Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 марта 2015 г. N Ф08-1096/15 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
29 декабря 2014 г. |
дело N А32-30467/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности 20.02.2014 - Мотуренко С.М., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Сочи, Администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2014
по делу N А32-30467/2014, принятое судьей Савиным Р.Ю.,
по заявлению открытого акционерного общества "Санаторий "Аврора"
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Сочи
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Санаторий "Аврора" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Сочи; Администрации города Сочи о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду ОАО "Санаторий "Аврора" земельного участка площадью 1084 кв. м. с кадастровым номером 23:49:0105003:1038,местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Авроры, строение 1/10 (далее - спорный земельный участок), обязать администрацию г. Сочи принять решение о предоставлении ОАО "Санаторий "Аврора" спорного земельного участка в аренду, возложить на администрацию г. Сочи обязанность в месячный срок с момента принятия решения о предоставлении в аренду ОАО "Санаторий "Аврора" указанного земельного участка направить организации проект договора аренды с предложением о заключении соответствующего договора на срок 49 лет.
Заявленные требования мотивированы наличием у общества права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, а также расположенных на нем объектов недвижимости. В целях приобретения земельного участка, принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, в аренду, заявитель обратился в администрацию с соответствующим заявлением, однако в предоставлении земельного участка было отказано. Заявитель считает, что заинтересованное лицо не выполняет возложенные на него законом обязанности, в результате чего нарушены права заявителя, закрепленные в Земельном кодексе Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2014 отказ администрации г. Сочи от 15.08.2014 N 07-01-6767 в предоставлении в аренду ОАО "Санаторий "Аврора" земельного участка площадью 1084 кв. м. с кадастровым номером 23:49:0105003:1038, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Авроры, строение 1/10, признан незаконным. Данное решение обязало администрацию г. Сочи в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ОАО "Санаторий "Аврора" в аренду земельного участка площадью 1084 кв. м. с кадастровым номером 23:49:0105003:1038, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Авроры, строение 1/10, а также в месячный срок с момента принятия решения о предоставлении в аренду ОАО "Санаторий "Аврора" указанного земельного участка направить организации проект договора аренды с предложением о заключении соответствующего договора.
Департамент имущественных отношений Администрации города Сочи, Администрация города Сочи обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просили решение Арбитражного суда Краснодарского края отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на тот факт, что оспариваемый отказ не нарушает законных прав и интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя заинтересованного лица. Представитель общества поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу в полном объеме, представил суду документы на обозрение. Суд приобщил к материалам дела представленную копию санитарно-эпидемиологического заключения, содержащего, в том числе, акты обследования пляжа.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, за пионерским лагерем "Аврора" управления снабжения и сбыта при Ростовском облисполкоме (правопредшественник заявителя) на основании решения исполнительного комитета сочинского городского Совета депутатов трудящихся от 19.08.1964 N 395/5 был закреплен занимаемый пляж длиной 100 метров (акт отвода земельного участка).
На указанном участке пляжа правопредшественником заявителя в 1982 году возведен лифтоподъемник общей площадью 52,2 кв.м., право собственности на который 03.02.2010 зарегистрировано за ответчиком, что следует из Свидетельства о государственной регистрации права от 04.02.2010.
Испрашиваемый спорный земельный участок земель населенных пунктов площадью 1084 кв. м. с кадастровым номером 23:49:0105003:1038 поставлен на кадастровый учет 29.01.2013, разрешенное использование - лечебный (специализированный) пляж.
Выпиской из ЕГРП от 17.09.2013 подтверждена государственная регистрация 10.07.2013 права собственности МО г. Сочи на земельный участок.
Согласно акту обследования земельного участка от 29.06.2012, составленным Управлением муниципального земельного контроля администрации г. Сочи, на земельном участке кроме лифтоподъемника расположены литер Ё (насосная, душ, туалет) общей площадью 53,8 кв.м., литер ё - терраса подсобное помещение (буфет) общей площадью 112 кв.м., литер Э аэрарий площадью 389 кв.м. с встроенными помещениями, бетонная площадка общей площадью 802,1 кв.м.
30.01.2014 заявитель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка, приложив к заявлению документы в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
Письмом от 15.08.2014 N 07-01-6767 администрация отказала заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, мотивировав его тем, что в нарушение Приказа Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475 заявитель, обращаясь о предоставлении земельного участка в аренду, в сообщении о расположенных на земельном участке объектах недвижимости, указал только лифтоподъемник, сведения об остальных объектах недвижимости отсутствовали.
Не согласившись с отказом администрации в принятии решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право постоянного (бессрочного) пользования переоформляется в порядке ст. 36 ЗК РФ, которая содержит правила приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной и муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения.
Также, из п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ следует, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны до 01.07.2012 переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (п. 5 ст. 36 ЗК РФ), установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
В пункте 2.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков под объектами недвижимости в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование на территории муниципального образования город-курорт Сочи" Департаментом имущественных отношений администрации города Сочи, утвержденного постановлением администрации Утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 Перечень документов не содержит требование представлять заявителем в уполномоченный орган сведения о сохранности и состоянии зданий, строений, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
Как верно установлено судом первой инстанции, к заявлению о предоставлении земельного участка в аренду ОАО "Санаторий "Аврора" приложило документы в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Также, из представленного Акта обследования земельного участка следует, что при его составлении использовалось, наряду с другими документами, инженерно-техническое обследование пляжных сооружений ОАО "Санаторий "Аврора" в 2011 году ЗАО "Черноморкурортпроект" (г. Сочи) и объект оценен пригодным к эксплуатации.
В п. 1 ст. 36 ЗК РФ, указано, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы.
Материалами дела подтверждается (л.д. 77-80), что испрашиваемый в аренду земельный участок был закреплен в 1964 году, в установленном в то время порядке, за правопредшественником санатория в бессрочное пользование, как пляж, с правом проектирования пляжных сооружений и строительства лифтоподъемника к морю (решения исполкома Сочинского горсовета народных депутатов от 15.08.1964 N 15, от 18.04.1979 N 177/10, от 01.07.1981 N 295/9).
Решением арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-11477/2011 по спору между теми же сторонами, установлено, что на спорном земельном участке расположены отвечающий признакам объекта недвижимого имущества лифтоподъемник литеры Г, Г1, г, возведенный в 1982 году по решению органов власти, по действовавшим в тот период правилам и нормам, право собственности истца на который зарегистрировано в установленном законом порядке; аэрарий и насосная, являющиеся объектами летнего функционирования, предназначенными для вспомогательного использования и, согласно технического паспорта, аэрарий состоит из подсобных помещений, аэрариев, электрощитовой, ангара для хранения плавательных средств, а насосная - из насосной, помещений санузлов и душевых (л.д. 34-36). Данные объекты объединены одноцелевым назначением в соответствии с основным видом деятельности санатория - организация отдыха, оказание лечебных и реабилитационных услуг, в том числе использование пляжа в лечебных целях. Санаторий в соответствии с лицензией осуществляет медицинскую - санаторно-курортную деятельность, оказывает услуги по организации детского отдыха, использует пляж в лечебных целях, в материалы дела им представлены технические паспорта на аэрарий 2-х эт., насосную 2-х эт.
По обращению санатория было издано Главой города Сочи постановление от 03.12.2012 N 2614 (л.д. 29) (с изменениями, внесенными постановлением от 17.01.2014 N 23), о межевании (кадастрировании) земельного участка, площадью 1084 кв.м, по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, ул. Авроры, стр. 1/10, и постановка его на кадастровый учет с кадастровым номером N 23:49:0105003:1038 с разрешенным видом использования - лечебный (специализированный) пляж.
Таким образом, материалами дела установлено, что аэрарий и насосная, со входящими в нее помещениями, в том числе, лодочной, душей., туалета и другими являются строениями, предназначенными для вспомогательного использования. Оснований для удовлетворения заявленных администрацией требований об их сносе не установлено.
Так, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявителем при обращении в администрацию были представлены сведения обо всех расположенных на земельном участке объектах недвижимости.
В апелляционной жалобе заявлен новый довод - заявителем не подтверждено фактическое состояние имущества, однако обстоятельства, согласно которым у администрации имеются основания полагать, что объекты, принадлежащие обществу, разрушены или находятся в ненадлежащем состоянии, податели жалобы не приводят. Указанный довод опровергается актом обследования земельного участка от 29.06.2012, а также исследованными в апелляционной инстанции санитарно-эпидемиологическими заключениями от 01.07.2011, 06.06.2013, 02.06.2014.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, у судебной коллегии отсутствуют основания для признания вынесенного Арбитражным судом Краснодарского края решения незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2014 по делу N А32-30467/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30467/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 марта 2015 г. N Ф08-1096/15 настоящее постановление отменено
Истец: ОАО "Санаторий "Аврора"
Ответчик: Администрация города Сочи - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт Сочи, Департамент имущественных отношений Администрации города Сочи
Третье лицо: ДИО КК, Администрация г. Сочи
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12320/15
02.06.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-30467/14
10.03.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1096/15
29.12.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21477/14
27.10.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-30467/14