г. Москва |
|
30 декабря 2014 г. |
Дело N А40-93197/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева
судей Е.Б. Расторгуева, А.И. Трубицына
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.В. Антоновым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ООО "ЦКП" и ООО "Альфа Пресс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 сентября 2014 года
по делу N А40-93197/14, принятое судьёй М.А. Ведерниковым,
по иску ООО "Парамон Промоушен"
к ООО "ЦКП"; ООО "Альфа Пресс"
о защите исключительных прав на товарный знак
при участии в судебном заседании:
от истца: Родионов М.Ю. (доверенность от 23.05.2014)
от ответчика: от ООО "ЦКП" - Горбачев Ю.А. (доверенность от 14.07.2014),
от ООО "Альфа Пресс" - Лохвицкая А.Н. (доверенность от 08.12.2014)
УСТАНОВИЛ
ООО "Парамон Промоушн" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ООО "Центр Кадровой Прессы" и ООО "Альфа Пресс" (далее - ответчики) о запрете ООО "Центр Кадровой Прессы" использовать обозначение "Выбирай выгодное предложение", сходное с товарным знаком N 323546 до степени смешения, в отношении печатных изданий, в том числе, газет, услуг по распространению рекламных материалов, услуг по публикации периодики в сети Интернет, обязав общество с ограниченной ответственностью "Центр Кадровой Прессы" удалить обозначение "Выбирай выгодное предложение", сходное с товарным знаком N 323546 до степени смешения, из всех материалов сайта в сети Интернет, расположенного по адресу www.gazeta-vvp.ru в течение 3 дней с даты вступления в законную силу решения суда по данному делу; запрете ООО "Альфа Пресс" использовать обозначение "Выбирай выгодное предложение", сходное с товарным знаком N 323546 до степени смешения, при осуществлении издания средства массовой информации - газеты "ВЫБИРАЙ ВЫГОДНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ" (свидетельство о регистрации ПИ N ТУ 50-01863 от 28.11.2013 г.); взыскании с ООО "Центр Кадровой Прессы" в пользу ООО "Парамон Промоушн" денежной компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 323546 в размере 400 000 рублей, взыскании с ООО "Альфа Пресс" в пользу ООО "Парамон Промоушн" денежной компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 323546 в размере 400 000 рублей.
Решением суда от 30 сентября 2014 года Обществу с ограниченной ответственностью "Центр Кадровой Прессы" запрещено использовать обозначение "Выбирай" в наименовании "Выбирай выгодное предложение", сходное с товарным знаком N 323546 до степени смешения, в отношении печатных изданий, в том числе, газет, услуг по распространению рекламных материалов, услуг по публикации периодики в сети Интернет.
Общество с ограниченной ответственностью "Центр Кадровой Прессы" было обязано удалить обозначение "Выбирай" в наименовании "Выбирай выгодное предложение", сходное с товарным знаком N 323546 до степени смешения, из всех материалов сайта в сети Интернет, расположенного по адресу www.gazeta-vvp.ru в течение 3 дней с даты вступления в законную силу решения суда по данному делу.
Обществу с ограниченной ответственностью "Альфа Пресс" запрещено использовать обозначение "Выбирай" в наименовании "Выбирай выгодное предложение", сходное с товарным знаком N 323546 до степени смешения, при осуществлении издания средства массовой информации - газеты "ВЫБИРАЙ ВЫГОДНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ" (свидетельство о регистрации ПИ N ТУ 50-01863 от 28.11.2013 г.).
С Общества с ограниченной ответственностью "Центр Кадровой Прессы" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Парамон Промоушн" взыскана компенсация за нарушение исключительного права на товарный знак N 323546 в размере 200 000 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 13 500 руб. 00 коп.
С ООО "Альфа Пресс" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Парамон Промоушн" взыскана компенсация за нарушение исключительного права на товарный знак N 323546 в размере 200 000 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 500 руб. 00 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
При этом суд пришел к выводу, что ответчик ООО "Центра Кадровой Прессы" являясь администратором домена gazeta-vvp.ru, то есть лицом, осуществляющим определение порядка его использования, в рамках осуществления им предпринимательской деятельности, обязан был не допускать нарушение исключительного права на товарный знак N 323546, не размещать в сети Интернет сходное до степени смешения с товарным знаком N 323546 обозначение.
Второй ответчик, являясь издателем средства массовой информации - газеты "Выбирай выгодное предложение", как лицо, осуществляющее, в соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" материально-техническое обеспечение производства продукции данного средства массовой информации, обязан был не допускать применение спорного обозначения, сходного с товарным знаком N 323546, на экземплярах газеты при подготовке и изготовлении ее тиража.
С решением не согласились ответчики, подали апелляционные жалобы, в которых просят состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению ответчика ООО "Центр Кадровой Прессы" суд не принял во внимание, что истцом товарный знак N 313546 не используется, в связи с чем отсутствует сходство до степени смешения словесного обозначения "Выбирает выгодное предложение" с товарным знаком истца.
Истцом фактически используется другой товарный знак "Выбирай соблазны большого города" (свидетельство N 248426).
ООО "Альфа Пресс" считает, что является не надлежащим ответчиком по настоящему дела, поскольку как издатель участвовало при выпуске всего двух номеров за апрель, май 2014 года и осуществляет только посреднические функции - печатание (издание) газеты без права определения формы СМИ.
Оба ответчика считают, что размер взысканной судом компенсации является чрезмерным.
Истец просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных в ст.270 АПК РФ для отмены решения от 30 сентября 2014 года и удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов судебного дела и достоверно установлено судом первой инстанции, Обществу с ограниченной ответственностью "Парамон Промоушн" (далее - "истец") на основании лицензионного договора от 06.12.2007 г. предоставлена исключительная лицензия на товарный знак "ВЫБИРАЙ" по свидетельству N 323546, зарегистрированный на имя компании ВСБГ ТРЭЙД МАРКС КОМПАНИ ЛИМИТЕД (Великобритания) в отношении товаров 16, услуг 35 и 41 класса Международной классификации товаров и услуг с приоритетом 14.10.2005 г.
Как стало известно истцу, Обществом с ограниченной ответственностью "Центр Кадровой Прессы" (далее - "первый ответчик") учреждено печатное средство массовой информации - газета "ВЫБИРАЙ ВЫГОДНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ", свидетельство о регистрации ПИ N ТУ 50-01863 от 28.11.2013 г., что подтверждается справкой Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций N 04-33835 от 03.06.2014 г.
Также первый ответчик является администратором доменного имени gazeta- vvp.ru, в сети Интернет, посредством которого осуществляется доведение до всеобщего сведения очередных выпусков вышеуказанной газеты, с предоставлением возможности их скачивания (воспроизведения в памяти ЭВМ) посетителями названного сайта.
В сети Интернет по адресу gazeta-vvp.ru 02.06.2014 г. нотариусом г. Москвы Н. Н. Миллером установлено наличие на указанном сайте различных текстовых и графических материалов, снимки страниц которых приложены к протоколу осмотра, из которых усматривается, что газета "Выбирай выгодное предложение" является рекламно-информационным изданием, выходит в свет еженедельно с декабря 2013 г. тиражом 200 000 экземпляров. Содержанием газеты является рекламная информация о скидках, распродажах и акциях, городских ярмарках и выставках. Распространение газеты "Выбирай выгодное предложение" осуществляется путем раздачи возле выходов из 90 станций московского метрополитена.
Одновременно с осмотром указанного сайта, нотариусом произведена распечатка pdf-документа, содержащего выпуск газеты "Выбирай выгодное предложение" N 11(13) от 29.05.2014 г., копия которого приобщена к протоколу осмотра.
Согласно выходным данным, издателем газеты "Выбирай выгодное предложение" является Общество с ограниченной ответственностью "Альфа Пресс" (далее - "второй ответчик").
Как видно из осмотренных нотариусом материалов сайта в сети Интернет, расположенных на сайте gazeta-wp.ru, на лицевой странице сайта gazeta-wp.ru, на первой странице и верхних колонтитулах документа "Медиакит", а также на первой странице электронной версии выпуска газеты N 11(13) от 29.05.2014 г., и на первой странице печатной версии выпуска газеты N 13(15) от 19 июня 2014 г. используется обозначение "ВЫБИРАЙ выгодное предложение".
Истец полагает, что данное обозначение является сходным до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N 323546, исключительным лицензиатом которого является последний, а действия ответчиков, направленные на выпуск газеты с использованием приведенного выше обозначения "ВЫБИРАЙ выгодное предложение", противоречат требованиям пункта 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец, в свою очередь, является учредителем печатного СМИ - журнала "ВЫБИРАЙ СОБЛАЗНЫ БОЛЬШОГО ГОРОДА", свидетельство о регистрации ПИ N 11-0061, зарегистрированного 30.03.2000 г. Кроме того, как указал истец, региональные издания журнала "ВЫБИРАЙ СОБЛАЗНЫ БОЛЬШОГО ГОРОДА" распространяются в 32 городах России, Казахстана и Украины. При этом журнал истца распространяется бесплатно, то есть тем же способом, что и газета ответчиков. Для целей оформления журнала истца, слово "ВЫБИРАЙ" набрано на первой странице обложке журнала относительно более крупным шрифтом, чем остальные слова названия: "ВЫБИРАЙ выгодное предложение".
Мотивируя исковые требования, истец указал, что он, являясь исключительным лицензиатом права на использование товарного знака "ВЫБИРАЙ" по свидетельству N 323546, не предоставлял ответчикам своего согласия на использование указанного товарного знака для размещения на печатных изданиях, равно как и для индивидуализации услуг по распространению рекламных текстов, публикации текстовых материалов, являющихся однородными товарам 16, услугам 35 и 41 классов, в отношении которых зарегистрирован товарный знак N 323546.
Товарный знак по свидетельству N 323546 представляет собой словесное обозначение "ВЫБИРАЙ".
Истец полагает, что спорное обозначение "ВЫБИРАЙ выгодное предложение" сходно до степени смешения с товарным знаком N 323546, поскольку доминирующим в спорном обозначении является словесный элемент "Выбирай", выполненный буквами кириллического алфавита, семантически и фонетически тождественный словесному элементу товарного знака N 323546. При этом словосочетание "выгодное предложение" само по себе не обладает различительной способностью, с учетом тематики средства массовой информации ответчиков - предложения скидки, объявления рекламного характера, вследствие чего присутствие данного словосочетания в спорном обозначении не исключает его сходства в целом с товарным знаком N 323546.
Истец также полагает, что сходство до степени смешения между спорном обозначением и товарным знаком N 323546 усугубляется в силу присутствия на рынке учрежденного истцом печатного средства массовой информации "ВЫБИРАЙ СОБЛАЗНЫ БОЛЬШОГО ГОРОДА", а также региональных изданий средств массовой информации "ВЫБИРАЙ СОБЛАЗНЫ БОЛЬШОГО ГОРОДА", имеющих сходную аудиторию, направленность и способ распространения.
Первый ответчик являясь администратором домена gazeta-vvp.ru, то есть лицом, осуществляющим определение порядка его использования, в рамках осуществления им предпринимательской деятельности, обязан был не допускать нарушение исключительного права на товарный знак N 323546, не размещать в сети Интернет сходное до степени смешения с товарным знаком N 323546 обозначение.
Степень вины первого ответчика в допущенном нарушении, по мнению истца, усугубляется тем обстоятельством, что ответчик, осуществляя основную деятельность на рынке печатных средств массовой информации, с учетом требований обычной осмотрительности и разумности, обязан был учитывать наличие на рынке средства массовой информации истца, имеющее сходное наименование, а также факт государственной регистрации товарного знака, имевший место ранее регистрации средства массовой информации "Выбирай выгодное предложение".
Второй ответчик, являясь издателем средства массовой информации - газеты "Выбирай выгодное предложение", как лицо, осуществляющее, в соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" материально-техническое обеспечение производства продукции данного средства массовой информации, обязан был не допускать применение спорного обозначения, сходного с товарным знаком N 323546, на экземплярах газеты при подготовке и изготовлении ее тиража.
На основании изложенного, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 6 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.
В соответствии с п.п. 1.3 ст. 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации защита исключительных прав на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним. В случаях, предусмотренных Кодексом для отдельных видов результатов средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.
Пункт 3 ст. 1484 ГК РФ указывает, что никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Согласно п.1 ст. 1248 ГК РФ споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом.
Согласно ст. 1229 ГК РФ лишь правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации; другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя; использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными Гражданским кодексом РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, другими законами. При этом в соответствии со ст. 1484 Гражданского кодекса РФ, в частности, использованием товарного знака признается размещение товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; в предложениях о продаже товаров, а также в рекламе.
При этом отсутствие запрета правообладателя не означает разрешение иным лицам использовать принадлежащий правообладателю результат интеллектуальной деятельности по собственному усмотрению.
Вопрос использования истцом товарного знака "Выбирай" по свидетельству N 323546 не имеет по настоящему спору правового значения, так как вступившего в законную силу судебного акта о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака "Выбирай" по свидетельству N 323546 ответчиками не представлено (ст.1486 ГК РФ).
Доводы ответчиков о неправильном определении судом размера компенсации представляются необоснованными.
Ссылка в апелляционной жалобе на незначительность выручки от издания газеты под спорным обозначением не подтверждается какими-либо доказательствами. При этом из материалов дела следует, что на момент обращения в суд с иском по данному делу было выпущено в свет 15 выпусков газеты "ВЫБИРАЙ ВЫГОДНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ", причем тираж каждого указанного выпуска составлял 200 000 экземпляров, о чем свидетельствует информация, размещенная первым ответчиком на сайте gazeta-vvp.ru.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы ответчика ООО "Альфа Пресс" о том, что он не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку выполнял только посреднические функции при издании спорной газеты, следующее.
Согласно выходным данным выпуска газеты "Выбирай выгодное предложение" N 13(15) от 19.06.2014 г., второй ответчик является издателем указанного средства массовой информации.
Вместе с тем, как усматривается из содержания договора N 1/ЦКП/АМ от 02.05.2014 г., копия которого представлена в материалы данного дела, на второго ответчика возложены обязанности по производству, изданию, выпуску указанной газеты, в том числе, ее макетирование и верстка.
Таким образом, второй ответчик признает факт производства им спорного издания, в том виде, как на него ссылается в истец в исковом заявлении по данному делу.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, суд первой инстанции применил верно, процессуальных нарушений не допустил, решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2014 года по делу N А40-93197/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Суд по интеллектуальным правам.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.