г. Пермь |
|
12 января 2015 г. |
Дело N А60-30182/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 января 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковцевой Т. В.,
судей Мармазовой С. И., Мартемьянова В. И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Нуретдиновой О. И.,
при участии:
от ООО "СтройКапитал" - Бабичевой Е. Б. по доверенности от 15.07.2014;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании
апелляционные жалобы ООО "СтройКапитал", Дмитриенко Бориса Анатольевича
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 октября 2014 года, принятое судьей Воротилкиным А. С.,
по делу N А60-30182/2014
по заявлению ООО "СтройКапитал" (ОГРН 1126658008619, ИНН 6658407766 )
к ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6658040003)
о признании незаконным решения об отказе во внесении записи о прекращении деятельности юридического лица,
установил:
ООО "СтройКапитал" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением:
- о признании незаконным решения об отказе во внесении записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией от 24.06.2014, вынесенного ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в отношении ООО "СтройКапитал";
- обязании ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга внести запись о прекращении деятельности ООО "СтройКапитал" в связи с ликвидацией по представленным документам.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.10.2014 (резолютивная часть от 03.10.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с решением суда, ООО "СтройКапитал", Дмитриенко Борис Анатольевич обратились с апелляционными жалобами, в которых, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просят его отменить, заявленные требования - удовлетворить; в обоснование своей жалобы приводит следующие доводы. Доказательства того, что у общества имелась переплата по налогам, регистрирующим органом не представлены; сообщение об излишнем взыскании налога в порядке п. 4 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом обществу не направлялось; вывод о том, что ликвидационный баланс, составленный 14.04.2014 и представленный в регистрирующий орган утратил свою актуальность, не основан на нормах действующего законодательства; требований о составлении повторного ликвидационного баланса закон не содержит; наличие задолженности общества по обязательным платежам в бюджет регистрирующим органом не доказано; отказ в государственной регистрации регистрирующим органом должным образом не мотивирован; вывод суда о нарушении прав участника общества Дмитриенко Б.А., а равно злоупотреблении заявителем своим правом на добровольную ликвидацию несостоятелен, поскольку Дмитриенко Б. А. с заявлением о нарушении его прав к ликвидатору общества не обращался, а уполномоченный орган не уполномочен на защиту прав участников общества.
Апелляционная жалоба Дмитриенко Б. А. содержит аналогичные доводы.
До начала судебного разбирательства отзывы на указанные жалобы в материалы дела не поступили.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "СтройКапитал" доводы обеих жалоб поддержал, просил оспариваемый судебный акт отменить, жалобу - удовлетворить.
Уполномоченный орган в лице ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил. Неявка представителей указанного лиц, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "СтройКапитал" зарегистрировано в качестве юридического лица 17.04.2012 и состоит на налоговом учете в ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга.
16.12.2013 участником ООО "СтройКапитал" принято решение N 3 о ликвидации ООО "СтройКапитал", назначении ликвидатора.
Сведения о ликвидации ООО "СтройКапитал", а также о порядке и сроке для заявления требований кредиторов (2 месяца с момента публикации) 25.12.2013 опубликованы в журнале "Вестник Государственной Регистрации".
11.04.2014 участником ООО "СтройКапитал" принято решение N 4 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
14.04.2014 участником ООО "СтройКапитал" принято решение N 5 об утверждении ликвидационного баланса, который 17.06.2014 вместе с другими документами для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, передан в ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга.
24.06.2014 регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с тем, что среди представленных для регистрации документов отсутствует ликвидационный баланс (представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения).
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, полагая, что решение уполномоченного органа является незаконным, ООО "СтройКапитал" обратилось с настоящим требованием в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления общества, исходил из того, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации, указал, что ликвидатором проведены не все ликвидационные мероприятия, предусмотренные законом.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, суд апелляционной инстанции установил, что основания для отмены обжалуемого решения суда отсутствуют.
Согласно ст. 61 Гражданского кодекса РФ (далее-ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Пунктами 1, 2 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (пункт 1). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом РФ, другими законами (пункт 2).
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
В силу п. 2, 5 ст. 63 ГК РФ и после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.
Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с внесением в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 9 Закона о регистрации документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона; г) несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице; е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица не предусмотрено.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в данном случае основанием для отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией послужило отсутствие в представленных для регистрации документах ликвидационного баланса, наличие в представленном ликвидационном балансе недостоверных сведений. Указанные выводы налогового органа признаны верными судом первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (ч. 4 ст. 71 АПК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 14.04.2014 обществом из ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга была получена справка N 29234, из которой следует, что по состоянию на 14.04.2014 общество не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций.
17.06.2014 за вх. N 3888 в ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга поступил пакет документов, включающий в себя, в том числе, заявление по форме Р16001 о государственной регистрации юридического лица ООО "СтройКапитал" в связи с ликвидацией, ликвидационный баланс, в котором отсутствуют сведения о дебиторской и кредиторской задолженности общества, в то время как согласно состоянию расчетов перед бюджетом у ООО "СтройКапитал" имеется переплата в размере 26 422,97 руб., задолженность по налогу на добавленную стоимость в размере - 3 459,00 руб.
К моменту обращения со спорным заявлением в налоговый орган, заявителем в ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга уже была получена справка N 19431 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10.06.2014, соответственно, общество располагало сведениями о наличии как задолженности, так и переплаты и, несмотря на это не отразило соответствующие сведения в ликвидационном балансе.
Доводы общества подлежат отклонению, поскольку, исходя из приведенных выше требований Закона о государственной регистрации, документы, представляемые в регистрирующий орган при регистрации юридического лица, должны обладать признаками достоверности. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут быть основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ; предоставляемые в налоговый орган совместно с заявлением документы, должны отражать корректные и достоверные сведения. В данном случае представленный заявителем баланс критериям достоверности не отвечает, что должным образом подтверждено материалами дела.
Ссылка на то, что требований о составлении повторного ликвидационного баланса закон не содержит, равно как иные доводы заявителя, правомерности выводов суда не опровергает.
С учетом изложенного, поскольку необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба ООО "СтройКапитал" не подлежит удовлетворению, доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Апелляционная жалоба Дмитриенко Б.А. мотивирована тем, что оспариваемый судебный акт затрагивает его права и законные интересы как единственного участника ООО "СтройКапитал", поскольку за защитой своих прав он не обращался, суд фактически возложил на него дополнительные обязанности по получению ликвидационной квоты.
В соответствии со ст. 42 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
При этом вышеназванные лица должны указать, какие конкретно их права и законные интересы нарушены или оспариваются (ст. 4 АПК РФ).
Вопреки мнению Дмитриенко Б.А. выводы о его правах и обязанностях в решении суда отсутствуют. Права Дмитриенко Б.А. как участника ООО "СтройКапитал", предусмотренные п. 1 ст. 8 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", решением суда первой инстанции не нарушены.
При таких обстоятельствах производство по апелляционной жалобе Дмитриенко Б.А. подлежит прекращению применительно к п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют (ст.270 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 октября 2014 года по делу N А60-30182/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "СТРОЙКАПИТАЛ" - без удовлетворения.
Производство по апелляционной жалобе Дмитриенко Бориса Анатольевича прекратить.
Возвратить Дмитриенко Борису Анатольевичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей, уплаченную по квитанции от 06.11.2014.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.В.Казаковцева |
Судьи |
С.И.Мармазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30182/2014
Истец: ООО "СТРОЙКАПИТАЛ"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга
Третье лицо: Дмитриенко Борис Анатольевич