г. Пермь |
|
12 января 2015 г. |
Дело N А50-9606/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 января 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурашовой Т.В.
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "ПЗСП" (ОГРН 1025900760852, ИНН 5903004541): Безматерных В.С., паспорт, доверенность от 12.01.2015, Митина В.А., паспорт, доверенность от 12.01.2015,
от заинтересованного лица - Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Отдела (инспекции) в Пермском крае (ОГРН 1045207821493, ИНН 5262130969): Хомякова И.Л., паспорт, доверенность от 03.11.2014,
от третьего лица - Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Отдела (инспекции) в Пермском крае,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 20 октября 2014 года
по делу N А50-9606/2014,
принятое судьей Морозовой Т.В.
по заявлению открытого акционерного общества "ПЗСП"
к Приволжскому Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Отдела (инспекции) в Пермском крае
третье лицо: Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
открытое акционерное общество "ПЗСП" (далее - ОАО "ПЗСП") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Отдела (инспекции) в Пермском крае (далее - административный орган) от 12.05.2014 N 44 (Ю-м) о наложении административного штрафа по ч. 1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.10.2014 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.05.2014 N 44 (Ю-м) о привлечении ОАО "ПЗСП" к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, Приволжское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Как указывает административный орган, при проведении государственного метрологического надзора проектно-конструкторская документация на опасный производственный объект - котельную не была представлена. В связи с этим специалистами административного органа сделан вывод о том, что все средства измерений, установленные в котельной, были отнесены к средствам измерений, предназначенным для применения с целью производственного контроля при эксплуатации опасного производственного объекта. Поскольку средства измерений, не прошедшие поверку, установлены в котельной на водогрейном котле КВГМ-30-150, на паровом котле ДКВР-6,5-13, на паровом котле ДКВР10-13 и применяются для обеспечения безопасных условий работы котлов, постольку они относятся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений - при осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта. Полагает, что в действиях ОАО "ПЗСП" применяющего средства измерений, не прошедших в установленном порядке поверку и использующихся с целью производственного контроля при эксплуатации опасного производственного объекта, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ. В судебном заседании представитель административного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
ОАО "ПЗСП" по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что действующее законодательство не содержит условий о том, что все средства измерений, установленные на опасных объектах, подлежат поверке. Как указывает заявитель, для обеспечения безопасности работы котлов функционируют автоматические и предохранительные устройства, производственный контроль опасных параметров работы котельной обеспечен. Представители ОАО "ПЗСП" в судебном заседании поддержали доводы отзыва.
Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание его представитель не явился.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 20.03.2014 N 472 отделом (инспекцией) в Пермском крае Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в период с 07.04.2014 по 15.04.2014 проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО "ПЗСП".
В ходе проведения проверки установлены нарушения обязательных требований ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.06.20108 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", п. 2.1, 2.5, 3.1 приказа Госстандарта России от 18.07.1994 N 125 "Государственная система обеспечения измерений. Порядок проведения проверки средств измерений", а именно ОАО "ПЗСП" допущено применение в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (осуществление производственного контроля за соблюдением установленных законодательством РФ требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта) 17 единиц средств измерений (9,5% от числа обревизованных), не прошедших поверку в установленном порядке, в том числе:
- средства измерений, установленные в котельной на водогрейном котле КВГМ-30-150 зав. N 7254 - манометр избыточного давления тип МТП мод.МТП-160 (подача воды в электростанцию), калибровочное клеймо ОАО "ПЗСП" 4 кв. 2013 год, МПИ - 1 год; напоромер мембранный показывающий НМП-52-М2 (подача резервного топлива), калибровочное клеймо ОАО "ПЗСП" 3 кв. 2013 год; преобразователь давления (манометр) МЭД 22364 в кол-ве 2 ед., зав. N 2082 2390, калибровочное клеймо ОАО "ПЗСП" 3 кв. 2013 год;
- средства измерений, установленные в котельной на паровом котле ДКВР-6,5-13 (ДКВР N 3) - тягонапоромер мембранный показывающий ТНМП -52 -М2 (давл. воздуха после вентиляции), калибровочное клеймо ОАО "ПЗСП" 1 кв. 2014 г., напоромер мембранный показывающий НМП-52-М2 (разряжение в топке), калибровочное клеймо ОАО "ПЗСП" 1 кв.2014 год; тягонапоромер дифференциальный жидкостный ТДЖ (давление газа перед котлом), калибровочное клеймо ОАО "ПЗСП" 1 кв. 2014 год, МПИ - 1 год; напоромер мембранный показывающий НМП-52-М2 (давление воздуха в форсунках), калибровочное клеймо ОАО "ПЗСП" 1 кв. 2014 год; мановакууметр АМ-1 (подача воды на вводе), калибровочное клеймо ОАО "ПЗСП" 1 кв. 2014 год; манометр избыточного давления тип МТП мод. МТП-160 (подача питательной воды в котел, калибровочное клеймо ОАО "ПЗСП" 1 кв. 2014 год;
- средства измерений, установленные в котельной на паровом котле ДКВР10-13 зав. N 6470 (котел N 6) - тягонапоромер мембранный показывающий ТНМП -52 - М2 (давление воздуха, разряжение в топке, давление газа после заслонки), калибровочное клеймо ОАО "ПЗСП" 1 кв. 2014 год; тягонапоромер дифференциальный жидкостный ТДЖ (давление газа на форсунках), калибровочное клеймо ОАО "ПЗСП" 1 кв. 2014 год; напоромер мембранный показывающий НМП-52-М2 (давление газа перед горелкой) в кол-ве 2 ед. зав. N 11842, 15053, дата поверки - отсутствует, калибровочное клеймо ОАО "ПЗСП" 1 кв. 2014 год.
По результатам проверки составлен акт от 25.04.2014 N 44 (л.д. 11-20).
По факту выявленных нарушений 28.04.2014 уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении ОАО "ПЗСП" составлен протокол N 44 (Ю-м) об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Постановлением административного органа от 12.05.2014 N 44 (Ю-м) ОАО "ПЗСП" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "ПЗСП" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях ОАО "ПЗСП" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений, регулируются Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ).
В силу п. 6 ч. 3 ст. 1 Закона N 102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных ч. 1 ст. 6 названного Закона, установлены обязательные требования и которые выполняются при осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.
На основании положений ч. 1 ст. 9 Закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Согласно ст. 13 Закона N 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку (ч. 1).
В силу ч. 3 ст. 1 Закона N 102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные требования и которые выполняются при осуществлении деятельности, входящей в перечень, содержащийся в данном пункте, в том числе при осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ОАО "ПЗСП" на основании лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов N ВП-48-001335 (КС) от 26.06.2009 сроком действия до 26.06.2014, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляет эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
Согласно свидетельству о регистрации А48-00012 от 30.11.2013 ОАО "ПЗСП" эксплуатирует опасный производственный объект - котельная рег. номер А48-00012-0001, III класса опасности (л.д. 73, 74).
Как установлено судом из пояснений представителя заявителя, в котельной используется оборудование (технические устройства - котлы), работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля, относящееся к категории опасных производственных объектов.
В силу ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
Согласно п. 6 Правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263, основными задачами производственного контроля являются, в том числе контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений.
Требования к форме предоставления сведений об организации производственного контроля устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (п. 16 Правил).
В соответствии с приказом Ростехнадзора от 23.01.2014 N 25 "Об утверждении Требований к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору" организация представляет сведения о состоянии основного оборудования (технических устройств), применяемого на ОПО, предоставляются в отношении всех ТУ, эксплуатируемых на ОПО и дающих признак опасности, то есть тех технических устройств, которые были указаны при регистрации ОПО в государственном реестре.
Суд первой инстанции, анализируя ч. 3 ст. 1 Закона N 102-ФЗ, правомерно указал на то, что сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется не на все измерения, используемые при эксплуатации опасного производственного объекта, а непосредственно относящиеся к осуществлению производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, то есть составной части деятельности, связанной с эксплуатацией опасного производственного объекта.
При этом достаточных и неопровержимых доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что спорные средства измерений относятся к производственному контролю за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта как составной части системы управления промышленной безопасностью и осуществляемому эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий и, как следствие, к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений с учетом вышеизложенных норм материалы административного дела не содержат.
Какие-либо документы, подтверждающие использование указанных средств измерений для проведения производственного контроля опасного производственного объекта, в материалах дела отсутствуют.
Довод административного органа о том, что в ходе проверки не были представлены проекты котельных и поэтому были проверены все средства измерения, установленные на внутренних газопроводах и сетях трубопроводов котельной, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в силу ч. 2, 3 ст. 1.5 КоАП РФ, п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", обязанность доказывать наличие в действиях привлекаемого к ответственности лица события административного правонарушения и его виновность в совершении правонарушения возложена на административный орган.
С учетом изложенного административным органом не доказано наличие в действиях ОАО "ПЗСП" события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку административным органом не доказаны основания для привлечения ОАО "ПЗСП" к административной ответственности, оспариваемое постановление правомерно признано незаконным и отменено судом первой инстанции.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 октября 2014 года по делу N А50-9606/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
Е.Ю.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9606/2014
Истец: ОАО "ПЗСП"
Ответчик: Приволжское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта) в лице Отдела (инспекции) в Пермском крае
Третье лицо: Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору