г. Москва |
|
29 декабря 2014 г. |
Дело N А40-90796/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Попова В.И., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Берхамовой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП г.Хабаровска Трамвайно-троллейбусное управление
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.10.2014 по делу N А40-90796/14, судьи Ласкиной С.О. (33-787)
по заявлению МУП г.Хабаровска Трамвайно-троллейбусное управление (680023, г.Хабаровск, ул. Краснореченская, 96)
к Федеральному дорожному агентству
о признании недействительными приказов
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Ильин А.В. по доверенности от 04.09.2014; |
У С Т А О В И Л :
решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.10.2014, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований МУП г.Хабаровска Трамвайно-троллейбусное управление (далее - заявитель, Предприятие), уточненных в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительными приказов Росавтодора от 19.12.2013 N 372 "О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры", в части присвоения четвертой категории трамвайному депо по адресу г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 96, трамвайному депо по адресу г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская 164, троллейбусному депо по адресу г. Хабаровск, ул. Карла Маркса 207; от 16.12.2013 N 366 "О присвоении категорий транспортным средствам" в части присвоения первой категории транспортным средствам - трамваям; от 20.12.2013 N 382 "О присвоении категорий транспортным средствам" в части присвоения первой категории транспортным средствам - троллейбусам.
При этом суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемых приказов требованиям действующего законодательства, наличия соответствующих полномочий ответчика, а также отсутствия нарушения законных прав и интересов Предприятия, что в силу ст. 198 АПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований при рассмотрении спора по существу.
Не согласившись с принятым решением, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя, извещенного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителя ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Федеральным дорожным агентством изданы приказы: от 19.12.2013 N N372 "О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры", от 16.12.2013 N366 "О присвоении категорий транспортным средствам", от 20.12.2013 N382 "О присвоении категорий транспортным средствам" в части присвоения первой категории транспортным средствам - троллейбусам.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусмотрено, что все объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат категорированию -отнесению их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий (пункт 2 статьи 1).
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Закона о транспортной безопасности, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Положениями пунктов 2 и 3 статьи 6 Закона о транспортной безопасности. Порядком ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 20.01.2010 N 22 (далее -Порядок ведения реестра). Порядком установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 21.02.2011 N 62 (далее - Порядок), не предусмотрена возможность участия субъектов транспортной инфраструктуры в категорировании объектов, а равно не установлена их обязанность по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования, либо получения их результатов.
Согласно подпункту 10 пункта 1 ст. 1 Закона о транспортной безопасности, транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 5 и 9 пункта 1 ст. 1 Закона о транспортной безопасности, объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; метрополитены; тоннели, эстакады, мосты; морские терминалы, акватории морских портов; порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения; расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения; аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно подпункту 2 пункта 1 ст. 1 Закона о транспортной безопасности, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств -отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства (далее также - АНВ) и его возможных последствий.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Закона о транспортной безопасности, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее также - ОТИ и ТС) осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.01.2010 N 22 утвержден Порядок ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предназначенный для ведения федеральными агентствами, подведомственными Министерству транспорта Российской Федерации Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предназначенный для ведения федеральными агентствами, подведомственными Министерству транспорта Российской Федерации Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона о транспортной безопасности.
Согласно пункту 4 указанного Порядка Реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта. Основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в Реестр, внесения изменений в Реестр, а также исключения данных объектов и транспортных средств из Реестра является решение компетентного органа (пункт 11 Порядка).
Из вышеуказанных нормативных актов, рассматриваемых в совокупности, следует, что соответствующим специальным законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность участия субъектов транспортной инфраструктуры в категорировании объектов, а равно не установлена их обязанность по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования. либо получении их результатов. Таким образом, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств находится вне компетенции субъектов транспортной инфраструктуры, определяется публичными интересами и административно-властными правоотношениями по поводу обеспечения безопасности на транспорте, отнесенными законодательством Российской Федерации к компетенции органов безопасности и правоохранительных органов.
В интересах указанных компетентных органов Росавтодором в форме межведомственного взаимодействия осуществляется техническое обеспечение осуществления административно-властных полномочий указанных органов, в т.ч в виде категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В соответствии с пунктами 5.4.15, 5.4.16 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным постановлением Правительства от 23.07.21)04 N 374, Росавтодор осуществляет соответственно категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности и ведение реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, включая категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, в установленной сфере деятельности.
В соответствии с п. 2 Порядка основными задачами категорирования являете отнесение компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности каждого объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и/или транспортного средства (далее - ТС) к одной из категорий.
Согласно пункту 6 Порядка по результатам категорирования транспортных средств присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показатели любого из критериев, согласно приложению N 5 к Порядку.
Объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя автобусные станции, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (часть 5 статьи 1 Закона с транспортной безопасности).
В целях реализации задач обеспечения транспортной безопасности определенных Законом о транспортной безопасности, Росавтодором во все субъекты Российской Федерации была направлена телеграмма от 22.08.2013 N 01-1201 о представлении сведений для проведения категорирования трамвайного депо (парка) троллейбусного парка троллейбусов и трамваев перевозящих пассажиров (копия прилагается).
Категорирование трамвайного депо по адресу: г. Хабаровск, ул. Кранореченская, 96. трамвайного депо по адресу: г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская. 164, троллейбусного депо по адресу: г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 207,а также наземного городского электрического транспорта (трамваи и троллейбусы) МУП г. Хабаровска "ТТУ" проведено по сведениям, предоставленным в Росавтодор МУП г. Хабаровска "ТТУ" 25.11.2013 (вх. 43030), в соответствии с Порядком установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса России от 21.02.2011 N 62.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, трамвайному депо по адресу: г. Хабаровск, ул. Кранореченская, 96, трамвайному депо по адресу: г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 164, троллейбусному депо по адресу: г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 207 - присвоены 4 категория, а транспортным средствам (трамваям и троллейбусам) - присвоены 1 категории, и они внесены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Реестр). Уведомление о присвоении и внесении в Реестр было направлено в адрес владельца объектов по состоянию на дату вынесения Приказа и в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта письмом от 26.12.2013 (исх. N 10-29/22001).
В соответствии с положениями статьи 6 Закона о транспортной безопасности и положениями Приказа Минтранса России от 21.02.2011 N 62 "О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.03.2011 N 20150) трамвайному депо по адресу: г. Хабаровск, ул. Кранореченская, 96, трамвайному депо по адресу: г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 164, троллейбусному депо по адресу: г. Хабаровск, ул. Карла Маркса. 207 - присвоены 4 категория (самая низкая) на основании количественных показателей критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, приведенных в Приложении N 5 к Порядку, представленному в материалы дела. Основанием для присвоения такой категории является тот факт, что "Не зафиксировано ни одного совершенного и/или предотвращенного АНВ в отношении категорируемого ОТИ и/или аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации, в котором находится ОТИ", а также тот факт, что "количество возможных погибших или получивших вред здоровью людей составит менее 10 человек".
При этом транспортным средствам (трамваям и троллейбусам) Приказом Федерального дорожного агентства от 16.12.2013 N 366 "О присвоении категорий транспортным средствам" и Приказом Федерального дорожного агентства от 20.12.2013 N 382 "О присвоении категорий транспортным средствам" - присвоены 1 категории в соответствии с количественными показателями критериев категорирования транспортных средств городского наземного электрического транспорта: по количеству совершенных и предотвращенных актов незаконного вмешательства в отношении категорируемых транспортных средств городского наземного электрического транспорта присвоены третьи категории; по количеству возможных погибших или получивших вред здоровью людей присвоены первые категории; по возможному материальному ущербу и ущербу окружающей природой среде присвоены первые и вторые категории.
Значение категории, присвоенной ТС, в соответствии с пунктом 7 Порядка, изменяется в случае изменения наивысшего (наивысших) количественного показателя критериев категорирования.
Таким образом, нормативных правовых оснований для изменения значения присвоенных категорий транспортным средствам МУП г. Хабаровска "ТТУ" не имеется.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что Уведомления о присвоении и внесении в Реестр было направлено в адрес владельца объектов и в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта письмами от 24.12.2014 (исх. N 10-29/21748 и от 26.12.2013 (исх. N 10-29/22001).
Тот факт, что заявитель должен нести определенные расходы, связанные с обеспечением транспортной безопасности на данных объектах в силу ч.1 ст. 4. ст. 8 Закона о транспортной безопасности, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, заявление МУП г. Хабаровска "ТТУ" необоснованно и не подлежит удовлетворению.
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований и не допустил нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.10.2014 по делу N А40-90796/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-90796/2014
Истец: МУП г.Хабаровска Трамвайно-троллейбусное управление
Ответчик: РОСАВТОДОР, Федеральное дорожное агентство