г. Хабаровск |
|
14 января 2015 г. |
Дело N А73-6857/2014 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Ротаря С.Б., Шевц А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
от ОАО "РЖД": Юн А.В., представитель, доверенность от 05.12.2014 N 308;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 11.08.2014
по делу N А73-6857/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Коваленко Н.Л.
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Регион-Экспорт"
о взыскании 179 945 руб.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295 ИНН 7708503727, далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Регион-Экспресс" (ОГРН 1122721003382 ИНН 2721192158, далее - ООО "Регион-Экспресс") о взыскании штрафа за перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности в размере 179 945 руб.
Решением суда от 11.08.2014 исковые требования удовлетворены на сумму 26 787 руб. 20 коп., в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением ОАО "РЖД" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В доводах жалобы заявитель сослался на неверное толкование и применение судом первой инстанции положений пункта 3 §3 статьи 12 и статьи 15 СМГС и положений Тарифного руководства N 1. Выразил несогласие с произведенным судом расчетом суммы штрафа, сославшись на пункт 2.6.2 Тарифного руководства. Обратил внимание, что перевозчиком уже рассчитана провозная плата за перевозку излишка, при этом судом указанная сумма дополнительно разделена на весовую норму.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Определением суда от 08.10.2014 производство по апелляционной жалобе приостанавливалось до рассмотрения Верховным судом Российской Федерации кассационной жалобы по делу N А73-14150/2013, в рамках которого рассматривались аналогичные обстоятельства спора, касающиеся порядка расчета штрафа (в зависимости от минимальной весовой нормы или за конкретный объем излишка).
Определением от 25.11.2014 Верховный Суд Российской Федерации отказал ОАО "РЖД" в передаче кассационной жалобы по делу N А73-14150/2013 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Определением суд от 05.12.2014 производство по апелляционной жалобе возобновлено.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы жалобы, дав по ним пояснения.
ООО "Регион-Экспресс" надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя не обеспечило.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании представителя истца, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что 25.08.2013 по накладной N АТ944306 со станции отправления Хабаровск-2 ДВЖД до станции назначения Суйфэньхэ Харбинской КЖД в вагоне N56711013 грузоотправителем - ООО "Регион-Экспорт" направлен груз (пиломатериал).
Согласно отметке в накладной, масса груза определена отправителем в размере 56 146 кг.
Грузоподъемность вагона составляет 71 000 кг.
На станции Хабаровск-2 ДВЖД 25.08.2013 при контрольной перевеске вагона определен вес груза 77 550 кг, обнаружен излишек массы груза свыше грузоподъемности вагона на 6 550 кг, о чем составлен коммерческий акт от 25.08.2013 N ДВС1324221/954.
На основании коммерческого акта ответчику начислен штраф в пятикратном размере провозной платы за перевозку излишка массы груза, который составил 179 945 руб.
В адрес ООО "Регион-Экспорт" направлено уведомление от 17.09.2013 N 394 об оплате штрафа на указанную сумму.
Неоплата ООО "Регион-Экспорт" штрафа послужила основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
К спорным правоотношениям, при перевозке груза в прямом международном сообщении из России в Китай, применению подлежат положения Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).
В соответствии с §2 статьи 12 СМГС железная дорога имеет право проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в накладной. Если в результате проверки груза, произведенной в пути следования или на станции назначения, выяснилось, что сведения, указанные в накладной отправителем, не соответствуют действительности, то станция, производившая проверку, должна составить об этом коммерческий акт в соответствии со статьей 18 и сделать отметку об акте в накладной в графе "Коммерческий акт".
Факт превышения массы груза в вагоне N 56711013 зафиксирован в коммерческом акте от 25.08.2013 N ДВС1324221/954.
Согласно пункту 3 § 3 статьи 12 СМГС штраф взыскивается при неправильном, неполном и неточном указании в накладной сведений и заявлений, в результате чего при погрузке груза отправителем был допущен перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности (§ 6 статьи 9).
Таким образом, заявленный истцом штраф взыскивается не при любом искажении сведений о массе груза, а только в том случае, если отправителем допущен перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности.
В соответствии с техническим паспортом вагона, грузоподъемность вагона составила 71 т.
Для настоящей перевозки учитывается масса груза, проставленная в графе 13 накладной N АТ944306 - 56 146 кг, а также масса установленная при перевеске груза 25.08.2013 - 77 550 кг.
Как видно из материалов дела, в результате контрольной перевески спорного вагона установлено превышение максимальной грузоподъемности на 6 550 кг.
Фиксация результатов контрольной перевески вагона является надлежащей, учитывая наличие и содержание коммерческого акта, отвечающего требованиям статьи 18 СМГС.
Согласно пункту 3 §3 статьи 12 СМГС штраф взыскивается в соответствии со статьей 15 СМГС в пятикратном размере провозной платы за перевозку излишка массы груза по железной дороге, на которой был обнаружен этот излишек.
Истец в материалы дела представил расчет штрафа в размере 179 945 руб. исходя из размера провозной платы 35 989 руб., взимаемой при перевозке минимальной весовой нормы (44 тонны).
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания штрафа на сумму 26787 руб., суд первой инстанции исходил из стоимости перевозки 1 тонны груза от станции Хабаровск-2 до станции Гродеково (817 руб. 93 коп. (35 989 руб./44 тонны)) и количества массы превышающей грузоподъемность вагона. При этом суд первой инстанции посчитал, что провозная плата должна определяться исходя из массы перевезенного излишка.
Вместе с тем, указанный вывод суда первой инстанции нельзя признать верным, в силу следующего.
Согласно пункту 3 §4 статьи 12 СМГС провозная плата и сборы за выгрузку, погрузку и перевозку излишка массы груза взыскиваются как за самостоятельную отправку и вписываются в основную накладную.
В соответствии с пунктом 2.6.1.1 Тарифного руководства N 1 Прейскуранта N 10-01, утвержденного Постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 плата за перевозку грузов в собственных (арендованных) универсальных вагонах (крытые, платформы, полувагоны) повагонными, групповыми, маршрутными отправками определяется по тарифной схеме N 8.
Согласно пункту 2.5.2 Тарифного руководства N 1 плата по тарифной схеме N 8 определяется за общую массу груза в универсальном вагоне, но не менее минимальной весовой нормы (далее - МВН), установленной для соответствующих грузов и приведенной в приложении 2 настоящего Тарифного руководства, в зависимости от тарифного класса груза.
Минимальная весовая норма для перевозимого груза по спорной отправке составила 44 тонны.
Таким образом, расчет провозной платы для взыскания штрафа должен производиться исходя из 44 тонн, вне зависимости от массы фактически перевезенного излишка, а не стоимости 1 тонны груза с учетом величины излишка груза, как ошибочно указал суд первой инстанции.
В данном случае выводы суда первой инстанции основаны на неверном толковании положений статьи 12 СМГС.
Произведенный ОАО "РЖД" расчет штрафа, апелляционной инстанцией проверен и признан верным.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба ОАО "РЖД" удовлетворению.
Государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе относится на ответчика в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного уда Хабаровского края от 11 августа 2014 года по делу N А73-6857/2014 отменить, взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Регион-Экспорт" (ИНН 2721192158 ОГРН 1122721003382) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727 ОГРН 1037739877295) 188 343 руб. 35 коп., в том числе: 179 945 руб. - штраф, 8 398 руб. 35 коп.- расходы по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
С.Б. Ротарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6857/2014
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Регион-Экспорт"