованно ставя под сомнение проведенную экспертизу, антимонопольный орган не воспользовался, предусмотренным пунктом 4 статьи 42 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона N 135-ФЗ), правом привлечь к рассмотрению дела экспертов и провести соответствующую экспертизу с целью определения объективных норм накопления твердых бытовых отходов в г. Тамбове;
- участие ООО "ТЭКО-Сервис" в финансировании экспертизы не свидетельствует, что она была проведена в интересах этой организации. Тем более, доказательства недостоверности проведенной экспертизы отсутствуют;
- законодательство РФ не запрещает рекомендательный характер каких-либо норм и не регулирует вопрос об установлении данных норм в какой-либо форме;
- постановление Администрации г. Тамбова от 28.06.2013 N 5490 "О введении в действие рекомендуемых норм накопления и твердых бытовых отходов для жилищного фонда" носит рекомендательный (информационный) характер, данное постановление необходимо для организации Администрацией работы в рамках своих полномочий по вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО) с территории муниципального образования город Тамбов.
ООО "ТЭКО-Сервис" также обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы третье лицо указывает, что:
- судом первой инстанции сделан необоснованный вывод, что спорным постановлением Администрацией были установлены, а не рекомендованы нормы накопления ТБО. Данный вывод суда прямо противоречит содержанию спорного постановления, буквальное содержание которого не позволяет говорить об утверждении или установлении норм накопления ТБО;
- спорное постановление не является нормативным правовым актом;
- выводы о том, что спорное постановление приводит или может привести к ограничению, недопущению и устранению конкуренции на рынке услуг по транспортировке (вывозу) твердых бытовых отходов города Тамбова и услуг по управлению многоквартирными домами, являются неподтвержденными соответствующими доказательствами.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал доводы своей апелляционной жалобы, полагая решение суда незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, просил суд отменить его полностью и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "ТЭКО-Сервис" поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил суд ее удовлетворить, решение суда области отменить как незаконное и необоснованное.
Представитель УФАС по Тамбовской области с доводами апелляционных жалоб не согласился, считая решение суда области законным и обоснованным, а доводы апелляционных жалоб несостоятельными по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционные жалобы, просил суд оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представители Жилищного кооператива "Западный", ООО "УК Содружество", ООО "ЖилТехСервис", ООЗПП "Голос потребителя", Председателя Совета Многоквартирных домов N 33 и N 35- Ковергиной Л.А., ООО "Экоаудит и инновации" в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
В порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Судебное заседание откладывалось 15.10.2014, 12.11.2014.
В судебном заседании 10.12.2014 был объявлен перерыв до 17.12.2014.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав правовую позицию лиц, участвующих в деле, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее:
В УФАС по Тамбовской области поступили заявления председателей Жилищного кооператива "Западный" и Совета многоквартирного дома N 33 и N 35 по Б.Энтузиастов г.Тамбова с жалобами на увеличение стоимости услуг по вывозу ТБО, оказываемых ООО "ТЭКО-Сервис", в связи с принятием постановления Администрации г.Тамбова от 28.06.2013 N5490.
По данному обращению антимонопольным органом было возбуждено дело в отношении Администрации в связи с наличием признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ в действиях Администрации по принятию постановления от 28.06.2013 N 5490 "О введении в действие рекомендуемых норм накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда".
Для участия в деле в качестве заявителя были привлечены председатель Совета многоквартирных домов N 33 и N 35 по Б.Энтузиастов г.Тамбова, в качестве заинтересованных лиц: ООО "УК "Содружество", ООО "ЖилТехСервис" и Общественная организация защиты прав потребителей "Голос потребителя".
В процессе рассмотрения дела антимонопольный орган установил, что постановлением от 28.06.2013 N 5490 "О введении в действие рекомендуемых норм накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда", Администрация рекомендовала юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, применять нормы накопления твердых бытовых отходов для населения, проживающего в жилищном фонде, согласно приложению к данному постановлению.
В приложении к постановлению Администрации указаны нормы накопления твердых бытовых отходов для населения, проживающего в жилищном фонде: Многоквартирный жилищный фонд: на 1 кв.м. в год -норма накопления - 0,1256 куб.м.; на 1 кв.м. в месяц - 0,0105 куб.м., для индивидуального жилищного фонда - на 1 кв.м. в год -норма накопления - 0,1573 куб.м.; на 1 кв.м. в месяц - 0,0131 куб.м., на 1 чел. в год - 3.45 куб.м., в месяц - 0,2875 куб.м. Данное постановление принято Администрацией в соответствии с ФЗ от 06.10.03 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), Санитарными правилами нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", Уставом г. Тамбова", в целях надлежащего санитарно-эпидемиологического состояния городских территорий, организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, а также их учета и контроля, по результатам проведенной экспертизы.
В процессе рассмотрения дела в антимонопольном органе председатель ЖК "Западный" сообщил, что ООО "ТЭКО-Сервис", руководствуясь постановлением администрации г. Тамбова от 28.06.2013 N 5490 "О проведении в действие рекомендуемых норм накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда", с 01.08.2013 настаивает на заключении договоров на вывоз ТБО и вывоз крупногабаритных отходов (далее - КГО) на новых условиях (в договоре на вывоз ТБО увеличивается объем вывоза отходов с 17,07 мЗ (июль 2013 года) до 22,50мЗ (с 01 августа 2013). Это влечет увеличение расходов ЖК "Западный" на 26,18 % по сравнению с июлем 2013 года, так же увеличивается и объем вывоза КГО с 3,19 мЗ - июль 2013 года до 5,7 мЗ - август 2013 года, т.е. рост вывозимого объема КГО составил 78,68 %. Такое увеличение тарифов противоречит действующему законодательству, из которого следует, что с июля 2013 года тарифы могут увеличиться не более, чем на 12 %.
Председатель Совета многоквартирного дома N 33 и N 35 по Б. Энтузиастов г. Тамбова на рассмотрениях дела указал, что управляющая организация многоквартирными домами NN 33,35 по б. Энтузиастов г. Тамбова - ООО "Жилтехсервис" направило собственникам помещений данных домов дополнительные соглашения к договорам управления, в которых предложило установить размер стоимости услуги по вывозу ТБО и КГО, указанных в постановлении администрации г. Тамбова от 28.06.2013 N 5490. Это связано с тем, что ООО "ТЭКО-Сервис" применило нормы накопления ТБО для населения, проживающего в жилом фонде г. Тамбова, установленные в указанном постановлении администрации, и безоговорочно предложило ООО "ЖилТехСервис" изменить условия договора. В результате, стоимость услуги по вывозу ТБО значительно возросла. Собственники не согласны с рекомендованной Администрацией нормой накопления ТБО, поскольку считают, что такие полномочия не входят в компетенцию органа местного самоуправления. В соответствии с Жилищным Кодексом РФ (далее - ЖК РФ) решение об увеличении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме принимается на общем собрании помещений в таком доме, то есть данные нормы должны быть согласованы исключительно самими собственниками с организацией, вывозящей мусор. Данное постановление заявитель считает не легитимным, поскольку применение ООО "ТЭКО-Сервис" данного постановления создало условия для отказа собственников от услуг ООО "ЖилТехСервис".
Представитель Администрации пояснил основания принятия спорного постановления тем, что фактические объемы образования ТБО не соответствовали объемам, вывозимым с территории городского округа, это влекло за собой образование несанкционированных свалок и, как следствие, нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства. Поскольку объемы образования отходов на территории города ежегодно увеличиваются, то Администрацией было принято решение о проведении совместной с ООО "ТЭКО-Сервис" экспертизы удельных объемов накопления ТБО, образующихся на территории города Тамбова. Такая экспертиза была заказана в экспертной организации ООО "Экоаудит и инновации". Результаты данной экспертизы легли в основу постановления Администрации г.Тамбова от 28.06.2013 N 5490 "О введении в действие рекомендуемых норм накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда". Экспертиза была проведена на основании данных, представленных ООО "ТЭКО-Сервис", поскольку, если бы были взяты данные других организаций, оказывающих услуги по вывозу ТБО, то нормы накопления были бы гораздо больше. Рассматриваемое постановление носит рекомендательный характер и не обязательно для применения.
Представитель ООО "ТЭКО-Сервис" на рассмотрении дела сообщил антимонопольному органу, что в адрес ЖК "Западный" было направлено предложение подписать дополнительное соглашение о продлении с 01.08.2013 срока действия договоров на вывоз ТБО и КГО на новых условиях в связи с тем, что срок действия договора истекал 31.07.2013, а также тем, что постановлением Администрации г. Тамбова от 28.06.2013 N 5490 были рекомендованы к использованию новые нормы накопления бытовых отходов, образуемых населением города.
Предложенные ООО "ТЭКО-Сервис" в дополнительных соглашениях объемы вывоза ТБО и КГО основаны на нормах накопления, определенных по результатам независимой экспертизы. В случае несогласия ЖК "Западный" с предложенными нормами накопления, ООО "ТЭКО-Сервис" готово осуществлять вывоз ТБО (КГО) по фактическим объемам вывоза, определяемым сторонами договора в согласованном порядке. В настоящее время ЖК "Западный", в нарушение норм действующего законодательства, пользуется муниципальными контейнерами и муниципальной контейнерной площадкой. По итогам работы первого полугодия 2013 года ООО "ТЭКО -Сервис" получен убыток в сумме 5,1 млн. рублей. По мнению ООО "ТЭКО-Сервис", рассматриваемое постановление, принятое Администрацией г. Тамбова, не нарушает антимонопольное законодательство. В данном постановлении Администрация г. Тамбова введены рекомендуемые нормы, то есть они не обязательны к применению. Законом N 131-ФЗ к полномочиям городского органа отнесена организация сбора, вывоза и утилизация ТБО, то есть полномочия организовывать этот процесс у Администрации г. Тамбова есть. ООО "ТЭКО-Сервис" также считает, что рассматриваемое постановление Администрации г. Тамбова не может препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, работающим на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, а также на рынке услуг по вывозу ТБО, поскольку не устанавливает для данных хозяйствующих субъектов каких-либо обязательных требований. Нормы, которые рекомендованы в постановлении Администрации г. Тамбова, соответствуют фактическим объемам вывоза ТБО.
ООО "УК Содружество" представило в антимонопольный орган письменные пояснения вх. от 17.12.2013 N 12146, в которых сообщило, что 05.07.2013 в адрес ООО "УК "Содружество" поступило письмо от ООО "ТЭКО-Сервис" о подписании дополнительных соглашений к договорам на вывоз ТБО и КГО на новых условиях. Данное письмо было мотивировано принятием постановления Администрации г.Тамбова N 5490 от 28.06.2013. Неоднократные переговоры с руководством ООО "ТЭКО-Сервис" о снижении цены договора результатов не дали. В связи с тем, что другого исполнителя услуг по вывозу отходов найти не удалось, ООО "УК "Содружество" было вынуждено подписать соглашение на условиях ООО "ТЭКО-Ссрвис", поскольку не может устанавливать собственникам размер платы за данную услугу в квитанциях ниже, чем определено договором с ООО "ТЭКО-Сервис". В связи с этим, изменение условий договора в части увеличения норм накопления отходов повлекло за собой увеличение платы собственников многоквартирного дома за данную услугу. Все последующие обращения ООО "УК "Содружество" в ООО "ТЭКО-Сервис" по уменьшению стоимости услуг остались без ответа.
По мнению ООО "УК "Содружество", сложившаяся ситуация является следствием ненадлежащего выполнения органом местного самоуправления обязанности, предусмотренной пунктом 24 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, а также незаконным принятием постановления администрации г. Тамбова от 28.06.2013 N 5490 "О введении в действие рекомендуемых норм накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда".
ООО "ЖилТехСервис" при рассмотрении дела также представило письменные пояснения (вх. от 08.10.2013 N 9992 и вх. от 14.11.2013 N 11102), из которых следует, что рассматриваемое постановление администрации N 5490 носит рекомендательный характер. Общество является управляющей организацией многоквартирных домов г. Тамбова и, в частности, обслуживает многоквартирный дом N 33 по ул. Б. Энтуазистов г. Тамбова. В целях проверки объемов вывоза ТБО и КГО, указанных в рассматриваемом постановлении Администрации, были предприняты меры по собственной проверке норм накопления отходов путем сопоставления норм вывоза ТБО, указанных в постановлении, с фактическими объемами вывозимого мусора. Для этого между ООО "ЖилТехСервис" и ООО "ТЭКО-Сервис" с 01.08.2013 было заключено дополнительное соглашение к действующему договору оказания услуг по вывозу ТБО и действующему договору на оказание услуг по вывозу КГО о ведении расчетов исходя из фактического объема вывоза ТБО и КГО. В результате мониторинга, проведенного в течение августа 2013 года, установлено, что фактические объемы вывозимых ТБО и КГО с контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Тамбов, Б. Энтузиастов, 39, превышают нормы накопления отходов, установленные в постановлении администрации. Таким образом, с 01.09.2013 ООО "ЖилТехСервис" производит расчеты с ООО "ТЭКО-Сервис", руководствуясь постановлением администрации г. Тамбова N 5490 от 28.06.2013.
Представитель Общественной организации защиты прав потребителей "Голос потребителя" на рассмотрении дела сообщил, что в сентябре 2013 года поступило много заявлений граждан из многоквартирных домов с жалобами на значительное повышение тарифов по вывозу ТБО управляющими организациями, заключившими договор на услуги вывоза ТБО с ООО "ТЭКО-Сервис". В связи с постановлением Администрации г. Тамбова от 28.06.2013 N 5490 при одинаковой норме накопления ТБО для жителей многоквартирных ООО "ТЭКО-Сервис" устанавливает разные тарифы по вывозу ТБО. Так, для собственников помещений многоквартирного дома N 4а по ул. Астраханская стоимость услуги по вывозу ТБО составляет 2,24 руб. /м2 в месяц, а для собственников помещений многоквартирного дома по ул. Астраханская стоимость услуги по вывозу ТБО составляет 3,22 руб./м2 в месяц. Кроме того, для каждого многоквартирного дома установлена дополнительная месячная сумма оплаты за подбор мусора, просыпавшегося из контейнера, в зависимости от площади квартир дома, то есть чем больше дом, тем меньше просыпается отходов. ООЗПП "Голос потребителя" считает, что ООО "ТЭКО-Сервис" неправомерно устанавливает тарифы по вывозу ТБО, руководствуясь постановлением Администрации г. Тамбова.
Проанализировав положения нормативного документа, заслушав объяснения всех лиц, изучив материалы дела, антимонопольный орган пришел к выводу, что нормативный правовой акт - постановление Администрации города Тамбова от 28.06.2013 N 5490 "О введении в действие рекомендуемых норм накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда", согласно которому Администрация рекомендовала юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по сбору и вывозу ТБО, применять нормы накопления ТБО для населения, проживающего в жилищном фонде, и в приложении которого указаны нормы накопления ТБО для населения, проживающего в жилищном фонде, принят с превышением полномочий, затрагивает права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг по сбору и вывозу ТБО и услуг по управлению многоквартирными домами, а также права граждан.
Антимонопольный орган посчитал, что полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлены пунктом 1 статьи 7 Закона N 7-ФЗ, пунктом 1 статьи 8 Закона об отходах, пунктом 18 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ, и включают в себя организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (вопросы местного значения городских поселений). К ним относятся полномочия органов местного самоуправления городских округов по изданию нормативных правовых актов по вопросам организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Полномочиями по утверждению нормативов накопления твердых бытовых отходов от населения органы местного самоуправления городских округов не обладают. Федеральный закон, разрешивший непосредственно Администрации г. Тамбова принять конкретный акт отсутствует. Введенные в действие указанным постановлением Администрации и примененные ООО "ТЭКО-Сервис" нормативы накопления ТБО для населения привели к последствиям, указанным в части 1 статьи 15 и пункте 2 части 1 статьи 15 Закона N135-ФЗ.
Кроме того, в процессе рассмотрения дела антимонопольный орган установил, что нормативы были утверждены Администрацией г. Тамбова по результатам проведенной экспертизы, которая основана на ненадлежащих показателях. Антимонопольный орган, оценив содержание указанной экспертизы, документы, представленные ООО "ТЭКО-Сервис", письменные пояснения Администрации г. Тамбова исх. от 08.10.2013 N 2-30-3774/13-1 и исх. от 12.12.2013 N 2-30-3774/13-4, в которых указано, что расчеты рекомендуемых норм накопления производились на основании данных о результатах хозяйственной деятельности ООО "ТЭКО-Сервис" в связи с тем, что, потребителями услуг данной организации на территории г. Тамбова являются более 80 % собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов и индивидуальных домовладений, сама Администрация г. Тамбова документы для проведения расчетов в адрес ООО "Экоаудит и инновации" не направляла, материалы и сведения, необходимые для проведения данной экспертизы, запрашивались экспертом самостоятельно, в связи с чем, антимонопольный орган пришел к выводу, что принятое постановление Администрации г. Тамбова от 28.06.2013 N 5490 "О введении в действие рекомендуемых норм накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда" не может считаться легитимным, поскольку основано на ненадлежащих показателях: деятельности только одного хозяйствующего субъекта - ООО "ТЭКО-Сервис" при наличии иных организаций, оказывающих услуги по вывозу ТБО в г. Тамбове; объемов вывоза ТБО ООО "ТЭКО-Сервис" как с территории г. Тамбова, так и с территории Тамбовского района.
Также УФАС России по тамбовской области посчитало, что Администрацией г. Тамбова в экономических интересах ООО "ТЭКО-Сервис" был заключен трехсторонний договор оказания услуг N 35 от 31.12.2012 па проведение Экспертизы удельных объемов накопления ТБО на территории г.Тамбова с ООО "Экоаудит и инновации", что свидетельствует о создании со стороны органа местного самоуправления преимущественно благоприятных условий деятельности отдельному хозяйствующему субъекту - ООО "ТЭКО_Сервис" на рынке услуг по транспортировке (вывоз) твердых бытовых отходов г. Тамбова.
Решением от 12.02.2014 по делу А4-14/13 о нарушении антимонопольного законодательства Администрация г. Тамбова признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 и часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ при принятии акта - постановления от 28.06.2013 N 5490 "О введении действие рекомендуемых норм накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда", которое приводит или может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке услуг по транспортировке (вывозу) твердых бытовых отходов г. Тамбова, а также необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, работающим на рынке услуг по управлению многоквартирными домами. Пунктом 2 спорного решения Администрации выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Предписанием от 12.02.2013 по делу А4-14/13 Администрации г. Тамбова предписано отменить в срок до 03.03.2014 постановление от 28.06.2013 N 5490 "О введении в действие рекомендуемых норм накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда" как нарушающего антимонопольное законодательство.
Не согласившись с вынесенным решением и предписанием УФАС России по Тамбовской области от 12.02.2014 по делу N А4-14/13, считая его не соответствующими нормам действующего законодательства и нарушающими права и законные интересы, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании данных актов незаконными.
Арбитражный суд области, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу, что администрация г. Тамбова не имела полномочий по утверждению норм накопления ТБО для населения и, следовательно, не могла рекомендовать данные нормы для применения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по сбору и вывозу ТБО.
Суд исходил из того, что постановление Администрации г. Тамбова от 28.06.2013 N 5490 было принято по результатам проведенной ООО "Экоаудит и инновации" экспертизы удельных объемов накопления ТБО на территории г. Тамбова от 29.03.2013, которой были учтены показатели деятельности только одного хозяйствующего субъекта - ООО "ТЭКО-Сервис" при наличии иных организаций, оказывающих услуги по вывозу ТБО в г. Тамбове (ООО "Чистый город" и ООО МБУ "Спецдорсервис"), в связи с чем, суд области пришел к выводу, что рекомендуемые нормы накопления ТБО для жилищного фонда нельзя считать надлежащими.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что постановление Администрации г. Тамбова от 28.06.2013 N 5490 "О введении в действие рекомендуемых норм накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда" было практически применено ООО "ТЭКО-Сервис" в договорных отношениях с управляющими организациями, ТСЖ, жилищными кооперативами при определении договорных объемов ТБО, чем создало необоснованные препятствия деятельности хозяйствующим субъектам, работающим на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, а также данное постановление могло привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по транспортировке (вывозу) твердых бытовых отходов г. Тамбова, поскольку фактически утвержденные нормы накопления были определены путем экспертной оценки деятельности одного хозяйствующего субъекта на данном рынке, а именно ООО "ТЭКО-Севис".
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом настоящего спора является законность решения УФАС России по Тамбовской области от 12.02.2014 по делу N А4-14/13 о нарушении антимонопольного законодательства, которым Администрация г. Тамбова признана нарушившей пункт 2 части 1 и часть 1 статьи 15 Закона N ФЗ-135 при принятии акта - постановления от 28.06.2013 N 5490 "О введении в действие рекомендуемых норм накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда", и предписания от 12.02.2014 по делу N А4-14/13, которым Администрации предписано в срок до 03.03.2014 отменить постановление от 28.06.2013 N 5490.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;
8) создание дискриминационных условий;
9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;
10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
3. Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
По смыслу приведённой нормы список действий, которые приводят или могут привести к ограничению, устранению или недопущению конкуренции является открытым, оценка таких действий зависит от конкретных обстоятельств, установленных антимонопольным органом, в которых могут содержаться признаки ограничения конкуренции.
Согласно пункта 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, для квалификации действий (бездействия) как предусмотренного статьей 15 Закона нарушения антимонопольного законодательства обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями. Кроме того, правовое значение имеет и сама возможность наступления таких негативных последствий, что подлежит доказыванию антимонопольным органом (пункт 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
Из правовой позиции УФАС России по Тамбовской области, последовательно изложенной в судебных заседания первой и апелляционной инстанций, видно, что признаками ограничения конкуренции антимонопольный орган считает рост цен по договорам на вывоз твёрдых бытовых отходов, который произошёл в результате необоснованного препятствования осуществлению деятельности управляющим компаниям, а также в результате создания дискриминационных условий для организаций, занимающихся вывозом таких отходов.
Описанные нарушения, по мнению УФАС, были допущены Администрацией г. Тамбова путём издания Постановления от 28.06.2013 N 5490 "О введении в действие рекомендуемых норм накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда".
Повторно исследовав Постановление от 28.06.2013 N 5490, апелляционная коллегия установила, что пунктом 1 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающие услуги по сбору и ввозу ТБО, рекомендовано применять нормы накопления ТБО для населения, проживающего в жилищном фонде, согласно приложению к настоящему постановлению.
При этом целью постановления обеспечение надлежащего санитарно-эпидемиологического состояния городских территорий, организации и вывоза ТБО, а также их учёта и контроля по результатам проведения экспертизы. В Постановлении имеется ссылка на нормы Законов "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды".
Из приложения постановления от 28.06.2014 N 5490 видно, что норма накопления ТБО для населения, проживающего в жилищном фонде: в многоквартирном жилищном фонде на 1 кв. м. в год - 0,1256 м3, в месяц - 0,0105 м3; в индивидуальном жилищном фонде с приусадебными участками на 1 кв. м. в год - 0,1573 м3, в месяц - 0,0131 м3; на 1 чел. - в года 3,45 м3, в месяц - 0,2875 м3.
Довод апелляционной инстанции о том, что постановление от 28.06.2013 не является нормативным правовым актом, а носит лишь рекомендательный характер, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктом 1.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", решения уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов, иного органа, осуществляющего публичные полномочия, об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных субъектов или касающиеся конкретных объектов, а также содержащие иные конкретные параметры, не являются нормативными правовыми актами. Однако арбитражный суд может признать такие решения нормативными правовыми актами, если установит, что они распространяются на неопределенный круг лиц.
Из содержания постановления следует, что оно подлежит опубликованию в газете "Наш город Тамбов", вступает в законную силу со дня опубликования, контроль за исполнение постановления возложен на заместителя главы Администрации г. Тамбова Д.Н. Панкова.
Судом установлено, что спорное постановление было принято к исполнению хозяйствующими субъектами.
Таким образом, апелляционная коллегия полагает, что постановление от 28.06.2013 N 5490 рассчитано на неоднократное применение, адресовано неопределенному кругу лиц, было принято к исполнению данными лицами, и фактически вызвал правовые последствия, исходя их его содержания он должен действовать независимо от того возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, следовательно, постановление обладает всеми признаками нормативного правового акта.
Вместе с тем согласно статье 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Закона N131-ФЗ вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов относятся к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 11 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Пунктом 50 статьи 36 Устава города Тамбова к полномочиям администрации г. Тамбова отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно статье 5 Закона N 7-ФЗ установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.
Таким образом, из системного толкования приведенных норм в их взаимосвязи следует, что установление нормативов в сфере охраны окружающей среды, к которым согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ относятся нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации.
Из Приложения к постановлению от 28.06.2013 N 5490 видно, что заявителем установлены объемы образующихся твердых бытовых и крупногабаритных отходов в виде среднегодовой нормы накопления на единицу измерения (один квадратный метр).
Следовательно, указанные нормы подпадают под понятие нормативов образования отходов, данное в Законе об отходах.
Администрация г. Тамбова в сфере правоотношений, связанных с охраной окружающей среды, установленных пунктом 1 статьи 7 Закона N 7-ФЗ, не вправе устанавливать нормативы в сфере охраны окружающей природной среды и нормативы допустимого воздействия на нее, это отнесено к компетенции органов власти субъектов РФ.
Более того, в соответствии со статьями 13-14 ЖК РФ органы местного самоуправления не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области в части отсутствия права у Администрации г. Тамбова на установление нормативов образования (накопления) бытовых отходов.
Однако нарушение Администрацией при принятии настоящего акта компетенции само по себе не может свидетельствовать об ограничении, недопущении или устранении конкуренции.
Апелляционной коллегией проверен довод УФАС России по Тамбовской области об ограничении конкуренции в форме необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, создание дискриминационных условий.
Материалами дела установлено, что ООО "ТЭКО-Сервис", руководствуясь постановлением Администрации г. Тамбова от 28.06.2013 N 5490, предложило своим контрагентам заключить с 01.08.2013 дополнительные соглашения с учетом увеличенных норм накопления ТБО, указанных в спорном постановлении.
Дополнительное соглашение было направлено в адрес ЖК "Западный" (т. 4 л.д. 15-18). Объем вывоза мусора увеличился с 17,07 куб.м. до 22,5 куб.м., увеличение платы составило 31.81 %, объем вывоза КБО увеличился с 3,19 до 5,7 куб.м., увеличение платы составило 78,68 %..
Дополнительное соглашение было направлено в адрес ООО "ЖилТехСервис" (т.3 л.д.101-102). Плата за стоимость 1 кв.м. общей площади за сбор и вывоз ТБО выросла с 2,08 до 2, 89 руб. за кв.м., почти на 40 %. В дополнительном соглашении ООО "ТЭКО-Сервис" отразило, что в связи с изменением нормативов вывоза ТБО и КГО, установленных органом местного самоуправления размер платы изменяется (т. 3 л.д.101).
Дополнительное соглашение было направлено в адрес ООО "Управляющая компания "Содружество" (т. 3 л.д. 92-93).
Изменение объема договорных обязательств с 01.08.2013 ООО "ТЭКО-Сервис" мотивировало постановлением Администрации г. Тамбова N 5490 от 28.06.2013 (т. 3 л.д.4). Размер платы вырос на 40 % и составил 3, 221 руб. за кв.м. площади
ООО ЗПП "Голос потребителя" провело анализ увеличения цен с 01.08.2013 на вывоз ТБО на основании дополнительных соглашений, направленных ООО "ЖК ТИС", ООО "УК ТИС", ООО "УЖК", ООО "Арбаткомсервис", ООО "КомСервис", ООО "Тамбовский коммунальный стандарт", ООО "Содружество", ООО "КомСервисПлюс", ООО "Жилтехсервис", ООО "Тамбовская жилищная компания" (т. 3 л.д.88). Размер тарифа колебался с 2,24 руб. за кв.м. площади до 3,83 руб. за кв.м. площади.
Согласно пояснений ООО "ТЭКО-Сервис" от 14.08.2013: предложенные в дополнительных соглашениях объемы вывоза ТБО (ТКО) основаны на нормах накопления, определенных по результатам независимой экспертизы и рекомендованных постановлением Администрации г. Тамбова от 28.06.13 N 5490. Указанные нормы отражают фактические объемы образования отходов жителями г. Тамбова (т.3 л.д.151).
ООО "Чистый город", которое также оказывает услуги по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритных исключительно на территории г. Тамбова, указало антимонопольному органу, что также планирует руководствоваться постановлением администрации г. Тамбова от 28.06.13 N 5490 (т. 3 л.д.55).
Таким образом, антимонопольным органом представлены доказательства изменения договорных отношений между управляющими копаниями и организациями по вывозу твердых бытовых отходов. Однако объективных данных, свидетельствующих о возникновении в результате принятия рассматриваемого Постановления у управляющих компаний препятствий для осуществления ими уставной деятельности по содержанию и обслуживанию многоквартирных жилых домов, УФАС не собрано.
По тем же мотивам отклоняется довод УФАС об ограничении конкуренции на рынке оказания услуг по вывозу ТБО среди организаций, оказывающие данные услуги.
Согласно позиции УФАС, изложенной в письменных пояснениях, ограничение конкуренции выразилось в форме создания дискриминационных условий для иных организаций, работающих на данном рынке.
Однако антимонопольным органом объективно не установлено, для каких именно организаций были созданы дискриминационные условия и в чём именно они выразились.
Вместе с тем суд учитывает следующее. УФАС России по Тамбовской области при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства были исследованы условия договоров оказания услуг по вывозу ТБО и КГО, заключенных ООО "ТЭКО-Сервис" с управляющими организациями многоквартирных домов г. Тамбова, в том числе с ЖК "Западный" и ООО "ЖилТехСервис", условия которых одинаковы.
Пунктом 3.2 договоров оказания услуг по вывозу твердых отходов N 13/8781/См от 15.05.2013 (л.д. 5-8, т. 4) заключенного с ЖК "Западный", и N 12/8021/Ом от 01.08.2012 (л.д. 35-39, т. 3), заключенного с ООО "ЖилТехСервис", определено, что на момент заключения нстоящего договора договорной объем вывоза ТБО за отчетный период указан в приложении N 1 к договору. При определении договорного объема стороны руководствуются постановление Администрации г. Тамбова от 23.06.2008 N 4448 (с изменениями и дополнениями) и представленной Заказчиком информации об общей площади квартир многоквартирных домов, указанных в Приложении N 1 к договору.
Приложением N 1 к постановлению Администрации г. Тамбова от 23.06.2008 N 4448 "О введении в действие генеральной схемы санитарной очистки территории города Тамбова" были установлены следующие нормы накопления твердых бытовых отходов: благоустроенный многоквартирный жилищный фонд на 1 кв.м. в год - 0,0902 м3, в месяц - 0,0075 м3; неблагоустроенный многоквартирный жилищный фонд на 1 кв.м. в год - 0,0958 м3, в месяц - 0,008 м3; индивидуальный жилищный фонд с приусадебными участками на 1 чел. В год - 2,5 м3, в месяц - 0,208 м3.
Данное постановление Администрации г. Тамбова было отменено постановление Администрации г. Тамбова 29.11.2010 N 10179. Тем не менее, ООО "ТЭКО-Сервис" при заключении договор на вывоз ТБО применяло нормы накопления ТБО, установленные отмененным постановление Администрации г. Тамбова от 23.06.2008 N 4448.
Таким образом, ООО "ТЭКО-Сервис" при определении договорного объема с контрагентами применяет два показателя: норму накопления (на м м2, на 1 чел.), площадь квартир, жилых домов.
Об этом свидетельствуют заключенные договоры с ООО "ЖилТехСервис":
- оказания услуг по вывозу ТБО N 12/8021/Ом от 01.08.2012 (л.д. 35-39, т. 3), определяющий объем на примере многоквартирного дома N 1А по Б. Энтузиастов г. Тамбова в размере 28,60 м3;
- оказания услуг по вывозу КГО N 12/8022/Ом от 01.08.2012 (л.д. 45-49, т. 3), определяющий объем на примере указанного дома, в размере 5,34 м3.
Следовательно, общий объем ТБО, включающий КГО, составляет 33,94 м3.
Площадь квартир, указанная в данных договорах составляет 4515,50 м2, соответственно норма накопления ТБО = 0,0075 м3 в месяц на 1 м2 или (33,94:4515,5), что соответствует норме накопления, указанной в постановлении Администрации г. Тамбова от 23.06.2008 N 4448 "О введении в действие генеральной схемы санитарной очистки территории города Тамбова".
Таким образом, рекомендованные Администрацией г. Тамбова нормы накопления напрямую влияют на размер платы за услуги по вывозу ТБО.
Факт того, что установленные Администрацией г. Тамбова в постановлении от 28.06.2013 N 5490 нормы накопления ТБО, которые выше, чем применяемые ранее ООО "ТЭКО-Севис", напрямую повлияли на повышение размера платы за услугу сбора и вывоза ТБО, установлен антимонопольным органом и подтверждается материалами дела.
Апелляционная коллегия полагает, что наступившие последствия подпадают под признаки ограничения конкуренции, а действия, которые к ним привели, образуют нарушение статьи 15 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в принятии органом местного самоуправления нормативного акта за пределами своих полномочий и приведшего к росту цен на рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке оказания услуг по вывозу ТБО.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение УФАС России по Тамбовской области от 12.02.2014 является законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 4 ст. 41, п. 5 ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 51 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии.
Решение антимонопольного органа и выданное на его основании предписание, касающиеся одного и того же факта нарушения антимонопольного законодательства, неразрывно связаны друг с другом. Предписание не имеет под собой самостоятельного фактического основания, отличного от обстоятельств, положенных в основу решения, и имеет своей целью понудить к устранению выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
Виды предписаний, которые антимонопольный орган при осуществлении своих полномочий выдает хозяйствующим субъектам, предусмотрены п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ, в том числе:
- об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
- о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;
Исходя из анализа имеющихся в материалах дела доказательств, выданное УФАС России по Тамбовской области предписание N А2-14/13 от 12.02.2014 по своей форме и своему содержанию соответствует требованиям статьи 23 Закона N135-ФЗ, Приказу ФАС РФ от 22.12.2006 N 337 "Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" (зарегистрирован в Минюсте РФ 19.01.2007 N 8790), характеру нарушения антимонопольного законодательства, направлено на понуждение нарушителя к соблюдению действующего законодательства и на прекращение выявленного нарушения антимонопольного законодательства, путем отмены постановления от 28.06.2013 N5490 "О введение в действие рекомендуемых норм накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда".
С учетом изложенного, предписание от 12.02.2014 также выдано Администрации г. Тамбова законно и обосновано.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.07.2014 по делу N А64-1183/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
И.А. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1183/2014
Истец: Администрация г. Тамбова
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы поТамбовской области
Третье лицо: Жилищный кооператив "Западный", Жилищный кооператив "западный" . ., ООЗПП "Голос потребителя", Оозпп "голос потребителя" . ., ООО "ЖилТехСервис", ООО "ТЭКО-Сервис", ООО "УК Содружество", ООО "Экоаудит и инновации", Председатель Совета многоквартирных домов . ., Председателю Совета многоквартирных домов Ковергиной Л. А.