г. Москва |
|
15 января 2015 г. |
Дело N А41-43181/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от Администрации городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от ГУ государственного административно-технического надзора Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14.10.2014 по делу N А41-43181/14, принятое судьей Голубковым П.А., по заявлению Администрации городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области к ГУ государственного административно-технического надзора Московской области о признании незаконным и отмене постановления от 01.07.2014 N 20/628/129,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального отдела N 20 территориального управления N 3 Госадмтехнадзора МО (далее - Госадмтехнадзор МО, заинтересованное лицо, административный орган) от 01.07.2014 N20/628/129 о привлечении администрации к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 22 Закона МО от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 65 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.10.2014 по делу N А41-43181/14 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 112-114).
Не согласившись с указанным решением, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила судебный акт отменить.
Дело рассматривается в соответствии с нормами статьи 153 АПК РФ или статей 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 26.06.2014 заместителем начальника Госадмтехнадзора Московской области произведен осмотр детской игровой площадки по адресу: Московская область, г. Луховицы, ул. Пионерская, д.28.
По результатам осмотра детской площадки составлен акт осмотра территории (объекта) от 26.06.2014 N 20/628/129 (л.д. 84), к акту осмотра приложена фото-таблица (л.д. 93-103), согласно которым допущено ненадлежащее состояние места общественного пользования, а именно: наличие не окошенной травы высотой более 0,5-м на всей территории площадки; на площадке имеется мусор (мелкий мусор, банки, бумага и битое стекло), возле песочницы - представляющего потенциальную опасность для здоровья людей.
В связи с выявленными нарушениями в отношении администрации ГУ Госадмтехнадзора МО составлен протокол об административном правонарушении от 27.06.2014 N 20/628/129 (л.д. 6).
Постановлением по делу об административном правонарушении от 01.07.2014 N 20/628/129 администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей (л.д. 4).
Не согласившись с постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности, администрация обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления.
Отказывая в удовлетворении заявления администрации, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях администрации состава вмененного административного правонарушения, соблюдения административным органом порядка и сроков привлечения общества к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению следующее обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Законом Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ определен порядок осуществления государственного административно-технического надзора и установлена административная ответственность должностных и юридических лиц за нарушение норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в сфере благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Московской области.
Статьей 2 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ установлено, что основными целями осуществления государственного административно-технического надзора на территории Московской области являются обеспечение чистоты, порядка и благоустройства на территории Московской области, надлежащего состояния и содержания земельных участков, мест производства земляных, ремонтных, строительных и иных видов работ, строений, нежилых зданий и сооружений, мест захоронения, погребения (кладбищ) и иных объектов, а также предупреждение административных правонарушений в этой сфере.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ ненадлежащее состояние и содержание, несвоевременная и (или) некачественная уборка мест общественного пользования, мест массового посещения и отдыха, нарушение норм и правил озеленения и содержания зеленых насаждений, а равно нарушение установленных нормативными правовыми актами, актами органов местного самоуправления порядка и условий содержания территории влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Частью 2 статьи 3 Закона Московской области N 249/2005-ОЗ от 29.11.2005 "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" установлено, что обязанности по организации и (или) производству работ по уборке и содержанию территорий и иных объектов возлагаются: по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, переданным во владение и/или пользование третьим лицам, - на владельцев и/или пользователей этих объектов: граждан и юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 5 Закона Московской области N 249/2005-ОЗ от 29.11.2005 хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, обязаны регулярно производить уборку территорий хозяйствующих субъектов, осуществлять вывоз мусора с целью его утилизации и обезвреживания в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Московской области.
В соответствии со статьей 9 Закона МО от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
В силу подпунктов 15 и 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения и организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со статьей 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Согласно положениям статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами, вещественными доказательствами.
Из материалов дела следует, что при проведении осмотра детской игровой площадки по адресу: Московская область, г. Луховицы, ул. Пионерская, д.28 установлено, что территория содержится в ненадлежащем состоянии - наличие не окошенной травы высотой более 0,5-м на всей территории площадки; на площадке имеется мусор (мелкий мусор, банки, бумага и битое стекло), возле песочницы - представляющего потенциальную опасность для здоровья людей.
Событие административного правонарушения зафиксировано в акте осмотра территории (объекта) от 26.06.2014 N 20/628/129 (л.д. 84), фототаблицей (л.д. 93-103), протоколом об административном правонарушении от 27.06.2014 N 20/628/129 (л.д. 6).
Таким образом, управлением обоснованно установлено событие вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ, в действиях администрации.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное, то есть совершенное умышленно или по неосторожности, действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Судом установлено, что заявитель имел возможность для соблюдения норм и правил действующего законодательства, в целях исполнения надлежащим образом своих обязанностей, однако не принял необходимых мер.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно установлена вина администрации во вменяемом ему правонарушении, в связи с чем доказано наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на исполнения предписания на дату рассмотрения административного дела, не принимается судебной коллегией, поскольку факт устранения в последующем выявленных нарушений не освобождает заявителя от административной ответственности за совершенное им правонарушение.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор), является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ в виде штрафа в размере 65 000 рублей.
Санкцией части 1 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ за совершение юридическим лицом действий, изложенных в диспозиции данной норме, предусмотрено назначение наказания в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Устранение обстоятельств, явившихся основанием для составления протокола об административном правонарушении, исполнение в дальнейшем предписания об устранении выявленных нарушений не влечет освобождения от административной ответственности, а свидетельствует о возможности применения норм статьи 4.2 КоАП РФ.
В постановлении от 01.07.2014 N 20/628/129 в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность указано: приняты меры по уборке территории, в качестве отягчающих указано на повторное совершение однородного правонарушения (постановления N 20/1082/51 от 04.04.2014 и N 20/221/68 от 07.05.2014).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит правомерным вывод суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления Госадмтехнадзора Московской области от 01.07.2014 N 20/628/129 в части назначенного наказания, считает, что наложение на администрацию наказания в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей с учетом конкретных обстоятельств дела отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы администрации, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 октября 2014 года по делу N А41-43181/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43181/2014
Истец: Администрация городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области
Ответчик: Територриальный отдел N20 ТУ N3 Госадмтехнадзора Московской области
Третье лицо: Територриальный отдел N20 ТУ N3 Госадмтехнадзора Московской области