29 декабря 2014 г. |
А43-10460/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.10.2014
по делу N А43-10460/2014,
принятое судьей Соколовой Л.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (ОГРН 1125257004982, ИНН 5257130434, г. Нижний Новгород, ул. Чкалова, д. 4) и индивидуального предпринимателя Катковой Ларисы Валентиновны (ОГРН 304525702800119, ИНН 525700107820, г. Нижний Новгород)
о признании недействительным распоряжения заместителя главы администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода от 29.01.2014 N 66-р,
при участии:
от администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода - Тараторкина А.В. по доверенности от 25.12.2013 N 30-258ки,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - Общество, заявитель) и индивидуальный предприниматель Каткова Лариса Валентиновна (далее - ИП Каткова Л.В.) обратились в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным распоряжения заместителя главы администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода (далее - администрация) от 29.01.2014 N 66-р "О демонтаже и перемещении самовольных объектов", признании незаконными действия по сносу 3-х групп (секций) торговых павильонов, состоящих из 14 модулей, принадлежащих на праве собственности ИП Катковой Л.В.
Указанные заявления объединены судом в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением делу N А43-10460/2014.
Решением от 28.10.2014 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования заявителей.
Администрация не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
ИП Каткова Л.В. в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 28.10.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя администрации, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Обществу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 52:18:0030077:17, общей площадью 25 346 кв.м, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Чкалова, 4.
Согласно постановлению администрации от 20.01.2014 N 112 данный земельный участок предоставлен для организации сезонной ярмарки.
В соответствии с договором о предоставлении торгового места от 01.08.2013, заключенного между Обществом и ИП Катковой Л.В., на данном земельном участке ИП Каткова Л.В. разместила 14 торговых модулей, состоящих из 3-х групп, принадлежащих ей на праве собственности (договор купли-продажи от 25.08.2010).
Вышеуказанные торговые павильоны в количестве 14 единиц, принадлежащие ИП Катковой Л.В. и расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Чкалова, 4 (по ул. Фильченкова) 03.02.2014 были снесены на основании распоряжения администрации от 29.01.2014 N 66-р "О демонтаже и перемещении самовольных объектов".
Посчитав оспариваемые распоряжение и действия администрации не соответствующими действующему законодательству и нарушающими их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество и ИП Каткова Л.В. обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право пользования имуществом принадлежит собственнику данного имущества либо уполномоченному последним лицу. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством использование не принадлежащего лицу имущества, в том числе путем размещения на нем каких-либо объектов, возможно только с разрешения собственника данного имущества или в силу закона. Размещение объекта в отсутствие предусмотренных законом оснований нарушает права собственника на пользование, владение и распоряжение данным участком.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления относятся в частности полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичная норма содержится и в статье 72 ЗК РФ.
Из положений Федерального закона N 131-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за размещением движимых и недвижимых объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления.
Из подпункта 10 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что создание условий для обеспечения жителей города или района услугами торговли относится к вопросам местного значения.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 31.07.2012 N 3113 утвержден административный регламент по исполнению муниципальной функции "Освобождение территории Нижнего Новгорода от самовольных нестационарных торговых объектов" (далее - Регламент) в редакции, действующей на момент проведения действий по выявлению и демонтажу нестационарных торговых объектов.
Пункт 1.4 Регламента устанавливает порядок выявления, учета, демонтажа, перемещения, хранения и возврата собственнику незаконно размещенных нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, собственности Нижегородской области или федеральной собственности, либо на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1.5 Регламента незаконно размещенный нестационарный торговый объект - это движимое имущество, расположенное на соответствующей территории (недвижимом имуществе), указанной (указанном) в пункте 1.4 настоящего Регламента, право на размещение которого не предоставлялось либо прекращено (далее - Самовольный объект).
В целях настоящего Регламента под движимым имуществом подразумеваются нестационарные торговые объекты (пункт 1.6).
Согласно пункту 1.8.2 Регламента выполнение Административных процедур в администрации города Нижнего Новгорода осуществляется муниципальными служащими департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода (далее - департамент экономического развития), департамента общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода, территориальных органов администрации города Нижнего Новгорода - администраций районов города Нижнего Новгорода, управления административно-технического контроля администрации города Нижнего Новгорода, должностными лицами муниципального казенного учреждения "Управление по организации работы объектов мелкорозничной сети и парковок города Нижнего Новгорода" (далее - МКУ "УМСиП") в соответствии с их должностными инструкциями и настоящим Регламентом.
Таким образом, администрация является уполномоченным органом по выполнению административных процедур, установленных административным регламентом.
В соответствии с пунктом 1.9 Регламента муниципальная функция включает в себя следующие Административные процедуры: выявление предполагаемого самовольного объекта; действия, направленные на обеспечение добровольного вывоза собственником самовольного объекта; установление лица, осуществившего возведение самовольного объекта; демонтаж, перемещение, хранение и возврат собственнику самовольного объекта; учет самовольных объектов.
Раздел 2 Регламента определяет последовательность действий при осуществлении муниципальной функции, в число которых входит выявление предполагаемого Самовольного объекта (далее - Процедура выявления).
Так, плановые процедуры выявления организуются и проводятся Рабочими группами, созданными администрациями районов города Нижнего Новгорода.
Заместитель главы администрации района, отвечающий за создание условий для развития услуг торговли (далее - Заместитель главы администрации района), в течение десяти рабочих дней с даты утверждения Регламента, в отношении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города в 2011 - 2012 годах, и до 10 декабря каждого года, организует подготовку и предоставление на утверждение главе администрации района проектов следующих организационных и планирующих документов: распоряжение главы администрации района об утверждении состава Рабочей группы по проведению Процедуры выявления предполагаемых Самовольных объектов на территории района (далее - Распоряжение об утверждении состава Рабочей группы района); график проведения Плановых процедур выявления предполагаемых Самовольных объектов на календарный год.
Заместитель главы администрации района при разработке Распоряжения об утверждении состава Рабочей группы района и Графика проведения Плановых процедур выявления руководствуется следующими критериями: в состав Рабочей группы по проведению Процедуры выявления предполагаемых Самовольных объектов на территории района (далее - Рабочая группа района) включаются следующие должностные лица: заместитель главы администрации района, должностное лицо администрации района, а также, по согласованию, члены Рабочей группы района: должностные лица управления административно-технического контроля администрации города Нижнего Новгорода, МКУ "УМСиП", надзорных, контролирующих и правоохранительных органов; заместитель главы администрации района является председателем Рабочей группы района; должностное лицо администрации района является секретарем Рабочей группы района; график проведения Плановых процедур выявления составляется на календарный год и предусматривает ежеквартальное обследование всей территории района города.
Рабочая группа района проводит Процедуру выявления в день, указанный в Графике проведения Плановых процедур выявления.
В день и на месте обнаружения предполагаемого Самовольного объекта членами Рабочей группы района совершаются в том числе следующие действия: секретарь Рабочей группы района составляет Акт выявления предполагаемого Самовольного объекта на территории города по форме приложения N 2 к настоящему Регламенту, к которому прилагает схему размещения предполагаемого Самовольного объекта на картографической подоснове с привязкой к стационарным зданиям (сооружениям) (далее - Схема размещения) и фотографии, подтверждающие наличие предполагаемого Самовольного объекта; председатель и члены Рабочей группы района подтверждают своей подписью в Акте факт выявления предполагаемого Самовольного объекта.
Последовательность действий при осуществлении муниципальной функции включает в себя также действия, направленные на обеспечение добровольного вывоза собственником Самовольного объекта.
В этих целях председатель Рабочей группы района в течение пяти рабочих дней с момента проведения Плановой процедуры выявления или получения от МКУ "УМСиП" информации о результатах Внеплановой процедуры выявления организует уточнение информации о наличии правовых оснований на размещение предполагаемого Самовольного объекта путем: анализа Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода; запроса и получения информации от отраслевых (функциональных) структурных подразделений администрации города Нижнего Новгорода, муниципальных учреждений, муниципальных предприятий; запроса и получения в установленном порядке информации от органов государственной власти, государственных учреждений; размещения информации в средствах массовой информации о выявленных предполагаемых Самовольных объектах; получения от физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей сведений о праве размещения выявленного предполагаемого Самовольного объекта.
Председатель Рабочей группы района в течение пяти рабочих дней с момента подтверждения факта отсутствия правовых оснований размещения движимого имущества: направляет в органы прокуратуры, а также в органы и должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, сообщения с требованием о привлечении к административной ответственности лиц, осуществивших незаконные действия, с приложением копий: Акта выявления предполагаемого Самовольного объекта, Схемы размещения предполагаемого Самовольного объекта и фотографии, подтверждающей наличие предполагаемого Самовольного объекта; обеспечивает размещение на предполагаемом Самовольном объекте уведомления и направление заказного письма с уведомлением о вручении с предложением о добровольном, в течение 14 календарных дней со дня, следующего за днем после получения уведомления, вывозе своими силами и за свой счет Самовольного объекта и выполнении благоустройства территории, на которой был установлен Самовольный объект.
Согласно пунктам 2.2.3-2.2.8.2 Регламента председатель Рабочей группы района в день, следующий за днем окончания установленного в уведомлении для добровольного вывоза срока, назначает дату (не более пяти рабочих дней) и организует проведение Рабочей группой района повторного обследования места, на котором был выявлен Самовольный объект.
Рабочая группа района в течение 5 календарных дней проводит повторное обследование, секретарь Рабочей группы района вносит в бланк ранее составленного Акта выявления предполагаемого Самовольного объекта информацию о добровольном вывозе (невывозе) Самовольного объекта и выполняет фотографии, подтверждающие наличие Самовольного объекта, размещает на Самовольном объекте повторное уведомление.
Председатель Рабочей группы района при невыполнении предложения о добровольном вывозе объекта в указанный в повторном уведомлении срок, в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока, указанного в подпункте 2.2.2.2, обеспечивает: направление заказного письма с уведомлением о вручении с предложением добровольно, в течение семи календарных дней с момента получения повторного уведомления, вывезти объект, с указанием, что в случае невывоза объекта в добровольном порядке перемещение объекта будет осуществлено принудительно; разработку, согласование и утверждение сметы расходов на демонтаж, перемещение и благоустройство территории, на которой размещался Самовольный объект (далее - Смета расходов).
Председатель Рабочей группы района в день окончания установленного в повторном уведомлении для добровольного вывоза срока назначает дату (не более пяти рабочих дней со дня окончания срока, указанного в подпункте 2.2.5.1) и организует проведение Рабочей группой района контрольного обследования места, на котором был выявлен Самовольный объект.
Рабочая группа района в установленный для контрольного обследования день проводит контрольное обследование, секретарь Рабочей группы района вносит в бланк ранее составленного Акта выявления предполагаемого Самовольного объекта информацию о добровольном вывозе (не вывозе) Самовольного объекта и выполняет фотографии, подтверждающие наличие Самовольного объекта.
Председатель Рабочей группы в течение пяти рабочих дней с момента окончания срока, установленного в повторном уведомлении, в случае невыполнения требования о добровольном вывозе Самовольного объекта: организует подготовку проекта распоряжения главы администрации района города Нижнего Новгорода о демонтаже и перемещении данного объекта, о признании объекта находкой (далее - проект распоряжения о демонтаже и перемещении, признании объекта находкой), включающего следующие положения: о дате демонтажа и перемещения Самовольного объекта; о необходимости составления акта о наличии имущества, находящегося в объекте, и приема его на хранение; об обеспечении передачи имущества его собственникам; рекомендация ГУВД Нижегородской области по обеспечению общественной безопасности в месте проведения процедуры сноса; об источниках финансирования процедуры демонтажа и перемещения Самовольного объекта; направляет проект распоряжения о демонтаже и перемещении, признании объекта находкой главе администрации района на подписание.
В соответствии с пунктом 2.2.9 Регламента глава администрации района в срок до трех рабочих дней с момента получения проекта распоряжения о демонтаже и перемещении, признании объекта находкой в установленном порядке издает правовой акт главы администрации района города Нижнего Новгорода о демонтаже и перемещении Самовольного объекта, о признании объекта находкой.
Согласно вышеуказанным нормам права с момента выявления самовольно размещенного нестационарного торгового объекта и до вынесения распоряжения о его демонтаже администрация должна принимать все необходимые меры до установления собственника объекта с целью предложения добровольного демонтажа.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода, главы администрации Канавинского района от 27.08.2013 N 946-р создана рабочая группа по выявлению самовольно установленных объектов.
15.10.2013 комиссией проведено обследование прилегающей территории к земельному участку с кадастровым номером 52:18:0030077:17, расположенному по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Фильченкова, напротив дома N 38, в ходе которой выявлено наличие самовольно установленных торговых нестационарных объектов, расположенных за границей земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030077:17.
По результатам мониторинга комиссией составлены акты выявления предполагаемого самовольного нестационарного торгового объекта на территории города. Общее количество выявленных самовольно установленных торговых нестационарных объектов составило 3 группы - 14 модулей.
16.10.2013 по результатам проверки сотрудниками администрации на спорные торговые павильоны были развешены уведомления, в которых предлагалось добровольно в течение 14 дней вывезти своими силами и за свой счет торговые объекты и выполнить благоустройство территории без указания лица, которому данные уведомления адресованы.
30.10.2013 и 08.11.2013 комиссией проведено повторное и контрольное обследование, в ходе которого установлено, что торговые павильоны не демонтированы, результаты чего зафиксированы в актах.
При этом, как установил суд, доказательства повторного размещения уведомлений с информацией о сроках добровольного демонтажа материалы дела не содержат.
29.01.2014 заместителем главы администрации г. Нижнего Новгорода, главой администрации Канавинского района издано распоряжение N 66-р о демонтаже и перемещении самовольных объектов, согласно которому торговые объекты, указанные в приложении к данному распоряжению, признаны самовольными объектами. Пунктом 2 распоряжения отделу развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей с 30.01.2014 по 14.02.2014 предложено организовать демонтаж и вывоз самовольных объектов на место временного хранения.
Довод администрации об отсутствии у нее обязанности по выявлению собственника торговых павильонов и, соответственно, о том, что достаточным является размещение на павильонах уведомлений, а также направление запроса в органы государственной власти, государственные учреждения, обоснованно отклонен судом.
Так, пункты 2.2.1, 2.2.5.1 Регламента обязывают администрацию района принять меры по выявлению собственников нестационарных торговых объектов с целью предложения им о необходимости демонтажа в добровольного порядке, в том числе путем получения информации о наличии правовых оснований на размещение предполагаемого Самовольного объекта от физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей сведений о праве размещения выявленного предполагаемого Самовольного объекта; направления заказного письма с уведомлением о вручении с предложением добровольно, в течение семи календарных дней с момента получения повторного уведомления, вывезти объект, с указанием, что в случае невывоза объекта в добровольном порядке перемещение объекта будет осуществлено принудительно.
Как установил суд, о факте принадлежности земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030077:17 на праве аренды ООО "Перспектива" администрация знала уже в декабре 2013 года, что подтверждается актом обследования от 20.12.2013.
В частности, в ходе обследования прилегающей территории к указанному земельному участку, расположенному по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Чкалова, 4, комиссией в составе первого заместителя главы администрации района было установлено, что собственник земельного участка - ООО "Согласие" предоставил в аренду Обществу вышеуказанный земельный участок, а также здания и сооружения центрального рынка.
Таким образом, зная лицо, фактически распоряжающееся спорным земельным участком и располагающее информацией о собственниках торговых нестационарных объектов, которые размещены на данном земельном участке, администрация не приняла мер по направлению соответствующего запроса в адрес Общества с целью получения информации о собственнике торговых нестационарных торговых объектов в количестве 14 единиц, расположенных по ул. Фильченкова.
Суд в ходе рассмотрения дела установил, что о необходимости принятия мер по демонтажу спорных торговых павильонов, расположенных на указанном земельном участке, ООО "Перспектива" узнало из письма администрации от 28.01.2014 N 3001-232/14/ис, представленного ему арендатором торгового павильона. В данном письме руководителю организации, индивидуальному предпринимателю (наименование организации и предпринимателя не указано) предлагалось в срок до 30.01.2014 демонтировать торговые объекты.
Вместе с тем оспариваемое распоряжение о демонтаже издано администрацией и датировано 29.01.2014. Таким образом, получив информационное письмо через арендатора торговых объектов, Общество не располагало каким-либо достаточным временем для принятия мер по установлению и предупреждению собственника торговых объектов о необходимости их демонтажа в добровольном порядке.
На этом основании суд пришел к верному выводу о том, что, издав распоряжение о демонтаже и перемещении самовольных объектов от 29.01.2014 N 66-р, не приняв всех необходимых мер по выявлению собственника объектов и не дав ему времени для добровольного принятия мер по устранению нарушений, администрация нарушила требования, установленные пунктами 2.2.1, 2.2.5.1 Регламента.
Разделом 2.4 Регламента установлена административная процедура демонтажа, перемещения, хранения и возврата собственнику Самовольного объекта.
В частности, демонтаж и перемещение Самовольного объекта, включая находящееся в нем имущество, осуществляется лицом, незаконно его установившим, собственными силами и за счет собственных средств, с последующим выполнением работ по восстановлению благоустройства земельного участка, на котором размещался Самовольный объект.
Принудительное перемещение Самовольного объекта осуществляется на основании распоряжения главы администрации района города Нижнего Новгорода о демонтаже и перемещении Самовольного объекта, включая находящееся в нем имущество, на временное место хранения, принятого по результатам Административной процедуры установления лица, осуществившего возведение Самовольного объекта, в случае если не выявлено лицо, являющееся собственником Самовольного объекта.
Заместитель главы администрации района в течение десяти рабочих дней с момента окончания срока, установленного в информационном сообщении, указанном в подпункте 2.3.1, в случае невыполнения требования о добровольном вывозе Самовольного объекта, организует: разработку, согласование и утверждение в соответствии с административным регламентом по оказанию муниципальной услуги "Установление начальной (максимальной) цены контракта (цены лота)" сметы расходов по финансированию процедуры демонтажа и перемещения Самовольного объекта; подготовку проекта распоряжения главы администрации района города Нижнего Новгорода о признании Самовольного объекта находкой (найденное имущество), демонтаже и перемещении Самовольного объекта, включая находящееся в нем имущество, на место временного хранения, содержащего следующие положения: о дате демонтажа и перемещения Самовольного объекта; о необходимости составления акта о наличии имущества, находящегося в объекте, и приема его на хранение; об обеспечении передачи имущества его собственнику; рекомендация ГУВД Нижегородской области по обеспечению общественной безопасности в месте проведения Административной процедуры; об источниках финансирования Административной процедуры демонтажа и перемещения Самовольного объекта.
Глава администрации района за десять рабочих дней до проведения Административной процедуры перемещения Самовольного объекта: организует заключение в порядке, установленном действующим законодательством, договора на проведение работ по демонтажу и перемещению Самовольного объекта и благоустройству территории, на которой размещался Самовольный объект; назначает день и время проведения Административной процедуры демонтажа и перемещения Самовольного объекта; дает письменное поручение Председателю Рабочей группы об организации Административной процедуры демонтажа и перемещения Самовольного объекта.
Председатель Рабочей группы за пять рабочих дней до дня проведения Административной процедуры демонтажа и перемещения Самовольного объекта дает письменное указание секретарю Рабочей группы об ее организации.
Секретарь Рабочей группы в день получения поручения об организации административной процедуры демонтажа и перемещения Самовольного объекта направляет в адрес членов Рабочей группы телефонограмму об основании, времени, дате и месте сбора членов Рабочей группы, а также типе Самовольного объекта.
Члены Рабочей группы проводят Административную процедуру перемещения Самовольного объекта (найденного имущества) в день, указанный в распоряжении главы администрации района города Нижнего Новгорода о признании Самовольного объекта находкой (найденное имущество), демонтаже и перемещении Самовольного объекта, включая находящееся в нем имущество, на место временного хранения.
В день и на месте проведения Административной процедуры перемещения Самовольного объекта (найденного имущества) совершаются следующие действия: Секретарь Рабочей группы составляет Акт демонтажа, перемещения и передачи на ответственное хранение Самовольного объекта согласно приложению N 4 к настоящему Регламенту, в котором указывается дата, время начала и окончания мероприятий, опись материальных ценностей, которые находились в Самовольном объекте; жолжностные лица, участвующие в Административной процедуре перемещения объекта, расписываются в Акте демонтажа, перемещения и передачи на ответственное хранение Самовольного объекта за передачу имущества должностному лицу, осуществляющему перемещение объекта; должностное лицо МКУ "УМСиП" после составления Акта демонтажа, перемещения и передачи на ответственное хранение Самовольного объекта организует перемещение передвижного нестационарного торгового Самовольного объекта в специально отведенное охраняемое место.
Организация или индивидуальный предприниматель, заключивший Договор подряда, после составления Акта демонтажа, перемещения и передачи на ответственное хранение Самовольного объекта организует демонтаж и перемещение павильона или киоска в специально отведенное охраняемое место.
Самовольный объект, включая находящееся в нем имущество, перемещается на место хранения Самовольных объектов и передается по Акту демонтажа, перемещения и передачи на ответственное хранение Самовольного объекта должностным лицом, осуществившим перемещение объекта должностному лицу МКУ "УМСиП", уполномоченному на принятие объекта на хранение.
В рассматриваемом случае согласно пункту 2 распоряжения администрации от 29.01.2014 N 66-р срок демонтажа и вывоза самовольных объектов установлен с 30.01.2014 по 14.02.2014.
По утверждению заявителей, не оспоренному администрацией, 03.02.2014 работники администрации совместно с сотрудниками правоохранительных органов по прибытии на место предъявили представителям ООО "Перспектива" распоряжение от 29.01.2014 N 66-р, дали время (около 3-х часов) арендаторам торговых павильонов для их освобождения от товара, возможности демонтажа окон, дверей и приступили к освобождению земельного участка от самовольных торговых павильонов (сносу) посредством тяжелой техники (экскаватора), в результате чего все торговые павильоны в количестве 14 единиц были снесены/уничтожены тяжелой техникой (экскаватором).
При этом суд установил, что торговые павильоны, принадлежащие ИП Катковой Л.В., являются сборно-разборными, в подтверждение чего в материалы дела представлены паспорта торговых павильонов, а также акт экспертного исследования от 26.09.2014, в соответствии с которым при демонтаже нестационарных торговых павильонов в количестве 14 единиц, расположенных по спорному адресу, согласно паспортам и схеме размещения имелась техническая возможность их сохранения для перемещения и последующего возведения на новом месте.
Доказательства, подтверждающие обратное, а именно невозможность демонтажа спорных торговых павильонов, в материалы дела администрацией не представлены.
Более того, установлено, что до издания распоряжения от 29.01.2014 N 66-р о демонтаже и перемещении самовольных объектов администрацией утвержден локальный сметный расчет на демонтаж самовольных нестационарных павильонов в ценах по состоянию на 4-й квартал 2014 года. Указанными локальными сметными расчетами произведен расчет работ по разборке павильонов без сохранения годных материалов, погрузочных работ мусора строительного с погрузкой экскаваторами, вывоза мусора.
На основании частей 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, чем по решению суда.
Между тем, как обоснованно отметил суд, разделом 2.4 Регламента, в соответствии с которым действовала администрация при выявлении самовольных торговых объектов и их демонтаже, предусмотрена именно процедура демонтажа, а процедура сноса/уничтожения самовольных торговых павильонов не предусмотрена. В распоряжении от 29.01.2014 N 66-р также указано на демонтаж торговых объектов.
Таким образом, действия администрации по сносу спорных торговых павильонов противоречат требованиям Регламента.
Кроме того, как определено в пункте 2.4.11.5 Регламента, в случае, если лицо, осуществившее возведение Самовольного объекта, присутствует при демонтаже, оно вправе самостоятельно осуществить демонтаж и перемещение, что также фиксируется в Акте демонтажа, перемещения и передачи на ответственное хранение Самовольного объекта.
В данном случае в день проведения работ по сносу спорных торговых павильонов присутствовали представители ООО "Перспектива" и представитель ИП Катковой Л.В., которые попросили сотрудников администрации дать им время для самостоятельного демонтажа в период, указанный в оспариваемом распоряжении (с 30.01.2014 по 14.02.2014). Данное обстоятельство администрацией не опровергнуто.
Следовательно, требования вышеуказанного пункта Регламента, которым закреплено право собственника на добровольный демонтаж торговых павильонов, как правомерно указал суд, администрацией не соблюдены.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемые распоряжение и действия администрации не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное администрацией не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителей.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба администрации по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.10.2014 по делу N А43-10460/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10460/2014
Истец: Каткова Л. В., ООО Перспектива
Ответчик: Администрация Канавинского района г. Н. Новгорода, Администрация Канавинского района г. Н.Новгорода