г. Саратов |
|
14 января 2015 г. |
Дело N А12-35300/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Качаевой Е.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ворошиловского района" (400001, г. Волгоград, ул. Канунникова, 23, ОГРН 1093444006798, ИНН 3444173314)
на определение Арбитражного суда Волгоградской области о прекращении производства по делу от 16 октября 2014 года по делу N А12-35300/2014
(судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ворошиловского района" (400001, г. Волгоград, ул. Канунникова, 23, ОГРН 1093444006798, ИНН 3444173314)
к Территориальной административной комиссии Ворошиловского района городского округа-город Волгоград (400074, г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 19)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ворошиловского района" (далее - ООО "Управляющая компания Ворошиловского района", заявитель) с заявлением к Территориальной административной комиссии Ворошиловского района городского округа-город Волгоград (далее - административная комиссия Ворошиловского района, административный орган) об отмене постановления от 20.08.2014 N 1/1-14/1096 о привлечении к административной ответственности по статье 8.14 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности в виде административного штрафа в размере 32 000 рублей.
Определением суда производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО "Управляющая компания Ворошиловского района" не согласилось с принятым определением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции о прекращении производства по делу отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, разрешить вопрос по существу.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 77 97324 2, 410031 77 97325 9, N 410031 77 97326 6. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 16 декабря 2014 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 23 июля 2014 года в 10 часов 30 минут департаментом по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда проведено обследование места сбора твёрдых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жителей дома N 9 по улице Ростовской в Ворошиловском районе Волгограда. В ходе обследования обнаружено, что территория контейнерной площадки, установленная по улице Ростовской вблизи домаN 9, захламлена. Также зафиксирован факт захламления твёрдыми бытовыми отходами и крупногабаритными отходами территории земельного участка, расположенного в радиусе 20 метров от указанной выше контейнерной площадки. Отсутствует оборудованная площадка для сбора крупногабаритных отходов или бункер для сбора крупногабаритных отходов, не размещена информация о владельце контейнерной площадки, отсутствует график вывоза отходов с указанием наименования и контактных телефонов хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз отходов, организаций, осуществляющих контроль за вывозом отходов и содержанием контейнерной площадки.
Указанные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении ООО "Управляющая компания Ворошиловского района" пунктов 3.3.2, 3.4, 4.2, 5.1.1, 5.1.6, 5.1.8, 5.1.10, 5.1.11, 5.1.12 "Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда" (далее - Правила), приятых решением Волгоградской городской Думы от 18.07.2007 N 48/1163.
Административный орган квалифицировал допущенные нарушения по статье 8.14 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности как нарушение установленного органами местного самоуправления порядка обращения с бытовыми отходами на территории поселений.
04 августа 2014 года в отношении ООО "Управляющая компания Ворошиловского района" составлен протокол N 210 об административном правонарушении, которым зафиксировано допущенное нарушение (т.1 л.д.23-24).
20 августа 2014 года в отношении ООО "Управляющая компания Ворошиловского района" вынесено постановление N 1/1-14/1096 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьёй 8.14 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, и назначении административного наказания в отношении юридического лица в виде штрафа в размере 32 000 рублей (т.1 л.д.9).
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и о его отмене.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции обоснованно указал, что данный спор не подведомственен арбитражному суду, поскольку ООО "Управляющая компания Ворошиловского района" привлечено к ответственности по статье 8.14 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности в связи с нарушением обществом требований пунктов 3.3.2, 3.4, 4.2, 5.1.1, 5.1.6, 5.1.8, 5.1.10, 5.1.11, 5.1.12 "Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда".
Апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют закону и подтверждены собранными по делу доказательствами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Статьёй 8.14 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности установлена ответственность за нарушение законодательства в сфере благоустройства.
В силу статьи 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, в том числе, должен выяснить относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела.
При определении подведомственности дел о привлечении к административной ответственности арбитражные суды учитывают положения статьи 23.1 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 27 АПК РФ установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Из содержания 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следует, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникшим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами-предпринимателями.
Согласно пункту 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" жалобы юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закреплённых в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершённого ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Из анализа приведённых правовых норм и разъяснений следует, что для отнесения спора к подведомственности арбитражного суда юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем должно быть совершено административное правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно представленным материалам, ООО "Управляющая компания Ворошиловского района" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.14 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, согласно которой административным правонарушением признается нарушение правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда.
Правовая норма, предусматривающая состав данного административного правонарушения, имеет объектом посягательства общественные отношения в области обращения с отходами производства и потребления.
Оснований полагать, что указанное административное правонарушение было совершено юридическим лицом в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, не имеется.
В рассматриваемом случае заявитель привлечён к административной ответственности как участник, который не обеспечил соблюдение Правил обращения с отходами производства и потребления, однако обязан соблюдать эти требования.
При этом само по себе наличие статуса юридического лица не даёт основания для отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда.
Доказательств обращения заявителя в суд общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства по правилам главы 30 КоАП РФ материалы дела не содержат.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 N 623-О-П и от 15.01.2009 N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции РФ, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции РФ, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, части 2 статьи 23.1, части 3 статьи 23.1, части 3 статьи 30.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции установил, что положения этих правовых норм не предполагают возможность рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности юридических лиц, при совершении правонарушений не в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, а, соответственно, о неподведомственности данного спора арбитражному суду.
Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно прекратил производство по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Апелляционный суд, проверив законность и обоснованность определения, установил, что судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы, указанные в определении, соответствуют установленным обстоятельствам и подтверждаются материалами дела.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого определения.
Суд апелляционной инстанции считает определение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Волгоградской области о прекращении производства от 16.10.2014 по делу N А12-35300/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший определение, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-35300/2014
Истец: ООО "Управляющая компания Ворошиловского района"
Ответчик: Территориальная административная комиссия Ворошиловского района Волгограда, Территориальная административная комиссия Ворошиловского района городского округа - г. Волгоград