г.Самара |
|
14 января 2015 г. |
Дело N А65-20931/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от Федеральной антимонопольной службы России в лице Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена,
от федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан"- представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Автоклуб-сервис" - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Татавторемзона" - представитель не явился, извещено,
индивидуальный предприниматель Матухнов Э.М. - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 января 2015 года апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 октября 2014 года по делу N А65-20931/2014 (судья Кириллов А.Е.), принятое по заявлению Федеральной антимонопольной службы России в лице Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714), Республика Татарстан, г.Казань, к федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан", Республика Татарстан, г.Казань, обществу с ограниченной ответственностью "Автоклуб-сервис" (ОГРН 1051641018582, ИНН 1660077474), Республика Татарстан, г.Казань, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Татавторемзона", Республика Татарстан, г.Казань, индивидуальный предприниматель Матухнов Э.М., Республика Татарстан, г.Казань,
о признании недействительным открытого аукциона в электронной форме,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная антимонопольная служба России в лице Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ФАС России в лице УФАС России по Республике Татарстан, антимонопольный орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан" (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан", ответчик 1), обществу с ограниченной ответственностью "Автоклуб-сервис" (далее - ООО "Автоклуб-сервис", ответчик 2) о признании недействительным открытого аукциона в электронной форме на предмет: "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств" (идентификационный номер извещения N 31401249983), о признании недействительным заключенного по результатам открытого аукциона в электронной форме N 31401249983 между заказчиком ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" и победителем торгов ООО "Автоклуб-Сервис" гражданско-правового договора N 239 от 21 июля 2014 года, о применении последствия недействительности сделки, предусмотренных пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в части осуществления каждой из сторон возврата другой стороне всего полученного по сделке.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Татавторемзона" (далее - ООО "Татавторемзона"), индивидуальный предприниматель Матухнов Э.М. (далее - ИП Матухнов Э.М.).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 октября 2014 года в иске отказано.
В апелляционной жалобе антимонопольный орган просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, комиссией УФАС России по Республике Татарстан 29 июля 2014 года рассмотрены жалобы ООО "Татавторемзона" и ИП Матухнова Э.М. на действия заказчика, единой комиссии заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" при проведении открытого аукциона в электронной форме на предмет: "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств" (идентификационный номер извещения N 31401249983).
В ходе рассмотрения жалоб ООО "Татавторемзона" и ИП Матухнова Э.М. установлено следующее.
В ходе рассмотрения жалоб ООО "Татавторемзона" и ИП Матухнова Э.М., согласно которым аукционная документация содержит нарушения норм действующего законодательства, а также аукционная комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в данном аукционе, установлено следующее:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на предмет: "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств" (идентификационный номер извещения N 31401249983) размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zaknpki.gov.ra - 01 июля 2014 года.
Заказчик - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ". Начальная (максимальная) цена контракта - 8 213 326,20 рублей. Дата срока окончания подачи заявок - 16 июля 2014 года. Дата окончания срока рассмотрения заявок - 17 июля 2014 года. Дата проведения аукциона в электронной форме - 21 июля 2014 года.
Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки: 1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; 2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения; 3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Частью 3 статьи 15 Закона о контрактной системе предусмотрено, что принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Законом о закупках не может быть изменено в текущем году.
На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Во исполнение требований статьи 2 Закона о закупках временно исполняющим обязанности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека А.Ю. Поповой 17 марта 2014 года утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ", разработанное в соответствии с вышеуказанным законом.
В жалобе ИП Матухнова Э.М. указывается на то, что аукционная документация при проведении открытого аукциона в электронной форме на предмет: "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств" (идентификационный номер извещения N 31401249983) содержит следующие нарушения: в техническом задании базовый комплект запасных частей содержит позиции с одинаковым наименованием и с разной их стоимостью; в техническом задании не содержатся наименования VIN кода (идентификационный номер автомобиля) моделей автомобилей, для которых необходимо провести техническое обслуживание.
Антимонопольный орган жалобу ИП Матухнова Э.М. обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 16.2.2 Положения о закупках установлено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работам, услугам, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно техническому заданию аукционной документации при проведении открытого аукциона в электронной форме на предмет: "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств" (идентификационный номер извещения N 31401249983), необходимо поставить запасные части и расходные материалы для транспортных средств, например, амортизатор задний и передний для ГАЗ-66, барабан тормозной для ВАЗ-2110, диск сцепления для Газели 406дв и др.
При этом, в техническом задании базовый комплект запасных частей содержит позиции с одинаковым наименованием и с разной их стоимостью, к примеру, "диск сцепления для Газели 406дв" указан одновременно в трех позициях (позиции 287-289), но с разной стоимостью: позиция N 287 - диск сцепления для Газели 406дв по цене 2 788,80 рублей и т.д.
При этом к данным запасным частям не указаны необходимые технические характеристики товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара, что, по мнению антимонопольного органа, влекло бы за собой различное указание на стоимость товара, в том числе, в виде идентификационного номера автомобиля (VIN автомобиля).
В связи с изложенным антимонопольным органом сделан вывод о том, что заказчиком нарушено требование пункта 16.2.2 раздела 16.2 Положения о закупках, утвержденного во исполнение требований части 2 статьи 2 Закона о закупках.
В жалобе ООО "Татавторемзона" было указана, что единая комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в данном аукционе.
Антимонопольный орган жалобу ООО "Татавторемзона" также признал обоснованной.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 16.2.3 Положения о закупках документация об аукционе должна содержать требования к описанию участниками процедуры закупки поставляемого товара, который является предметом аукционам, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками процедуры закупки выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом аукциона, их объема и качественных характеристик.
В разделе 1 документации проводимой закупки указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: 1) при заключении контракта на поставку товара: а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В соответствии с пунктом 16.6.1 Положения о закупке комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе и осуществляет проверку соответствия участников процедуры закупки на соответствие их требованиям, установленным документацией об аукционе.
Пунктом 16.6.2 Положения о закупки предусмотрено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе Комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника процедуры закупки, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона или об отказе в допуске такого участника процедуры закупки к участию в аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены в документации об аукционе, а также оформляется протоколом рассмотрения заявок нам участие в аукционе, который ведется комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии и заказчиком в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе.
В части 15 аукционной документации предусмотрено, что участники закупки не допускаются к участию в открытом аукционе в электронной форме в случаях: 1) непредствления сведений, предусмотренных частью 1 настоящей документации; 2) несоответствие сведений, предусмотренных частями 1 и 12 настоящей документации.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N 31401249983-1 от 17 июля 2014 года для участия в открытом аукционе в электронной форме было подано четыре заявки.
Единая комиссия, рассмотрев первые части поданных заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, приняла решение о допуске к участию участника с порядковым номером - 3, а также о признание несоответствующими первые части заявок участников с порядковыми номерами -1, 2,4.
Так, участнику с порядковым номером 1 отказано в допуске по следующему основанию: "на основании подпункта 2 пункта 16.6.3 раздела 16.6 Положением о закупке и раздела 15 документации об аукционе, ввиду непредставления участником размещения заказа в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме сведений о конкретных показателях используемого товара, соответствующих требованиям раздела 21 аукционной документации. Участник закупки в своей заявке на поставку товара не указал конкретные характеристики поставляемого товара".
В связи с тем, что документация при проведении открытого аукциона в электронной форме на предмет: "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств" (идентификационный номер извещения N 31401249983), как было указано выше, составлена в нарушение требований действующего законодательства, а именно: в ней не содержатся технические характеристики товара, соответственно, отклонение заявки с порядковым номером 1, ввиду непредставления участником сведений о конкретных показателях используемого товара, соответствующих требованиям документации, антимонопольный орган считает неправомерным.
С учетом изложенного антимонопольный орган посчитал, что единая комиссия заказчика нарушила требования пункта 16.6.2 раздела 16.6 Положения о закупках, утвержденного во исполнение требований части 2 статьи 2 Закона о закупках, что выразилосья в неправомерном отказе в допуске к участию в данном аукционе.
Кроме того, в ходе проведения документарной проверки комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее:
1. Пунктом 16.6.5 раздела 16.6 Положения о закупках предусмотрено, что случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех участников процедуры закупки, подавших заявки на участие в аукционе, или о допуске к участию в аукционе и признании участником аукциона только одного участника процедуры закупки, подавшего заявку на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся, при этом в протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе вносятся сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения договора.
Пунктом 16.6.6 раздела 16.6 Положения о закупках предусмотрено, что в случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один участник процедуры закупки, подавший заявку на участие в аукционе, признан участником аукциона, заказчик в течение трех рабочих дней со дня размещения протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в единой информационной системе вправе передать такому участнику аукциона проект договора, который заключается на условиях, предусмотренных документацией об аукционе по начальной (максимальной) цене договора (цене лота), указанной в извещении о проведении аукциона или по согласованной с подавшим указанную заявку участником процедуры закупки и не превышающей начальной (максимальной) цене договора (цене лота). Участник процедуры закупки, подавший указанную заявку, не вправе отказаться от заключения договора.
В соответствии с пунктом 16.6.5 раздела 16.6 Положения о закупке, исходя из протокола N 31401249983-1 рассмотрения первых частей заявок от 17 июля 2014 года, в связи с принятым решением о допуске к участию в электронном аукционе и признании только одного участника процедуры закупки, аукцион признается несостоявшимся.
Согласно протоколу подведения итогов N 31401249983-2 от 17 июля 2014 года, единая комиссия заказчика признала победителем закупки ООО "Автоклуб- Сервис". Указанный протокол размещен на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) - 21 июля 2014 года.
В связи с тем, что указанный протокол размещен на официальном сайте 21 июля 2014 года, соответственно, договор с победителем закупки, по мнению антимонопольного органа, должен был быть заключен не ранее 25 июля 2014 года, то есть в течение трех рабочих дней со дня размещения протокола рассмотрения заявок в единой информационной системе. Однако гражданско-правовой договор N 239 между ООО "Автоклуб-Сервис" и заказчиком заключен 21 июля 2014 года.
2. В соответствии с пунктом 1.1.2 раздела 1.1 Положения о закупках установлено, что настоящее Положение регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедуры закупок (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 1.1.3 раздела 1,1 Положения о закупках, настоящее Положение применяется в случаях: осуществления закупок за счет средств, полученных при осуществлении заказчиком иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию); за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основе договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работ или оказания услуг, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств заказчика.
Пунктом 1.1.4 раздела 1.1 Положения о закупках установлено, заключение, изменение и расторжение заказчиком договоров по результатам процедуры закупок, указанных в пункте 1.1.3 настоящего Положения о закупках, осуществляется в соответствии с ГК РФ и настоящим Положением.
Согласно разделу 17 аукционной документации в случае, если открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся и только одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме, поданная участником открытого аукциона, принявшим участие в открытом аукционе, признана соответствующей требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, заказчик направляют оператору электронной площадки проект договора, прилагаемого к документации об открытом аукционе, без подписи договора заказчиком в течение четырех дней со дня размещения на электронной площадке протокола.
При этом пунктом 16.6.6 раздела 16.6 Положения о закупках предусмотрено, что заказчик в течение трех рабочих дней со дня размещения протокола в единой информационной системе передает участнику аукциона проект договора.
Таким образом, антимонопольный орган пришёл к выводу о том, что заказчиком нарушено требование пункта 16.6.6 раздела 16.6 Положения о закупках, утвержденного во исполнение части 2 статьи 2 Закона о закупках, а именно, аукционная документация не соответствует требованиям Положения о закупках, регламентирующим правила закупки заказчика в части, неверного указания сроков подписания договора сторонами закупки.
Однако доводы антимонопольного органа являются ошибочными.
В силу положений статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться способами, предусмотренными законом, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В соответствии со статьей 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка), либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (пункт 1). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе (пункт 2).
В соответствии с ч.2 ст.168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно подпунктам "б" и "з" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет полномочия по обращению в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству; о признании торгов недействительными.
Подпункты "б", "з" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусматривают полномочие на обращение антимонопольного органа в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству, о признании торгов недействительными.
Часть 4 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" также предусматривает, что нарушение правил, установленных этой статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Следовательно, антимонопольный орган наряду с заинтересованными лицами обладает полномочием по обращению в суд с соответствующим иском, и такое его право не ограничено какой-либо предварительной процедурой.
При этом в ст.17 Закона о защите конкуренции установлен перечень возможных или наступивших последствий действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников; 2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; 4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Наряду с установленными частью 1 указанной статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Нарушение правил, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Анимонопольный орган в своем заявлении не указывает ссылок на ст.17 как на специальные основания, предусмотренные Законом о защите конкуренции, в силу чего суд первой инстанции посчитал, что последний не указал ни материальных, ни специальных ни общеправовых правовых оснований для удовлетворения иска.
Обстоятельством, подлежащим доказыванию со стороны антимонопольного органа, является факт нарушения требований действующего антимонопольного законодательства и влияние данного факта на определение результатов аукциона.
Из материалов дела не следует, что истец доказал наличие нарушений антимонопольного законодательства, которые могли иметь влияние на определение результатов аукциона.
Проведение открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств для нужд ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" номер извещения N 31401249983 осуществлялось согласно положений Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)", утержденного врио руководителя Роспотребнадзора 17 марта 2014 года в соответствии с Законом о закупках.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что содержание технической части документации электронного аукциона не противоречило требованиям закона.
В соответствии с п.16.2.2 Положения о закупках документация, об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работам, услугам, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно пп.2 п.16.2.3 Положения о закупках документация об аукционе должна содержать, в частности, требования к описанию участниками процедуры закупки поставляемого товара, который является предметом аукциона, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками процедуры закупки выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом аукциона, их объеме и качественных характеристик.
Вся вышеуказанная информация содержится в части 21 документации электронного аукциона.
Требование об обязательном указании в приложении N 1 к техническому заданию отдельно стоимости каждой запасной части или расходного материала, действующим законодательством Российской Федерации, а также Положениями о закупках осуществление данных действий не предусмотрено.
В силу пп.4 п. 16.2.3 Положения о закупках документация об аукционе должна содержать, в частности, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота). Данное требование ФБУЗ было соблюдено, общая начальная (максимальная) цена договора указана в части 7 документации электронного аукциона и составляла 8 213 326 руб. 20 коп.
Указание стоимости отдельно взятой запасной части или расходных материалов осуществлено заказчиком по собственной инициативе с целью пропорционального уменьшения каждой единицы поставляемого товара или оказываемой услуги при уменьшении начальной (максимальной) цены договора при проведении аукциона и удобства расчета.
Таким образом, наличие в приложении N 1 к технической части документации электронного аукциона отдельно стоимости каждой запасной части или расходного материала не является обязательным, и, соответственно, указание различных показателей в столбце N 4 при сохранении начальной (максимальной) цены договора не является каким-либо нарушением действующего законодательства Российской Федерации или п.16.2.2 Положения о закупке, которое повлияло на результаты аукциона. При этом стоимость каждой детали входящей в состав запасных частей является условно абстрактной величиной, указанной для бухгалтерского учета, при этом на результаты аукциона указание этих цен, не имеет ни какого определяющего значения.
Более того, в соответствии с п.16.4.1 Положения о закупке любой участник процедуры закупки вправе направить в письменной форме заказчику запрос о разъяснении положений документации об аукционе, и если указанный запрос поступил не позднее, чем за 5 дней до дня окончания подачи заявок, в течение 2 рабочих дней со дня поступления указанного запроса ФБУЗ обязано предоставить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений документации об аукционе.
В части отказа в допуске к участию в аукционе участников с порядковыми номерами N 1, 2, 4, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания для отказа в допуске имелись. Так, участник N 1 не указал конкретные характеристики поставляемого товара, а также наименование места происхождения или наименование производителя товара, участники N 2, 4 не указали сведения о наименовании места происхождения или наименование производителя товара. Кроме того, даже подтверждения соответствия участника N 1 предлагаемых им товаров работ и услуг тем характеристикам, которые были указаны в документации электронного аукциона, не имелось (у участника N 1 прикрепленный файл отсутствовал). Основания отклонения заявок были указаны в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 17.07.2014 N 31401249983-1.
В соответствии с частью 15 документации электронного аукциона участник закупки не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: непредоставления сведений, предусмотренных частью 1 документации; несоответствия сведений, предусмотренных частями 1 и 12 документации. Часть 1 содержит требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, часть 12 содержит требования к участникам закупки.
Исходя из частью 1 документации электронного аукциона первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении договора на поставку товара должна содержать: согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Согласно п.16.6.1 Положения о закупке комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе и осуществляет проверку соответствия участников процедуры закупки на соответствие их требованиям, установленным документацией об аукционе. Антимонопольным органом был сделан вывод о том, что "договор с победителем закупки должен был быть заключен не ранее 25 июля 2014 года", а заключение гражданско-правового договора N 239 от 21 июля 2014 года было осуществлено в нарушение п.16.6.6 Положения о закупках и не может рассматриваться как влияющий на результаты торгов.
В соответствии с п.16.6.6 Положения о закупке в случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один участник процедуры закупки, подавший заявку на участие в аукционе, признан участником аукциона, заказчик в течение трех рабочих дней со дня размещения протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в единой информационной системе вправе передать такому участнику аукциона проект договора, который заключается на условиях, предусмотренных документацией об аукционе по начальной (максимальной) цене договора (цене лота), указанной в извещении о проведении аукциона или по согласованной с подавшим указанную заявку участником процедуры закупки и не превышающей начальной (максимальной) цены договора (цены лота). Участник процедуры закупки, подавший указанную заявку, не вправе отказаться от заключения договора.
При этом следует принять внимание слова "вправе" и "в течение", а не слова "не ранее" или "по истечении", как ошибочно истолковал антимонопольный орган данный пункт Положения о закупке. Протокол подведения итогов N 31401249983-2 от 17 июля 2014 года был размещен на сайте www.zakupki.gov.ru 17 июля 2014 года, следовательно, в соответствии с п.16.6.6 Положения о закупках до 22 июля 2014 года включительно ФБУЗ был вправе направить участнику закупки проект договора, что и было сделано - проект договора был направлен а адрес ООО "Автоклуб-сервис" 18 июля 2014 года, им подписан 19 июля 2014 года, со стороны ФБУЗ данный гражданско-правовой договор был подписан 21 июля 2014 года.
Согласно части 17 документации электронного аукциона в случае, если открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся и только одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме, поданная участником открытого аукциона, принявшим участие в открытом аукционе, признана соответствующей требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, заказчик направляет оператору электронной площадки проект договора, прилагаемого к документации об открытом аукционе, без подписи договора заказчиком в течение четырех дней со дня размещения на электронной площадке протокола.
В соответствии с п.16.6.6 Положения о закупке в случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один участник процедуры закупки, подавший заявку на участие в аукционе, признан участником аукциона, заказчик в течение трех рабочих дней со дня размещения протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в единой информационной системе вправе передать такому участнику аукциона проект договора.
Довод антимонопольного органа о том, что "заказчиком нарушено требование пункта 16.6.6 раздела 16.6 Положения о закупке, утвержденного во исполнение части 2 статьи 2 Закона о закупках, а именно: аукционная документация не соответствует требованиям Положения о закупках, регламентирующим правила закупки заказчика в части неверного указания сроков подписания договора сторонами закупки", не принимается, так как указанное положение аукционной документации не нарушает Положения о закупках и не влечет недействительность оспариваемой сделки.
С учётом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что доводы истца не подтверждаются представленным им в материалы дела доказательствами, и в удовлетворении исковых требований антимонопольного органа отказал.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 31 октября 2014 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу антимонопольного органа - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на антимонопольный орган, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 октября 2014 года по делу N А65-20931/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20931/2014
Истец: Федеральная антимонопольная служба России в лице Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ
Ответчик: ООО "Автоклуб-сервис", Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан"
Третье лицо: Индивидуальный предпрениматель Матуханов Э. М., ООО "Татавторемзона"