г. Чита |
|
14 декабря 2016 г. |
Дело N А19-5879/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 декабря 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей Скажутиной Е.Н, Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туголуковым И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 сентября 2016 года по делу N А19-5879/2016 по иску общества с ограниченной ответственностью "АТП" (ОГРН 1153850028892, ИНН 3801132484) к Иркутской области в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986, г. Иркутск, ул. Канадзавы, д. 2), Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, г. Иркутск, ул. Ленина, 1А) о взыскании 267 300 руб., при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" (ОГРН 1143850038309, ИНН 3801992708) (суд первой инстанции: судья Гаврилов О.В.)
в отсутствие в судебном заседании участвующих в деле лиц,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АТП" (далее - истец, ООО "АТП") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - ответчик, Минсоцразвития), Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (далее - ответчик-2, Министерства финансов) о взыскании 267 300 руб. неполученной компенсации затрат на оказание услуг по перевозке граждан, имеющих право на меры социальной поддержки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" (далее - третье лицо).
Решением Иркутской области от 20.09.2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчики обратились в суд апелляционной инстанции с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчики указывают, что суд первой инстанции пришел к ошибочным выводам о том, что единый социальный проездной билет - это несколько билетов. Между тем, как полагают ответчики, один и тот же гражданин не мог в один и тот же период приобрести единый социальный проездной билет несколько раз у разных перевозчиков.
Ответчик-1 не оспаривал предоставление истцом отчетных документов, на основании указанных документов ответчик перечислил перевозчику субсидии, ответчик же заявляет о том, что в указанных документах имеет место дублирование, тогда как согласно заключенного соглашения в случае выявления при сверке граждан, включенных одновременно за один и тот же период времени в реестры учета реализованных единых социальных проездных билетов и в реестры учета электронных социальных проездных билетов по одному виду сообщения (городское, пригородное) на территории одного муниципального образования, такие граждане подлежат исключению из всех реестров.
Кроме того, на Минсоцразвитие ни соглашением, ни Положением, ни каким-либо иным нормативным правовым актом не возложена обязанность устанавливать, кто именно из перевозчиков реализовал единый социальный проездной билет, когда выявлено такое дублирование.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.10.2015 между истцом и отвечтиком-1 как главным распорядителем заключено соглашение о предоставлении субсидий перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области N 53-57-983/15-11, предметом которого является предоставление в 2015 году истцу субсидий из областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов и финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области по маршруту N 10 согласно схеме маршрута.
Согласно пункту 1.4 соглашения расчет затрат истца по единым социальным проездным билетам определяется как разница между объемом транспортных услуг, предоставленных гражданам, и стоимостью единого социального проездного билета с учетом количества реализованных (выданных) единых социальных проездных билетов.
При этом объем транспортных услуг, включаемых в расчет суммы расходов истца определяется исходя из установленных в соответствии с действующим тарифом за одну поездку и (или) тарифов за пассажирокилометр, среднего расстояния перевозки, а также количества поездок в расчете 30 поездок на общественном транспорте в городском сообщении и 20 поездок на автомобильном транспорте пригородного сообщения в месяц.
Пунктами 2.1.2, 2.1.3 соглашения стороны установили, что для получения субсидий истец не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет ответчику реестры учета, не позднее 15 числа - расчеты суммы расходов истца.
Из пункта 3.1 договора следует, что основанием для отказа в перечислении субсидий является непредставление, несвоевременное представление документов, указанных в пунктах 2.1.2, 2.1.3 соглашения.
Истец в период с октября по декабрь 2015 года осуществлял перевозку отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки с выдачей им месячных проездных билетов.
В целях получения субсидии в счет возмещения расходов за октябрь-декабрь 2015 года в размере 267 300 руб. истец представил ответчику в установленные соглашением сроки реестры учета за октябрь-декабрь 2015 года; расчеты суммы расходов истца за октябрь-декабрь 2015 года; акты сверок реестров учета за октябрь-декабрь 2015 года.
Неисполнение ответчиком обязательств по возмещению расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, по соглашению о предоставлении субсидии перевозчикам, послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, руководствовался статьями 309, 310, 395, 431, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 8, 65, 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу пунктов 1, 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
Порядок и условия обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, в форме приобретения единого социального проездного билета либо электронного транспортного приложения универсальной электронной карты, дающих право на проезд на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественного автомобильного транспорта в пригородном сообщении (кроме такси), а также порядок и условия предоставления бюджетных ассигнований перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых, относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественным автомобильным транспортом в пригородном сообщении (кроме такси), определены в Положении об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, утвержденном постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп.
В подтверждение расходов истец представил ответчику-1 в установленные соглашением сроки реестры учета, акты сверок реестров учета за данный период.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, принимая во внимание, что указанным выше Положением закреплено право граждан, относящихся к отдельным категориям, на приобретение единого социального проездного билета для проезда в автомобильном транспорте в городском и пригородном сообщении; действующее законодательство не ограничивает права граждан, имеющих меры социальной поддержки, правом только на получение одного из видов проездных билетов; ответчику представлены документы, предусмотренные пунктом 2.1.2 соглашения; обязанность ответчика Минсоцразвития по возмещению расходов истца обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство ответчика Минсоцразвития может быть прекращено только путем его исполнения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии у ответчика Минсоцразвития обязанности по возмещению понесенных истцом убытков размере 267 300 руб. Расчет суммы расходов, подлежащих возмещению, произведен истцом в соответствии с нормами Положения и условиями соглашения, доказательств обратного ответчиками не представлено.
Доводы ответчиков о том, что в отчетных документах имеет место дублирование, тогда как согласно заключенного соглашения в случае выявления при сверке граждан, включенных одновременно за один и тот же период времени в реестры учета реализованных единых социальных проездных билетов и в реестры учета электронных социальных проездных билетов по одному виду сообщения (городское, пригородное) на территории одного муниципального образования, то такие граждане подлежат исключению из всех реестров были предметом рассмотрения судом первой и не нашли своего подтверждения при исследовании представленных ответчиком документов.
Пунктом 3.1 соглашения предусмотрено, что основаниями отказа в перечислении субсидий являются непредоставление, несвоевременное предоставление документов перевозчиком, указанных в пунктах 2.1.2 и 2.1.3 соглашения.
Ответчиком в нарушение статей 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства, свидетельствующие о непредоставлении или несвоевременном предоставлении документов перевозчиком, указанных в пунктах 2.1.2 и 2.1.3 соглашения, а также доказательства того, что представленные истцом документы содержат недостоверные сведения.
Само по себе дублирование реестров истца при наложении с реестрами других перевозчиков в связи с чем не были идентифицированы 810 человек, не является основанием для отказа в возмещении таких расходов истцу как не предусмотренные ни соглашением, ни действующим законодательством. Как обоснованно отметил суд, обязанность по проведению сверки реестров с данными автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Иркутской области" законодательством на истца не возложена и технически его стороны невозможна.
Кроме того, представленная справка N 44-09/16 от 19.09.016 Ангарского городского союза автотранспортников свидетельствует о том, что членами Ангарского городского союза автотранспортников с 2013 года внедрен и применяется централизованный порядок выдачи единых социальных проездных билетов единой формы. Кроме того, вместо бумажных бланков единых социальных проездных билетов с 2013 года используются электронные карты с чипом, позволяющие считывать их на терминалах, установленных в транспортных средствах перевозчиков. Целью внедрения указанного централизованного порядка выдачи единых социальных проездных билетов явилась необходимость исключения возможности приобретения гражданами двух и более единых социальных проездных билетов в месяц (кроме случаев для сопровождающих лиц). Указанные единые социальные проездные билеты единой формы принималась во всех транспортных средствах перевозчиков - членов Ангарского городского союза автотранспортников.
Данный порядок выдачи единых социальных проездных билетов исключает дублирования выдачи билета одному и тому же лицу за один и тот же период между членами ангарского городского союза автотранспортников, обратного ответчиками не доказано.
Таки образом, в нарушение статей 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком также не представлены соответствующие доказательства наличия обстоятельств непреодолимой силы и вины истца, препятствующих выполнению обязательств по возмещению расходов истцу на оказание гражданам льготных транспортных услуг надлежащим образом.
Все доводы, изложенные в апелляционных жалобах, судом апелляционной инстанции проверены и не могут быть признаны влияющими на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 сентября 2016 года по делу N А19-5879/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5879/2016
Истец: ООО "АТП"
Ответчик: Иркутская область в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области
Третье лицо: ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району"
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6028/16
29.03.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-724/17
14.12.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6028/16
20.09.2016 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-5879/16