город Ростов-на-Дону |
|
12 января 2015 г. |
дело N А32-11152/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей М.В. Соловьевой, Г.А. Сурмаляна
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Костенковым Д.Н.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 20.05.2014 г. Скотникова Е.А., паспорт;
от Министерства финансов Краснодарского края: представитель по доверенности от 02.09.2014 г. Лопушанский И.А., паспорт;
от Министерства экономического развития Российской Федерации: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.07.2014 по делу N А32-11152/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа-строй"
к Министерству стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края
третьи лица: Министерство финансов Краснодарского края, Министерство экономического развития Российской Федерации,
о признании недействительными приказов,
принятое судьей Березовской С.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью ООО "КДБ-Юг" - после переименования - "Альфа-Строй" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - министерство) о признании недействительными приказов N 931 от 23.12.2013 и N 892 от 23.12.2013 "Об отказе в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий обществу.
Решением суда от 24.07.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что министерством были приняты противоречащие закону акты, повлекшие не выплату обществу сумм субсидий, чем были нарушены права общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Жалоба мотивирована законность оспариваемых приказов, поскольку министерство при принятии оспариваемых приказов действовало соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (Порядок), утвержденным с учетом ч.3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), постановлением губернатора Краснодарского края от 04.06.12г. N 60 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы" (далее - Краевая целевая программа) (приложение N 2 и N 3 к Краевой целевой программе). Судом первой инстанции установлен факт непредставления обществом с заявлениями о предоставлении субсидий ряда документов, предусмотренных п.п. 2.2.1 п.2.2. Порядка, а также подтверждено, что некоторые документы оформлены не в соответствии с данными подпунктами Порядков субсидирования, тем не менее суд, несмотря на это, признал незаконными приказы министерства об отказе в и предоставлении субсидий. Установив данные нарушения суд, тем не менее, сделал выводы о выполнении обществом условий оказания поддержки и предоставления полного пакета документов, необходимых для получения субсидий, указав, что приказы министерства об отказе в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий не соответствуют Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Краевой целевой программе, а, следовательно нарушают права и законные интересы общества. По вопросу отсутствия оригиналов технической документации и оригиналов свидетельств о регистрации машин при сдаче заявлений Истцом пояснялось следующее. Оригиналы документов по заявке N 463-л не были предоставлены обществом при сдаче заявлений его представителем. Отсутствие оригинала технической документации по договору лизинга KDB/YUG/006 от 25/08/2011, участвовавшего в двух Порядках (не в программах, как указано судом), подтверждается подписью представителя общества на заявке N1303. организация деятельности министерства осуществляется в соответствии с Положением о министерстве стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - Положение о министерстве), утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 г. N 748 "О министерстве стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края". Согласно подпункту 5.4.7 пункта 5.7 раздела 5 Положения о министерстве, в рамках установленной компетенции министром издаются приказы. Исходя из смысла данного правового акта, все решения принимаются в форме приказов, иные формы принятия решения министерством законодательством не предусмотрены. Отсутствие слова "уведомление" в письменных отказах министерства о принятом решении от 24 декабря 2013 года N 201-5981/13-01-05/12 и от 26 декабря 2014 года N 201-6085/13-01-05/12 не является нарушением требований подпунктов 2.3.3 пунктов 2.3 Порядков субсидирования. В целях исполнения порученческих указаний управлением по развитию малого и среднего предпринимательства (Илясова) в течение 5 дней со дня издания приказов было обеспечено направление Истцу письменных уведомлений об отказе в предоставлении субсидий, в связи с чем необоснованны выводы суда об отсутствии доказательств направления письменных уведомлений обществу. Основания, сведения, документы, факты, руководствуясь которым министерство признало заявления общества не прошедшими отбор на право заключения договора о предоставлении субсидии, указаны в уведомлениях министерства. Требование об указании таких сведений в приказе Порядками субсидирования не содержится. Не соблюдение условий оказания поддержки, указанных в разделе 1 Порядка субсидирования, не представление документов, предусмотренных Порядками субсидирования, а также предоставление документов, оформленных с нарушением требований, установленных законодательством и настоящими Порядками является причиной для отказа в предоставлении субсидий и в случае их не соблюдения является основанием для возврата полученной субсидии в краевой бюджет. Оспариваемые приказы и уведомления министерства со ссылкой на пункт 2.4 Порядка субсидирования не противоречит положениям Порядков субсидирования Краевой целевой программы и соответственно положениям Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В связи с этим не состоятельна ссылка суда на то, что министерством принят противоречащий закону и Краевой целевой программе акт, повлекший нарушение прав общества.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает против её удовлетворения, ссылаясь на законность решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. В составе суда на основании ст. 18 АПК РФ определением председателя 4 судебного состава произведена замена судьи Филимовновой С.С. в связи с нахождением в очередном трудовом отпуске на судью Соловьёву М.В., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы начато с самого начала.
Судом апелляционной инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Краснодарского края, Министерство экономического развития Российской Федерации.
Общество и Министерство экономического развития Российской Федерации своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
В судебном заседании представители заинтересованного лица по делу и Министерство финансов Краснодарского края настаивали на отмене решения суда, сославшись на приведённые в апелляционной жалобе с дополнением к ней доводы.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы с дополнениями к ней и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба министерства подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, что 30.10.13г. общество обратилось к министерству с заявлением о предоставлении компенсации части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизингу) N KDB/YUG/007 от 19.11.2010, N KDB/YUG/006 от 25.08.2011, N KDB/YUG/004 от 19.11.2010, N KDB/YUG/003 от 19.11.2010, N KDB/YUG/002 от 19.11.2010 и N KDB/YUG/001 от 19.11.2010.
23.12.13г. министерством по результатам рассмотрения заявлений общества приняты приказы N 931 и N 892, которыми обществу отказано в их удовлетворении по причине не прохождения отбора на право заключения договора о предоставлении бюджетных средств, в форме субсидий.
Министерство направило обществу письма от 24.12.13г. N 201-5981/13-01-05/12 и от 26.12.13г. N 201-6085/13-01-05/12 с уведомлениями об отказе в предоставлении обществу субсидий и причинах данного решения.
Основанием для принятия данных решений об отказе в предоставлении субсидий послужило то, что обществом с заявлениями о предоставлении субсидий не был предоставлен ряд документов, предусмотренных п.п. 2.2.1 п.2.2. Порядка и некоторые документы оформлены не в соответствии с данными подпунктами Порядка, а именно:
-отсутствуют выписки банка, подтверждающие уплату истцом лизинговых платежей за октябрь 2013 года;
-в реестрах платежных поручений не содержаться сведения об отсутствие просроченной задолженности у общества по лизинговым платежам на момент его обращения с заявлением к министерству, т.е. по состоянию на 30.10.13г.;
- реестры платежных поручений не соответствуют утвержденной форме, установленной приложениями N 3 и N 4 к Порядкам субсидирования;
- не предоставлены оригиналы свидетельств о регистрации транспортных средств и оригиналы технической документации (за исключением заявки N 463-л);
- заявления на получение субсидий оформлены не по форме, установленной приложениями N 1 к Порядкам субсидирования (отсутствует дата его подписания).
Не согласившись с данными отказами в предоставлении субсидий, общество обжаловало в арбитражный суд указанные приказы министерства.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что заявления общества правомерно отклонены оспариваемыми в деле приказами министерства ввиду следующих обстоятельств.
Согласно ч.1 ст. 198, ч.2 ст. 201 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта государственного органа подлежит удовлетворению в случаях, если данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.2 ч.2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Статьёй 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу п.2 ст. 16 закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. 1 ст. 17 закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. 4 и п.п. 2 п. 5 ст. 14 закона N 209-ФЗ финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная ст. 17 закона N 209-ФЗ, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых. В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если не выполнены условия оказания поддержки.
Долгосрочная краевая целевая программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 606 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы" за счет федерального бюджета, с разбивкой из краевого и федерального бюджетов.
В целях исполнения Постановления Правительства РФ от 27 февраля 2009 г. N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" между Министерством экономического развития Российской Федерации и администрацией Краснодарского края заключено соглашение N 099-МБ-13 от 25.09.2013 о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекту Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - соглашение о предоставлении субсидий).
Предметом данного соглашения является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету Краснодарского края на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 606 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы" долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы" (далее - Краевая целевая программа).
В рамках соглашения о предоставлении субсидий на реализацию мероприятия: субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства средства за счет федерального бюджета предусмотрены средства в определённом размере.
Законом Краснодарского края от 11 декабря 2012 г. N 2615-КЗ "О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" на субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства в рамках Краевой целевой программы предусмотрено за счет средств краевого бюджета - 69 525 700,0 рублей, за счет средств федерального бюджета - 278 102 800,0 рублей.
Исполнителем мероприятий краевой целевой программы является министерство.
Названным постановлением так же регламентирован Порядок возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
Порядок принят в целях реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края, в соответствии с законом N 209-ФЗ, Законом Краснодарского края от 04.04.08г. N 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" (далее - закон N 1448-КЗ).
Таким образом, министерство является уполномоченным органом на принятие решения о предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства субсидии.
Согласно п. 1.1 Порядка, он определяет механизм предоставления субсидий из краевого бюджета (в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета) в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в установленном порядке на территории Краснодарского края.
В пунктах 1.2 - 1.4 Порядка установлено, что субсидии предоставляются на возмещение части затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которыми приобретаются следующие предметы лизинга:
- машины и оборудование, включая его доставку, монтаж и пусконаладочные работы;
- грузовой и специализированный транспорт для производственных целей (за исключением автотранспорта, оборудованного платформой для перевозки грузов и имеющего более трех мест для сидения, с учетом места водителя, а также легкового автотранспорта).
Под первым взносом понимается любой предварительный платеж, произведенный лизингополучателем в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) до момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга.
Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - Уполномоченный орган) на цели, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка.
Субъектам малого и среднего предпринимательства субсидии предоставляются по договорам финансовой аренды (лизинга), действующим в текущем финансовом году (год выплаты субсидии), заключенным не ранее трех лет до начала текущего финансового года (года выплаты субсидий), срок действия которых не превышает четырех лет, в которых предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства (лизингополучателю) по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
В пункте 1.7 (п.п. 1.7.1 - 1.7.7) Порядка определено, что субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства:
- соответствующим условиям, установленным ст. 4 закона N 209-ФЗ;
- зарегистрированным в установленном порядке на территории Краснодарского края не менее чем за 12 месяцев до дня подачи (регистрации) заявления на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат;
- не находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства;
- не имеющим просроченной задолженности по лизинговым платежам по договору финансовой аренды (лизинга);
- не имеющим неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации;
- не имеющим задолженности по уплате в краевой бюджет арендной платы за землю и имущество, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края (при наличии у субъекта малого и среднего предпринимательства обязательств по уплате арендной платы за землю и имущество перед краевым бюджетом);
- уплачивающим в рамках применяемого режима налогообложения налог(и), зачисляемый(ые) в бюджеты бюджетной системы за предыдущий (отчетный, налоговый) период, предшествующий дню подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат.
Подпунктом 1.8.5 п. 1.8 Порядка установлено, что в соответствии с законом N 209-ФЗ субсидии не предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Организация и проведение отбора субъектов малого и среднего предпринимательства установлены в разделе 2 Порядка.
Согласно п. 2.2 Порядка оформление и подача документов для участия в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются в следующем порядке.
Для получения субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства в Уполномоченный орган представляются документы, указанные в п.п. 2.2.1 пункта 2.2 Порядка.
В соответствии с п.п. 2.2.2 пункта 2.2 Порядка помимо документов, указанных в п.п. 2.2.1 п. 2.2 настоящего Порядка, уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает в уполномоченных органах государственной власти следующие документы и сведения в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства:
- информацию налогового органа о состоянии расчетов по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации;
- выписку из единого государственного реестра налогоплательщиков;
- сведения об отсутствии у субъекта малого и среднего предпринимательства просроченной задолженности по уплате в краевой бюджет арендной платы за землю и имущество (при наличии у субъекта малого и среднего предпринимательства обязательств по уплате арендной платы за землю и имущество перед краевым бюджетом);
- сведения о среднесписочной численности работников за год, предшествующий году подачи заявления.
Согласно п.п. 2.2.3 п. 2.2 Порядка, субъект малого и среднего предпринимательства вправе представить документы и сведения, указанные в п.п. 2.2.2 п. 2.2 Порядка, и иные документы по собственной инициативе.
В п.п. 2.2.4 п. 2.2 Порядка определено, что представляемые субъектом малого и среднего предпринимательства документы и сведения должны соответствовать следующим требованиям:
- справка налогового органа, подтверждающая отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, должна быть выдана по состоянию на дату, которая предшествует дате подачи заявления не более чем на 30 дней;
- выписка из единого государственного реестра налогоплательщиков, должна быть выдана налоговым органом не ранее 30 дней до даты подачи заявления;
- копия сведений о среднесписочной численности работников за год, предшествующий году подачи заявления (далее - копия сведений о среднесписочной численности), должна содержать отметку налогового органа о принятии и дате их получения (при представлении сведений в налоговый орган на бумажном носителе), либо к копии сведений о среднесписочной численности должна быть приложена копия квитанции налогового органа о приеме сведений в электронном виде (при представлении сведений в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи);
- сведения об отсутствии у субъекта малого и среднего предпринимательства просроченной задолженности по уплате в краевой бюджет арендной платы за землю и имущество должны быть выданы уполномоченным органом, осуществляющим администрирование поступлений в краевой бюджет арендной платы за землю и имущество, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, по состоянию на дату, которая предшествует дате подачи заявления не более чем на 30 дней (при наличии у субъекта малого и среднего предпринимательства обязательств по уплате арендной платы за землю и имущество перед краевым бюджетом);
- копия налоговой декларации субъекта малого и среднего предпринимательства за предыдущий (отчетный, налоговый) период, предшествующий дню подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления на участие в отборе, должна содержать отметку налогового органа о принятии и дате получения налоговой декларации (при представлении налоговой декларации в налоговый орган на бумажном носителе), либо должна прилагаться квитанция налогового органа о приеме налоговой декларации в электронном виде (при представлении налоговой декларации в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи);
- копия патента за предыдущий налоговый период, предшествующий дню подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления на участие в отборе (в случае применения субъектом малого и среднего предпринимательства, являющимся индивидуальным предпринимателем, патентной системы налогообложения), должна представляться с оригиналом патента. Оригинал после сверки с копией возвращается.
В п.п. 2.2.5 п. 2.2 Порядка установлено, что заявление, включая документы (копии документов), указанные в подпунктах 2.2.1, 2.2.4 пункта 2.2 настоящего Порядка, должны быть закреплены в папке-скоросшивателе, пронумерованы и должны содержать опись с указанием страниц расположения документов.
Согласно п.п. 2.2.6 п. 2.2 Порядка, прием заявлений и документов от субъектов малого и среднего предпринимательства на участие в отборе прекращается с даты полного освоения лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Уполномоченному органу на финансовый год, но не позднее 20 ноября текущего финансового года.
Несвоевременное представление документов является основанием для отказа в их приеме.
В соответствии с п. 2.3 Порядка (п.п. 2.3.1 - 2.3.3) проведение отбора субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в следующем порядке.
Заявление и документы субъекта малого и среднего предпринимательства рассматриваются Уполномоченным органом в порядке регистрации заявлений в журнале регистрации заявлений в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации заявления.
Уполномоченный орган проверяет полноту сведений, содержащихся в документах субъекта малого и среднего предпринимательства, и соблюдение условий оказания поддержки.
В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока отбора, предусмотренного п.п. 2.3.1 п. 2.3 настоящего Порядка, Уполномоченным органом принимается решение о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий.
Уполномоченный орган в течение 5 дней со дня принятия решения направляет субъекту малого и среднего предпринимательства письменное уведомление о принятом решении о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий.
В силу п. 2.4 Порядка участнику отбора субъектов малого и среднего предпринимательства должно быть отказано в предоставлении субсидий в случае, если:
- не представлены документы, предусмотренные п.п. 2.2.1 п. 2.2 Порядка, или представлены недостоверные сведения и документы, а также документы, оформленные с нарушением требований, установленных законодательством и настоящим Порядком;
- не выполнены условия оказания поддержки;
- ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
- с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
В соответствии с п. 2.5 Порядка, участник отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, которому отказано в предоставлении субсидий по основаниям, указанным в п. 2.4 настоящего Порядка, имеет право повторно подать заявление после устранения (окончания действия) данных обстоятельств.
Таким образом, указанным Порядком определены как права и обязанности участника отбора, так и процедура приема и рассмотрения заявлений уполномоченным органом, которым является министерство.
Данный Порядок не был признан недействующим в установленном законом порядке и утратил силу 01.01.14г. по истечении срока предоставления субсидий в 2013 году.
Из материалов дела следует, что основанием издания оспариваемых в деле приказов министерства N 931 от 23.12.2013 и N 892 от 23.12.13 об отказе обществу в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий послужило то, что обществом с заявлениями о предоставлении субсидий не был предоставлен ряд документов, предусмотренных п.п. 2.2.1 п.2.2. Порядка и некоторые документы оформлены не в соответствии с данными подпунктами Порядка, а именно:
-отсутствуют выписки банка, подтверждающие уплату истцом лизинговых платежей за октябрь 2013 года;
-в реестрах платежных поручений не содержаться сведения об отсутствие просроченной задолженности у общества по лизинговым платежам на момент его обращения с заявлением к министерству, т.е. по состоянию на 30.10.13г.;
- реестры платежных поручений не соответствуют утвержденной форме, установленной приложениями N 3 и N 4 к Порядкам субсидирования;
- не предоставлены оригиналы свидетельств о регистрации транспортных средств и оригиналы технической документации (за исключением заявки N 463-л);
- заявления на получение субсидий оформлены не по форме, установленной приложениями N 1 к Порядкам субсидирования (отсутствует дата его подписания).
Факт непредставления части перечисленных выше документов и их ненадлежащего оформления так же установлен и судом первой инстанции, который обосновал объективную невозможность данных документов с заявлениями
Так, неприложение обществом к заявлениям на получение субсидий выписок из банка за октябрь 2013 года суд первой инстанции счёт уважительной в связи с месторасположением лизинговой компанией ЗАО "ШРЕИ Лизинг" в городе Москве, указав при этомё что наличие или отсутствие выписки за октябрь 2014 года (вероятно суд имел ввиду 2013 год) не может повлиять на расчет возмещения затрат на уплату первого взноса, т.е. не затрагивает суммы первого взноса, которые были уплачены еще в 2011-2012 годах. Суд первой инстанции также принял доводы общества о том, что сверку расчетов и заверение документов за отчетный месяц лизингодатель производит после того как отчетный месяц закончится и все документы будут приняты к бухгалтерскому учету.
Однако, согласно п. 2.2.7 Порядков субсидирования, все расходы, связанные с подготовкой и участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства, несут субъекты малого и среднего предпринимательства.
Отсутствие просроченной задолженности по лизинговым платежам по договору финансовой аренда (лизинга) является одним из условий предоставления субсидии, установленных пунктом 1.7.4 и пунктом 1.5 Порядков субсидирования.
Согласно п.1 ст. 1, ст.ст. 69, 78 БК РФ предоставление субсидий юридическим лицам из бюджета относится к бюджетным правоотношениям, регулируется, в том числе законом N 209-ФЗ, а не Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ " О бухгалтерском учете".
В соответствии с ч.5 ст. 14 Закона N 209-ФЗ в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если не представлены документы, определенные региональными программами развития малого и среднего предпринимательства или представлены недостоверные сведения и документы
Таким образом, не соблюдение условий оказания поддержки, указанных в разделе 1 Порядка субсидирования, а также не представление документов, предусмотренных подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 настоящего Порядка, или представление недостоверных сведений и документов, а также документов, оформленных с нарушением требований, установленных законодательством и настоящим Порядком является безусловой причиной для отказа в предоставлении субсидий и в случае их не соблюдения является основанием для возврата полученной субсидии в краевой бюджет.
Основываясь на изложенном суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что при таких обстоятельствах министерство правомерно путем вынесения оспариваемых в деле приказов N 931 от 23.12.13г. и N 892 от 23.12.13г. отказало обществу в предоставлении субсидии и данные приказы соответствуют требованиям действующего законодательства.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии у министерства законных оснований для отказа в предоставлении субсидий с учётом приведённых выше обстоятельств судом апелляционной инстанции не поддерживаются, поскольку нормами ч.5 ст. 14 Закона N 209-ФЗ прямо и безусловно установлено, что непредставление документов, определенных региональными программами развития малого и среднего предпринимательства или представлены влечёт за собою отказ в предоставлении субсидии.
Исключений из данного правила законом не предусмотрено.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований общества о признании оспариваемых в деле приказов недействительными.
Сходная правовая оценка сходной ситуации поддержана судом кассационной инстанции в постановлении от 23.12.14г. по делу N А32-37519/2013.
Так же суд апелляционной инстанции не поддерживает вывода суда первой инстанции о том, что оспариваемые в деле отказы министерства в предоставлении субсидий не были оформлены министерством надлежащим образом.
Так, организация деятельности министерства осуществляется в соответствии с Положением о министерстве стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - Положение о министерстве), утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 г. N 748 "О министерстве стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края".
Согласно п.п. 5.4.7 п. 5.7 раздела 5 Положения о министерстве, в рамках установленной компетенции министром издаются приказы. Исходя из смысла данного правового акта, все решения принимаются в форме приказов, иные формы принятия решения министерством законодательством не предусмотрены.
Как правильно на то ссылается министерство, отсутствие слова "уведомление" в письменных отказах министерства о принятом решении от 24.12.13г. N 201-5981/13-01-05/12 и от 26.12.13г. N 201-6085/13-01-05/12 не является нарушением требований подпунктов 2.3.3 пунктов 2.3 Порядков субсидирования.
Из рассмотренного судом первой инстанции заявления общества об оспаривании данных отказов министерства в предоставлении субсидий так же ясно следует, что общество было осведомлено министерством о причинах отказа в предоставлении субсидий и в связи с этим подробно обосновало суду свои возражения против названных министерством причин отказа в предоставлении субсидий.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что обществом были выполнены условия оказания поддержки, предусмотренные Порядком, не подтверждается документально.
Также министерство не нарушило процедуру принятия решений об отказе в предоставлении субсидий. Так, одним из условий оказания поддержки, установленных пунктом 1.5 данного Порядка (приложение N 2 к Краевой целевой программе) является отсутствие у претендентов на ее получение просроченной задолженности по лизинговым платежам.
Разделом 1 Порядка на уплату первого взноса устанавливается ряд иных условий, которые обязательны для выполнения претендентами на ее получение.
Подпунктами 2.2.1 пунктов 2.2 Порядков субсидирования установлен перечень документов, предоставляемых субъектом малого и среднего предпринимательства, при обращении в Уполномоченный орган. Указанные требования являются императивными и их выполнение проверяется при проведении Уполномоченным органом проверки документов.
Пунктом 2.4 Порядка субсидирования установлено, что участнику отбора субъектов малого и среднего предпринимательства должно быть отказано в предоставлении субсидий в случае, если:
- не представлены документы, предусмотренные подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 настоящего Порядка, или представлены недостоверные сведения и документы, а также документы, оформленные с нарушением требований, установленных законодательством и настоящим Порядком;
- не выполнены условия оказания поддержки.
Требования данного пункта основаны на положениях ст. 78 БК РФ, ст.ст. 4, 14, 16 закона N 209-ФЗ.
Таким образом, не соблюдение условий оказания поддержки, указанных в разделе 1 Порядка субсидирования, не представление документов, предусмотренных Порядками субсидирования, а также предоставление документов, оформленных с нарушением требований, установленных законодательством и настоящими Порядками является причиной для отказа в предоставлении субсидий и в случае их не соблюдения является основанием для возврата полученной субсидии в краевой бюджет.
При этом при принятии решения о предоставлении или отказе в предоставлении субсидий министерство рассматривало в совокупности соблюдение обществом условий оказания поддержки и соответствие предоставленным им документам требованиям Порядков субсидирования.
Общество данных условий в полном объёме не исполнило.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые в деле приказы министерства об отказе обществу в предоставлении субсидий приняты законно и обосновано, в соответствии с требованиями Порядка субсидирования и, соответственно, не противоречат Закону N 209-ФЗ.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции, которым данные приказы министерства признаны недействительными, подлежит отмене судом апелляционной инстанции с принятием нового судебного акта об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2014 по делу N А32-11152/2014 отменить. Отказать ООО "АЛЬФА-СТРОЙ" в удовлетворении заявленных требований. Апелляционную жалобу удовлетворить.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11152/2014
Истец: ООО "АЛЬФА-СТРОЙ", ООО КДБ Юг
Ответчик: Минестерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края, министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края
Третье лицо: министерство финансов краснодарского края, Министерство экономического развития Российской Федерации