г. Самара |
|
13 января 2015 г. |
Дело N А55-14086/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 января 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
с участием в судебном заседании:
представителя Министерства имущественных отношений Самарской области - Сараева И.С. (доверенность от 30 декабря 2014 года N 425),
представителя закрытого акционерного общества научно - производственный центр "Спектр" - Федорец И.В. (доверенность от 23 июня 2014 года),
представитель Министерства строительства Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 января 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 октября 2014 года по делу N А55-14086/2014 (судья Медведев А.А.),
принятое по заявлению закрытого акционерного общества научно - производственный центр "Спектр" (ОГРН 1026300520520, ИНН 6311000815), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо: Министерство строительства Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действия,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество научно - производственный центр "Спектр" (далее - общество, ЗАО НПЦ "Спектр") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - министерство), выраженные, согласно письма от 15.04.2014 года N 12/6007 и письма от 06.12.2013 года N 12/18553, в отказе в преобразовании земельного участка, общей площадью 1171,6 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0930001:13, из состава земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - под прилегающую территорию, расположенного по адресу: г.о. Самара, Заводское шоссе, д. 1, путем разделения его на земельный участок, площадью - 1101 кв.м. и земельный участок площадью - 70,6 кв.м.; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок по вступлению настоящего судебного акта в законную силу принять решение о преобразовании земельного участка, расположенного адресу: г.о. Самара, Заводское шоссе, д.1, площадью 1171,6 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0930001:13 путем раздела на два земельных участка, площадью 1101,00 кв.м. и 70,6 кв.м., согласно прилагаемой схеме расположения вновь образуемых земельных участков (л.д.4-8, 69-74).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство строительства Самарской области (л.д.66-67).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.10.2014 по делу N А55-14086/2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженные, согласно письма от 15.04.2014 N 12/6007 и письма от 06.12.2013 N 12/18553, в отказе в преобразовании земельного участка, общей площадью 1171,6 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0930001:13, из состава земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - под прилегающую территорию, расположенного по адресу: г.о. Самара, Заводское шоссе, д. 1, путем разделения его на земельный участок, площадью - 1101 кв.м. и земельный участок площадью - 70,6 кв.м.
Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок по вступлению настоящего судебного акта в законную силу принять решение о преобразовании земельного участка, расположенного адресу: г.о. Самара, Заводское шоссе, д.1, площадью 1171,6 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0930001:13 путем раздела на два земельных участка, площадью 1101,00 кв.м. и 70,6 кв.м., согласно прилагаемой схеме расположения вновь образуемых земельных участков (л.д.113-120).
В апелляционной жалобе министерство просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.122-125).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в возражениях на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель министерства поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в возражениях.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Постановлением Главы г. Самары от 31.05.2005 ЗАО НПЦ "Спектр" предоставлен земельный участок под прилегающую территорию, в результате чего земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 63:01:0930001:13 и заключен договор аренды с Комитетом по управлению имуществом г.Самары от 24.10.2005 N 024845з.
Адрес расположения участка: г. Самара, Советский район, ул. Заводское шоссе, д. 1. Площадь земельного участка предоставляемого по договору аренды составляет 1171, 6 кв.м.
В последующем, согласно Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (с изменениями на 20.08.2013) права арендодателя в отношении предоставленного земельного участка, перешли к Министерству имущественных отношений Самарской области.
В апреле 2008 года ЗАО НПЦ "Спектр" обратилось в Министерство строительства и ЖКХ по Самарской области с заявлением (регистрационный номер N 2491 от 10.04.2008) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в границах ранее предоставленного земельного участка площадью 1171,6 кв.м. Цель использования земельного участка: "Строительство производственно-офисного здания".
На основании Распоряжения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 18.10.2012 N РД-680 Министерство строительства Самарской области подготовило Приказ от 11.06.2013 N 124-п "Об утверждении акта выбора земельного участка для строительства, предварительном согласовании места размещения производственно-офисного здания ЗАО НПЦ "Спектр" на земельном участке, расположенном по Заводскому шоссе в Советском районе г. Самары".
Однако площадь земельного участка сократилась до объема 1101,00 кв.м.
Изготовив межевой план, 12.07.2013 ЗАО НПЦ "Спектр" обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области с заявлением о постановке на кадастровый учет.
22.07.2013 ФГБУ "ФКП Росреестра" вынесено Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с тем, что при внесении сведений о характерных точках границ учитываемого земельного участка в реестр объектов недвижимости согласно представленному межевому плану, выявлено, что учитываемый земельный участок располагается в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:13, площадь которого учтена по материалам межевания (л.д.16-17).
01.08.2013 ЗАО НПЦ "Спектр" письменно обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением (исх. от 01.08.2013 N 313) о расторжении договора аренды, снятия с кадастрового учета земельного участка и заключения нового договора аренды земельного участка площадью 70,6 кв.м. в качестве прилегающей территории (л.д.18).
12.08.2013 ЗАО НПЦ "Спектр" получен отказ в удовлетворении заявления, с указанием на возможность обратиться с заявлением о разделе указанного выше земельного участка с приложением схемы расположения образуемых земельных участков (л.д.19).
29.08.2013 ЗАО НПЦ "Спектр" обратилось с таким заявлением (исх. от 28.08.2013 N 342) в Министерство имущественных отношений Самарской области (л.д.20).
24.10.2013 получен ответ, что расторжение договора аренды земельного участка Министерство считает нецелесообразным (л.д.21).
Вопрос о разделе земельного участка рассмотрен не был.
07.11.2013 ЗАО НПЦ "Спектр" обратилось с письмом (исх. от 05.11.2013 N 445) в Министерство имущественных отношений Самарской области о разъяснении, является ли ответ от 24.10.2013, ответом на заявление от 29.08.2013. К письму была вновь приложена схема раздела земельных участков (л.д.23).
Однако никаких ответов заявитель не получал.
18.03.2014 ЗАО НПЦ "Спектр" вновь обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о преобразовании земельного участка, путем раздела, с приложением схемы расположения образуемых земельных участков (л.д.25.
15.04.2014 министерством направлен ответ, что информация по данному вопросу была направлена в адрес ЗАО НПЦ "Спектр" 06.12.2013. К ответу приложена копия письма от 06.12.2013, согласно которой министерство не может решать вопрос по данному земельному участку, поскольку он согласован под строительство (л.д.26-27).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ЗАО НПЦ "Спектр" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе путем предоставления в аренду, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" утверждены Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок), а также Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, а также занимаемыми объектами незавершенного строительства, за исключением полномочий по распоряжению земельными участками для строительства объектов, заказчиком по которым выступает министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, возложены на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Таким образом, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара распределены Правительством Самарской области между двумя государственными органами в соответствии с прямо определенными критериями.
Суд первой инстанции правомерно признал ошибочным довод Министерства имущественных отношений Самарской области, что распоряжение спорным земельным участком осуществляется для целей строительства.
Министерством строительства Самарской области в рамках возложенных на него полномочий на основании заявления ЗАО НИЦ "Спектр" проведена работа по выбору земельного участка для строительства в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, в порядке, определенном Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
По результатам процедуры выбора, издан приказ Министерства строительства Самарской области от 11.06.2013 N 124-п "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, предварительном согласовании места размещения производственно-офисного здания закрытому акционерному обществу научно-производственному центру "СПЕКТР" на земельном участке, расположенном по Заводскому шоссе в Советском районе города Самары".
Между тем, действия Министерства строительства Самарской области относятся не к существующему земельному участку общей площадью 1171,6 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0930001:13, а к земельному участку площадью 1101,00 кв. м, в отношении которого утвержден акт выбора.
Суд первой инстанции правильно указал, что ЗАО НПЦ "Спектр" не просило Министерство имущественных отношений Самарской области распоряжаться вновь выбранным земельным участком площадью 1101,00 кв.м. для целей строительства.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок общей площадью 1171,6 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0930001:13 имеет вид разрешенного использования "под прилегающую территорию".
Следовательно, после раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:13 на 2 участка площадью 1101 кв. м. и 70,6 кв.м. сохранится вид разрешенного использования.
Определение вида разрешенного использования земельного участка площадью 1101 кв.м. для целей строительства может быть произведено лишь после его образования путем раздела.
В соответствии с частью 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для предоставления ЗАО НПЦ "Спектр" земельного участка в отношении которого утвержден акт выбора, и действует в течении 3 лет.
При этом условием принятия решения о предоставлении участка и заключения соответствующего договора аренды является постановка земельного участка на кадастровый учет, что нашло свое отражение в пункте 3 приказа министерства от 11.06.2013 N 124-п.
Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Суд первой инстанции правильно указал, что воспрепятствование обществу осуществить кадастровый учет земельного участка площадью 1101,00 кв.м. может нарушить права и законные интересы общества, так как в случае, если кадастровый учет данного участка не будет осуществлен в период действия приказа министерства от 11.06.2013 N 124-п, общество утратит право на получение данного участка с предварительным согласованием места размещения объекта на основании указанного приказа.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что принятие решения о преобразовании земельного участка, расположенного адресу: г.о. Самара, Заводское шоссе, д.1, площадью 1171,6 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0930001:13 путем раздела на два земельных участка, площадью 1101,00 кв.м. и 70,6 кв.м., в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 относится к полномочиям Министерства имущественных отношений Самарской области, а дальнейшее распоряжение вновь образуемым участком площадью 1101,00 кв.м. для целей строительства будет относиться к компетенции Министерства строительства Самарской области.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно указал, что действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженные, согласно письма от 15.04.2014 N 12/6007 и письма от 06.12.2013 N 12/18553, в отказе в преобразовании земельного участка, общей площадью 1171,6 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0930001:13, из состава земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - под прилегающую территорию, расположенного по адресу: г.о. Самара, Заводское шоссе, д. 1, путем разделения его на земельный участок, площадью - 1101 кв.м. и земельный участок площадью - 70,6 кв.м, следует признать незаконными.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта, суд первой инстанции неправомерно восстановил процессуальный срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании действия государственного органа, так как заявителем не были представлены доказательства уважительности причин пропуска срока на обжалование решения министерства.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из материалов дела видно, что заявителем оспариваются действия, выраженные Министерством имущественных отношений Самарской области в письме от 15.04.2014 N 12/6007 и в письме от 06.12.2013 N 12/18553.
С заявлением в арбитражный суд заявитель обратился 23.06.2014.
Следовательно, в отношении письма министерства от 15.04.2014, заявитель обратился в установленный трехмесячный срок.
В отношении письма от 06.12.2013, заявитель заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока. В обоснования заявитель указывает, что данное письмо им ранее не получалось и данное письмо фактически получено ЗАО НПЦ "Спектр" только 15.04.2014, в ответ на повторное обращение с заявлением 18.03.2014.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство не представило в суд доказательств, что указанное письмо получено заявителем до 15.04.2014.
Следовательно, заявителю стало известно о наличии указанного письма только 15.04.2014.
Таким образом, срок на обращение с заявлением в суд в отношении письма от 06.12.2013, обществом не пропущен.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина министерством в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 октября 2014 года по делу N А55-14086/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14086/2014
Истец: ЗАО НПЦ "Спектр", ОАО "Авторемонт"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: министерство строительства по Самарской области, Министерство строительства Самарской области