г. Чита |
|
15 января 2015 г. |
Дело N А19-13550/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Стоматологический кабинет "Центр профессиональной медицины "Планета здоровья" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 октября 2014 года по делу N А19-13550/2014 по заявлению Прокуратуры г. Ангарска (ИНН 3808014899, ОГРН 1033801014532) к Обществу с ограниченной ответственностью "Стоматологический кабинет "Стоматологический кабинет "Центр профессиональной медицины "Планета здоровья" (ОГРН 1113801013590 ИНН 3801115538) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
(суд первой инстанции Седых Н. Д.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Солохина В. Е. - прокурор отдела, удостоверение ТО N 145235;
от заинтересованного лица: не явился,
установил:
Прокуратура г. Ангарска (далее Прокуратура, заявитель, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Центр профессиональной медицины "Планета здоровья" (далее ООО "ЦПМ "Планета здоровья", Общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 октября 2014 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО "ЦПМ "Планета здоровья" события и состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем, привлек к ответственности в виде штрафа в размере 40000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы указывает на отсутствие в его действиях события и вины во вмененном ему правонарушении.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель заявителя просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заинтересованное лицо, в судебное заседание не явилось. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителя заявителя, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании лицензий N ЛО-38-01-001513 от 19.09.2013 ООО "ЦПМ "Планета здоровья" осуществляет медицинскую деятельность по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, микрорайон 6а, дом 39.
В период с 15 по 31 июля 2014 года должностными лицами Прокуратуры проведена документарная проверка деятельности ООО "ЦПМ "Планета здоровья" по соблюдению лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.
В ходе проверки выявлены допущенные Обществом нарушения, которые выразились в следующем:
- при оказании первичной медико-санитарной помощи по анестезиологии и реаниматологии, в том числе доврачебной и специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара, ООО "ЦПМ "Планета здоровья" допущено оказание медицинских услуг гражданам в отсутствие штатного врача-специалиста анестезиолога - реаниматолога. Данные услуги оказывались специалистом Плодущевым П.А. на основании гражданско-правового договора о возмездном оказании консультационных услуг N 22 от 01.11.2012, срок действия которого истек 31.12.2012 (сертификат специалиста N01382240000793 о допуске к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности "Анестезия-реаниматология" регистрационный N11325 выдан 14.12.2013);
- к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а так же к деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров ООО "ЦПМ "Планета здоровья" допущен специалист Плодущев П.А., оказывающий гражданам медицинские услуги по специальности врача анестезиолога-реаниматолога, деятельность которого связана с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. При этом в штате работников ООО "ЦПМ "Планета здоровья" Плодущев П.А. не состоит, трудовой договор между ним и ООО "ЦПМ "Планета здоровья" не заключен.
На основании результатов проверки Прокуратурой, с учетом надлежащего извещения Общества о дате, времени и месте, вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 августа 2014 года о нарушении ООО "ЦПМ "Планета здоровья" подпункта "д" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291, подпунктов "б" и "ч" пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N1085, пунктов 3 и 7 Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 г. N 892 и совершении правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ и частью 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель обратился в Арбитражного суда Иркутской области с заявлением о привлечении ООО "ЦПМ "Планета здоровья" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", действующей с 6 мая 2011 года, лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
В примечании к статье 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", действующей с 1 июля 2011 года, исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Лицензирование медицинской деятельности установлено пунктом 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291, согласно которому, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 и подпунктами "а", "б", "в" (1) пунктом 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности от 16.04.2012 N 291, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 4 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" основными принципами осуществления лицензирования являются:
- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
- установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;
- установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;
- установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
- открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежат оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений.
Согласно подпункту "д" пункта 4, пункту 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
Порядок лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений определен Положением о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1085.
Положения о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений лицензиат при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений должен соответствовать лицензионным требованиям, в том числе соблюдение порядка допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. N 892 (п.п. "б" п.5 указанного положения); наличие в штате лицензиата, осуществляющего деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I - III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, работников, имеющих среднее профессиональное, высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование и (или) специальную подготовку в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, соответствующее требованиям и характеру выполняемых работ (п.п. "ч" п.5 указанного положения).
Пунктом 6 Положения от 22.12.2011 N 1085 установлено, что осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "р", "т" - "у", " х" и "ц" пункта 5 названного Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела, в нарушение вышеуказанных норм права ООО "ЦПМ "Планета здоровья" осуществляло лицензируемый вид деятельности, в том числе:
- при оказании первичной медико-санитарной помощи по анестезиологии и реаниматологии, в том числе доврачебной и специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара, ООО "ЦПМ "Планета здоровья" допущено оказание медицинских услуг гражданам в отсутствие штатного врача-специалиста анестезиолога - реаниматолога. Данные услуги оказывались специалистом Плодущевым П.А. на основании гражданско-правового договора о возмездном оказании консультационных услуг N 22 от 01.11.2012, срок действия которого истек 31.12.2012. (сертификат специалиста N 01382240000793 о допуске к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности "Анестезия-реаниматология" регистрационный N 11325 выдан 14.12.2013);
- к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а так же к деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров ООО "ЦПМ "Планета здоровья" допущен специалист Плодущев П.А., оказывающий гражданам медицинские услуги по специальности врача анестезиолога-реаниматолога, деятельность которого связана с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. При этом в штате работников ООО "ЦПМ "Планета здоровья" Плодущев П.А. не состоит, трудовой договор между ним и ООО "ЦПМ "Планета здоровья" не заключен.
Таким образом, вышеуказанными действиями ООО "ЦПМ "Планета здоровья" грубо нарушило условия, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Факт грубого нарушения Обществом условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в полном объеме подтверждается представленными административным органом в материалы дела документами:
- лицензия N ЛО-38-01-001513 от 19.09.2013;
- материалы проверки;
- Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.08.2014.
Суд апелляционной инстанции полагает, что перечисленными доказательствами достоверно подтверждается факт осуществления ООО "ЦПМ "Планета здоровья" предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Оценив названные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В связи с чем, противоположные доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции признает не состоятельными.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, по мнению суда апелляционной инстанции, вина ООО "ЦПМ "Планета здоровья" в совершенном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ в полном объеме подтверждается названными выше доказательствами.
Выводы о наличии в действиях заявителя события и состава указанного административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам настоящего дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Каких-либо нарушений порядка процедуры привлечения ООО "ЦПМ "Планета здоровья" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
В частности, о составлении протокола об административном правонарушении Общество было уведомлено заблаговременно.
О привлечении к административной ответственности ООО "ЦПМ "Планета здоровья" так же было извещено Арбитражным судом Иркутской области, надлежащим образом и заблаговременно.
В связи с чем, не состоятельны доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции где им дана полная и всесторонняя оценка, кроме того, указанные доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, как они установлены материалами дела и оценены судом по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя о привлечении ООО "ЦПМ "Планета здоровья" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
На основании части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
Частью 6 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
Учитывая, что размер наложенного на Общество административного штрафа не превышает 100000 рублей, то в силу части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применяется порядок обжалования, установленный частью 4.1 статьи 206 этого Кодекса.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 октября 2014 года по делу N А19-13550/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 октября 2014 года по делу N А19-13550/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
В. А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13550/2014
Истец: И.о. прокурора г. Ангарска
Ответчик: ООО "Центр профессиональной медицины "Планета здоровья"