г. Москва |
|
29 декабря 2014 г. |
Дело N А40-13264/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Попова В.И., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Берхамовой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ФРИЗ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2014 по делу N А40-13264/14, судьи Лапшиной В.В. (94-1143)
по заявлению ООО "ФРИЗ" (ОГРН 1027739337702; 127521, г.Москва, ул. Октябрьская, д. 105)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (ОГРН 1037704036974; 119019, г.Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, к. 1)
об оспаривании постановления от 15.08.2014 N 0810-367/2014-1
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Пивной дом" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (далее - ответчик, Департамент) от 15.08.2014 N 0810-367/2014-1 о назначении административного наказания о привлечении к административной ответственности заявителя по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 102 000 рублей.
Решением от 31.10.2014 суд отказал в удовлетворении заявленных требований, указав на доказанность в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения, соблюдение административным органом процедуры и срока привлечения Общества к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя, ответчика, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, при проведении плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в период с 15.07.2014 по 07.08.2014 (общее время проведения проверки пять часов), согласно распоряжения заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы С.А. Мельникова о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 26.06.2014 N 0810-367/2014, в соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2014 год размещенным на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, установлено, что ООО "ФРИЗ" осуществляя хозяйственно-экономическую деятельность по адресу: г. Москва, Высоковольтный проезд, д. 9 допустило несоблюдение экологических требований и санитарно - эпидемиологических требовании при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (форма 2 - ТП отходы) за 2013 г. подало в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти 07.08.2014, т.е. с нарушением срока.
В соответствии с уставом ООО "ФРИЗ", утвержденным протоколом от 04.09.2009 N 3, осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами - "организация и вывоз ТБО и КГМ".
В результате деятельности ООО "ФРИЗ" по адресу: г. Москва. Высоковольтный проезд, д. 9 образуются отходы производства и потребления: отработанные ртутные лампы, мусор от бытовых помещений организаций несортированный и прочие, обращение с которыми заявитель обязан осуществлять в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В ходе проведения проверки ООО "ФРИЗ" (акт проверки от 08.08.2014 N 0810-367/2014) установлено, что отчетность об образовании, использовании обезвреживании и размещении отходов (форма 2 - ТП отходы) за 2013 г. подало в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти 07.08.2014, т.е. с нарушением срока, что является нарушением требований Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ответственность за которое, предусмотрена ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностным лицом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы при участии представителя общества (по доверенности на конкретное дело от 08.08.2014), уведомленного надлежащим образом, 08.08.2014 составлен протокол об административном правонарушении N 0810-367/2014-1.
Определением от 08.08.2014 N 0810-367/2014-1, Общество надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что подтверждается отметкой представителя Общества 08.08.2014.
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 15.08.2014 N 0810-367/2014-1, вынесенным при участии представителя Общества, ООО "ФРИЗ" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ст. 8.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 102 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о его оспаривании.
В соответствии с п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, а под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствие со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, в том числе предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ 02.10.2012 г. N 4973/12 по делу N А60-50398/2011, состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства, при этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
С учетом изложенного, субъектами вменяемого административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, являются не только организации специализирующиеся на обращении с отходами производства и потребления, а хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образуются отходы.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Заполнение и предоставление формы (2-ТП (отходы)) осуществляется на основании приказа Федеральной службы государственной статистики (Министерства экономического развития Российской Федерации) от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" (применяется с отчета за 2010 год, ранее на основании Приказа Федеральной службы государственной статистики от 30.12.2004 N 157 "Об утверждении статистического инструментария для организации Ростехнадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления").
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.02.2010 N 30.
Согласно п. 5 указанного Порядка отчетность предоставляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, ООО "ФРИЗ" представлены Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления (форма 2-ТП (отходы)) за 2013 год с нарушением установленного порядка.
Указанные обстоятельства являются административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2001 N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Также суд считает необходимым отметить, что данная норма является бланкетной, которая предусматривает нарушение конкретных норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере обращения с отходами производства и потребления. Таким образом, характер и размер ущерба применительно к рассматриваемому спору выяснению не подлежат.
Доводы заявителя о необходимости применения положений ст. 8.5 КоАП РФ судебной коллегией отклоняются, как основанные на ошибочном толковании норм права.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из ч. 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 (в редакции от 20.11.2008) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Поэтому, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в частях 1 и 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Вина заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения установлена, поскольку, осуществляя экономическую деятельность, он обязан знать и соблюдать нормы действующего законодательства, предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.
Объективных обстоятельств, препятствующих исполнению заявителем обязанностей, возложенных на него действующим законодательством, судом не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, что свидетельствует о законности и обоснованности оспариваемого постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем случае, как следует из материалов дела и достоверно установлено судом, при производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности ответчиком не нарушены.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит.
Нарушений норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.10.2014 по делу N А40-13264/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-13264/2014
Истец: ЗАО "ИНВЕСТ СВЯЗЬ ХОЛДИНГ", ООО "ФРИЗ", ООО МТС-Банк
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Ип Третьякова Ирина Анатольевна, Третьякова И. А.
Третье лицо: Третьякова Татьяна Николаевна